logo

3.3.Современное состояние российской науки и техники.

С распадом Советского Союза в 1991г. Россия вступила в стадию «неореформаторства», которое сопровождалось в основном разрушительными тенденциями. Это сказалось весьма негативно и на научно-технической сфере. Ввиду катастрофического развала производства особенно ощутимо пострадало развитие техники, отрицательно это сказалось и на российской науке.

И все же, вопреки всему, наука выживала и двигалась вперед. Об этом, в частности, свидетельствует факт присвоения в последние годы талантливым российским ученым Нобелевской премии. Так, Нобелевскую премию Жорес Алфёров разделил с Гербертом Крёмером, вместе с которым они открыли и развили быстрые опто- и микроэлектронные компоненты, которые создаются на базе многослойных полупроводниковых структур (т.н. полупроводниковых гетероструктур). Созданные на их основе быстрые транзисторы используются в сверхбыстрых компьютерах, спутниковой связи и, мобильных телефонах. Лазерные диоды, сконструированные по этой же технологии, позволяют передавать информацию по оптическим сетям.

Нобелевской премией по физике за 2003 г. отмечены трое ученых, которые внесли решающий вклад в объяснение двух важнейших явлений квантовой физики: сверхпроводимости и сверхтекучести. Королевская академия наук Швеции присудила ее «за революционный вклад в теорию сверхпроводимости и сверхтекучести» профессору А.А. Абрикосову (Аргоннская национальная лаборатория, Ламонту, штат Иллинойс, США); профессору В.Л. Гинзбургу (Физический институт «им. П.Н. Лебедева» РАН Москва, Россия); профессору Э. Дж. Леггетту (Университет штата Иллинойс Чикаго, США).

Российский научно-технический потенциал, сформированный в XX веке, — это не только реальные интеллектуальные и технические результаты, но и людские ресурсы (только исследовательской деятельностью в России в 1997 году было занято 455 тысяч человек), а также сформированный научно-технический менталитет и сложившиеся традиции научных и инженерных школ.

В России сегодня действуют 18 инновационно - технологических центров, 266 малых предприятий в научно-технической сфере и 70 технопарков; в регионах создано 30 узлов, составляющих основу национальной системы компьютерных сетей и коммуникаций в науке; организовано 5 суперкомпьютерных центров. Таким образом, «точки роста» для отечественного научно-технического потенциала в переходный период сформированы, и теперь дело за реализацией намеченной стратегии развития сферы исследований и разработок (ИР -от английского R&D - reserch and development). Последняя подразумевает создание на базе научно-исследовательских институтов инновационно - производственных комплексов и федеральных центров науки и высоких технологий. Есть основания полагать, что на государственном уровне осознана необходимость совершенствование законодательной и нормативной базы для формирования таких условий, при которых финансирование сферы ИР станет выгодным для негосударственного сектора экономики.

Позиции России на проблемном поле мировой науки невозможно определить однозначно. Сегодня в качестве осевых координат мирового интеллектуального пространства предстают информационные технологии и науки биологического цикла. Наличие такого единства весьма показательно: человечество посредством биологии пытается вернуться к своим основам, стремясь при этом не только не разрушить, но и максимально усовершенствовать уже обретенный комфорт. Именно на поддержание последнего, в конечном счете, и нацелена та система интеллектуальных усилий современного научного сообщества, которая носит обобщенное название «информационные технологии».

В силу известных причин уже к 80-м годам сформировалось отставание российской (тогда еще советской) науки в сфере новейших методов биоинженерии, исследованиях генома человека (в том числе генной терапии), а также в изучении способов борьбы с наиболее распространенными болезнями (особенно в сфере трансплантологии и иммунологии). Эта непростая ситуация, сложившаяся в биолого-медицинском цикле фундаментальных наук, в постсоветский период лишь усугубилась.

Что же касается ситуации по научному обеспечению развития информационных технологий как второй важнейшей составляющей общественного развития в XXI веке, то здесь Российский научный потенциал выглядит значительно весомее.

Под информационными технологиями сегодня понимают собственно компьютерные технические средства, их программное обеспечение, а также базы данных и большие информационные сети. Функционирование последних помимо наземных и подводных оптических кабелей обеспечивают спутники. И именно в этом направлении в первую очередь могут быть реализованы российские достижения в области, космической техники. Космос играет важнейшую роль и в современных военных информационных системах.

На фоне резкого сокращения финансовой базы российской фундаментальной науки остается лишь удивляться тем выдающимся достижениям мирового класса, которых удалось добиться отечественным ученым в последнее время. Среди крупнейших мировых достижений российской науки на рубеже третьего тысячелетия следует назвать открытие в 1998-м 114-го элемента в Периодической таблице Менделеева, запуск источника нейтронов в Институте ядерных исследований в Троицке и начало в 1999 году испытаний по созданию термоядерной электростанции и т.п.

Среди результатов, достигнутых в 2003г. в области общественных наук, следует выделить завершение первого этапа работы по программе «Прогноз технологического развития экономики России с учетом новых мировых про­цессов содержательные, институциональные и экономические аспекты».

Таким образом, в XX веке человеческая цивилизация столкнулась с острыми глобальными проблемами, которые символизируют собой сложный, а нередко и драматичный ход мировой истории. Эти проблемы ставят вопрос о физическом и духовном выживании человечества и сохранении его как вида. Россия не может оставаться в стороне от этой столбовой дороги человечества. Ведь спасение жизни на Земле возможно только общими усилиями всех жителей планеты. Важнейшим средством спасения от приближающегося апокалипсиса является наука. Поэтому развитию наука в нашей стране должен быть отдан высший приоритет. Кроме того, есть и чисто прагматический интерес: на обломках науки мы стремительно превращаемся из сверхдержавы в бедную, развивающуюся страну.

Развитие биотехнологии, робототехника, лазерной техники, освоение атомной и термоядерной энергии, создание новых конструктивных материалов, компьютеризация нашей страны и т.д., открывают огромные перспективы для качественного преобразования природы и общества в интересах человека на научной основе. Успехи современной науки демонстрируют ее колоссальные возможности. Понятно, что проблемы нашей науки очень велики, но по своему внутреннему потенциалу и высокой нравственности она остается одной из самых перспективных в мире. Задача государства и общества  сделать все, чтобы возродить российскую науки: необходимо увеличить ее финансирование, обеспечить правовую и концептуальную базу, определиться с приоритетами развития, улучшить систему подготовки научных кадров, создать ученым все условия для их творческого роста.

И только после этого мы вправе ожидать процветания нашей страны, возвращения России на мировую арену в качестве бесспорного и реального лидера.

Глава 7. Московский Государственный Университет Приборостроения и Информатики в контексте развития советской и российской науки и техники

§1 Развитие научно-исследовательской базы Московского заочного института металлообрабатывающей промышленности в предвоенный период и в годы Великой Отечественной войны

В годы первых пятилеток, когда решались исторические задачи превращения страны в высокоразвитую индустриальную державу и формирования высококвалифицированных инженерных кадров, правительством страны было принято решение об организации Московского заочного института металлообрабатывающей промышленности. Контингент студентов, состоявший из слушателей институтов повышения квалификации, позволил за короткий срок осуществить подготовку инженерных кадров для промышленности страны. Всего за довоенное время было выпущено 262 инженера.

С момента создания института большое внимание уделялось научно-исследовательской работе, тематика которой формировалась по заявкам предприятий Наркомата местной промышленности. Эта тематика охватывала исследования и разработки в области станков, технологии машиностроения и электрооборудования.

Вероломное нападение фашистской Германии 22 июня 1941 года коренным образом изменило жизнь нашей страны и, естественно, нарушило деятельность МЗИМП. Студенты, прибывшие с периферии на сессию, срочно возвращались домой, откуда уходили на фронт или включались в напряженную работу на производстве. Многие работники и преподаватели института ушли в народное ополчение. Но в сложнейших условиях военного времени институт подготовил и осуществил в 1941-1942 учебном году выпуск 19 инженеров, из которых трое получили дипломы с отличием.

В годы войны в институте продолжалась и научная работа. Теперь она была направлена на оказание помощи фронту и тылу. Небольшой коллектив преподавателей с энтузиазмом проводил исследовательскую и конструкторскую работу, имевшую оборонное значение. Так, например, были осуществлены разработка специальных методов сварки изделий из тонкого листового железа и технология изготовления деталей ПГТШ, выпускавшихся заводом духовых инструментов, изысканы методы экономичного производства швейной фурнитуры на простейшем оборудовании применительно к району местной промышленности.

МЗИМП был одним из немногих столичных институтов, которые оставались всю войну в Москве и работали бесперебойно. В 1943-1944 учебном году в институте обучалось около тысячи студентов. Профессорско-преподавательский состав продолжал вести научно-исследовательскую работу по заказам предприятий, изготовлявших военную продукцию.

В конце войны к двум существовавшим ранее факультетам – механическому и энергетическому - прибавился третий факультет - «Горячая обработка металлов» с важнейшими для оборонных целей специальностями – литейное и сварочное производство, термообработка, металловедение и оборудование термических цехов. На МЗИМП, имевший значительный опыт подготовки инженеров для машиностроительной промышленности, была возложена задача подготовки инженерных кадров без отрыва от производства для заводов оборонной и автомобильной промышленности, сельскохозяйственного, транспортного и тяжелого машиностроения, станкостроения. К 1947 году общее число студентов значительно возросло и составило 2249 человек. Среди студентов обучалось 36 директоров предприятий, 120 начальников отделов, 119 начальников цехов, 280 инженеров-практиков, другие категории производственников

Укреплению и развитию института во многом способствовала инициатива и поддержка ряда промышленных министерств, таких, как министерства машиностроения, приборостроения и судостроения. В 1949-1950 учебном году в составе института было уже свыше 30 учебно-консультационных пунктов на крупных предприятиях Москвы, Ленинграда и других крупных городов страны, контингент студентов составлял уже более 6 тысяч человек.

Тесные связи учебного процесса с производственными предприятиями и научными учреждениями позволяли увязывать тематику дипломных проектов с потребностями производства. Так, на Свердловском УКП тематика дипломного проектирования была согласована с крупнейшими уральскими заводами, и по результатам защиты дипломные проекты были внедрены в производство. Два выпускника института стали лауреатами Государственной премии.