4. Коллективно-договорная практика в странах с рыночной экономикой.
Проходящий в настоящее время процесс глобализации экономики глубоко затронул все аспекты профсоюзной работы, включая практику заключения тарифных соглашений и коллективных договоров во всех странах и регионах мира, в том числе наиболее развитых в экономическом отношении стран рыночной экономики, опыт которых, думается, представляет для нас несомненный интерес.
В странах с развитой рыночной экономикой на национальном уровне сегодня основными являются отраслевые (тарифные) соглашения. Общенациональные, "генеральные" колдоговорные документы, как правило, включают в себя лишь самые общие положения принципиального характера, а, скажем, вопросы оплаты и условий труда регулируются в отраслевых тарифных соглашениях. Причем в некоторых странах (например, в США) вообще не существует генеральных соглашений, и профсоюзы обычно ориентируются на какой-либо "пилотный" универсальный коллективный договор (в тех же США - между компанией "Дженерал Моторс" и Объединенным профсоюзом автомобилестроителей). Вместе с тем в некоторых странах в генеральные соглашения записываются весьма важные пункты - например, в Финляндии ими в значительной мере определяется степень профсоюзной поддержки "политики доходов" правительства.
Важным остается вопрос о том, кто со стороны трудящихся и от чьего имени заключает коллективные соглашения. Здесь в развитых рыночных странах имеются два различных подхода.
Первый - дерегулятивная, или англо-саксонская модель, при которой коллективные договоры на предприятиях (в компаниях) заключают профорганизации от имени только своих членов. Это предопределило малый охват трудящихся как коллективными договорами, так и профсоюзами. В Великобритании, например, в профсоюзах состоят 34% трудящихся, а колдоговорной системой охвачено 47% работников, в Канаде соответственно - 38 и 36, США - 16 и 18, Японии - 24 и 21%. При этом члены профсоюзов, на которых только и распространяется действие колдоговора, получают от этого конкретную выгоду: в последние годы их зарплата была в среднем на 146 долларов (20%) в неделю выше, чем у нечленов профсоюза, трудившихся на аналогичных рабочих местах.
Вторая модель - правообразующая, или континентально-европейская. Она основана на том, что коллективные соглашения всех уровней распространяются не только на членов профсоюзов, но и на всех трудящихся. Подписывают колдоговорные документы не всегда профорганизации, а зачастую органы участия трудящихся в управлении производством, избираемые в трудовых коллективах работниками вне зависимости от их профчленства (производственные советы, советы предприятий, хотя по закону и с «учетом действующих тарифных соглашений»). В "классических" странах этой модели – Германии и Австрии – отраслевые тарифные соглашения заключают с работодателями профсоюзы, а колдоговоры на предприятиях (в компаниях) - органы участия.
Это приводит к тому, что охват колдоговорной системой весьма высок, да и в профсоюзах нередко состоит большинство трудящихся. Вот некоторые цифры: в Швеции в профсоюзы входят 81% трудящихся, коллективными договорами охвачено 89%, Финляндии – 81 и 95, Германии – 29 и 92%.
Хотя в последние годы этот принцип стал подвергаться профсоюзами серьезной критике.
В 2004 г. в Норвегии профсоюз транспортников поставил на коллективных переговорах вопрос о том, чтобы членам этого союза были повышены заработки на больший процент, чем не входящим в него трудящимся — "бесплатным пассажирам", не участвующим в расходах на проведение колдоговорной кампании. Такое требование встретило возражения организации работодателей отрасли и отнюдь не полное понимание в других профсоюзах страны. После долгих обсуждений был с помощью профцентра (Центральной организации профсоюзов Норвегии – ЦОПН) найден компромисс: повышение зарплаты установлено на одинаковом уровне для всех работников отрасли, но работодатели передали согласованную сумму профсоюзным первичным организациям своих предприятий, которые они могут использовать.
На другом конце планеты - в Новой Зеландии в 2005 году принят закон, по которому можно распространять действие коллективных соглашений на не входящих в профсоюзы работников, если они внесут определенный денежный вклад на проведение коллективных переговоров; профсоюзы тут же назвали это "тарифным взносом с бесплатных пассажиров". В Бельгии на ряде предприятий работодатели выплачивают по коллективным договорам всем работникам, состоящим в профсоюзе, годовую премию, равную сумме профсоюзных взносов, тем самым как бы компенсируя им разницу с не членами профсоюза. Тем не менее проблема эта, видимо, может встать и в более широком международном плане. Приведем цифры охвата трудящихся колдоговорной системой в различных странах, по последним сведениям МОТ. Он составляет в Австрии 98%, Франции около - 95, Бельгии, Италии, Португалии — 87, Испании - 81, Нидерландах — 78, Швейцарии — 37, Британии - 36 (в среднем по Европейскому Союзу - 67%), Канаде - 34, Японии -21, США - 18%.
Процент профчленства в указанных странах (за исключением государств Северной Европы и 5 последних стран) существенно отстает от этих цифр.
В то же время в обеих моделях остаются нерешенные проблемы - в частности, охват коллективными договорами такого растущего слоя трудящихся, как работники, связанные с информационно-компьютерными технологиями (ИКТ), мигранты, работники малых и средних предприятий, люди, занятые в "теневом" секторе экономики. В Дании в 2001 г. союз металлистов заключил специальное соглашение, касающееся трудящихся, работающих с ИКТ, в котором, в частности, записано их право на регулярное повышение квалификации за счет работодателя, но это пока единичный пример.
Другая проблема, которая стоит перед международным профдвижением, – попытки нанимателей подменить колдоговорное урегулирование трудовых отношений каким-либо суррогатом, например, заключением с работниками индивидуальных трудовых контрактов, прежде всего срочных.
В Европейском Союзе в 2004 г. на основе среднесрочного найма трудились почти 13% работников, они получали зарплату, в среднем на 11 % меньшую, чем те, кто работал на "полную ставку". По срочным трудовым контрактам работали в Испании 30,6% работников, Португалии - 20,6, Польше - 19,4, Финляндии - 16,3, Швеции - 15,1%. А в испанской провинции Страна Басков, по профсоюзным подсчетам, 78% трудовых контрактов имело срок, не превышающий 3 месяцев.
В ряде стран правительства пытаются закрепить и в законодательстве подобное положение, что, понятно, встречает решительное сопротивление профдвижения. В этой борьбе профсоюзы опираются, например, на Рекомендацию МОТ № 166 "О прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя" (1982 г.), где предлагается "ограничить использование договоров о найме на определенный срок случаями, когда, учитывая характер предстоящей работы, или условия её выполнения, или интересы трудящегося, эти отношения не могут устанавливаться на неопределенный срок". Ясно, что вышеприведенные данные не подпадают под процитированную установку из Рекомендации МОТ.
В 1999 г. в Варшаве было подписано Европейское рамочное соглашение партнеров рынка труда, то есть Европейской конфедерации профсоюзов (ЕКП) и объединений работодателей частного и общественного (государственного и муниципального) секторов экономики – соответственно ЮНИСЕ и СЕЕП, по которому были запрещены так называемые "цепные" индивидуальные трудовые контракты. Этот термин подразумевал такой порядок, при котором работодатель заключал с работником трудовой договор на весьма короткий срок, по истечении которого с ним подписывался новый контракт на тех же условиях и примерно на аналогичный срок. Такая система позволяла работодателю избегать платежей за этого работника в различные социальные фонды и держать его в состоянии неуверенности за свое рабочее место.
Во исполнение указанных документов парламент Италии, к примеру, в 2001 г. принял закон, полностью уравнявший трудящихся, занятых по срочным контрактам, с постоянными работниками в вопросах оплаты труда и социальных условий. Это было призвано сделать беспредметным применение срочных трудовых договоров: действительно, зачем они работодателю, если исчезает такое различие. Однако, как видно из приведенных выше данных, соглашение 1999 г. не привело к уменьшению числа работников, занятых по срочным трудовым контрактам в ЕС.
Содержание колдоговорных документов не претерпело за последние годы больших изменений по существу. В них по-прежнему, как правило, записывается то, что не урегулировано законодательным путем, прежде всего вопросы оплаты и условий труда.
Так, в странах развитой рыночной экономики в последнее время в ходу стало понятие "нулевой рост" заработков. На практике это означает, что профсоюзы ставят вопрос в первую очередь о закреплении в коллективных соглашениях уровня зарплат с учетом инфляции, которая, кстати, тоже ограничена обычно несколькими процентами в год, а не о его повышении. Так, в благополучной Норвегии за последние 3 года реальная прибавка к заработкам составила в промышленности в среднем лишь 3 – 4,5 %.
Отчасти такое положение связано с тем, что этот уровень заработной платы в целом достаточно высок. К примеру, законодательно установленная минимальная зарплата в США превышает 1 тысячу долларов в месяц, а средняя в промышленности – 3 тысячи долларов.
Справочно: средняя зарплата в Австрии:
- неквалифицированных работников,
мелких служащих гостиниц …………………………….. – 900 €
- регистратор в гостинице и т.п. …………………………. – 1000 €
- квалифицированный работник, врач, педагог,
средний государственный служащий …………………. – 4000 €
- министр (оклад) ………………………………………… – 7000 €
Заработная плата до 4000 € не облагается налогом. Суммарный вычет из заработка работающего (налоги и страховки) – до 50%. Минимальная пенсия – 600 €. Средний размер пенсии – 1600 €.
Это происходит потому, что доля зарплаты в стоимости товара приблизилась к критической отметке. При росте заработной платы растет цена товара, что сегодня в условиях конкуренции нежелательно.
Но дело не только в этом. В условиях обострения конкуренции в период глобализации профсоюзы чаще "проявляют понимание" необходимости ограничить материальные требования, в том числе перед лицом угрозы закрытия предприятий и переноса производства товаров и услуг в другие страны с более низким уровнем заработков и социальных льгот. Но подобная делокализация тем не менее происходит во все большем масштабе.
В Нидерландах в 2003 г. профдвижение достигло договоренности с правительством о том, что оно не будет выдвигать требований по зарплате, взамен чего правительство откажется от планов сокращения расходов на социальные цели. И это – не единичный случай. Все чаще в коллективные соглашения, особенно на общенациональном уровне, включаются вопросы широкого социального плана – досрочного выхода трудящихся на пенсию (в Скандинавских странах, к примеру, есть категория "колдоговорных пенсий"), предоставления оплачиваемого "родительского отпуска" не только матерям, но и отцам новорожденного ребенка и т.п.). В коллективные соглашения записываются меры против трудовых стрессов, "моббинга" (третирования трудящихся на рабочих местах), сексуальных домогательств в отношении работающих женщин и др.
Существенное значение имеет и вопрос о сроке действия коллективных соглашений. Зависит он, в первую голову, от экономической стабильности той страны, отрасли, региона, компании, в которой оно заключается. В настоящее время наиболее типичными для стран развитой рыночной экономики являются двухлетние коллективные соглашения с правом сторон пересмотреть их условия после первого года действия.
В ряде стран заключенные профсоюзными органами коллективные соглашения проходят процедуру голосования среди членов профсоюза. В Британии в период правления консервативного премьера М. Тэтчер это было закреплено в законодательстве. Можно добавить, что в последнее время такое голосование в некоторых развитых странах проводится и по электронной почте. В большинстве случаев голосование бывает положительным, поскольку профорган, ведущий переговоры с работодателем, знает настроения членского состава своей организации. Однако бывают, понятно, и отрицательные результаты.
Во многих странах в период действия коллективного соглашения запрещены забастовки, равно как и локауты. Вопрос о состоянии забастовочного движения – отдельная тема, однако следует отметить, что в последние годы заметен новый его всплеск, причем выдвигаемые в ходе забастовок требования нередко приобретают политический оттенок. Да и в 90-е гг. - период "стачечного затишья" - в ряде стран фиксировались высокие их показатели. Например, в США в среднем за год на 1 тысячу работников приходилось по 52 потерянных в результате забастовок рабочих дня, в Евросоюзе - 65, а в Испании - целых 362.
С развитием процесса глобализации растет значение коллективных соглашений международного масштаба.
Показателен в данном плане опыт Европейского Союза. С конца 90-х гг. в ЕС заключаются отраслевые рамочные соглашения (в текстильном, аграрном, строительном секторах) между отраслевыми федерациям Европейской конфедерации профсоюзов (ЕКП) и союзами работодателей соответствующих отраслей. ЕКП и общеевропейские объединения работодателей, такие, как частных предпринимателей; государственно-муниципальных работодателей; малого и среднего бизнеса, подписывают соглашения по социальной проблематике – о родительских отпусках, о временной занятости, о срочных трудовых контрактах. Последними, в частности, были запрещены так называемые цепные контракты, то есть порядок, когда работодатель периодически перезаключал срочный контракт, избегая при этом ряда социальных выплат за "вечно временного" работника. Учитывая, что в странах ЕС абсолютное большинство работодателей входит в указанные выше союзы, подобные двусторонние соглашения имеют существенное практическое значение.
Наконец, несколько слов о действии коллективных договоров в случае смены собственника предприятия, на котором он заключен. Данная проблема становится все более важной в связи с усилением в последние годы процесса "делокализации", т.е. перевода производства или его части из одной страны в другую, особенно в страны с более низким уровнем зарплат и социальных льгот.
Профдвижение выходит и на уровень руководящих органов ЕС. В 1998 г. Комиссия Евросоюза (его распорядительный орган) приняла Директиву, по которой коллективный договор на предприятии, перешедшем к другому работодателю (в результате продажи или слияния), продолжает действовать в течение всего срока, на какой он подписан. В 2003 г. упомянутая Комиссия приняла решение о создании при ней трехстороннего комитета социального диалога.
В 2001 г. в Германии был принят новый Закон о производственных советах (органах участия трудящихся в управлении), в котором сказано, что такой совет "продолжает действовать в течение 6 месяцев в случае слияния или разделения предприятия, где он создан". В законодательстве стран Северной Европы, прежде всего Финляндии и Швеции, прописана обязанность работодателей заблаговременно информировать доверенных лиц профсоюза или органы участия о планах возможного слияния или продажи предприятий. Однако, надо признать, что на практике данное законодательство нередко нарушается. Так что трудящиеся порой узнают о переходе их предприятия в другие руки из средств массовой информации.
Важную роль сыграла Директива КЕС № 94/54-СЕ от 1994 г. о создании комитетов (советов) "европейских предприятий", к числу которых относятся компании, в которых в рамках Евросоюза трудятся не менее 1 тыс. работников, либо имеющие в двух или более странах ЕС предприятия с не менее 150 работниками на каждом. Эти комитеты избираются работниками предприятий "еврокомпании" независимо от их членства в профсоюзах и наделены лишь информационно-консультативными полномочиями, то есть не вправе подписывать коллективные соглашения. Но в ходе заседаний комитетов обычно идет обмен мнениями относительно положения трудящихся на всех предприятиях данной компании и порой согласовываются оптимальные требования, которые можно выдвинуть в ходе колдоговорной кампании на каждом из них. Сейчас профсоюзы выступают за принятие новой Директивы КЕС, по которой права комитетов евро-предприятий были бы расширены.
Существенное значение для колдоговорной работы в "евро-компаниях" имеют компьютерные банки данных, создаваемые их профсоюзами.
В настоящее время в ходе выработки проекта конституции Европейского Союза профдвижение активно добивается включения в этот документ положений, закрепляющих право трудящихся и профсоюзов на проведение международных (естественно, в рамках ЕС) забастовок и иных акций. Пока что трудно сказать, удастся ли это осуществить.
- Содержание:
- 1. Учебная программа.
- 1.2. Содержание учебного материала.
- Тема 1. Причины, истоки возникновения и становления мирового рабочего и профсоюзного движения
- Тема 2. Мировое профсоюзное движение между первой и второй
- Тема 3. Международное рабочее и профсоюзное движение в годы и после второй мировой войны
- Тема 4. Профсоюзные права и их международно-правовая защита.
- Тема 5. Возникновение и становление профсоюзного движения в Беларуси
- Тема 6. Правовое положение профсоюзов Беларуси. Гарантии профсоюзной деятельности
- Тема 7. Основные принципы организационного строения и деятельности профсоюзов
- 2. Теоретический раздел.
- Содержание:
- Тема 1. Причины, истоки возникновения и становления
- Возникновение и особенности появления класса наемных рабочих в отдельных странах.
- 2. Начало рабочего движения. Зарождение профессиональных союзов.
- 5. Рабочее и профсоюзное движение в конце XIX - начале хх века.
- 6. Идеологические направления в международном рабочем и
- 7. Международное рабочее и профсоюзное движение накануне и в годы
- 8. Революция Октября 1917 г. В России и основные изменения в
- Тема 2. Международное профсоюзное движение в период между I-ой и II-ой мировыми войнами
- 1. Мировое профсоюзное движение между двумя мировыми войнами
- 2. Профсоюзное движение в период стабилизации капитализма
- 3. Борьба рабочего класса против фашизма и войны.
- 4. Борьба за единство профдвижения накануне второй мировой войны.
- Тема 3. Международное рабочее и профсоюзное движение
- Профсоюзное движение в годы второй мировой войны в странах
- Профсоюзное движение после второй мировой войны
- Основные этапы профсоюзного движения в крупнейших
- 4. Профсоюзное движение в странах Азии, Латинской Америки, Африки.
- 5. Проблемы и перспективы развития международного профсоюзного
- 6. Международные профсоюзные организации.
- 7. Профсоюзы и глобализация.
- Тема 4. Профсоюзные права и их легализация.
- Борьба рабочего и профсоюзного движения за легализацию
- 2. Международное признание профсоюзных прав
- 3. Нормы и развитие профсоюзных прав в отдельных странах
- 4. Антипрофсоюзные элементы современной социальной политики отдельных государств.
- 5. Возможности мот в защите профсоюзных прав
- Тема 5. Возникновение и становление профсоюзного движения в Беларуси
- Исторические этапы профсоюзов Беларуси. Положение рабочих
- 2. Профсоюзы в период революций 1905 - 1917 гг.
- 3. Профсоюзное строительство в советский довоенный период
- 4. Профсоюзы в политической системе советского общества
- 6. Основные внутрипрофсоюзные проблемы
- 7. Новая концепция развития профсоюзов: социальное партнерство.
- Тема 6. Правовое положение профсоюзов Беларуси.
- 1. Правовые основы деятельности профсоюзов в Республике Беларусь.
- 2. Основные правовые акты, регулирующие права профсоюзов
- 3. Генеральное, тарифные соглашения. Коллективный договор.
- 4. Коллективно-договорная практика в странах с рыночной экономикой.
- 5. Участие профсоюзов в рассмотрении коллективных трудовых споров.
- Тема 7. Основные принципы организационного
- Создание профсоюзов, принципы их построения, структура,
- 2. Структура, функции первичной профсоюзной организации.
- 3. Финансовые средства профсоюзов. Членские взносы.
- 4. Финансовые средства профсоюзов с развитой рыночной экономикой.
- 5. Мотивация профсоюзного членства.
- 6. Новая концепция развития профсоюзов – социальное партнерство.
- Конвенция 87 Конвенция о свободе ассоциации и защите права на организацию (вступила в силу 4 июля 1950 г.)
- Раздел I. Свобода ассоциации. Статья 1
- Статья 2
- Статья 3
- Статья 4
- Статья 5
- Статья 6
- Статья 7
- Статья 8
- Статья 9
- Статья 10
- Раздел II. Защита права на организацию Статья 11
- Раздел III. Различные положения Статья 12
- Статья 13
- Раздел IV. Заключительные положения Статья 14
- Статья 15
- Статья 16
- Статья 17
- Статья 18
- Статья 19
- Статья 20
- Статья 21
- Конвенция 98
- Статья 1
- Статья 2
- Статья 3
- Статья 4
- Статья 5
- Статья 6
- Статья 7
- Статья 8
- Статья 9
- Статья 10
- Статья 11
- Статья 12
- Статья 13
- Статья 14
- Статья 15
- Статья 1
- Статья 2
- Статья 3
- Статья 4
- Статья 5
- Статья 6
- Статья 7
- Статья 12
- Статья 13
- Статья 14
- Статья 18
- Статья 19
- Статья 20
- Статья 21
- Статья 22
- Статья 23
- Статья 24
- Статья 25
- Статья 26
- Статья 27
- 3. Практический раздел.
- Тематический план дисциплины
- Тематический план дисциплины
- Тематический план дисциплины
- 3.2.Программа семинаров
- 3.3. Программа семинаров
- 4. Блок контроля знаний:
- 4.1. Задания для самостоятельной управляемой работы студентов и
- 4.2. Тестовые задания для самопроверки студентов. Тест – а по дисциплине «История, теория и практика профсоюзного движения»
- Тест – б по дисциплине «История, теория и практика профсоюзного движения»
- Тест – в по дисциплине «История, теория и практика профсоюзного движения»
- Тест –г по дисциплине «История, теория и практика профсоюзного движения»
- Вопросы к дифференцированному зачёту по дисциплине “История, теория и практика профсоюзного движения”
- 5. Список использованной литературы:
- Список литературы, имеющейся в библиотеке университета: