1.1 Распространение научных и технических знаний в Киевской Руси
Своеобразным преемником многих научных знаний, накопленных Византией, стала Киевская Русь. В пору своего государственного становления Русь испытывала сильное влияние соседней Византии, которая для своего времени была одним из наиболее культурных государств мира. Византия для Руси стала транслятором традиций античного мира. Российская наука продолжает греческую традицию, преломленную христианской церковью и культурной революцией Возрождения.
Одновременно Русь не только слепо копировала чужие влияния и безоглядно заимствовала их, но и применяла к своим культурным традициям, к своему глубинному народному опыту, пониманию окружающего мира.
Вопреки сложившимся стереотипам, письменность на Руси имела дохристианскую историю. Об этом свидетельствуют многочисленные источники и археологические находки. Исследователи относят возникновение примитивного пиктографического письма (“черты и резы”) к первой половине I тысячелетия н.э. Это были, видимо, простейшие счетные знаки в форме черточек и зарубок, родовые и личные знаки, знаки собственности, знаки для гадания, календарные знаки и т.д. Такое письмо было не пригодно для записи сложных текстов, в чем появилась потребность в процессе зарождения первых славянских государств. Поэтому славяне стали использовать для записи родной речи греческие буквы, но “без устроения”, т.е. не приспособив греческий алфавит к особенностям фонетики славянских языков (“протокириллица”).
Создание славянской азбуки связывают с именами византийских монахов-миссионеров Кирилла и Мефодия (“солунские братья”). Кириллом во второй половине IX века был создан глаголический алфавит, на котором писались первые переводы церковных книг для славянского населения Моравии и Паннонии. На рубеже IX - Х вв. на территории Первого Болгарского царства в результате синтеза издавна распространенного здесь греческого письма и тех элементов глаголицы, которые удачно передавали особенности славянских языков, возникла азбука, получившая позднее название “кириллица”. В дальнейшем этот более легкий и удобный алфавит вытеснил глаголицу и стал единственным у южных и восточных славян. Принятие христианства способствовало широкому распространению и быстрому развитию письменности и письменной культуры.
Русь заимствовала от византийского духовенства систему счисления. Эта система была крайне неудобной: для каждого разряда чисел (единиц, десятков, сотен) существовали особые буквенные обозначения; отсутствовало понятие нуля; дроби обозначались словесно (например, 1/6 - “полтрети”, 1/12 - “полполтрети”). Все это затрудняло точные математические расчеты. В 1134 г. Новгородский монах Кирик написал сочинение о хронологических и пасхальных вычислениях, где довел подразделения по пятеричной системе до единицы 7-го разряда, то есть до дроби 1/78125. Счисление в XII в. распространилось до 10 000 000.
Развитие письменности на родном языке привело к тому, что русская церковь с самого начала не была единственной в сфере распространения грамотности и образования. О распространении грамотности среди демократических слоев городского населения свидетельствуют берестяные грамоты, обнаруженные археологами в Новгороде и других городах. Это письма, владельческие записи, учебные упражнения и т.п. Письмо использовалось не только для создания книг, государственных и юридических актов, но и в быту. Простыми горожанами оставлены многочисленные надписи-граффити на стенах церквей Киева, Новгорода, Смоленска, Владимира и других городов.
Существовало в Киевской Руси и школьное образование. Сразу же после введения христианства Владимир приказал отдавать “на книжное учение” детей “лучших людей”, т.е. местной аристократии. Ярослав Мудрый создал школу в Новгороде для детей старост и духовных лиц. Обучение велось на родном языке, учили чтению, письму, основам христианского вероучения и счету. Существовали и школы высшего типа, готовившие к государственной и церковной деятельности. Одна из них существовала при Киево-Печерском монастыре. Из нее вышли многие деятели древнерусской культуры. В таких школах наряду с богословием изучались философия, риторика, грамматика, использовались исторические сочинения, сборники высказываний античных авторов, географические и естественнонаучные труды.
Высокообразованные люди встречались не только в среде духовенства, но и в светских аристократических кругах. “Книжными мужами” были князья Ярослав Мудрый, Всеволод Ярославич, Владимир Мономах, Ярослав Осмомысл, Константин Всеволодович Ростовский и др. Среди аристократии было широко распространено знание иностранных языков. Получали образование и женщины в княжеских семьях. Дочь Ярослава Мудрого Анна, выданная отцом за французского короля, оказалась одной из небольшого круга грамотных при дворе. Княгиня Ефросинья Полоцкая “была умна книжному писанию” и сама писала книги.
В эпоху Средневековья распространение знаний шло разными путями: в то время как в бесписьменной деревне знания о природе, человеке, устройстве мира передавались в устной форме от поколения к поколению в виде сельскохозяйственных примет, знахарских рецептов, сказок, эпической поэзии, знание в городах, монастырях и вотчинных замках основывалось на книгах.
Из книжного богатства Древней Руси до нас дошла лишь его незначительная часть - всего около 150 книг. Древнейшие из них - “Остромирово евангелие”, написанное дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира в 1057 г., и два “Изборника” князя Святослава Ярославича 1073 и 1076 гг. Эти памятники свидетельствуют о налаженном производстве рукописных книг уже в первой половине XI в. В монастырях не только переписывались книги, но и велись летописи, создавались литературные произведения, переводились иностранные книги. При монастырях и соборных церквах заводились библиотеки, включавшие в себя до нескольких сотен книг, например, при Киево-Печерском монастыре. В XII в. в крупных городах возникло ремесло “книжных списателей”. Это свидетельство распространения грамотности среди городского населения и возрастания потребности в книге, которую не могли удовлетворить монастырские писцы. Согласно летописям, уже в XI в. на Руси были библиотеки, а общий книжный фонд Древней Руси исчислялся сотнями названий. Большинство книг погибло при нашествиях и многочисленных пожарах.
С распространением православного вероучения на Руси связано появление переводов сочинений большого количества христианских писателей III -VII вв. (“отцов церкви”) - Иоанна Златоуста, Григория Назианина, Василия Кесарийского, Иоанн Лествичник, Иоанн Дамаскини др. Через посредство святоотеческой литературы, стали доступны сведения по теологии, философии, географии, математике, астрономии, логике.
Популярными на Руси, как и во всем средневековом мире, были сборники изречений известных поэтов, философов. Распространен был греко-византийский сборник “Пчела”, сборник “Измарагд” (Изумруд). Источником философско-религиозной мысли на Руси стали книги болгарского церковного деятеля Иоанна Экзарха. Его “Шестоглав” - толкование библейского рассказа о шести днях творения - пользовался на Руси широкой популярностью.
Известны были на Руси и космологические сочинения, отражавшие средневековые представления о мироздании, о явлениях природы, полуфантастические сведения о животном и растительном мире (“Физиолог”, различные “Шестодневы”). Одним из самых популярных произведений на протяжении всего средневековья была “Христианская топография” Косьмы Индикоплова, византийского купца, совершившего в VI в. путешествие в Индию. В этой книге, дававшей элементарные географические представления, Косьма изложил представление о системе мира на основании Священного Писания.
Таким образом, переводная литература способствовала обогащению Руси научными знаниями, аккумулированными Византией.
В Киевской Руси накапливались и активно использовались разнообразные знания, технические достижения, применяемые в практической жизни: возводились города, крепости и замки, добывался металл, ковались орудия труда и оружие, строились корабли и машины, производились ткани и одежда, изготовлялись кожа и обувь. Для всех этих отраслей ремесла требовались самые разнообразные знания, навыки и технические приспособления. С X по 20-30-е гг. XII в. выделяется первый этап в развитии древнерусского ремесла с довольно высокой технологией производства в понятиях средневековья. В это время были созданы основы древнерусского производства. В частности, существовала черная металлургия на основе сыродутного процесса производства железа из болотных руд. Металлурги, живущие в сельских местностях, поставляли в города достаточное количество железа высокого качества, которое городские кузнецы переделывали в высококачественную углеродистую сталь. Также было развито кожевенное и скорняжное производства, изготовление кожаной обуви. В Киевской Руси было известно несколько видов сортовой кожи, широко был представлен ассортимент шерстяных тканей. В ремесленном производстве существовали разные технологии деревообработки, позволявшие изготовлять сложнейшие точеные сосуды более 20 видов. Многообразной была продукция ювелиров по обработке цветного металла и техника ювелирного ремесла находилась на высоком технологическом уровне.
Для второго периода, начавшегося в конце первой трети XII в., характерны резкое расширение ассортимента продукции и в то же время значительная рационализация производства, что привело к стандартизации изделий и специализации отраслей ремесла. Количество специальностей в конце XII в. в некоторых русских городах превышало 100. Например, в металлообработке взамен высококачественных многослойных стальных лезвий появляются упрощенные ─ лезвия с наварным острием. В текстильном производстве в конце XII - начале XIII в. (в тоже время, что и в Западной Европе) появляется горизонтальный ткацкий станок. Русские ткачи, используя широкие экономические связи со странами Западной Европы, не намного отстали от европейских мастеров в модернизации ткацкого производства. Русские ткачи специализировались на производстве льняных тканей.
Кроме ткацких станков на Руси использовались разнообразные механические приспособления и машины, сделанные в основном из дерева: воздуходувные меха, подъемные рычажные механизмы, дрели и вороты, круговые точила и ручные мельницы, веретена и мотовила, колесные повозки и гончарный круг, толчеи и жомы, токарные станки, камнеметы, тараны, самострелы и многое другое.
Таким образом, через переводную литературу в Киевской Руси распространялись научные представления окружающего мира, было много грамотных и образованных (в целом) людей, действовали школы. Развивалась техника строительства храмов и иных сооружений, военных укреплений (здесь нужно было оперировать точными расчетами, знать механику). Ремесленное производство на Руси по разнообразию технологических операций, по разработке и оснащенности инструментарием, по уровню специализации стояло на одной ступени с ремесленным производством стран Западной Европы и Востока. Однако, научных школ создано не было, развитие знаний носило исключительно практический характер.
Со второй четверти XIII в. развитие русских земель было остановлено мощным ударом с Востока, со стороны Монгольской империи, и утверждением вассальной зависимости Руси от Золотой Орды. Батыево нашествие нанесло страшный урон русским городам ─ центрам прогресса и знаний. Среди трагичных последствий и то, что прервалось развитие русского ремесла, а ведь оно находилось в состоянии подъема. Более чем на столетие оказались утрачены некоторые виды ремесел (ювелирное, стекольное), технические приемы и навыки (техника скани, зерни, перегородчатой эмали). Разрушению подверглись памятники русского зодчества. На полвека прекратилось каменное городское строительство. Погибли многие памятники письменности. Как писал Н.М. Карамзин: «сень варварства, омрачив горизонт России, сокрыла от нас Европу в то самое время, когда … изобретение компаса распространило мореплавание и торговлю; ремесленники, художники, ученые ободрялись правительством; возникали университеты для вышних наук… Дворянство уже стыдилось разбоев… Европа нас не узнавала: но для того, что она в сии 250 лет изменилась, а мы остались, как были»2.
Ситуация в русских землях стала меняться во второй половине XIV в., в частности, был достигнут домонгольский уровень развития производства. Предпосылками это своеобразного производственного подъема, несомненно, стали возвышение и укрепление позиций Москвы в объединительном процессе, тактика Ивана Калиты и его сыновей на «избегание конфликтов» с Ордой. Символом возрождения стало строительство белокаменного Кремля в Москве в княжение Дмитрия Донского.
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- Содержание
- Глава 1. Рождение науки и техники §1 Технические достижения древних земледельческих цивилизаций
- § 2. Наука и техника в античном мире
- 1.1 Византия - наследница знаний греко-римского мира
- 1.2 Наука в странах арабского Востока
- 1.3 Зарождение европейской цивилизации и научные знания в средневековой Европе
- 1.4. Технические достижения средневековой Европы
- §2 Наука и техника эпохи Возрождения
- Глава 3. Наука и техника в XVII-XVIII вв. §1 Научная революция в Европе XVII столетия
- §2 Развитие науки и техники в контексте европейского Просвещения
- §3 Технический прогресс в XVII- XVIII вв.
- Глава 4. Возникновение российской науки §1 Научные и технические знания в Киевской Руси (IX-XIII вв.), в период формирования и укрепления Российского государства (хiv-XVI вв.)
- 1.1 Распространение научных и технических знаний в Киевской Руси
- 1.2. Научные и технические знания в период формирования и укрепления Российского государства (XIV-xvIвв.)
- §2 Научные и технические знания в России в XVII
- § 3 Возникновение и развитие российской науки в контексте модернизации и европеизации России в XVIII в.
- 3.1. Возникновение российской науки в контексте петровских преобразований. Итоги развития науки и техники в первой половинеXviiIв.
- 3.2. Российская наука и техника во второй половинеXviiIв.
- 1.1. Промышленный переворот и его последствия
- 1.2. Особенности промышленного переворота в России
- §2. Основные направления мирового научного и технического прогресса вXix─ первой четверти хх вв.
- 2.1XiXвек ─ последний этап классической науки. Формирование современных концепций естествознания в концеXix─ начале хх вв.
- 2.2.Общественные науки в XIX ─ начале хх вв.: основные тенденции развития
- 2.3. Развитие техники
- §3. Россия на пути к индустриальному обществу в XIX- начале хх вв.: развитие науки и техники
- 3.1. Развитие научной мысли вXix─ начале хх вв.
- 3.2.Основные тенденции развития гуманитарных наук в России в XIX- начале хх вв.
- 3.3. Развитие техники
- 1.1.Наука и техника в 20-30-е гг.: тенденции развития, итоги.
- А. Вильсон построил теорию полупроводников, ввел представление о «донорной» и «акцепторной» проводимости;
- Основные положения общественного и экономического знания
- 1.2.Достижения научного и технического прогресса в советском государстве (период нэПа и форсированной индустриализации).
- 1.3.Наука в годы Великой Отечественной войны. Роль техники во Второй Мировой войне
- §2 Ссср и окружающий мир во второй половине хх века: достижения научного и технического прогресса
- 2.1.Научно-техническая революция и её социально-экономические и политические последствия.
- 2.2 Социально-политические и экономические науки в биполярном мире
- 2.3.Нтр в условиях социалистической модели общественного развития
- 2.4.Основные тенденции развития гуманитарных наук в ссср в послевоенный период
- §3. Наука и техника в условиях глобализации. Проблемы научно-технического развития России на рубеже хх-ххi вв.
- 3.1.Новые формы организации современной науки и техники
- 3.2.Глобальные направления развития науки и техники
- 3.3.Современное состояние российской науки и техники.
- §2 Научно-исследовательская работа и подготовка высокопрофессиональных специалистов в взми-мгапи-мгупи во второй половине хх – нач. Ххi вв.
- Рекомендуемая литература
- Приложение Известные физики