§2 Научные и технические знания в России в XVII
Начало XVII в. было сложным периодом в отечественной истории. Смута изрядно потрепала устои российской государственности. Однако, наряду с негативными последствиями Смуты (которых было больше), были и позитивные. Русское общество познакомилось с достижениями европейской военной техники, иными обычаями, традициями, другой религией. Так, уже при Василии Шуйском наряду с русской армии впервые действовали наемные европейские войска. Европейская военная техника, прежде всего, немецкая, стала наиболее важным предметом заимствований в первые годы после Смуты. Однако и другие достижения зарубежной техники привлекли к себе внимание московитов ─ от музыкальных инструментов и часов до металлических изделий тонкой работы и до новых лекарств, неизвестных дотоле на Руси.
Период преодоления «великой разрухи» растянулся почти на полстолетия. Восстановление государственной власти, экономики, внешнеполитических связей пришлось на царствование Михаила Федоровича Романова (1613-1645). При нем в России появились первые мануфактуры (1630- е гг., численность которых к концу столетия была около 30.
Мануфактурное производство возникло в Московском государстве еще в XVI в. Однако эти мануфактуры представляли собой первые казенные предприятия, построенные исключительно для нужд государства. Среди них централизованная мануфактура в литейном производстве, где изготавливали пушки и колокола, Пушечный двор в Москве, где производили артиллерийские орудия, Оружейная палата в Москве и Тульская оружейная слобода, которые специализировались на производстве стрелкового оружия, денежные дворы в Москве, Пскове и Новгороде. В России существовали мануфактуры, принадлежавшие иностранцам, но они тоже, фактически, принадлежали государству, работали на казну, а не на рынок. Государство приглашало иностранцев, обеспечивало их всем необходимым для производства, чтобы получить нужные для России изделия.
Первые мануфактуры, хотя бы частично ориентированные на рынок, возникли уже в XVII в. Так, в 1636 г. голландский купец А. Виниус в Тульско-Каширском районе пустил вододействующий завод, отливавший пушки и ядра. Однако часть продукции завода ─ сковороды и гвозди ─ поступала на внутренний рынок. Такие же заводы для удовлетворения потребностей своих вотчин в железе основали крупные вотчинники И.Д. Милославский и Б.И. Морозов. Возникли в XVII в. в России и первые медеплавильные заводы. В 30-е гг. XVII столетия швед Е. Коет основал под Москвой стекольный завод, продукция которого главным образом шла на нужды царского двора. В Москве действовала текстильная мануфактура ─ Хамовный двор, в Архангельске ─ канатный завод. В 1665 г. под Москвой был построен первый казенный пороховой завод.
Также как и в Европе на российских мануфактурах использовали различные приемы, облегчавшие труд работающих. Уже в XVI в. на казенных предприятиях стали использовать водяное колесо. Сфера применения водяного двигателя была довольно широкой. Его использовали не только в переработке сельскохозяйственных продуктов (мукомольные мельницы, сукновальни), но и в бумажном производстве (бумажные мельницы), в металлургическом производстве (в 30-е гг. XVII в. на Урале, под Москвой, Тулой вступили в строй медеплавильные и доменные заводы, обслуживаемые водяными колесами).
Развитие мануфактурного производства и появление новых отраслей, усложнение технологии производства и использование водяных колес, безусловно, важные показатели уровня развития техники в Российском государстве. Однако мануфактурное производство было представлено небольшим количеством мануфактур, обслуживающих, прежде всего, государственные потребности. За пределами государственного хозяйства промышленность оставалась на стадии ремесла и кустарных промыслов, где технические новшества внедрялись крайне слабо.
Между тем, не только в технике, но и в развитии научных знаний в XVII в. наметился прогресс. Развитие городской жизни, ремесла, торговли, мануфактур, государственного аппарата и связей с зарубежными странами требовало знающих и образованных людей, развития грамотности и просвещения.
В математике решаемые задачи становились сложнее. Например, научились определять расстояние заданного предмета от наблюдателя, решать специфически военные задачи на определение численности войск по занимаемой ими площади, квадратной или прямоугольной. Умели извлекать кубические и квадратные корни, решать уравнения. Способы решения в основном заимствовались у западных стран. В 1650-е гг. вышел первый учебник по геометрии ─ «Книга сошного письма», в 1683 г. впервые в России появилась таблица умножения ─ «Считание удобное».
Астрономия как наука оставалась в сфере интересов, прежде всего, церкви. В «Катехизисе Великом» довольно консервативного белорусского педагога-гуманиста, филолога и церковного деятеля Лаврентия Зизания вопросы астрономии были рассмотрены в научном срезе. Автор с помощью своих рационалистических и гуманистических воззрений дал объяснение многим явлениям природными причинами, критиковал оккультные науки, в частности, астрологию. Московский патриархат осудил книгу и постановил сжечь его. Случайно уцелело лишь несколько экземпляров.
В 1614 г. в России появился телескоп, завезенный из Голландии. В конце столетия в Россию проникли труды Н. Коперника и других астрономов.
В XVII в. продолжается развитие практической биологии, которая в значительной степени была связана с потребностями медицины. На русский язык был переведен труд Андрея Везалия о строении человеческого тела. В конце XVII в. холмогорский епископ Афанасий составил «Лечебник», где указал все известные ему болезни и способы их лечения, а дьяк Аптекарского приказа Иван Венедиктов ─ «Фрамокапею», своего рода, лекарственный справочник. Область медицины, в целом, начинает развиваться в научном контексте, несмотря на сопротивление церкви, которая ратовала за лечение болезней религиозными методами. Светские власти уже начали задумываться над такими проблемами как соблюдение санитарных норм при эпидемиях.
В практической географии в большей степени развитие получили микрогеографические знания. Это было связано, как и в предыдущий период, с необходимостью налогового обложения. Число писцовых книг в XVII веке постоянно росло, и в них содержался очень подробный материал. В XVII веке происходило продвижение русских на восток, расширялась территория Московского государства и соответственно развивалась география новых русских земель. Из экспедиций этого периода можно выделить путешествия Михаила Стадухина к рекам Колыма и Чюхча в 1644 – 1645 гг., Тимофея Булдакова на реки Колыма, Индигирку и др.
В 1626-27 гг. были составлены «Большой чертеж» (сводная карта Российского государства, не сохранившаяся до наших дней) и приложение к нему «Книга большому чертежу», в которой давалась информация о русских городах с указанием расстояния между ними.
Круг русской химической практики значительно расширился в XVII в. с созданием металлургических, стекольных и некоторых иных заводов. В частности, в 30-е г. XVII столетии под Тулой впервые стали выплавлять чугун, возникли стекольный и пороховой заводы.
В становлении в будущем исторической науки в России надо отметить деятельность Записного приказа, который в период 1657-1659 гг. занимался сбором исторических материалов, дьяка Ф. Грибоедова, типографского «справщика» (редактора) Поликарпова и автора «Скифской истории» А. Лызлова. В 1674 г. монах Киево-Печерского монастыря И. Гизель создал «Синопсис» (описание), где была изложена история Руси с древнейших времен.
Во второй половине XVII в. в России по примеру развитых стран Запада начался процесс секуляризации культуры и формирование научного рационалистического мировоззрения. Однако процесс этот к концу XVII в. находился только в самом начале.
Первым проявлением секуляризации ─ процесса обмирщения российской культуры и общественной жизни ─ следует рассматривать основание в 1687 г. Славяно-греко-латинской Академии – первого высшего учебного заведения в России, сыгравшего значительную роль в формировании светского образования и науки. Также надо отметить, что в XVII столетии только в Москве действовало около 30 средних школ. Самыми известными были школы при Московском Чудовом монастыре, Монетном дворе, Московском печатном дворе. В Заиконоспасском монастыре для подготовки чиновников для государственных учреждений в 1665 г. была открыта государственная школа.
Второе проявление процесса секуляризации – это активное развитие географических знаний, связанное с экспедициями русских землепроходцев в Сибирь: В. Пояркова и Е. Хабарова в Приамурье (1640-е гг.), С. Дежнева и Ф. Попова на Анадырь и Камчатку, открытие пролива между Азией и Америкой (1648-49 гг.), экспедиция В. Атласова на Камчатку и Курильские острова (1697-99 гг.). Итогом этих экспедиций явилось составление географических карт Сибири и всей России в целом, что несомненно имело общемировое значение.
Третье проявление секуляризации ─ составление первых рукописных учебников с основами математики и физики («Цифирная счетная мудрость», «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки» А. Михайлова и др.). В 1678 г. усилиями церковного и общественного деятеля Симеона Полоцкого была организована при дворе типография, первой изданной книгой которой стал "Букварь".
В XVII столетии Россия стояла на пороге грандиозного прорыва, совершенного ею в следующем столетии. «Почва» петровской модернизации была заложена именно в правление первых Романовых. Возникновение науки, светского образования, промышленного производства в XVIII в. во многом связано с теми процессами, которые происходили в России в царствование Михаила Федоровича и Алексея Михайловича (специализация ремесленного производства, товарная специализация регионов, возникновение мануфактур, появление светской учебной литературы, открытие Славяно-греко-латинской академии). В техническом плане мануфактурное производство оснащалось, в целом, на том же уровне, что и в Европе. Проводились преобразования в военной сфере, для чего приглашали иноземных специалистов, предпринимались попытки перевооружения армии. Однако препятствие техническому росту создавала набирающая силу крепостническая экономика и самодержавная власть государей, пока еще не осознающая необходимость технической и технологической модернизации страны.
В XVII в. в России начался процесс секуляризации культуры и формирование научного рационалистического мировоззрения. Но на фоне развития европейской научной мысли Россия явно отставала. Наука, как особый способ познания окружающего мира, еще не сформировалась, а ее зачатки (знания из области математики и физики) носили исключительно прикладной характер, теоретических фундаментальных исследований не велось. Полностью господствовало религиозное мировоззрение во всех сферах жизни и среди всех слоев населения. К распространению научных знаний самодержавное государство и церковь относилась крайне отрицательно, поскольку это подрывало устои самодержавно-православной картины мира. Российское государство по-прежнему находилось под железным занавесом.
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- Содержание
- Глава 1. Рождение науки и техники §1 Технические достижения древних земледельческих цивилизаций
- § 2. Наука и техника в античном мире
- 1.1 Византия - наследница знаний греко-римского мира
- 1.2 Наука в странах арабского Востока
- 1.3 Зарождение европейской цивилизации и научные знания в средневековой Европе
- 1.4. Технические достижения средневековой Европы
- §2 Наука и техника эпохи Возрождения
- Глава 3. Наука и техника в XVII-XVIII вв. §1 Научная революция в Европе XVII столетия
- §2 Развитие науки и техники в контексте европейского Просвещения
- §3 Технический прогресс в XVII- XVIII вв.
- Глава 4. Возникновение российской науки §1 Научные и технические знания в Киевской Руси (IX-XIII вв.), в период формирования и укрепления Российского государства (хiv-XVI вв.)
- 1.1 Распространение научных и технических знаний в Киевской Руси
- 1.2. Научные и технические знания в период формирования и укрепления Российского государства (XIV-xvIвв.)
- §2 Научные и технические знания в России в XVII
- § 3 Возникновение и развитие российской науки в контексте модернизации и европеизации России в XVIII в.
- 3.1. Возникновение российской науки в контексте петровских преобразований. Итоги развития науки и техники в первой половинеXviiIв.
- 3.2. Российская наука и техника во второй половинеXviiIв.
- 1.1. Промышленный переворот и его последствия
- 1.2. Особенности промышленного переворота в России
- §2. Основные направления мирового научного и технического прогресса вXix─ первой четверти хх вв.
- 2.1XiXвек ─ последний этап классической науки. Формирование современных концепций естествознания в концеXix─ начале хх вв.
- 2.2.Общественные науки в XIX ─ начале хх вв.: основные тенденции развития
- 2.3. Развитие техники
- §3. Россия на пути к индустриальному обществу в XIX- начале хх вв.: развитие науки и техники
- 3.1. Развитие научной мысли вXix─ начале хх вв.
- 3.2.Основные тенденции развития гуманитарных наук в России в XIX- начале хх вв.
- 3.3. Развитие техники
- 1.1.Наука и техника в 20-30-е гг.: тенденции развития, итоги.
- А. Вильсон построил теорию полупроводников, ввел представление о «донорной» и «акцепторной» проводимости;
- Основные положения общественного и экономического знания
- 1.2.Достижения научного и технического прогресса в советском государстве (период нэПа и форсированной индустриализации).
- 1.3.Наука в годы Великой Отечественной войны. Роль техники во Второй Мировой войне
- §2 Ссср и окружающий мир во второй половине хх века: достижения научного и технического прогресса
- 2.1.Научно-техническая революция и её социально-экономические и политические последствия.
- 2.2 Социально-политические и экономические науки в биполярном мире
- 2.3.Нтр в условиях социалистической модели общественного развития
- 2.4.Основные тенденции развития гуманитарных наук в ссср в послевоенный период
- §3. Наука и техника в условиях глобализации. Проблемы научно-технического развития России на рубеже хх-ххi вв.
- 3.1.Новые формы организации современной науки и техники
- 3.2.Глобальные направления развития науки и техники
- 3.3.Современное состояние российской науки и техники.
- §2 Научно-исследовательская работа и подготовка высокопрофессиональных специалистов в взми-мгапи-мгупи во второй половине хх – нач. Ххi вв.
- Рекомендуемая литература
- Приложение Известные физики