2. Научно-исследовательская работа и подготовка высокопрофессиональных специалистов в взми-мгапи-мгупи во второй половине хх – нач. Ххi вв.
27 сентября 1950 года институт был переименован и получил название
Всесоюзный заочный машиностроительный институт (ВЗМИ). В целом, пятидесятые годы характеризовались значительным ростом числа студентов, на 1 января их было уже более 19 тысяч. Появились новые факультеты и специальности. В 1956 году был организован шестой, авиационный факультет с передачей контингента студентов старших курсов с заочных отделений Московского авиационного и авиационно-технологического института. Большое внимание уделялось росту научного потенциала профессорско-преподавательского состава. Из 390 преподавателей 214 имели ученые степени и звания.
Преподаватели проводили научно-исследовательскую работу на промышленных предприятиях и в научно-исследовательских институтах с конкретным внедрением НИР в производство. Группа преподавателей кафедры технологии металлов разработала, изготовила, отладила и внедрила на заводе АТ-2 автомат для сварки контактов распределительной системы зажигания автотракторного электрооборудования.
Одна из первых в стране вычислительная машина БЭСМ-4 была установлена в нашем институте, на основе этой ЭВМ возникла лаборатория вычислительной техники, а затем и информационно-вычислительный центр института.
Становление в институте в 60-е годы современной материально-технической лабораторной базы создали необходимые предпосылки для развития научно-исследовательской работы. В институте был сформирован научно-исследовательский сектор, который координировал научную работу на всех кафедрах института. В структуре НИСа - патентный отдел, что привело к активизации изобретательской деятельности преподавателей и сотрудников института.
Организованная в институте Проблемная лаборатория наукоемкого и высокотехнологичного приборостроения работала над созданием, исследованием и применением плазменных генераторов (ускорителей) в наземных и космических условиях, используемых в энергетике, космической технике, геофизике, приборостроении, радиоэлектронике им других областях науки и техники. Ученые в лабораторных условиях испытывали реальные антенны орбитальных космических станций “Салют-5”, “Салют-6”, “Салют-7”
В августе 1974 года во ВЗМИ начала функционировать Проблемная лаборатория молекулярной акустики, сотрудники которой внесли большой вклад в исследования в области молекулярной акустики в стране, что привело к созданию школы физиков, известных как у нас в стране, так и за рубежом.
Работа коллектива привела к значительному росту объемов научно-исследовательских работ. За период с1973 г. по 1983 г. объем НИР увеличился с 300 тыс. рублей до 14 млн. рублей в год, что значительно больше, чем у многих крупнейших вузов страны.
Деятельность ряда сотрудников института была отмечена правительственными наградами. Так, профессора Н.И.Касаткин, А.М.Обельницкий и доцент В.Г.Белов получили Гоударственные премии СССР, профессора В.Е. Шатерников, Б.Д.Малышев, доцент А.Ф.:Нистратов стали лауреатами Премий Совмина СССР. Ряд крупных изобретений сотрудников кафедры технологии и оборудования трубного производства были запатентованы за рубежом.
В 1988 году институт был преобразован в Московский институт приборостроения. Было открыто еще 10 новых специальностей. Cреди них такие, как“прикладная информатика в экономике”, “роботы и робототехнические системы,” мировая экономика” и др. Большое количество открытых в институте специальностей стало возможным благодаря наличию созданных за 60 лет научных школ в области приборостроения, вычислительной техники, материаловедения, обработки металлов давлением, управления и автоматики, проектирования и технологии радиоэлектронных средств, технологии машиностроения, приборостроения и сварки, экономики и организации производства.
В стране остро стояла проблема улучшения качества выпускаемой продукции и повышения эффективности производства на основе комплексной стандартизации и обеспечения единства измерений. Решение этой проблемы было тесно связано с вопросом подготовки квалифицированных специалистов в области стандартизации, метрологии и контроля качества. Учитывая эту потребность, Минвуз СССР организовал на базе нашего института Учебно-методическое объединение по специальности «метрология, стандартизация и управление качеством». Институт выступил инициатором открытия специальности «технология художественной обработки материалов», которая была введена в перечень специальностей вузов и МИП явился учебно-научным центром, объединившим вокруг себя художественные училища, институты и предприятия.
В 1994 году институт был преобразован в Московскую Государственную Академию приборостроения и информатики. Это было связано не только с тем, что надо было переходить на новый уровень педагогической и научной работы, но с новыми возможностями коллектива института и его материально-технической базы.
В Академии был создан ряд новых факультетов и кафедр. В первую очередь - Факультет информатики. Информатика – достаточно новая научная дисциплина. Своим появлением она обязана развитию глобального процесса информатизации общества, который, в свою очередь, является проявлением общего развития человеческой цивилизации. Сегодня этот процесс приобрел общемировой характер и охватывает практически все развитые страны мира. Информатизация общества уже привела ко многим радикальным изменениям во всех сферах человеческой деятельности и, в первую очередь, в образовании. Тенденции и темпы развития этих изменений убедительно свидетельствуют о том, что наступивший двадцать первый век будет веком информатизации. Как наука информатика зародилась в недрах процессов управления – кибернетики – и быстро расширяет свою предметную область. В настоящее время из технической дисциплины о методах и средствах обработки данных при помощи вычислительной техники информатика превращается в фундаментальную науку о любых информационных процессах не только в технических системах, но также в природе и обществе.
Согласно современным тенденциям развития единого информационного пространства образования России факультет информатики МГАПИ активно ведет разработку АСУ МГАПИ с целью организации оптимального управления учебным процессом и рационального распределения бюджетных средств. Ученые факультета информатики являются одними из самых активных участников проводимой ежегодно с 1998 года Международной научно-практической конференции ‘’Фундаментальные и прикладные проблемы приборостроения, информатики, экономики и права’’. Объемы научных исследований значительно выросли в 90-е. годы. Так, в 1991 году общий объем научно-исследовательской работы составлял более 5 млн. рублей. Научно-исследовательскому сектору удалось в сложных экономических условиях в стране не только сохранить ведущие позиции в вузовской науке, но и обеспечить свое дальнейшее развитие. Существенной заслугой НИСа явилось внедрение внутрихозяйственного расчета, который значительно повысил финансовую самостоятельность и ответственность руководителей договоров, а также автоматизацию планово-хозяйственной деятельности с помощью персональных систем. Программные продукты, разработанные научно-исследовательским сектором, внедрялись в ряде вузов страны (Московском автомеханическом институте, Новочеркасском политическом институте, Кемеровском государственном университете), а также на ряде предприятий Москвы.
Накапливался положительный опыт работы на международном уровне. Ученые института принимали участие в ряде международных выставок, проводимых в Финляндии, Австрии, Германии, Италии, Франции. Развивались и укреплялись научные связи с учеными Великобритании, США, Китая, Индии.
В отличие от многих технических университетов России МГАПИ всегда была и остается открытой для сотрудничества с зарубежными странами в сферах образования, науки и культуры. В современных условиях реформирования экономики существенным для Академии является ее участие в международном рынке образовательных услуг и прогрессивных технологий. Только за последние годы были заключены контракты в области образования и научных исследований с известными университетами США, ФРГ, Болгарии, Чехии, Польши, ЮАР, КНР и других стран.
Обучение иностранных студентов в МГАПИ началось с 1995 года. За это время дипломы инженеров, бакалавров и магистров получили более 250 граждан из 45 стран мира. Широкие международные связи с ведущими зарубежными университетами, возросшие потребности студентов старших курсов, выпускников Академии, специалистов управленческого и экономического профиля, привели к созданию в Академии в 2003 году Института международных программ и проектов. Основной задачей института является повышение квалификации экономистов и управленцев в области бренд - менеджмента, корпоративного управления, рынка ценных бумаг и т.д. На основе заключенных договоров с Калифорнийским государственным университетом Домингес Хиллс желающим предоставляется возможность получить второе высшее образование по программам МБА ( Master of Bisiness Administrations ) и MSQA ( Master of Sciense in Qualiti Assurance ) по дистанционной форме обучения.
МГАПИ имеет договоры о сотрудничестве с университетами, фирмами и общественными организациями разных стран, таких, как ФРГ, Великобритания,Франция, Финляндия, США, Нидерланды, Израиль, Болгария, Словения, Чехия, Польша, ЮАР, КНР и др. Зарубежные фирмы “Эмекс”, “Люфтганза”,”Медин”,”Шунтай”и ряд других являются заказчиками научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Одним из самых первых партнеров по совместной работе был и остается Берлинский Технический Университет. На протяжении многих лет ведется научная работа, взаимообмен профессорско-преподавательским составом для чтения лекций студентам и аспирантам. Стали традицией культурно-ознакомительные поездки студентов и преподавателей Академии в Берлинский технический Университет.
Еще одним из старейших партнеров академии является Варненский Технический Университет. С ним был организован обмен студентами и аспирантами, проводилась совместная научная работа, защиты кандидатских диссертаций в Советах Академии.
Результатами этой деятельности явилось совместное издание книг, статей, учебных пособий, научно-методической литературы. Сотрудничество с институтом Гете в Берлине позволило ввести в курс преподавания немецкого языка новые формы и технические средства обучения.
Проводится работа по подбору учебно-педагогических и научных кадров для работы за рубежом. Более 30 преподавателей выезжали по контрактам на педагогическую работу в Анголу, Алжир, Бразилию, Тунис, Нигерию, Мозамбик, ЮАР.
29 декабря 2005 года МГАПИ была переименована в МГУПИ. Университет признан одним из ведущих мировых образовательных и научных центров в области машиностроения и информатики. Ежегодно более 50 преподавателей и научных сотрудников, аспирантов и студентов принимают участие в международных конференциях, симпозиумах, научно-технических и образовательных выставках, мероприятиях, проводимых под эгидой различных международных организаций. Ведущие ученые Университета проходят научные стажировки в мировых научных центрах. Все это свидетельствует о высоком мировом стандарте научно-педагогических школ МГУПИ.
В настоящее время международная деятельность Университета направлена на интеграцию в мировое образовательное и научное общество, поиск новых форм международного сотрудничества, повышение качества образовательных услуг и научно-технической продукции.
МГУПИ сотрудничает по 26 договорам с иностранными вузами и организациями. Основными направлениями этой работы являются:
- обмен ведущими преподавателями для чтения лекций,
- обмен учебными и научно-методическими рекомендациями,
- обмен опытом работы по организации учебного процесса и передовой научно-технической информацией.
Развитию науки в МГУПИ уделяется большое внимание, и эта работа находится под постоянным контролем ректората и Ученого совета. Всем понятно, что преподаватель, который не ведет научные исследования, теряет свою квалификацию и будет неспособен донести до студентов новые достижения науки и техники.
Научные исследования проводились по 75 темам, с общим объемом более 22 млн. рублей. Определяющую роль в развитии науки в МГУПИ выполняют фундаментальные исследования (45% средств от общего объема), создающие новые знания, которые являются основой будущих достижений в прикладных разработках. Приоритетное развитие фундаментальной науки обеспечивает подготовку широко эрудированных кадров высшей квалификации, способных вести исследования на стыках наук и в смежных областях знаний, поддерживать постоянное опережающее воспроизводство теории и методологии, необходимых для реализации приоритетных прикладных разработок.
В МГУПИ созданы и успешно функционируют 25 научных школ, которые проводят исследования в естественных, технических, гуманитарных и социально – экономических областях знаний.
Среди научных школ МГУПИ в соответствии с числом публикаций в периодической печати, количеством монографий, патентов, защищенных кандидатских и докторских диссертаций можно выделить три ведущие:
Во-первых, научная школа под руководством доктора технических наук профессора Б.М.Михайлова “Системное программное обеспечение. Интегрированные информационно - телекоммуникационные сети и системы. Архитектура, структура и общие принципы функционирования ЭВМ и ВК.’’ За 5 лет подготовлено 5 докторов и 20 кандидатов наук, издано 11 монографий и 232 статьи, получены 4 патента.
Во-вторых, научная школа под руководством доктора физико-математических наук профессора А.С.Беланова «Оптика и лазерная физика». За 5 лет подготовлены 4 доктора наук и 12 кандидатов. Издано 3 монографии и 76 статей, получено 4 патента.
В-третьих, научная школа под руководством докторов технических наук, профессоров В.Е.Шатерникова и П.Н.Шкатова ‘’Приборы неразрушающего контроля изделий и материалов’. За пять лет подготовлено 2 доктора и 12 кандидатов наук. Издано 3 монографии, 47 статей, получено 5 патентов.
Важная роль в развитии фундаментальных исследований в области физики сложных конденсированных сред принадлежит Проблемной научно-исследовательской лаборатории молекулярной акустики. Организованная в 1957 году по решению Совета Министров РСФСР, лаборатория сыграла решающую роль в развитии нового научного направления – молекулярной акустики, связанного с применением акустических методов к изучению фундаментальных физических свойств газов, плазмы, жидкостей, магнитных жидкостей, жидких кристаллов. Лаборатория не только завоевала международное признание, но и стала ведущим центром подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации. За время ее существования было подготовлено и защищено более 150 кандидатских и 9 докторских диссертаций. В лаборатории прошли подготовку и защитили диссертации более 40 аспирантов, преподавателей и научных сотрудников из бывших союзных республик и зарубежных стран.
В настоящее время в лаборатории проводится цикл фундаментальных и прикладных исследований жидких кристаллов, нашедших широкое применение в современных информационных технологиях. Данное направление было поддержано совместными грантами Международного Научного Фонда и Российского фонда документальных исследований. По инициативе Проблемной лаборатории были заключены двусторонние международные договора с Университетом г. Марибор в Словении и Университетом науки и технологии Гонконга. Это позволяет проводить фундаментальные исследования на уровне, соответствующем мировым стандартам и укрепляет международный авторитет Академии.
Результаты исследований, выполненных в Проблемной лаборатории, широко известны в стране и за рубежом. Сотрудники лаборатории опубликовали более 500 работ в ведущих отечественных и зарубежных изданиях, из них 14 монографий, научно-методические пособия и научно-популярные книги. Представители лаборатории принимают активное участие в работе крупнейших международных и российских конференций.
Второй не менее важной составляющей научной работы в МГУПИ являются прикладные исследования. Так же, как и фундаментальные, они проводятся в рамках приоритетных направлений науки, техники и критических технологий. Основным механизмом, обеспечивающим соответствие тематики фундаментальных и прикладных исследований приоритетам экономического и технологического развития страны, являются 7 различных научно-технических программ, в выполнении которых участвуют ученые МГУПИ.
Существенно вырос в последние годы объем научных исследований и разработок для нужд Москвы, в первую очередь, через гранты и договоры с Московским комитетом по науке и технологиям. Для нужд города был создан приборный комплекс с компьютерной обработкой информации для проведения дефектоскопии металлических деталей ответственного назначения, применяемых в наземном транспортном хозяйстве города, метрополитене, тепловых станциях и т.п. Другая интересная разработка заключается в создании базы данных и информационно - моделирующей системы для экспертизы, квалиметрии и маркетинга автотранспортной техники.
Результаты научных исследований, проводимых на кафедрах МГУПИ, имеют большое народно – хозяйственное значение. Ряд приборов, систем и приборных устройств были внедрены в промышленность на Волжском автозаводе, на Втором Московском часовом заводе, на 1 ГПЗ, Метрологическом центре СССР, организациях Министерства авиационной промышленности, НИИ интроскопии, НПО ‘’Cпектр”, НИИ ‘’Дельфин”, Ленинградском заводе “Хронотрон’, Кировском заводе (Ленинград), металлургических заводах в Магнитогорске и Ижевске.
Кафедры ведут активные работы по содружеству с рядом предприятий и институтов, в том числе, Институтом физики Земли АН России, Институтом физической химии АН, НИИЧаспромом Министерства приборостроения и др.
Для Московской городской санэпидстанции была разработана АСУ «Инфекционные заболевания», созданы автоматизированные информационные системы по лапароскопии, желудочно – кишечному мониторингу и аппендиктомии для Института новых хирургических технологий. Для института Микробиологии Уральского ОАН России была разработана автоматизированная система мониторинга экологического состояния территорий. В сотрудничестве с Воронежской Высшей школой милицией созданы экспертные системы организации охраны объектов для территориальных органов МВД. Научные разработки кафедр получили практическое воплощение в создании АСУ “Абитуриент МГАПИ”, АСУ научно – исследовательской деятельности вузов Минвуза России, обеспечившая принятие объективных и оптимальных решений при распределении бюджетных средств.
Овладение новыми компьютерными технологиями позволило существенно улучшить организацию и проведение научно-исследовательских работ в МГУПИ. Доступность и обмен информацией, связь с другими высшими учебными заведениями и научно-исследовательскими институтами, выход в мировое научное сообщество осуществляется через телекоммуникационную сеть INTERNET, что привело к повышению эффективности доступа к информационным ресурсам, и, следовательно, к повышению эффективности научных исследований.
Подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации в МГУПИ осуществляется через докторантуру, аспирантуру и систему соискательства. В настоящее время обучение в аспирантуре ведется по 35 специальностям по различным научным направлениям: приборостроение и машиностроение, информатика и вычислительная техника, автоматика и автоматизация, математика, механика, физика, история, философия, социология, экономика и юриспруденция. В МГУПИ работают 4 докторских и 2 кандидатских диссертационных совета по 15 научным специальностям.
В 1998 году было создано и успешно работает Студенческое научное общество, где под руководством профессоров, доцентов и преподавателей студенты участвуют в научно – исследовательской и научно – практической работе кафедр. Высокая эффективность студенческой научной работы отмечена внутривузовской системой грантов, которые получили на конкурсной основе более 20 студенческих научных коллективов. Результаты научных исследований публикуются в ежегодных сборниках трудов молодых ученых и специалистов.
В середине 90-х годов резкий переход к рыночной экономике потребовал от высшей школы поиска путей выживания в этих трудных условиях. На рынке труда стали пользоваться спросом инженеры, владеющие основами рыночной экономики, маркетинга, менеджмента и т.д. Кроме того, от крупных холдингов, предприятий, концернов стали поступать и поступают до сих пор заказы на высокопрофессиональных специалистов с высшим образованием с широким спектром специальностей. Нужны не только инженеры, но и экономисты, управленцы, менеджеры, юристы не общего профиля, а подготовленные для работы на промышленных предприятиях, знающие специфику производства. Все это привело к созданию новых кафедр и факультетов.
В конце 90-х годов была проделана большая работа по организации двух новых факультетов - Экономического и Управления и права.
Выпускаемые МГУПИ молодые специалисты – это кадровый резерв нашей промышленности, и они должны получить первичную специальную подготовку в области экономики и управления. Практика обучения экономистов в классических экономических вузах свидетельствует о глубокой теоретической подготовке. Такая подготовка необходима, в первую очередь, для работы, связанной с макроэкономическими процессами на уровне федерального управления государственными учреждениями или крупнейшими объединениями. Для экономистов, ориентированных на работу в промышленности, более важно получать образование вместе со студентами разных технических специальностей. Постоянные встречи и дискуссии преподавателей экономических кафедр со своими коллегами с технических кафедр разрушают психологический барьер, долгие годы существовавший между производственниками и экономистами. Преподавание на экономическом факультете приближено к потребностям промышленности
Факультет Управления и права был создан в июне 2001 года в соответствии с Президентской программой подготовки кадров управления нового поколения. Анализ деятельности ведущих мировых компаний показывает, что успех их работы в условиях постоянного изменения параметров внешней среды и высокой конкуренции во многом зависит от эффективности управления человеческими ресурсами. На факультете готовят менеджеров высшей квалификации, которые изучают различные модели организации бизнеса и соответствующие методы управления человеческими ресурсами, современные информационные технологии, обладают стратегическими и концептуальными способностями к прогнозированию развития компаний. Одним из важнейших элементов подготовки высококвалифицированных специалистов в сфере промышленности и управленческих кадров выступает правовая подготовка, базовые знания в области права и государства.
Будущее любого вуза определяется, прежде всего, студентами, аспирантами и докторантами. Из них вырастут профессора и академики, руководители предприятий и организаций, государственные и политические деятели. Это те личности, которые в будущем определят интеллектуальный уровень государства и развитие России.
Московский Государственный Университет приборостроения и информатики может с уверенностью смотреть в будущее, так как уровень подготовки кадров и тех направлений, по которым ведется такая подготовка, будут востребованы в процессе развития науки и техники ХХI века.
- Лекция 1. Введение
- 1. Наука и техника в истории человечества. Проблема рождения и эволюции науки.
- 2. Рождение техники.
- 3. Технические достижения древних земледельческих цивилизаций.
- 4. Наука и техника в античном мире.
- Лекция 2. Научные знания в средневековой Руси и окружающем мире План
- 1. Византия - наследница знаний греко-римского мира.
- 2. Научные знания в Средние века на Востоке.
- 3. Зарождение европейской цивилизации и научные знания в средневековой Европе.
- 4. Развитие познаний и их практическое применение в Киевской Руси.
- Лекция 3. История науки и техники в XIV — первой половине XVII вв. План
- 1. Технические достижения в XIV –XVII вв. Научная революция в Европе в конце XVI - I пол. XVII вв.
- 2.Особенности научно-технических знаний в России в XIV-XVII вв. Развитие науки и техники в России в первой половине XVII в.
- Лекция 4. Развитие науки и техники в России в Новое время (вторая пол. XVII-XVIII вв.) План
- 1. Тенденции развития европейской науки и техники во второй пол. XVII – первой пол. XVIII вв. Практические потребности Российского государства и особенности развития науки во второй пол. XVII в.
- 2. Организационное оформление и развитие российской науки в первой пол. XVIII в., влияние на нее петровский реформ.
- 3.Тенденции развития европейской науки и техники во второй половине XVIII в.
- 4. Характерные черты развития науки и техники в России во второй половине XVIII в.
- Лекция 5. Промышленный переворот: формирование индустриального общества и нового жизненного уклада. Основные направления мирового научного и технического прогресса (XIX – первой четверти хх вв.) План
- 1. Промышленная революция: предпосылки, этапы, последствия. Особенности промышленного переворота в России.
- 3. Развитие естествознания и технический прогресс в «эпоху науки».
- 3. Научная мысль и технический прогресс в России в XIX ─ начале хх вв.
- Наиболее важные и интересные достижения технической мысли в России
- 4. Рубеж х1х─хх веков ─ первый этап становления современной концепции естествознания
- 5. Основные тенденции развития общественных наук в XIX веке в Европе и в России.
- 1. Наука и техника в 20-30-е гг.: тенденции развития, итоги.
- А. Вильсон построил теорию полупроводников, ввел представление о «донорной» и «акцепторной» проводимости;
- 2. Достижения научного и технического прогресса в советском государстве (период нэПа и форсированной индустриализации).
- 3. Наука в годы Великой Отечественной войны. Роль техники во Второй Мировой войне.
- Лекция 7. Ссср и окружающий мир во второй половине хх века: достижения научного и технического прогресса План
- 1. Научно-техническая революция и её социально-экономические и политические последствия.
- 2. Нтр в условиях социалистической модели общественного развития
- Основные тенденции развития гуманитарных наук в ссср в послевоенный период.
- Лекция 8. Наука и техника в условиях глобализации. Проблемы научно-технического развития России на рубеже хх-ххi вв. План
- 1. Новые формы организации современной науки и техники
- 2.Глобальные направления развития науки и техники
- 3. Современное состояние российской науки и техники.
- Вместо заключения… Московский Государственный Университет Приборостроения и Информатики в контексте развития советской и российской науки и техники План
- 1. Развитие научно-исследовательской базы Московского заочного института металлообрабатывающей промышленности в предвоенный период и в годы Великой Отечественной войны.
- 2. Научно-исследовательская работа и подготовка высокопрофессиональных специалистов в взми-мгапи-мгупи во второй половине хх – нач. Ххi вв.
- Рекомендуемая литература