logo search

2.3. Развитие техники

Технический прогресс в западных странах был вызван промышленным переворотом, развитием науки, потребностями капиталистической экономики, складыванием общества массового потребления. Кроме того, технические науки (особенно в последней трети XIX в.) вступили в качественно новый этап развития, характеризующийся их устойчивой связью с естествознанием. Начался мощный процесс дифференциации технических наук на отдельные специальные отрасли, происходит зарождение электро- и радиотехники, электроники.

Значительным событием в электротехнике стало изобретение электромагнитного генератора (Э.В.Сименс) и динамо-машины, создание трансформатора для передачи электроэнергии по проводам на значительные расстояния (Т.Эдисон),двигателя внутреннего сгорания, который получил широкое распространение во всех отраслях промышленности и на транспорте.

В XIX в. возникли новые отрасли промышленности, в частности автомобилестроение (Г.Даймлер, К.Бенц, Р.Дизель). Генри Форд (1863—1947) использовал самые современные методы производства и первым в автомобилестроении перешел от стапельной технологии сборки к конвейерной. Совершенствовались и разрабатывались новые виды средств сообщения и транспорта. В начале августа 1807 года первый пароход Фултона, который так и назывался — «Пароход», был спущен на воду Гудзона и прошел первые ходовые испытания. В конце XIX в. приступили к строительству судов с двигателями внутреннего сгорания, в 1912 г. в Западной Европе началось строительство теплоходов. В 1863 г. в Лондоне было открыто первое метро. В Германии в 1881 г. открылась первая линия городского электрического трамвая. В 90-е гг. в ряде стран стали появляться пригородные и междугородные электрички. Настоящим триумфом развития науки и техники стало рождение воздушного транспорта. В 1903г. в США братья Уилберт и Орвилл Райт совершили четыре полета на самолете с двигателем внутреннего сгорания, самолеты стали использовать в военном деле и для перевозки пассажиров.

В сфере военной техники надо отметить появление станковых пулеметов американского инженера Х.Максима, новых скорострельных орудий, зенитной артиллерии. Был изобретен бездымный порох, динамит. С 1915 г. самолеты стали вооружать пулеметами, появились самолеты бомбардировщики. С конца ХIХ в. стало реальностью подводное плавание.

Наука в XIX в., превратившись в непосредственную производительную силу, стимулировала возникновение новых технологических приемов, появление новых образцов промышленной техники. Так, в энергетике стала уверенно внедряться турбина, сначала паровая, а затем газовая. В металлургическом производстве важнейшим изобретением стала печь для получения литой стали, электролитический способ получения алюминия (Г.Бессемер, П.Мартен).Внедрение химических методов обработки сырья практически во все отрасли производства привело к широкому использованию химии синтетических волокон.Опытным путем был получен ряд искусственных материалов, волокон; разработан метод получения жидкого горючего из угля.Изобретение электронно-лучевой трубки (К.Ф.Браун) в будущем положило начало радиолокации, телевидению, компьютерам. Технические успехи в сфере строительства и благоустройства проявились в расширении высотного строительства и применении лифтов, использовании конструкций из стали и железобетона, появлении электрического освещения, центрального водоснабжения, отопления и канализации.