logo search
syllabus_po_istorii

20.1. Этапы становления независимости Казахстана.

20.2. Политические и социально-экономические реформы 1991-2012 гг.

20.3. Внешняя политика. Республики Казахстан.

20.4. Современные этнокультурные процессы.

Ключевые понятия: Суверенитет, демократия, многопартийность, Конституция, тенге.

Литература:

1. Абенов Е., Арын Е., Тасмагамбетов И. Казахстан: эволюция государства и

общества. Алматы, 1996.

2. Кабульдинов З.Е. Народ Казазстана: история и современность. Уч. пос., Алматы,

2007.

3. Конституция Республики Казахстан. Алматы, 1995.

4. Назарбаев Н.А. Критическое десятилетие. Алматы, 2003.

5. Назарбаев Н.А. В потоке истории. Алматы,2000.

1. Путь, пройденный Казахстаном за последние 15 лет, у многих государств мира занял по нескольку десятков лет. Первые шаги к реальной независимости были сделаны в 1990 году.

1 этап на пути к независимости охватил период с сентября 1989 года до апреля 1990 года.

2 этап охватил период с 25 октября 1990 года до 10 декабря 1991 года. На этом этапе важнейшим событием стало принятие «Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР».

3 этап длился с 16 декабря 1991 года до конца 1992 года.

4 этап продлился с начала 1993 года до марта 1995 года.

С принятия новой Конституции 30 августа 1995 года начался новый 5 этап, он продлился до осени 1997 года.

Важным на этом этапе стало принятие стратегической программы «Казахстан – 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев».

Последний этап связан с процессом демократизации общества и дальнейшего наращивания потенциала суверенным Казахстаном. На данном этапе произошел перенос столицы из Алматы в Акмолу. 6 мая 1998 года город Акмола был переименован в Астану.

В 1998 году были внесены поправки в Конституцию Республики, по которым политические партии получили возможность участвовать на выборах в Мажилис. Это решение привело к активизации политической жизни, партийного строительства. На выборах, состоявшихся осенью 1999 года, 10 мест получили партии «Отан», Гражданская, Аграрная, Коммунистическая. Процесс партийного строительства продолжается, мелкие партии, не имевшие широкой социальной базы, четкой программы действий ушли с политической арены, появились новые.

2000 год был объявлен Годом поддержки культуры в Казахстане, а в 2004 году 13 января была утверждена Государственная программа «Культурное наследие», где были определены основные приоритеты сохранения и развития культурного наследия Казахстана: изучение национальной культуры, обобщение многовекового культурного опыта, воссоздание исторических и архитектурных памятников, развитие образовательной сферы и.т.д.

2.Независимость политическая невозможна без независимости экономической. Становление социально-ориентированной рыночной экономики еще не завершено, это долгий процесс, требующий перестройки всех звеньев экономики. Одним из первых шагов на этом пути была реструктуризация экономики, приватизация промышленных объектов, предприятий быта, общественного питания и т.д. Были разрешены совместные с иностранным капиталом предприятия. Однако все это не давало эффекта без наличия собственной валюты. 15 ноября 1993 года была введена национальная валюта – тенге. Это позволило стабилизировать экономическое развитие. Одним из положительных показателей внутренней политики республики стало принятие первой Конституции независимого Казахстана. Работа над проектом Основного закона велась более двух лет, в ходе которой он прошел глубокую проработку специалистами, включая независимую зарубежную экспертизу.       После одобрения документа в первом чтении он был вынесен на всенародное обсуждение. Конституция должна была объединять людей многонационального Казахстана, а не разъединять, провоцировать противостояние. Таким образом, юридическую основу нового государства заложила первая Конституция 1993 г. Основным правовым документом является Конституция Республики Казахстан 1995 г. В ней обобщены основные положения конституционных законов, принятых в республике за годы независимости.      Факт принятия Конституции Казахстана законодательно подтверждал приверженность Казахстана международным нормам, созданию демократического общества и правового государства. Идея гражданского мира и согласия, равноправия всех наций и народностей в Казахстане является конституционной нормой. В Конституции 1995 г. закрепляются первичность прав и свобод человека, унитарность нашего государства, целостность и неделимость его территории.      В политической сфере был взят курс на формирование сильной президентской республики с последующей реформой парламентской власти. В соответствии с Конституцией республики 1995 г. парламентско-президентская форма правления преобразована в президентскую.В результате целенаправленной деятельности президента Н. А. Назарбаева основополагающими принципами деятельности республики являются общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм, решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами.      Многопартийная система. Политические права граждан гарантируются возможностью создания общественных объединений: политических партий, движений, обществ. Права и обязанности политических партий, обществ указываются в их уставах и положениях. Такие объединения призваны формировать политическое сознание граждан, участвовать в выборах депутатов представительных органов. Провозглашенный Конституцией Республики Казахстан политический плюрализм внедряется в политическое сознание и общественную жизнь. Принят Закон Республики Казахстан “О политических партиях”. В Министерстве юстиции регистрируются их уставы. На начало 2001 г. в республике зарегистрированы около 15 политических партий и около 30 различных общественных движений и объединений.

Фактор многонациональности Казахстана требует постоянного внимания к национальной проблематике. В этом смысле большой интерес представляет деятельность Ассамблеи народа Казахстана — широкого общественного консультативно-совещательного органа при президенте республики.       Удовлетворению национальных интересов и запросов способствует деятельность более 40 национально-культурных центров, поддерживающих развитие национальных традиций и культуры, изучение родного языка, удовлетворение иных национальных запросов.       Созданы условия для функционирования независимых средств массовой информации. Казахстан стал полноправным членом Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).       Внешняя политика республики строится так, чтобы ее осуществление обеспечило Казахстану, его народу достойное место в мировом сообществе.       46-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН навсегда вошла в историю нашей республики как форум, способствовавший утверждению нового суверенного государства и его международному признанию. 2 марта 1992 г. Казахстан был принят в Организацию Объединенных Наций (ООН). Позже Казахстан стал членом многих специализированных учреждений ООН: ЮНЕСКО, МОТ, МФК (Международная финансовая корпорация), МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии).       Новое в культуре, науке, искусстве и литературе Казахстана. После объявления независимости Республики Казахстан значительное внимание уделено развитию национальной культуры. По инициативе Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева каждый новый год объявляется годом, посвященным одной из актуальных проблем общественной жизни, и культурно-гуманистические мероприятия проводятся с учетом запросов международных организаций и с учетом актуальности и значимости мероприятий для собственной страны.       Так, в 1995—1996 гг. по линии ЮНЕСКО проводились торжественные празднества в связи со 150-летием Абая и 100-летием выдающегося писателя современности Мухтара Ауэзова. В 1996 г. народ Казахстана торжественно отмечал 150-летний юбилей народного акына Жамбыла Жабаева. 1997 г. проходил как Год памяти жертв массовых политических репрессий.        Он вскрыл причины былого политического тоталитаризма, укрепил веру в справедливость, помог народу глубоко понять значение демократических ценностей и необходимость дорожить ими.1998 г. был объявлен Годом народного единства и национальной истории. За этот год были проведены 23 крупных научно-исторических форума с участием ученых из США, России, Китая, Узбекистана, Кыргызстана, Турции, Японии.    1999 г. указом Президента Казахстана Н. А. Назарбаева был объявлен Годом единства и преемственности поколений. В этом году необходимо было усилить преемственность истории прошедших времен с историей Казахстана современного периода.       Поэтому общественность Казахстана с большим вниманием и интересом отнеслась к публикации первого тома “Казахской национальной энциклопедии”, двухтомника произведений М. Шокая. Большой интерес, общественно-политический резонанс вызвала монография Президента Казахстана Н. А. Назарбаева “В потоке истории”.       Исходя из решения Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев объявил 2000 г. Годом поддержки культуры.       Забота о развитии отечественной культуры прослеживается по принятым за последние годы законам: “О культуре”, “О языках”, “Об охране и использовании историко-культурного наследия”, “О средствах массовой информации”. В республике насчитывается свыше 25 тыс. недвижимых историко-культурных объектов, из которых более 8 тыс. приняты под государственную охрану, а 10 включены в список Центра всемирного наследия ЮНЕСКО.       Принято постановление президента страны “О государственном фонде поддержки культуры и искусства в Республике Казахстан”. В Алматы завершена реставрация здания Театра оперы и балета им. Абая. Выделены отдельные здания Немецкому драматическому театру, Корейскому театру музыкальной комедии. Решается вопрос о выделении отдельного здания Театру юного зрителя им. Н. Сац. В новой столице Астане введены в строй Театр оперы и балета им. К. Байсеитовой, Национальная академия музыки, современный кинотеатр “Синема сити”.      Несмотря на переживаемые экономические трудности, открылись казахские театры в Астане, Павлодаре, Кокшетау и Костанае. Были открыты мемориальный комплекс Абая в Жидебае, исторический заповедник в Ордабасы. В Алматы открыты величественный монумент Независимости, памятники аль-Фараби, К. И. Сатпаеву, Ж. Жабаеву, С. Муканову, славным дочерям казахского народа Героям Советского Союза Алие Молдагуловой и Маншук Маметовой.      В рамках года особое внимание уделялось культуре села. В Год поддержки культуры была разработана специальная программа “Поддержка сельской культуры”. Главным событием Года культуры явился 1500-летний юбилей древнего Туркестана.

3.       Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев, декларируя миролюбивую сущность государственной внешней политики, заявлял, что Казахстан “не имеет территориальных притязаний ни к одному государству мира, сохранение мира — приоритетная цель государственной политики Казахстана, отвергает войну или угрозу военной силы как средство достижения политических, экономических и других целей”.

С момента обретения независимости Республика Казахстан столкнулась с проблемой вхождения в мировое сообщество на равных с другими государствами правах. Выше говорилось о признании Казахстана за короткий срок практически всеми государствами мира. Весной 1992 года, а именно 2 марта Республика стала членом Организации Объединенных наций, всех организаций входящих в эту мировую структуру – ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, ВОЗ и т.д. Стратегическими партнерами стали граничащие с нами государства – Россия, Китай, Киргизия, Узбекистан, Туркмения, а также Турция, США и другие государства.

28 января 2007 года глава государства обратился к народу Казахстана с очередным посланием «Новый Казахстан в новом мире», где подводятся итоги эволюции государства за последние 10 лет по пути рыночной экономики и демократического развития. В послании определены основные направления внутренней и внешней политики страны: интеграция Казахстана в мировую экономику, управление ростом и устойчивостью экономики Казахстана через диверсификацию, инфраструктурное развитие и создание основ высокотехнологичной индустрии, обеспечение международных стандартов образования и профессиональной переподготовки, соответствующих динамике и перспективам развития рынка труда, современная социальная политика: запросы и нужды людей и создание рабочих мест, новая региональная и геополитическая ответственность Казахстана.

Казахстан вступил в новое столетие независимым государством. Сбылась мечта десятков поколений о собственной государственности. Какой будет страна, каким путем пойдет она в будущее зависит от каждого гражданина Казахстана. За спиной каждого казахстанца - века славной истории, наполненной взлетами и падениями, битвами за целостность и независимость Отечества. Сохранить наследие предков, сказать свое слово, внести свою лепту в историю Казахстана – наша задача.       Казахстан с 1999 г. стал участником Венской конвенции о дипломатических отношениях 1961 г. и Венской конвенции о консульских отношениях 1963 г. Постоянное представительство Казахстана учреждено при Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке.

      Вторая половина 2000 г. была отмечена напряженным темпом внешнеполитической активности республики. Зарубежные визиты президента и многосторонние саммиты чередовались с приездом высших зарубежных делегаций. Астану посетили с официальными визитами главы нескольких государств СНГ и Восточной Европы — П. Лучинский, Р. Кочарян, А. Лукашенко, А. Квасьневский, Э. Кон-стантинеску.

      Здесь же состоялось (в сентябре) заседание глав правительств Таможенного союза, в рамках которого прошли переговоры Н. А. Назарбаева и В. Путина. В XXI в. Казахстан и Россия вступили как стратегические партнеры, ставящие принципы дружбы и союзничества в основу повседневной политической и экономической практики двусторонних отношений.

      Казахстан продуктивно укрепляет связи со странами Восточной Европы и Черноморского бассейна. В этом направлении руководство Казахстана последовательно проводит стратегию на создание плацдарма для выхода на европейский рынок, прежде всего благоприятных условий для нефтяного транзита в западные страны.

      Визит президента Н. А. Назарбаева в Иран показал высокий потенциал двустороннего сотрудничества государств, готовность обеих сторон взаимодействовать во многих областях, включая сферу нефти и газа.

      С первых дней независимости казахстанский лидер уделяет большое внимание развитию добрососедских отношений с великим соседом Китаем, который занимает одно из видных мест в международной политике, становится экономическим центром всего Азиатского региона.

      За последние четыре года казахстанско-китайские отношения прошли большой путь сближения и взаимопонимания. Полностью урегулированы пограничные вопросы, созданы предпосылки для активизации крупномасштабного экономического сотрудничества. Крайне важно участие Казахстана в “шанхайском процессе”, начатом в 1996 г., когда Китай, Россия, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан подписали договор о мерах доверия в военной области в районе общих границ. В 1997 г. в Москве была достигнута договоренность о сокращении вооружений в приграничной полосе.

      После встречи в Алматы и Бишкеке “Шанхайская пятерка” стремится сформироваться в постоянный форум пятистороннего сотрудничества в рамках концепции многополюсного мира.       Казахстан проводит многовекторную внешнюю политику, суть которой заключается в становлении равноправных двусторонних взаимовыгодных и многосторонних отношений со всеми государствами мира.

4. В современном Казахстане сформировалась и успешно действует модель межэтнического согласия и стабильности, получившая высокую международную оценку. Тем не менее, сфера национальных отношений подвержена высокой социальной динамике и находится под постоянным воздействием внутренних и внешних событий и процессов, что вызывает необходимость регулярного переосмысления и переопределения сложившихся методов и институтов национального строительства и этнополитики Казахстана, а также их концептуальные и методологические основания.

Основным политическим институтом национального строительства в Казахстане является государство, национальная политика которого направлена на формирование единой казахстанской нации. В то же время в национальной политике Казахстана учитываются и этнокультурные аспекты национального строительства. Воплощением этой политики является казахстанская модель межэтнического согласия, удостоившаяся высокой оценки со стороны ОБСЕ и других международных организаций. Решающая роль в создании и функционировании этой модели принадлежит президенту РК Н.А.Назарбаеву, определяющему фундаментальные принципы и содержание этнополитики Казахстана.

В этой связи важно исследовать Ассамблею народа Казахстана как институт национального строительства и этнополитики государства. АНК представляет собой общественную по своему юридическому статусу организацию, призванную координировать деятельность национально-культурных центров на местном и республиканском уровнях. АНК играет важную роль в реализации казахстанской модели межэтнического согласия, поскольку она призвана регулировать деятельность НКЦ рамками  социально-культурной сферы, избегая вовлечения их в  политическую сферу. Другим важным аспектом деятельности АНК является этническое квотирование, то есть предоставление квот для национальных меньшинств Казахстана в сфере образования и других. Особое значение имеет депутатская квота для АНК при формировании состава Мажилиса в Парламенте РК, которая была введена поправками в Конституцию РК в 2007 году. Такое квотирование в современной политической науке благодаря трудам Аренда Лийпхарта получило название консоциальной политики. Этот вид политики применяется в многосоставных (в том числе в национальном отношении) обществах с помощью механизма квотирования. Следовательно, анализ деятельности АНК позволяет исследовать элементы консоциальной политики в национальном строительстве Казахстана.

Среди негосударственных институтов национального строительства Казахстана заслуживают внимания различные социальные движения и организации националистического толка, вокруг которых группируются казахские и русскоязычные элиты. Изучение их деятельности дает возможность шире и глубже узнать закономерности и особенности национального строительства в современном Казахстане. Среди казахских организаций следует указать на «Халыќрухы», «Мемлекеттік тіл», «Ўлы дала» и другие. Среди русскоязычных организаций отметим «Лад», «Русскую общину» и другие. По своему статусу эти организации являются общественными, неполитическими, но в силу специфики их деятельности и отстаивания определенных моделей национального строительства Казахстана, они так или иначе включены в политическую деятельность, поскольку каждая из них хочет вызвать национальную мобилизацию своих этнических групп.

В принципе проблема национального строительства Казахстана связана с этнокультурной и гражданской моделями. В этом плане важно не только обобщить анализ этих моделей, но и рассмотреть с теоретических позиций насколько они соответствуют своему определению, то есть их типическим характеристикам. Самое главное состоит в анализе перспектив синтеза этих моделей, поскольку и с теоретической, и с практической точек зрения такой синтез является наиболее желательным для устойчивого и стабильного в длительной перспективе национального строительства в Казахстане. Синтез этнокультурного и гражданско-национального подходов, благодаря которому можно соединить непримиримые с позиций примордиалистского подхода точки зрения на нацию, идентичность и другие категории.