logo search
Отечественная история для технических вузов под

§ 3. Развитие путей сообщения,

материальной и духовной культуры

в ордынский период

Возникновение ямской службы. В период ига Золотой Орды значи­тельно ухудшилось геополитическое положение русских земель. На протяжении ХIII-ХIV вв. Русь находилась в международной изоляции. На севере, северо-западе — агрессивные шведы и Ливонский орден, на западе — недружественное Великое княжество Литовское,

целью которого было воссоединение древнерусских земель, но под своей эгидой; на востоке — жестокий сюзерен в лице Золотой Орды. Были нарушены тортовые и культурные связи между русскими зем­лями: надолго прервалась связь Северо-Восточного региона с южны­ми и западными княжествами, а также с другими странами. Однако именно тяжелые внешнеполитические условия способствовали объ­единению раздробленных русских княжеств вокруг Москвы в единое государство. Ордынская система коммуникаций была распространена на русские территории, что. в свою очередь, помогало восстановле­нию и укреплению хозяйственных связей между различными регио­нами, хозяйственному возрождению Московской Руси в целом.

Организация системы коммуникаций была заимствована монго­лами у китайцев и активно использовалась как в самой Монгольской империи, так и на покоренных землях. Огромная площадь Монголь­ской империи, ее военизированный характер требовали обеспечения быстрой связи между отдаленными окраинами. Для создания такой системы связи по всей территории государства 5мли установлены на определенном расстоянии друг от друга почтовые пункты ямы. Каждый ям состоял из конюшни и постоялого двора. Население окру­жающих территорий должно было содержать соответствующий ям, выделяя для этого определенное количество людей, лошадей, про­дуктов и всего необходимого для быстрого бесперебойного обслуживания требований ханских гонцов, послов и чиновников. На поко­ренных территориях монголы с целью установления быстрой связи также устраивали ямы. Ямская система была создана и в завоеван­ных русских княжествах. На русское население была распростране­на тяжелая ямская повинность. Впоследствии, уже в независимой России, вплоть до XIX в. сохранялись ямы, ямская служба.

Внешнеторговые связи русских земель. Несмотря на тяжелое эконо­мическое положение русских земель в условиях ига, по мере их хо­зяйственного возрождения уже с XIV в. постепенно развивается и расширяется внешняя торговля. Наиболее активно русские купцы торговали с Востоком, Покорение и присоединение русских земель привело к тому, что Золотая Орда оказалась на перекрестке старых торговых путей Восточной Европы. В результате Восток и Запад были соединены безопасными торговыми путями. Монгольские ха­ны были заинтересованы в расширении прибыльной международной торговли и старались привлечь в Орду иностранных купцов, сделав дороги и рынки безопасными для них. На сарайских рынках велась

очень активная торговля. Сюда приходили товары из Средней Азии, Византии, Египта, Италии. Уже в 1300 г. в Сарае была основана рус­ская торговая колония. Русские купцы привозили сюда для дальней­шей перепродажи в Крым, Иран, а также в западные страны меха, льняные и шерстяные ткани, оружие, ремесленные изделия. Закупа­ли они соль, шелковые и хлопчатобумажные ткани, пряности, вос­точную поливную посуду, драгоценные камни.

Восточная ориентация русской торговли в период ига привела к по­явлению в русском языке многих стон, связанных с коммерцией, кото­рые были заимствованы у монголов: товар (обозначало скот или иму­щество вообще), товарищ (первоначально значило «деловой партнер»), товарищество (в смысле компании предпринимателей), пай, сундук, торба.

Усиление восточной торговли не привело, однако, к полному пре­кращению торговых отношений с западными странами. При этом из­вестно, что русские купцы редко посещали западноевропейские рын­ки. В основном иноземные торговцы приезжали торгован) в русские земли. На Запад по-прежнему вывозили сырье — воск, меха, пеньку, лес. Ввозили оттуда благородные металлы, селитру, сукно, вино, ору­жие. Торговые связи с Западной Европой, в первую очередь со Шве­цией, значительно укрепились уже после освобождения от золотоордынского ига, когда в 1492 г. Иван III напротив шведской Нарвы построил русский пограничный форпост — Ивангород. Однако осу­ществление равноправной торговли с Западной Европой и экономи­ческое развитие русских земель в целом было затруднено, в первую очередь из-за отсутствия полноценного выхода к Балтийскому морю.

Утраты и обретения русской культуры. Нашествие Батыя и другие монгольские карательные экспедиции XIII в. причинили колоссаль­ный ущерб не только политическому и экономическому развитию страны. Тяжелый удар был нанесен по культурной жизни страны. Были забыты многие технические приемы и навыки, некоторые виды ремесла вообще исчезли. Пострадало русское зодчество: были разру­шены многие храмы, из-за отсутствия материальных средств и мас­теров-строителей на полвека прекратилось каменное строительство. Вместе с храмами погибали мозаики и фрески, иконы. Расхищались библиотеки, уничтожались рукописи. Упадок пережило прикладное Искусство. Но, несмотря на столь разрушительные прямые последст­вия монголо-татарского нашествия, в целом сфера русской духовной

культуры устояла, оказалась менее деформированной, чем полити­ческая или социально-экономическая системы Руси.

В первые десятилетия ига создавшаяся обстановка почти не ос­тавляла места для художественного творчества. Однако уже со вто­рой половины XIII в. начинается польем. Первые военные победы, успехи хозяйственного строительства способствовали оживлению культуры, особенно в городах. В них увеличивается удельный вес ре­месла, возрождаются многие технические навыки, преданные дли­тельному забвению после монголо-татарского вторжения, совершен­ствуется мастерство ремесленников и художников. В свою очередь, наметившийся духовный подъем помогал объединению русских лю­дей и, следовательно, положительно влиял на ход военных действий, на экономическое развитие. В сознании порабощенных россиян ни­когда не угасала мысль о необходимости борьбы с завоевателями. Постепенно формировалась высокая общенациональная идея, вокруг которой происходила консолидация русского народа. Большое зна­чение для возрождения национального сознания Руси имела победа русского войска на Куликовом поле. Эта победа доказала русским людям не только необходимость, но и возможность вести успешную борьбу за освобождение от ига. Стремление к независимости, объ­единение Руси, рост национального самосознания, духовный подъ­ем — вот те основные компоненты, которые характеризуют русскую культуру периода золотоордынского ига. Развитие всех отраслей куль­туры, всех видов искусства в эту эпоху шло от возрождения к расцвету.

Идея объединения древнерусских земель, обращение к историче­скому прошлому Руси, когда страна была едина, сильна, а потому не­зависима, особенно характерны для раннемосковского искусства. Это объясняется тем, что московские князья, претендуя на роль политиче­ского центра такого объединения, стремились поставить себе на служ­бу идеологию, церковь, все подвластные ей виды искусства. В XV в. Москва выступает уже не только как политическая столица нового крупного государства, но и как культурный центр всех русских зе­мель.

Официальное летописание, письменная литература и устное на­родное творчество периода золотоордынского ига призывали жите­лей русских земель к объединению. В начале XV в. при участии ми­трополита Фотия в Москве был составлен новый летописный свод, главной идеей которого был союз московской великокняжеской вла­сти с городским населением феодальных центров в целях политиче­ского объединения Руси. Причем новый летописный свод начинался

«Повестью временных лет» с целью подчеркнуть продолжение Москвой традиций киевского и владимиро-суздальского периодов в истории страны.

О нашествии монголо-татар, о героическом сопротивлении русских людей сообщают исторические повести, написанные современниками событий («О битве на Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем»). Под воздействием победы на Куликовом иоле в 1380 г. возник цикл литературных произведений: «Задонщина», «Летопис­ная повесть о Куликовской битве», «Сказание о Мамаевом побои­ще». Их объединила одна главная мысль — о единстве русской земли как основе победы над врагом. В этот же период оформляется новый жанр устного народного творчества — жанр исторической песни как непосредственного отклика на конкретные события. В песнях отра­жены подвиги простых людей, пытавшихся остановить врагов («По­весть об Авдотье-рязаночке», «Песня о Щелкане Дудентьевиче»),

В XIV- XV вв. на русских землях начинается процесс возрождения каменной архитектуры. Особенно быстрыми темпами строятся мо­настыри: если в Х1-ХШ вв. на Руси насчитывалось не более 70 мо­настырей, то к середине XV в. их стало более 180. За последующие полтора столетия было построено около 300 новых монастырей, а за один лишь XVII в. — 220.

Войско Батыя уничтожило многие русские города. Уже в конце XIII и особенно в ХIV-ХV вв. восстанавливаются, отстраиваются вновь крупные русские центры. Ранее других каменное строительст­во возобновилось в Новгороде и Пскове. Уже в XIV в. первые камен­ные храмы появляются и в Московской земле (в Москве, Звенигоро­де, Загорске).

Для зодчества второй половины XIV в. характерно усиленное воз­ведение крепостных сооружений. Это было вызвано необходимостью обеспечения условий для последующей борьбы с Золотой Ордой. В этой связи на первый план выдвигалась идея укрепления южнорусских рубежей. В 70-е гг. XIV в. сначала в Нижнем Новгороде, а затем в Серпухове строятся каменная и дубовая крепости. Обе крепости должны были стать серьезным препятствием для продвижения ор­дынцев в глубь страны.

При князе Дмитрии Ивановиче впервые отстраиваются из камня стены Московского Кремля. Огромный по своим размерам (протя­женность стен достигала почти 2000 м), Кремль был построен за очень непродолжительный период: заготовка камня началась в 1366 г., собст­венно возведение крепости осуществлялось в 1367-1368 гг. Каменный

Московский Кремль стал важнейшим укреплением Северо-Восточ­ной Руси. В XV в., когда большее распространение получили матема­тические знания, практически все крепости на границах Руси строи­лись на основе математически проработанного плана.

В начале XV в. Москва стала приобретать все большее политиче­ское значение в качестве объединителя всех русских земель. Мос­ковские великие князья, обустраивая свою резиденцию, хотели, что­бы она не уступала во внешнем блеске Владимиру, Потому многие каменные храмы XIV-XV вв. строятся по образцам владимиро-суздальского зодчества: Успенский, Архангельский, Благовещенский со­боры Московского Кремля, Успенский собор в Звенигороде (1400), Троицкий собор Троице-Сергиевого монастыря (1422).

Освобождение Московской Руси от иноземного ига, становление ее как независимого единого государства выдвигало необходимость обустройства столицы с учетом европейского опыта. С этой целью Ива ном III были приглашены в Москву зарубежные, в первую очередь итальянские, мастера: Аристотель Фиораванти, Вон Фрязин, Марко Руффр, Пьетро Антонио Солари, Алевиз Новый. Этими, а также рус­скими зодчими в последней четверти XV в. был создан новый ан­самбль Московского Кремля, который в основном сохраняется до на­стоящего времени. Строительство кремлевских соборов итальянскими архитекторами способствовало появлению в русской архитектур но­вых технических приемов, которые были заимствованы из зарубеж­ного архитектурного опыта эпохи Возрождения. Так, при возведе­нии Аристотелем Фиораванти Успенского собора впервые на Руси были использованы железные связи. Новым было создание большо­го внутреннего пространства храма, установление больших оконных проемов. Архангельский собор (Алевиз Новый) внешне был оформ­лен в духе итальянского Возрождения.

Помимо реконструированных храмов в ансамбль Московского Кремля вошли также и постройки гражданского назначения: Камен­ная палата для государевой казны, новый великокняжеский дворец, кирпичные кремлевские стены с башнями, мосты через реки Неглин­ную и Москву. В новом ансамбле Кремля получила воплощение идея ( величия и силы единого Московского государства.

Особенно ярко духовный польем второй половины XIV — XV в. выразился в живописном искусстве. Именно этот период считается «золотым веком» средневековой русской живописи. Творчество Фео­фана Грека, Андрея Рублева, Дионисия, мастеров их школ радовало современников, продолжает восхищать и сегодня. Важно отметить,

что появление в 70-е гг. XIV в. такою самобытного, виртуозного византийского иконописца, как Феофан Грек, не привело к слепому подражанию великому мастеру со стороны русских художников. А ведь Феофан попал в Новгород зрелым мастером, уже расписавшим мно­го церквей в Константинополе, Халкидоне и Галате, Кафе и в неко­торых других византийских городах. Современники понимали, что Феофан Грек «среди иконописцев отменный живописец» (так о нем отзывался церковный писатель начала XV в. Епифаний Премудрый). Он принимал участие в росписях важнейших храмов сначала Новго­рода, затем Москвы. Феофан Грек работал бок о бок с русскими мас­терами, воспитал группу талантливых учеников.

Однако ко времени появления его на русской земле здесь уже Вжилась национальная школа живописи. Наиболее ярким ее пред­ставителем был Андрей Рублев. Известно, что Рублев работал вместе с Феофаном, расписывая стены Благовещенского собора Московской) Кремля. Однако он не стал подражать авторитетному византийско­му художнику. Живопись Рублева скорее противоположна по духов­ному содержанию и цветовой гамме: он окончательно отказывается от византийской суровости и аскетизма. Наиболее ярким свидетель­ством духовного взлета периода ига является самое замечательное произведение Андрея Рублева икона «Троица». В творчестве Анд­рея Рублева завершается наметившийся уже в XII в. процесс обособ­ления русской живописи от византийской. Так было положено начало укреплению общерусского стиля живописи, получившего наиболь­шее распространение в XVI и XVII вв.

Таким образом, Московская Русь, формируя свою государственность в условиях жесткого подчинения Золотой Орде, оказалась от­торгнутой от европейской цивилизации. 15 результате монголо-татар­ского нашествия и ига, которое продолжалось почти два с половиной столетия, собственные древнерусские социально-политические ин­ституты были уничтожены, а складывание новых происходило при непосредственном участии представителе»! монгольских ханов с уче­том примера азиатского сюзерена. Именно поэтому существенным структурным изменениям подверглось в первую очередь политиче­ское и социально-экономическое развитие русских земель. При этом в меньше»! степени оказалась деформированной духовная сфера. Здесь в условиях ига сохранялись и преумножались древнерусские традиции, позже обогащенные элементами западноевропейского твор­чества, особенно итальянского Возрождения.

Вопросы для повторения

  1. Каковы были причины катастрофического разгрома Древней Ру­си?

  2. Почему систему отношений между Золотой Ордой и русскими землями называют игом?

  3. Что сохранилось в русских землях от периода Древней Руси? Что появилось нового?

  4. Какую роль сыграли московские князья Даниловичи в возрожде­нии русской государственности?

  5. Сравните деятельность Ивана III с деятельностью любого друго­го правителя страны. Почему Ивана III современники называли Великим?

Источники и литература ко второму

разделу

Источники

Задонщина. М.: Современник, 1980.

Памятники Куликовского цикла. СПб.: Русско-Балтийский информационный центр БЛMIL 1998.

Российское законодательство Х-ХХ вв. М., 1985. Т. 2.

Хрестоматия но истории СССР с древнейших времен до конца XVIII в. М.: Просвещение, 1989.

Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до 18G1 г. М.: Просвещение, 1987.

Литература

Алексеев Ю. Г. Освобождение Руси от ордынского ига. Л.: Наука, 1989.

Алексеев Ю. Г. Под знаменами Москвы. Борьба за единство Руси. М.: Мысль, И992.

Вернадский Г. В История России. Монголы и Pvcь. Тверь: Леан; М. Аграф, 1997.

Викторова .Л. Л. Монголы. Происхождение народа и истоки культуры. М.: Наука, 1980.

Горский А. А. Русские земли в XIII XIV вв.: Пути политического развития. М: Изд. центр ИРИ, 1996.

Гумилев Л. Я. Древняя Русь и Великая Степь. СПб.: Кристалл. 2001.

Дворниченко А. Ю. Русские земли Великого княжества Литовского: Очерки Висторин общины, сословии, государственности (до начала XVI в.). СПб.: Изд-во СПбГУ, 1993.

Егоров В. Л. Историческая география Золотой Орды в XI1I-X1V вв. М.: Нау­ка. 1985.

В. Л. Золотая Орда: мифы и реальность. М.: Знание, 1990.

Каргалов В. В. Свержение монголо-татарского ига. М.: Просвещение, 1973.

Клюг Э. Княжество Тверское (1247-1485 гг.). Тверь: РИФ ЛТД, 1995.

Ключевский В. О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М., 1990.

Кузаков В. К. Очерки развития естественнонаучных и технических представлений на Руси в X-XVII вв. М., 1976.

Кучкин В. А. Русь под игом: как это было? М.: Панорама, 1991.

Очерки русской культуры XIII-XV вв.: В 2 ч. М.: МГУ, 1970.

Похлебкии В. В. Татары и Русь. 360 лет отношений с татарскими государст­вами в XIII-XVI вв. М.: Международные отношения, 2001.

Пресняков А. £ Образование Великорусского государства. М.: Богородский печатник, 1998.

Прохоров F. 94. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы: В 2 т. 2-е изд. СПб.: Алетейя, 2000.

Три Рима. М., 2001.

Соколов Ю. Ф. Александр Невский - полководец земли Русской. М., 1992

Черепнин Л. В. Образование русского централизованного государства в XIV-XV вв. М.: Соцэкгиз, 1960.

Черный В. Д. Искусство средневековой Руси. М.: Владос, 1997.

Янин В. Л. Новгород и Литва: Пограничные ситуации XIII-XV веков. М.: Изд-во МГУ, 1998.

Раздел третий

М ОСКОВСКОЕ ЦAPCTBO (1480-1700)