logo search
EUMK_Istoria_teoria_i_praktika_profsoyuznogo_dv

6. Новая концепция развития профсоюзов – социальное партнерство.

В октябре 1993 г. пленум Федерации профсоюзов Беларуси принял “Концепцию развития профсоюзного движения Беларуси”, которая определила место, социальную роль и общие задачи профсоюзов, входящих в ФПБ; изложила принципы их взаимоотношений с государством, нанимателями, политическими партиями и движениями, общественными объединениями и профсоюзами; общую стратегию и тактику; установила приоритеты в развитии и деятельности профсоюзов, их место в международном профсоюзном движении. На прошедших в 1995 г. съездах отраслевых профсоюзов, областных межсоюзных конференциях, II съезде Федерации профсоюзов Беларуси данная концепция получила конкретное наполнение практикой и развитие в программах отраслевых профсоюзов. В основе концепции развития профдвижения Беларуси - становление и развитие социального партнерства.

Социальное партнерство - принципиально новая в условиях Республики Беларусь система согласования позиций сторон, участвующих в коллективных трудовых отношениях и представляющих интересы работников, нанимателей (работодателей) и государства. Ее становление обусловлено начавшимися в 90-х годах политическими и социально-экономическими преобразованиями, переходом к многоукладной экономике. При этом в качестве базовых восприняты отправные идеи и принципы, кодифицированные в соответствующих Конвенциях и Рекомендациях Международной организации труда. Если рассматривать эту проблему в историческом плане, то мы уже видели, что возникновение наемного труда и наемного работника неизбежно предопределило необходимость становления и совершенствования взаимоотношений между ними.

По предложению Федерации профсоюзов, претерпела изменения статья 14 Конституции Республики Беларусь, которая в новой редакции звучит следующим образом: “Государство регулирует отношения между социальными, национальными и другими общностями на основе принципов равенства перед законом: уважения их прав и интересов. Отношения в социально-трудовой сфере между органами государственного управления, объединениями нанимателей и профессиональными союзами осуществляются на принципах социального партнерства и взаимодействия сторон”.

Можно в определенной степени схематично выделить основные блоки реализации системы социального партнерства:

работа профсоюзов с органами законодательной и исполнительной власти на общенациональном уровне: включает законотворческую деятельность, участие в разработке республиканских программ социально-экономи-ческого развития, реформирования заработной платы, по проблемам занятости, приватизации и других, а также ведения переговоров, встреч, совещаний с правительством по вопросам социально-трудовых и связанных с ними отношений;

заключение и организация реализации Генерального соглашения между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и Национальным центром профсоюзов (ФПБ) как нормативного акта, определяющего общие принципы социально-экономической политики для всей территории Республики Беларусь, всех отраслей народного хозяйства;

заключение и организация реализации отраслевых тарифных соглашений как нормативно-правовых актов, определяющих взаимные обязательства сторон, устанавливающих направления социально-экономического развития отрасли и решающих вопросы регулирования социально-трудовых отношений на отраслевом уровне;

заключение и организация реализации региональных (областных, районных, городских) соглашений как нормативных актов, устанавливающих дополнительные по сравнению с законодательством, генеральным и отраслевым соглашениями социальные гарантии условий труда, экологической безопасности для трудящихся и населения определенной территории;

заключение и организация реализации коллективных договоров как локальных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между нанимателями и работниками на предприятии, в учреждении, организации.

Так как профсоюзы, в настоящее время, не имеют права законодательной инициативы, то вынуждены выступать с соответствующими предложениями перед теми, кто обладает таким правом. Поэтому ФПБ, ее членские организации активно работают в постоянных комиссиях законодательных органов, вносят предложения по законопроектам. Только за 1998 г. отделами Совета ФПБ рассмотрены и даны предложения в такие законопроекты как Налоговый кодекс, Жилищный кодекс, Гражданский Кодекс, ряд поправок в действующее законодательство. По предложению профсоюзов в Программу социально-экономического развития Республики Беларусь до 2000 г. включен раздел “Социальная политика”, в котором в частности предусматриваются такие принципиальные задачи как: обеспечение роста реальных доходов населения на уровне 4-6% в год; доведение доли заработной платы в составе валового внутреннего продукта до 30-40%; приостановка нарастания дифференциации доходов между различными группами населения, введение прогрессивного налогообложения сверхвысоких доходов и освобождение от обложения подоходным налогом доходов граждан в пределах черты малообеспеченности; восстановление роли оплаты труда как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности работников наемного труда.

ФПБ активно сотрудничает с социальными партнерами, такими как Белорусская научно-промышленная ассоциация, Белорусский союз предпринимателей, Белорусский союз предпринимателей и арендаторов. Проведение совместных консультаций позволяет профсоюзам вносить в законодательные и исполнительные структуры власти, довольно взвешенные проекты законов и нормативных актов, а также поправки в действующее законодательство. В настоящее время социально-экономическая ситуация в республике представляется достаточно сложной. В целом по народному хозяйству по прогнозам экономистов возобновления экономического роста ожидается за пределами 1999 г. Безусловно, это ограничивает возможности государства для повышения минимальных социальных гарантий. На первый план все больше будут выходить договорные формы регулирования отношений нанимателей и работников. В этой связи коллективный договор становится важнейшим гарантом, обеспечивающим реальную защиту социальных и экономических интересов трудящихся. Профсоюзы понимают, что принятие коллективных договоров и в последующие годы будет проходить в условиях продолжающегося спада производства, недозагрузки многих предприятий, роста безработицы. И как следствие этих причин - снижение возможностей многих трудовых коллективов для повышения уровня социальной защиты своих работников и членов их семей. Уже сегодня коллективные договора иных предприятий ориентированы не только на социальную защиту, но и учитывают необходимость обеспечения экономической стабильности предприятий, экономии сырьевых и энергетических ресурсов, повышения производительности и мотивации к труду. Особенно это касается предприятий государственного сектора экономики, многие из которых находятся на грани банкротства. Поэтому сегодня профсоюзы вполне логично и справедливо ставят перед руководством республики, правительством требование смены социально-экономического курса, связанного с постулатами исторически не оправдавшей себя социалистической плановой директивной экономики. Социальное партнерство - это сложный и тернистый путь переговоров, консультаций, встреч, возможно трудовых споров и конфликтов, но все-таки, в конечном итоге - нахождение взаимоприемлемых решений. Но это - обязательно обоюдное (правительство - профсоюзы) движение навстречу друг другу. Ибо конфронтация, о чем свидетельствует весь мировой опыт, в решении тех или иных обострившихся проблем и разногласий, путь разрушительно-тупиковый, сопряженный с большими издержками, не только для сторон втянутых в конфликт, но и для всего общества.

К сожалению, сегодня только профсоюзы понимают, что хорошо отлаженные и эффективно действующие механизмы социального партнерства - в целом фактор созидающий, позволяющий находить разумный выход из самых острых ситуаций, который является важнейшей общенациональной задачей, прямо и непосредственно отвечает целям обеспечения стабильности, гражданского мира и благополучия в обществе.

П р и л о ж е н и я