2.1XiXвек ─ последний этап классической науки. Формирование современных концепций естествознания в концеXix─ начале хх вв.
Математическая наука в XIX в. развивалось как самостоятельное научное направление и как методическая основа для исследования в самых различных направлениях естествознания и, прежде всего, в механике, термодинамике, электродинамике, оптике. В частности, составление чертежей машинного оборудования, зданий и сооружений промышленного, транспортного и бытового характера стимулировали оформление новых направлений в геометрии: дифференциальной геометрии; начертательной геометрии (Г.Монж). К наиболее важным достижениям математической науки рассматриваемого периода относятсясоздание векторного анализа (Г.Грасман, У.Р.Гамильтон),дальнейшее развитие теории вероятностей (П.С.Лаплас, А.Лежандр, С.Пуассон, К.Ф.Гаусс), разработка неэвклидовой геометрической системы (математическое учение о пространстве Г.Римана),возникновение новой отрасли математики ─ теории функций действительного переменного и развитие численных методов анализа (Г.Кантор, Дж.Адамс, К.Штернер, К.Рунге и др.).
Новые математические исследования возникли в силу внутренней логики развития математики как науки и в результате непосредственных практических запросов данного времени. Многие из математических идей впоследствии получили практическое применение к задачам физики, химии, астрономии, строительного дела, баллистики и т.д.
В сфере развития физической науки предшествующим периодом была подготовлена теоретическая и экспериментальная база для будущих открытий и обобщений. Так, уже к началу второй половины XIX в. физики обладали значительным запасом знаний по электричеству, магнетизму и оптике, владели способами количественного расчета этих явлений и способами их измерений. В частности, в XIX столетии в связи с бурными темпами промышленного роста и успехами в транспортной сфере большое развитие получила теоретическая и прикладная механика. На первом плане были проблемы динамики, кинематики, теория упругости тел, учение о сопротивлении материалов, гидромеханика, гидравлика. Конструкторы машинных и инженерных сооружений были поставлены перед необходимостью учета так называемых динамических нагрузок, которые вызывают значительные силы инерции.
Среди наиболее важных достижений физической науки в XIX в. исследования Х.К. Эрстеда и А.М. Ампера, которые привели к возникновению электродинамики.М. Фарадей открыл явление электромагнитной индукции, Т. Зеебек ─ термоэлектрический эффект. Г.С. Омом была создана теория электрических цепей, в которой он вводит четкие понятия электродвижущей силы, электропроводности и силы тока. С учетом этих понятий он сформулировал известный закон изменения напряжения в сети. Д.К. Максвелл создал теорию электромагнитного поля, а опыты немецкого физика Г.Р. Герца доказали существование электромагнитных волн, сыгравших решающую роль в утверждении теории.
Исследования Т.Юнга (Англия) и О.Ж.Френеля (Франция) серьезно оспорили ньютоновскую корпускулярную теорию света. На основе нового физико-математического истолкования возродилась теория Х. Гюйгенса о том, что свет ─ волновое движение эфира. Волновая оптика, разработанная Т. Юнгом и О.Ж. Френелем, теоретически объясняла все известные оптические явления, включающие отражение, преломление, полное внутреннее отражение, прямолинейность распространения света, дифракцию, интерференцию, двулучепреломление и поляризацию.
Важнейшим направлением в оптике стал спектральный анализ. Накопление научных фактов в области спектральных исследований происходило по двум направлениям ─ исследование спектров испускания и исследование спектров поглощения. Объединить эти два направления удалось немецким ученым Г. Кирхгофу и Р. Бунзену, которых считают основоположниками спектрального анализа. С помощью своего метода они открыли новые химические элементы цезий и рубидий. В дальнейшем на основе спектрального анализа другими учеными были открыты еще несколько элементов, в частности таллий и индий. А.И. Физо с помощью собственной оригинальной установки впервые измерил скорость света в наземных условиях. Ж.Б. Фуко разработал метод, который позволял сравнивать скорости распространения света в различных средах.
Фундаментальные исследования свойств инфракрасного излучения были проведены итальянским физиком М. Меллони. При помощи термомультипликатора (приемник инфракрасного излучения, изобретен Л. Нобиле) ему удалось показать, что инфракрасные лучи неоднородны, в различной степени поглощаются материалами, интенсивность тепловых лучей зависит не только от температуры, но и от типа источника, была исследована поляризация тепловых лучей. Опыты М. Меллони окончательно утвердили мнение о единой природе световых и тепловых лучей в рамках волновой теории.
Химическая наука в XIX создавалась в процессе преодоления традиционных представлений флогистиков (ученых химиков, считающих, что флогистон есть «начало горючести»: гипотетически составная часть веществ, которую они якобы теряют при горении и обжиге). Начало научной химии несомненно было положено в трудах А. Лавуазье ─ основателя количественного метода исследования.Он во многом опроверг постулаты флогистиков, разработал химическую номенклатуру веществ, ввел в научный оборот термины «кислород», «водород», «азот» и др., обосновал закон сохранения массы вещества. Среди открытий и теории в этой отрасли научного знания разработка учения о молекулярно-атомистическом строении вещества. Дж.Дальтон и И.Я.Берцелиус составили таблицу атомных весов (46 элементов) и открыли новые элементы: цезий, селен, торий. Были открыты законы кратных объемов для химических взаимодействий газов (Дальтон, Гей-Люсак, Берцелиус) и о том, что в одинаковых условиях одинаковые объемы всех газов содержат одно и то же число молекул (Ш.Жерар, С.Канницарро), введены понятия валентности и обнаружено явление изометрия (Ю.Либих, Ф.Велер).
Крупнейшим достижением биологической науки ХIХ в. было возникновение клеточной теории (Т. Шванн и М. Шлейден), которая явилась одним из общебиологических обобщений, основой эволюционного учения. Также к наиболее важным открытиям относятся возникновение эмбриологии (К.Ф.Вольф и И.Ф.Меккель), микробиологии и иммунологии (Луи Пастор), генетики (И.Г. Мендель), создание эволюционного учения (Ч.Р. Дарвин).
Благодаря успехам в естествознании и применению новых приборов медицина стала подлинной наукой в XIX в. Были разработаны методы антисептики (Л. Пастер и Д. Листер) и асептики (безгнилостный метод лечения ран и профилактика уничтожения микроорганизмов, то есть стерилизация).
Географические исследования ХIХ в. обогатили науку огромным количеством нового фактического материала. Возникали географические общества, начали собираться международные географические конгрессы. Среди наиболее значимых экспедиции в Антарктиду (Дж. Уэддел, Дж. Росс, Ж.Дю Мон-Дюрвиль), в Африку (Д. Ливингстон и Г.М. Стенли), в Южную Америку (А. Гумбольдт), исследование Австралии Д. Стюартом (1862). В целом, к началу ХIХ в. у географов сложились в основном правильные представления о форме и размерах материков, но внутри континенты и океанские районы были изучены недостаточно.
Рубеж ХIХ─ХХ веков ─ первый этап становления современных концепций естествознания.
Период с конца ХIХ в. по начало ХХ в. считается одним из важнейших в развитии современного естествознания, периодом революционных открытий в различных областях естественных наук и ломки старых представлений о мире. Познание строения атома, создание его модели, открытие электронов и протонов привели к кризису ньютоновской парадигмы классической физической теории, господствовавшей в ХVII - первой половине ХIХ в. Кризис разрешился революцией в физике, породившей теорию относительности и квантовую механику. Эти теории ознаменовали переход от «классической» к «неклассической» или «постклассической» науке.
Наиболее важными научными открытиями конца XIX ─ начала ХХ вв. стали создание А. Эйнштейном теории относительности и М. Планком квантовой теории. Были открыты электрон и радиоактивное излучение (Д.Д. Томпсон), обнаружена радиоактивность солей урана и опровергнуто представление о неделимости атома (А. Беккерель), открыты новые элементы: полоний и радий, установлено, что радиоактивное излучение испускает либо альфа- частицу, либо бета-частицу (П. Кюри и М. Склодовская-Кюри). Крупнейшим развитием в атомной физике стало открытие атомного ядра Э.Резерфордом и Х.Гейгером. Э. Резерфорд и Н. Бор представили модели атома. Модель Э.Резерфорда – планетарная модель атома, несовместима с электродинамикой Максвелла. Модель Н.Бора была основана на квантовой теории.Л. де Бройль выдвинул идею о волновых свойствах материи, положив начало квантовой механике.
Таким образом, на рубеже Х1Х-ХХвв. началась научная революция в естествознании, в основе которой были новые достижения в физике, разрушившие ньютоновскую космологию. Этот период научной революции сопровождался крушением прежних представлений о материи и её строении, свойствах, формах движения и типах закономерностей, о пространстве и времени. Это привело к кризису физики и всего естествознания, явившегося симптомом более глубокого кризиса метафизических философских оснований классической науки.
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- Содержание
- Глава 1. Рождение науки и техники §1 Технические достижения древних земледельческих цивилизаций
- § 2. Наука и техника в античном мире
- 1.1 Византия - наследница знаний греко-римского мира
- 1.2 Наука в странах арабского Востока
- 1.3 Зарождение европейской цивилизации и научные знания в средневековой Европе
- 1.4. Технические достижения средневековой Европы
- §2 Наука и техника эпохи Возрождения
- Глава 3. Наука и техника в XVII-XVIII вв. §1 Научная революция в Европе XVII столетия
- §2 Развитие науки и техники в контексте европейского Просвещения
- §3 Технический прогресс в XVII- XVIII вв.
- Глава 4. Возникновение российской науки §1 Научные и технические знания в Киевской Руси (IX-XIII вв.), в период формирования и укрепления Российского государства (хiv-XVI вв.)
- 1.1 Распространение научных и технических знаний в Киевской Руси
- 1.2. Научные и технические знания в период формирования и укрепления Российского государства (XIV-xvIвв.)
- §2 Научные и технические знания в России в XVII
- § 3 Возникновение и развитие российской науки в контексте модернизации и европеизации России в XVIII в.
- 3.1. Возникновение российской науки в контексте петровских преобразований. Итоги развития науки и техники в первой половинеXviiIв.
- 3.2. Российская наука и техника во второй половинеXviiIв.
- 1.1. Промышленный переворот и его последствия
- 1.2. Особенности промышленного переворота в России
- §2. Основные направления мирового научного и технического прогресса вXix─ первой четверти хх вв.
- 2.1XiXвек ─ последний этап классической науки. Формирование современных концепций естествознания в концеXix─ начале хх вв.
- 2.2.Общественные науки в XIX ─ начале хх вв.: основные тенденции развития
- 2.3. Развитие техники
- §3. Россия на пути к индустриальному обществу в XIX- начале хх вв.: развитие науки и техники
- 3.1. Развитие научной мысли вXix─ начале хх вв.
- 3.2.Основные тенденции развития гуманитарных наук в России в XIX- начале хх вв.
- 3.3. Развитие техники
- 1.1.Наука и техника в 20-30-е гг.: тенденции развития, итоги.
- А. Вильсон построил теорию полупроводников, ввел представление о «донорной» и «акцепторной» проводимости;
- Основные положения общественного и экономического знания
- 1.2.Достижения научного и технического прогресса в советском государстве (период нэПа и форсированной индустриализации).
- 1.3.Наука в годы Великой Отечественной войны. Роль техники во Второй Мировой войне
- §2 Ссср и окружающий мир во второй половине хх века: достижения научного и технического прогресса
- 2.1.Научно-техническая революция и её социально-экономические и политические последствия.
- 2.2 Социально-политические и экономические науки в биполярном мире
- 2.3.Нтр в условиях социалистической модели общественного развития
- 2.4.Основные тенденции развития гуманитарных наук в ссср в послевоенный период
- §3. Наука и техника в условиях глобализации. Проблемы научно-технического развития России на рубеже хх-ххi вв.
- 3.1.Новые формы организации современной науки и техники
- 3.2.Глобальные направления развития науки и техники
- 3.3.Современное состояние российской науки и техники.
- §2 Научно-исследовательская работа и подготовка высокопрофессиональных специалистов в взми-мгапи-мгупи во второй половине хх – нач. Ххi вв.
- Рекомендуемая литература
- Приложение Известные физики