7. Профсоюзы и глобализация.
Главным фактором, влияющим на мировую политику и экономику в конце ХХ – начале XXI веков, является глобализация. Бурно развиваясь в сфере экономики, глобальные процессы активно влияют на культуру, образование, мораль, жизненные ценности, так или иначе затрагивают страны и народы мира. Углубление интеграционных связей во всех областях хозяйственной деятельности, качественно новый уровень производства и его информационная революция открывают новые возможности для роста мировой экономики и улучшения жизни людей.
Вместе с тем, глобализация в её нынешнем виде не обеспечивает равных возможностей государств к новым технологиям, инвестициям, информации, образованию, медицинскому обслуживанию. В результате увеличивается разрыв в уровне развития различных стран, неравенство в доходах между группами населения внутри государств, растет угроза социального взрыва. Данные ООН по развитию подтверждают, что глобализация усиливает неравенство между народами и внутри народов, хотя и соединяет их как никогда ранее. Мир дошел до того, что состояние 200 богатейших людей превышает общий доход более 2 миллиардов людей на другом краю экономической лестницы. Сегодня в мире по данным МОТ насчитывается 160 миллионов безработных; 300 миллионов частично заняты; 1 миллиард 200 миллионов живут меньше, чем на 1 доллар США в день; имеет место постоянный разрыв между богатыми и бедными. За последние 15 лет доходы на душу населения уменьшились более, чем в 100 странах мира.
Основные производительные силы современного мира принадлежат крупным производителям – транснациональным корпорациям (ТНК) – полем деятельности которых является вся наша планета. ТНК создавались и создаются для получения сверхприбылей, ухода от национального налогового и валютного контроля, минимизации своих производственных издержек. ТНК широко используют за рубежом свои дочерние предприятия, филиалы с передовой технологией для захвата монополистического положения или лидерства в своей сфере производства, фактически подрывая экономическое положение национальных производителей. В современном мире насчитывается около 40 тысяч ТНК. Среди них 500 крупнейших имеют совокупный продукт, превышающий 60% мирового валового продукта. На них занято почти 85 миллионов человек.
ТНК стремятся принести в страны, куда они вкладывают свои капиталы свою социальную идеологию, привычные им нормы трудовых отношений. Известно, что в ТНК низка степень охвата работающих профсоюзным членством, недостаточно развита колдоговорная система, открыто провозглашается цель создания на предприятиях «беспрофсоюзной среды».
Вопрос вступления стран СНГ во Всемирную Торговую Организацию с каждым годом становиться все более актуальным, поскольку ВТО является одной из составляющих структур глобализации, ее инструментом. Хотим мы того или нет, но появление ВТО – процесс закономерный, поскольку именно торговля лежит в основе любого экономического интеграционного процесса. В ходе этого процесса объективно поощряется специализация производства и сфер экономики, разделение труда, приложение капиталов с наибольшим эффектом. Сегодня нормами ВТО, в которую входят 154 страны, регулируется свыше 90% мировой торговли товарами и услугами.
Экономическое объединение – процесс объективный и закономерный. В этих условиях только правильно выстроенная национальная политика правительств стран СНГ может помочь извлечь пользу из глобализации и смягчить ее негативные социальные последствия.
Для приема новых членов в свои ряды ВТО установила весьма жесткие правила, главными из которых являются полное открытие внутреннего рынка для зарубежных товаров и услуг, ликвидация протекционизма и любых "нетарифных" ограничений торговли, изменение законодательства и условий международных договоров и соглашений в соответствии с правилами ВТО. Каждая страна, вступающая в ВТО, обязана представить ей перечень законодательных и иных актов, действующих на момент подачи заявления и подлежащих пересмотру либо отмене в данной связи (так называемые национальные списки № 1 и № 2) в течение определенного срока после приема в ВТО. Причем в основном речь идет о "дерегуляции", и в первую очередь о приватизации ключевых отраслей экономики. Вступая в Организацию, каждая страна принимает на себя условия всех соглашений, достигнутых в ВТО на момент ее вступления, хотя по некоторым из них она может просить отсрочки их выполнения – этим, в частности, воспользовался Китай, принятый в ВТО в 2002 г. Показательно, что в уставных документах ВТО практически не упоминаются транснациональные корпорации, хотя они, понятно, пользуются правилами ВТО в своих целях. Международное профсоюзное движение с самого возникновения ВТО выдвинуло требование придать ей "человеческое лицо" путем внесения в ее деятельность "социального измерения". Конкретно речь шла на первоначальном этапе деятельности ВТО прежде всего о том, чтобы в уставные документы Организации и в договоры, заключаемые под ее эгидой, включались положения основополагающих конвенций Международной организации труда. Уже в 1996 г. на 16-м Всемирном конгрессе Международной конфедерации свободных профсоюзов в Брюсселе такое требование было включено в его основную резолюцию. Эта позиция нашла достаточно широкую поддержку в мировом профдвижении. В дальнейшем данное требование получило название "социальная оговорка", или "социальная статья", которая должна была бы, по мнению МКСП, содержаться во всех указанных документах ВТО. Такой подход был, по существу, отвергнут руководящими кругами ВТО и многими её государствами-членами, особенно из числа развивающихся стран, которые не ратифицировали часть упомянутых конвенций МОТ. Более того, ВТО заявила о намерении контролировать соблюдение своими членами трудовых нормативов в том духе, как она сама их определит, пытаясь фактически отобрать такое право у МОТ. Инициатором этой позиции стала делегация США на министерской конференции ВТО в Сингапуре в 1996 г. Со своей стороны, МОТ создала Всемирную комиссию высокого уровня по социальному измерению глобализации во главе с президентами Танзании и Финляндии. В сентябре 2002 г. Комиссия провела в Москве (впервые в Европе, как было ею подчеркнуто) "национальный круглый стол" с обсуждением на трехсторонней основе потенциальных социальных последствий вступления России в ВТО. В документе Комиссии под названием "Справедливая глобализация", подводящем итоги первого периода ее деятельности, было выдвинуто требование предоставить в рамках ВТО более существенную роль развивающимся странам. "Больше голоса должны получить..., – сказано в документе, – организации трудящихся и другие неправительственные организации" (НПО). Все три мировых профцентра (МКСП, ВФП и ВКТ) на своих последних по времени конгрессах высказались против претензии ВТО на толкование социальных нормативов МОТ. В развитие предложения о "социальной оговорке" ряд западноевропейских профцентров выдвинул в 1998 г. "этическую торговую инициативу" (ЭТИ-ЕТ1) – Обращение к правительствам и бизнесу покупать товары и услуги только тех фирм и государств, где соблюдаются эти нормативы. В странах Северной Европы, например, эта инициатива нашла определенную поддержку. В рамках ВТО в течение нескольких лет обсуждалась еще одна идея – о заключении "многостороннего соглашения об инвестициях" (МАИ). Профдвижение увидело в нем ряд опасностей – таких, например, как возможность нарушения суверенитета стран, принимающих зарубежные инвестиции по этому соглашению, и отсутствие на предприятиях, которые будут попадать в сферу его действия, правовых гарантий для трудящихся и профсоюзов. В 1999 г. планы заключения такого соглашения были "положены в стол", но в ряде стран профсоюзы сталкиваются с намерениями властей и работодателей осуществить некоторые его пункты явочным порядком. Сегодня международное профдвижение признает возможность разработки многосторонних правил инвестирования при условии уважения инвесторами международных документов, защищающих права трудящихся, и основных социальных нормативов МОТ. Пока профсоюзы не привязывают к документам и деятельности ВТО такую волнующую профдвижение проблему, как "делокализацию" производства (в различных странах и на разных языках она именуется по-разному), т.е. перевод производства или его части в другие, обычно менее экономически развитые страны с целью экономии фонда зарплаты и иных социальных выплат, хотя данный процесс вполне укладывается в принципы ВТО. Сейчас такой процесс активно происходит в рамках расширившегося Евросоюза (из западных стран в восточноевропейские, принятые в ЕС в мае с.г.), а в мировом масштабе – например, в виде перевода ряда компьютерных производственных процессов в Индию с её высоким уровнем подготовки кадров ИКТ. Основным следствием такого развития являются массовые увольнения работников в развитых странах рыночной экономики, или по-иному "делокализация рабочих мест".
Прямое противостояние профдвижения и ВТО можно датировать её министерской конференцией в американском Сиэтле в 1999 г. Профсоюзы не только из США, но и ряда других стран организовали массовые манифестации против этого заседания, а затем резко критиковали его решения. С того момента борьба профсоюзов с ВТО идет в целом по нарастающей. Основные направления критики мирового профдвижения в адрес ВТО можно сгруппировать в следующих пунктах.
Прежде всего, профсоюзы считают, что в рамках ВТО недостаточно развиты демократические начала. Если уже с самого её появления говорилось о том, что все наиболее важные решения в ВТО формируются узкой группой крупных держав, не принимая во внимание мнение малых стран, особенно из "третьего мира", то конференция в Сиэтле была оценена как пример полного диктата США.
В Заявлении МКСП перед конференцией ВТО в Канкуне была поставлена задача немедленного реформирования ВТО в направлении её демократизации и выдвинуты требования списания долгов наименее развитым странам, искоренения нищеты, защиты работников и достойной занятости во всем мире. ВТО должна укрепить связи с "другими международными институтами, включая МОТ", а также стать более открытой ("транспарентной") для общественности. Нужно оформить "процесс консультаций" и обеспечить возможность для "профсоюзов, НПО и других элементов гражданского общества высказывать свои взгляды комитетам ВТО и обсуждать взаимно интересующие вопросы с министрами труда и Генеральным советом ВТО", говорится в Заявлении. Социальные и экологические проблемы должны быть включены в механизм обзора торговой политики и рассматриваться в его рамках с участием МОТ.
По мнению МКСП, документы ВТО не препятствуют увеличению в мире числа "свободных экспортных зон" (СЭЗ), в которых налицо безудержная эксплуатация рабочей силы. В Заявлении МКСП именно в этом плане рассматривается прием в ВТО Китая, которому дается фактически отрицательная оценка. Принципиально важными видятся идеи Всемирной конфедерации труда о создании с участием ВТО и МОТ независимой структуры для ведения постоянного мониторинга осуществления социальных нормативов, которые должны быть включены в документы ВТО.
Примыкающая к МКСП Международная федерация работников строительства и деревообработки предложила создать в рамках ВТО всемирные минимальные стандарты в борьбе с социальным демпингом, которые бы позволили трудящимся любой страны иметь достойный заработок и условия труда.
С проблемами развивающихся стран тесно связаны положения документов МОТ по аграрному вопросу. Профсоюзы требуют большего доступа аграрной продукции этих стран на рынки развитых государств и в то же время – обеспечения достаточной защиты сельскохозяйственного сектора развитых государств, в котором занято немало трудящихся.
Особую тревогу вызывает у профсоюзов обсуждаемый в ВТО проект Генерального соглашения о торговле услугами (англ, сокращ. GАТS – ГАТС). Оно, по оценке профсоюзов ряда западноевропейских стран, составлено таким образом, что позволяет провести "дерегуляцию", т. е. вывести из ведения национальных государственных и муниципальных органов систем здравоохранения, образования, социального страхования учреждения, регулирующие рынки труда, и другие и допустить в эти сферы общественного обслуживания частный сектор, включая зарубежных инвесторов.
Такая перспектива категорически не устраивает профсоюзное движение, прежде всего тех стран, где сложились и успешно действуют "социальные государства" с их разветвленной сетью социальной защиты, обеспечивающей существенные социальные гарантии трудящимся, да и всему населению. Не случайно именно в таких странах, как правило, по инициативе профсоюзов, создаются организации, выступающие против ГАТС, осуществление которого, по их мнению, приведет к снижению качественного уровня и удорожанию услуг, оказываемых сегодня общественным (государственно-муниципальным) сектором, и отрицательно отразится на занятости и зарплате трудящихся сферы сервиса.
Немалый размах приобрело, например, движение "Остановить ГАТС" в Австрии, во главе которого встали профсоюзы, и прежде всего национальный профцентр – Объединение австрийских профсоюзов (ОАП). Оно потребовало от правительства предать гласности все переговоры, какие ведутся вокруг ГАТС, и принять действенные меры против угрозы "социального демпинга", который, как опасаются профсоюзы, может стать результатом передачи в иностранные руки важнейших социальных учреждений страны. Движение серьезно обеспокоено также тем, что в ГАТС включен принцип "наибольшего благоприятствования", который, по его оценке, в отношении социальных проблем означает, в частности, открытие границ для рабочей силы не только из восточноевропейских стран, ставших членами ЕС, но и, скажем, из арабского региона. Тем самым будут ликвидированы "переходные положения", которых та же Австрия упорно добивалась при решении вопроса о расширении Евросоюза.
Состоявшийся в январе 2004 г. в Мумбаи (Индия) Всемирный социальный форум выдвинул, по предложению Глобальных федераций профсоюзов во главе с МКСП, предложение о передаче всей проблематики ГАТС от ВТО в Международную Организацию труда. Несмотря на такие требования, обсуждение ГАТС на межгосударственном уровне продолжается, и на проблемы, связанные с этим соглашением, профсоюзам придется обращать пристальное внимание и в дальнейшем.
Возможно, разочарование первыми встречами с ВТО привело к тому, что профсоюзы стали активнее принимать участие в мероприятиях, ранее проводившихся антиглобалистским (теперь его чаще именуют "альтер-глобалистским") движением. Так, в профсоюзной встрече, в рамках упомянутого выше Всемирного социального форума в Мумбаи, с участием 120 профсоюзных деятелей всех континентов рассматривались вопросы, связанные с деятельностью ВТО, и, в частности, "влияние вступления Китая в ВТО на состояние прав человека в Азии".
Транснациональные корпорации мирового масштаба в последние годы также идут иногда на подписание совместных с профсоюзами документов, которые хотя и не носят колдоговорного характера, содержат пункты, которые профсоюзы могут использовать в интересах своих членов. Это "глобальные соглашения", в которых прописаны основные положения конвенций Международной организации труда и другие аспекты соблюдения прав трудящихся и профсоюзов на предприятиях ТНК в разных странах мира.
К нынешнему моменту таких соглашений насчитывается 42 и число их постоянно увеличивается. С профсоюзной стороны подобные документы подписывают Глобальные профсоюзные федерации (ГПФ), примыкающие к Международной конфедерации свободных профсоюзов (МКСП) и ранее именовавшиеся международными производственными секретариатами (МПСами).
Вряд ли правильно было бы недооценивать сам факт заключения таких соглашений, но и надеяться на их перерастание в полноценные международные коллективные договоры, видимо, нереально. И дело не только в том, что ситуации трудящихся и профсоюзов на предприятиях ТНК в разных странах, где действуют ТНК (скажем, в США и Мьянме или в Швеции и Колумбии), чрезвычайно различны. Но ТНК именно потому и вкладывают капиталы в развивающиеся страны, что такие различия имеются, и даже под сильным давлением они не пойдут на их ликвидацию либо смягчение по единому коллективному соглашению. Однако это не значит, что профсоюзы государств – членов СНГ не должны активно добиваться максимального распространения глобальных соглашений на предприятия ТНК, имеющиеся в их странах, ибо действие таких соглашений все же в какой-то мере ограничивает произвол и облегчает выдвижение перед ТНК профсоюзных требований. Существует Бишкекское соглашение шести стран СНГ (Азербайджана, Армении, Беларуси, Молдовы, России и Украины) 1997 г., которым предусмотрено создание в рамках ТНК, действующих на территории подписавших его стран, единых профорганизаций или советов профкомов, чего, кстати, нет в аналогичных документах, регулирующих деятельность ТНК в международном и европейском плане.
Профдвижение СНГ заинтересовано, естественно, и в том, чтобы подобные глобальные соглашения заключались с теми ТНК, штаб-квартиры которых расположены в странах Содружества. Пока подписан лишь один такого рода документ – c нефтяным концерном ЛУКОЙЛ, однако есть основания надеяться, что за ним могут последовать и другие.
С целью усилить возможности мирового профсоюзного движения в условиях глобализации с начала XXI века международные профсоюзные объединения вели переговоры по объединению и созданию единого международного профсоюзного объединения. В ноябре 2006 г. в Вене (Австрия) на совместной международной конференции МКСП и ВКТ было создана Международная конфедерация профсоюзов.
- Содержание:
- 1. Учебная программа.
- 1.2. Содержание учебного материала.
- Тема 1. Причины, истоки возникновения и становления мирового рабочего и профсоюзного движения
- Тема 2. Мировое профсоюзное движение между первой и второй
- Тема 3. Международное рабочее и профсоюзное движение в годы и после второй мировой войны
- Тема 4. Профсоюзные права и их международно-правовая защита.
- Тема 5. Возникновение и становление профсоюзного движения в Беларуси
- Тема 6. Правовое положение профсоюзов Беларуси. Гарантии профсоюзной деятельности
- Тема 7. Основные принципы организационного строения и деятельности профсоюзов
- 2. Теоретический раздел.
- Содержание:
- Тема 1. Причины, истоки возникновения и становления
- Возникновение и особенности появления класса наемных рабочих в отдельных странах.
- 2. Начало рабочего движения. Зарождение профессиональных союзов.
- 5. Рабочее и профсоюзное движение в конце XIX - начале хх века.
- 6. Идеологические направления в международном рабочем и
- 7. Международное рабочее и профсоюзное движение накануне и в годы
- 8. Революция Октября 1917 г. В России и основные изменения в
- Тема 2. Международное профсоюзное движение в период между I-ой и II-ой мировыми войнами
- 1. Мировое профсоюзное движение между двумя мировыми войнами
- 2. Профсоюзное движение в период стабилизации капитализма
- 3. Борьба рабочего класса против фашизма и войны.
- 4. Борьба за единство профдвижения накануне второй мировой войны.
- Тема 3. Международное рабочее и профсоюзное движение
- Профсоюзное движение в годы второй мировой войны в странах
- Профсоюзное движение после второй мировой войны
- Основные этапы профсоюзного движения в крупнейших
- 4. Профсоюзное движение в странах Азии, Латинской Америки, Африки.
- 5. Проблемы и перспективы развития международного профсоюзного
- 6. Международные профсоюзные организации.
- 7. Профсоюзы и глобализация.
- Тема 4. Профсоюзные права и их легализация.
- Борьба рабочего и профсоюзного движения за легализацию
- 2. Международное признание профсоюзных прав
- 3. Нормы и развитие профсоюзных прав в отдельных странах
- 4. Антипрофсоюзные элементы современной социальной политики отдельных государств.
- 5. Возможности мот в защите профсоюзных прав
- Тема 5. Возникновение и становление профсоюзного движения в Беларуси
- Исторические этапы профсоюзов Беларуси. Положение рабочих
- 2. Профсоюзы в период революций 1905 - 1917 гг.
- 3. Профсоюзное строительство в советский довоенный период
- 4. Профсоюзы в политической системе советского общества
- 6. Основные внутрипрофсоюзные проблемы
- 7. Новая концепция развития профсоюзов: социальное партнерство.
- Тема 6. Правовое положение профсоюзов Беларуси.
- 1. Правовые основы деятельности профсоюзов в Республике Беларусь.
- 2. Основные правовые акты, регулирующие права профсоюзов
- 3. Генеральное, тарифные соглашения. Коллективный договор.
- 4. Коллективно-договорная практика в странах с рыночной экономикой.
- 5. Участие профсоюзов в рассмотрении коллективных трудовых споров.
- Тема 7. Основные принципы организационного
- Создание профсоюзов, принципы их построения, структура,
- 2. Структура, функции первичной профсоюзной организации.
- 3. Финансовые средства профсоюзов. Членские взносы.
- 4. Финансовые средства профсоюзов с развитой рыночной экономикой.
- 5. Мотивация профсоюзного членства.
- 6. Новая концепция развития профсоюзов – социальное партнерство.
- Конвенция 87 Конвенция о свободе ассоциации и защите права на организацию (вступила в силу 4 июля 1950 г.)
- Раздел I. Свобода ассоциации. Статья 1
- Статья 2
- Статья 3
- Статья 4
- Статья 5
- Статья 6
- Статья 7
- Статья 8
- Статья 9
- Статья 10
- Раздел II. Защита права на организацию Статья 11
- Раздел III. Различные положения Статья 12
- Статья 13
- Раздел IV. Заключительные положения Статья 14
- Статья 15
- Статья 16
- Статья 17
- Статья 18
- Статья 19
- Статья 20
- Статья 21
- Конвенция 98
- Статья 1
- Статья 2
- Статья 3
- Статья 4
- Статья 5
- Статья 6
- Статья 7
- Статья 8
- Статья 9
- Статья 10
- Статья 11
- Статья 12
- Статья 13
- Статья 14
- Статья 15
- Статья 1
- Статья 2
- Статья 3
- Статья 4
- Статья 5
- Статья 6
- Статья 7
- Статья 12
- Статья 13
- Статья 14
- Статья 18
- Статья 19
- Статья 20
- Статья 21
- Статья 22
- Статья 23
- Статья 24
- Статья 25
- Статья 26
- Статья 27
- 3. Практический раздел.
- Тематический план дисциплины
- Тематический план дисциплины
- Тематический план дисциплины
- 3.2.Программа семинаров
- 3.3. Программа семинаров
- 4. Блок контроля знаний:
- 4.1. Задания для самостоятельной управляемой работы студентов и
- 4.2. Тестовые задания для самопроверки студентов. Тест – а по дисциплине «История, теория и практика профсоюзного движения»
- Тест – б по дисциплине «История, теория и практика профсоюзного движения»
- Тест – в по дисциплине «История, теория и практика профсоюзного движения»
- Тест –г по дисциплине «История, теория и практика профсоюзного движения»
- Вопросы к дифференцированному зачёту по дисциплине “История, теория и практика профсоюзного движения”
- 5. Список использованной литературы:
- Список литературы, имеющейся в библиотеке университета: