logo
EUMK_Istoria_teoria_i_praktika_profsoyuznogo_dv

5. Участие профсоюзов в рассмотрении коллективных трудовых споров.

Важное место в деятельности профсоюзов занимает проблемы разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов). По данным НИИ труда Министерства труда Республики Беларусь, в 1996 г. трудовые споры и конфликты возникли на 104 предприятиях, учреждениях, организациях, а в первом полугодии 1997 г. - на 73. При этом в 1996 г. коллективные трудовые споры чаще всего имели место на транспорте (42) и в промышленности (23). В первом полугодии 1997 г. по количеству коллективных трудовых споров на первые места вышли органы образования (28) и промышленность (21). Больше половины коллективных трудовых споров касались заработной платы, задержек в ее выплате (57 - в 1996 г. и 37 - в первом полугодии 1997 г.). Другие коллективные трудовые споры возникали по поводу заключения, изменения и прекращения коллективных трудовых договоров, гарантий и компенсаций, охраны труда, социально-бытовых вопросов. В основном коллективные трудовые споры были разрешены мирным путем, без забастовок. Тем не менее широкую известность получили трудовые конфликты и забастовки, потрясавшие в 1993-1994 гг. объединение «Беларуськалий», Минский завод колесных тягачей, Гомельский радиозавод, солигорскую фабрику «Калинка», педагогические и научные коллективы. Имели место трудовые конфликты и ранее в 1995 г., о чем, в частности, свидетельствуют массовые акции протеста трудящихся, прокатившиеся по республике в конце февраля того года, забастовки на городском автотранспорте в г. Гомеле и г. Минске, а также забастовка на Минском метрополитене.

Нормативную базу регулирования коллективных трудовых споров в Республике Беларусь составляет система правовых актов различных уровней: Конституция Республики Беларусь, международные Конвенции и рекомендации, Закон Республики Беларусь «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» от 18 января 1994 г. и ряд подзаконных нормативных актов.

Порядок (процесс) разрешения коллективного трудового спора состоит из определенных стадий. Прежде всего, этот спор должен быть возбужден. И возбуждение его можно рассматривать как первую стадию процесса. Далее идут три предзабастовочных стадии: примирительная, посредническая и стадия третейского разбирательства (арбитражная). В случае если на этих стадиях разрешать коллективный трудовой спор не удалось, он может перейти - и нередко переходит - на стадию забастовки.

Сторонами коллективного трудового спора являются наниматель (объединение нанимателей) и профсоюз (объединение профсоюзов), причем ни одна из сторон не вправе уклоняться от участия в примирительных процедурах. Коллективный спор возбуждается в результате официального предъявления профсоюзом нанимателю требований об установлении новых или изменении существующих социально-экономических условий труда и быта работников. Требования профсоюза оформляются и утверждаются большинством голосов участников собрания или конференции. Общее собрание является правомочным, если на нем присутствует более половины работников предприятия - членов профсоюза или работников, которые членами профсоюза не являются. Для правомочности конференции требуется присутствие не менее 2/3 избранных делегатов. При непринятии требований профсоюза нанимателем (или собственником) создается примирительная комиссия. При несогласии с предложениями примирительной комиссии стороны по соглашению между собой либо в соответствии с условиями коллективного договора могут обратиться к посреднику или (и) в трудовой арбитраж. После отклонения профсоюзом предложения примирительной комиссии и несогласия с предложением посредника либо (и) с решением арбитража - на общем собрании (конференции) тайным (закрытым) голосованием принимается решение о проведении забастовки. Уведомление о решении провести забастовку направляется нанимателю не позднее 14 дней до начала забастовки (при организации предупредительной забастовки - уведомление по срокам не требуется).

Законом установлена общая продолжительности примирительных процедур в 3 месяца. Законодатель постарался максимально удлинить сроки примирительных процедур, чтобы не допустить забастовок. Однако, вряд ли справедливо обвинять профсоюз в нарушении закона, если профком в январе - феврале под угрозой забастовки требует от нанимателя установления в цехах нормального температурного режима для работников и технологии производства - а решение данной проблемы законом по срокам отодвигается на апрель-май. Тем не менее, несмотря на несовершенство отдельных положений законодательства, у профсоюзов Беларуси есть легальные возможности вести с нанимателем и государством «мирный» и «немирный» диалог.

Общественный контроль профсоюзов за соблюдением законодательства о труде.

Общественный контроль осуществляется профсоюзами на основании норм Закона Республики Беларусь «О профессиональных союзах», Указа Президента Республики Беларусь от 6 мая 2010 г. № 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами», иных актов законодательства, регулирующих трудовые и связанные с ними отношения, а также Порядка осуществления общественного контроля руководителями и представителями ФПБ, ее организационных структур, профессиональных союзов, входящих в ФПБ, и их организационных структур, утвержденного постановлением Президиума Совета ФПБ от 25 августа 2010 г. № 180 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами».

При осуществлении общественного контроля профсоюзы имеют право:

беспрепятственного проведения проверок соблюдения законодательства о труде и требований охраны труда;

получения от нанимателей информации, а в необходимых случаях - объяснений должностных лиц и других работников нанимателя по вопросам, относящимся к предмету контроля;

заслушивания на заседаниях выборных профсоюзных органов полученных от нанимателей соответствующих информации и сообщений;

обращения в суд с исковыми заявлениями по просьбе членов соответствующего профсоюза о защите их трудовых и социально-экономических прав;

ведения коллективных переговоров с нанимателями и государственными органами;

участия в расследовании несчастных случаев на производстве;

рассмотрения предложений, заявлений и жалоб членов профсоюзов;

других действий, предусмотренных законодательством, коллективными договорами, соглашениями.

В случае выявления в ходе проверки нарушений законодательства о труде профсоюзы оформляют представление об устранении нарушений, которое вручается нанимателю, а при необходимости направляется в органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, в правоохранительные органы. Профсоюзы вправе также ходатайствовать перед компетентными органами о привлечении к ответственности лиц, виновных и нарушении законодательства о труде. Общественный контроль осуществляется по принципу социального партнерства между профсоюзами, нанимателями и государственными органами. Для организации общественного контроля и оказания помощи профсоюзным комитетам предприятий, учреждений, организаций по его проведению в профсоюзных органах созданы техническая и правовая инспекция труда, имеются другие штатные работники, на которых возложены эти обязанности.

Техническая и правовая инспекции труда профсоюзов осуществляют свою деятельность во взаимодействии с государственными инспекциями и органами надзора и контроля в области охраны труда, ведомственными службами, осуществляющими контроль за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда.