5. Возможности мот в защите профсоюзных прав
Среди различных международных организаций системы Организации Объединенных Наций Международная Организация Труда (МОТ) является важнейшей в деле защиты профсоюзных прав. Главная цель деятельности МОТ сформулирована в преамбуле к ее Уставу - обеспечение всеобщего и прочного мира на основе социальной справедливости. Она опирается на понимание того, что условия труда, влекущие за собой несправедливость, нужду и лишения для большого количества людей, порождает такое недовольство, которое подвергает опасности мир и согласие во всем мире. Такой вывод был сделан и с учетом революционных потрясений, произошедших, в частности, в России и Германии в 1917 - 1918 гг., основной движущей силой которых выступал рабочий класс, доведенный до нужды и отчаяния несправедливыми социальной политикой и трудовым законодательством. Соответственно международное и профсоюзное движение в борьбе за признание и реализацию профсоюзных прав наиболее часто обращаться к помощи этой организации. С момента основания в 1919 г. МОТ было принято 387 конвенций и рекомендаций, в том числе – 188 конвенций. Республика Беларусь вступила в МОТ в 1954 г.; ею ратифицировано 49 конвенций, из них 45 действующих.
Устав МОТ исходит из двух принципов: всеобщности (универсальности) и 3-стороннего представительства. Первый означает, прежде всего, возможность вступления в МОТ для всех государств, берущих на себя предусмотренное уставом обязательства. Этот принцип обязывает членов МОТ способствовать улучшению условий труда и жизни трудящихся во всех странах, представлять им равное право пользоваться теми преимуществами, которые вытекают из членства в организации. Если принцип всеобщности характерен для большинства международных организаций, то принцип 3-сторонего представительства свойственен только МОТ. Сущность его состоит в том, что каждый член МОТ представлен в организации делегатами правительства, трудящихся и предпринимателей, причем каждая группа представителей может занимать самостоятельную позицию при решении проблем труда.
В задачи МОТ, согласно ее Устава, входит осуществление международно-правового регулирования и защиты профсоюзных прав и она действительно выполняет эту задачу, одобряя «профсоюзные» конвенции и рекомендации, принимая меры к их ратификации как можно большим числом государств-членов и исполнению ими норм конвенций в национальном законодательстве и на практике. В порядке реализации своей функции оказания технического содействия (помощи) МОТ готовит кадры для профсоюзной работы, предоставляет через экспертов помощь в разработке национального законодательства о профсоюзах и контроле за его применением. Именно МОТ в1981г. одобрила конвенцию № 154 и рекомендацию № 163 о содействии коллективным переговорам. В 1987 г. 73-я сессия ГК МОТ приняла специальную резолюцию по профсоюзным правам.
У МОТ действительно есть возможности для защиты профсоюзных прав. В отличие от других специализированных учреждений системы ООН она имеет специальный механизм контроля за применением международных трудовых норм (стандартов). Согласно Уставу, в МОТ создан и действует контрольно-надзорный механизм, охватывающий:
деятельность постоянного Комитета экспертов по применению конвенций и рекомендаций;
создание на сессии ГК МОТ комитета по применению конвенций и рекомендаций;
контрольные функции Административного совета МОТ;
рассмотрение жалоб на нарушение профсоюзных прав особым Комитетом по свободе ассоциации;
назначение Административным советом специальных комиссий по расследованию (с выездом в страну) и даче рекомендаций и комиссии по сбору фактов и примирению в связи с нарушениями профсоюзных прав;
посылка миссий консультантов и региональных консультантов;
прямые контакты и другие, менее формальные меры.
Все эти органы и процедуры призваны обеспечить исполнение международных норм МОТ путем особого международно-политического давления на государства-члены, которые ратифицировали конвенцию, но не исполняют ее положения или нарушают их. Понятно, что МОТ не может применять принудительные санкции к государству - нарушителю (тем более к предприятию, компании). Но в своих докладах она может делать замечания государству по поводу нарушения конкретных положений ратифицированных им конвенций или даже упомянуть государство как нарушителя в специальном параграфе («черном списке»), что для него крайне нежелательно, так как подрывает международный и даже внутренний престиж. Этот же механизм используется для контроля за применением «профсоюзных» конвенций и рекомендаций МОТ.
Наиболее важный орган в механизме контроля - Комитет экспертов по применению конвенций и рекомендаций - получает и рассматривает доклады государств - членов МОТ о мерах, принятых ими по конвенциям и рекомендациям. Но Комитет вправе только делать «замечания» нарушающим конвенции правительствам государств. Эти замечания включаются в общий доклад, публикуемый для представления генеральной конференции МОТ. Они рассматриваются ежегодно специальным Комитетом по применению конвенций и рекомендаций, назначаемым сессией ГК, а затем по его представлению утверждаются сессией ГК.
При Административном совете МОТ действует созданная в 1951 г. Комиссия по свободе объединений (по профсоюзным свободам). Она рассматривает жалобы о невыполнении государствами ратифицированных и не ратифицированных конвекций о профсоюзных свободах и дает «рекомендации» правительствам. До сих пор Комиссия рассмотрела более 1700 жалоб, вынося заключения и давая рекомендации по дальнейшим мерам, таким образом, развивая свод принципов международного трудового права.
Жалобы могут подавать профсоюзы, организации нанимателей. Согласно правилам Комиссии, жалобы должны подаваться: профсоюзом или национальным профцентром страны, к которому непосредственно относятся изложенные в жалобе пункты, либо одной из международных профсоюзных организаций, имеющих совещательный статус в МОТ (например, МКСП), либо Международным профсоюзным секретариатом, если речь идет о его филиале. Административный совет создает также особую Комиссию по сбору фактов и примирению, на рассмотрение которой передается особо важные жалобы. Это случается, однако, крайне передается особо важные жалобы. Это случается, однако, крайне редко (в 80-е годы было передано всего 5 жалоб, одна их них - против Чили). Наконец, сам Административный совет МОТ вправе принимать жалобы или представления на страны - члены МОТ, виновные в нарушении ратифицированных ими конвенций. Он правомочен передать жалобу в назначенную им особую комиссию по расследованию, представляющую рекомендации по устранению нарушений после обследования в какой-либо стране. Формально Административный совет через Генеральную конференцию может применять ряд санкций против виновных государств-членов и даже «такие действия, какие он сочтет целесообразными» (ст.33 Устава МОТ). Но на деле воздействие обычно ограничивается опубликованием «представлений» и ответов от правительств, если они присылаются.
Одно из проявлений и одновременно одна из причин недостаточной эффективности контрольного механизма МОТ - слабость позиций профсоюзов в контрольных органах МОТ. Так, представители профсоюзов в МОТ не обладают соответствующими правами, чтобы серьезно повлиять на контрольный механизм и его органы. Ни Устав МОТ, ни регламенты деятельности ее сессий и органов не дают профсоюзам таких прав. У профсоюзов просто паритетные права (на деле не равные правам правительств и предпринимателей). А это оказывается недостаточным. В МОТ, считавшейся в принципе организацией по защите интересов трудящихся, у профсоюзов должны быть большие права. Что же касается фактического веса, влияния профсоюзов в контрольных органах МОТ, то они также невелики: представители профсоюзов составляют там меньшинство против представителей правительств и предпринимателей. Более того, в Комитет экспертов представители профсоюзов вообще отсутствуют, как и в Комиссии по сбору фактов и примирению. Правда, отдельные нормы Устава МОТ предусматривают для национальных и международных профсоюзов вне рамок МОТ некоторые права на участие в процедурах контроля: ст.24, например, закрепила право профсоюзов подавать в МОТ «представления» о несоблюдении конвенций каким-либо членом организации (как и право объединений предпринимателей на такие же представления).
Наиболее реальной мерой воздействия профсоюзов на контрольный механизм остается представление ими замечаний на доклады своих правительств, посылаемые в Комитет экспертов в связи с исполнением конвенций, либо самостоятельная посылка в Комитет замечаний на такие доклады. Все эти доклады и замечания к ним попадают в Комитет экспертов, обобщаются, а затем обсуждаются Комитетом по применению конвенций и рекомендаций, который создается на сессиях ГК МОТ, окончательно же они утверждаются самой сессией ГК МОТ, которая делает замечания в адрес отдельных государств-членов.
Другой реальной возможностью использования профсоюзами контрольного механизма МОТ для принудительного исполнения конвенций в интересах трудящихся является право жалоб профсоюзов в МОТ и участие профсоюзных представителей в их рассмотрении. Профсоюзы, и особенно международные профцентры МКСП, ВКТ и ВФП, часто подают формальные представления и жалобы через официальных делегатов сессий ГК МОТ либо в Административный совет, либо в Комиссию по свободе объединений. В последние годы дела возбуждались против почти половины государств-членов (46%), хотя чаще - против развивающихся стран. Они касались самых разных нарушений профсоюзных прав, начиная от репрессий против профсоюзных деятелей и кончая забастовками и колдоговорами (25%). Очевидно, что у профсоюзов имеются весьма реальные возможности использовать контрольный механизм МОТ для защиты профсоюзных прав. Наиболее эффективными представляется путь подачи представлений и жалоб на их нарушения. Этим могут воспользоваться представители профсоюзов в органах МОТ, международные профцентры, международные отраслевые профобъединения, имеющие прямые выходы на отраслевые комитеты МОТ, а также национальные профсоюзы через отраслевые международные профобъединения или через своих представителей в МОТ. Немаловажна и возможность подачи замечаний на доклады правительств об использовании норм МОТ (такие замечания профсоюзов целесообразно направлять прямо в соответствующие органы МОТ). Наконец, не следует забывать и о возможности профсоюзов высказывать замечания на проекты документов МОТ, вопросники и другие материалы, присылаемые органами МОТ. Известны случаи, когда вмешательство МОТ приводило к освобождению членов профсоюзов из-под ареста, восстановлению их на работе, к защите прав профсоюзов.
Правомочия и статус профсоюзов в МОТ, особенно международных профцентров, наделенных лишь полным «консультативным статусом», недостаточны для эффективной защиты трудовых и профсоюзных прав. Паритетные права профсоюзов делают их более слабыми перед лицом представителей правительств и предпринимателей. Меньше возможности имеет МОТ для защиты профсоюзных прав на предприятиях ТНК. В 1977 г. МОТ приняла трехстороннюю декларацию принципов относительно многонациональных предприятий и социальной политики. Обычно механизм МОТ для исполнения декларации, не обладающей силой обычных конвенций МОТ, не применяется. Однако, учитывая требования рабочего движения и профсоюзов, руководство МОТ вынуждено было создать специальный механизм исполнения декларации. Был создан постоянный, трехсторонний комитет МОТ по транснациональным корпорациям (ТНК), правительствам было предложено периодически докладывать МОТ о выполнении данной декларации, Административный совет стал готовить специальные исследования и доклады по ТНК. Однако на практике критические комментарии органы МОТ приводят крайне редко, ограничиваясь констатацией фактов, приведенных правительствами стран. Столь же малоэффективен и механизм МОТ по разрешению конфликтов в связи с толкованием принципов декларации. На национальном уровне правительства фактически игнорируют профсоюзы. Например, в США дело ограничилось тем, что в созданный при Президенте США Комитет по делам МОТ был включен председатель национального профцентра АФТ-КПП, и правительство сочло это достаточным для исполнения декларации. В Бельгии был провален законопроект, обязывающий все компании, включая ТНК, информировать рабочие советы о применении международных норм контроля за ТНК.
Таким образом, возможности профсоюзов использовать возможности МОТ для международной защиты профсоюзных прав на предприятиях ТНК пока очень ограничены.
- Содержание:
- 1. Учебная программа.
- 1.2. Содержание учебного материала.
- Тема 1. Причины, истоки возникновения и становления мирового рабочего и профсоюзного движения
- Тема 2. Мировое профсоюзное движение между первой и второй
- Тема 3. Международное рабочее и профсоюзное движение в годы и после второй мировой войны
- Тема 4. Профсоюзные права и их международно-правовая защита.
- Тема 5. Возникновение и становление профсоюзного движения в Беларуси
- Тема 6. Правовое положение профсоюзов Беларуси. Гарантии профсоюзной деятельности
- Тема 7. Основные принципы организационного строения и деятельности профсоюзов
- 2. Теоретический раздел.
- Содержание:
- Тема 1. Причины, истоки возникновения и становления
- Возникновение и особенности появления класса наемных рабочих в отдельных странах.
- 2. Начало рабочего движения. Зарождение профессиональных союзов.
- 5. Рабочее и профсоюзное движение в конце XIX - начале хх века.
- 6. Идеологические направления в международном рабочем и
- 7. Международное рабочее и профсоюзное движение накануне и в годы
- 8. Революция Октября 1917 г. В России и основные изменения в
- Тема 2. Международное профсоюзное движение в период между I-ой и II-ой мировыми войнами
- 1. Мировое профсоюзное движение между двумя мировыми войнами
- 2. Профсоюзное движение в период стабилизации капитализма
- 3. Борьба рабочего класса против фашизма и войны.
- 4. Борьба за единство профдвижения накануне второй мировой войны.
- Тема 3. Международное рабочее и профсоюзное движение
- Профсоюзное движение в годы второй мировой войны в странах
- Профсоюзное движение после второй мировой войны
- Основные этапы профсоюзного движения в крупнейших
- 4. Профсоюзное движение в странах Азии, Латинской Америки, Африки.
- 5. Проблемы и перспективы развития международного профсоюзного
- 6. Международные профсоюзные организации.
- 7. Профсоюзы и глобализация.
- Тема 4. Профсоюзные права и их легализация.
- Борьба рабочего и профсоюзного движения за легализацию
- 2. Международное признание профсоюзных прав
- 3. Нормы и развитие профсоюзных прав в отдельных странах
- 4. Антипрофсоюзные элементы современной социальной политики отдельных государств.
- 5. Возможности мот в защите профсоюзных прав
- Тема 5. Возникновение и становление профсоюзного движения в Беларуси
- Исторические этапы профсоюзов Беларуси. Положение рабочих
- 2. Профсоюзы в период революций 1905 - 1917 гг.
- 3. Профсоюзное строительство в советский довоенный период
- 4. Профсоюзы в политической системе советского общества
- 6. Основные внутрипрофсоюзные проблемы
- 7. Новая концепция развития профсоюзов: социальное партнерство.
- Тема 6. Правовое положение профсоюзов Беларуси.
- 1. Правовые основы деятельности профсоюзов в Республике Беларусь.
- 2. Основные правовые акты, регулирующие права профсоюзов
- 3. Генеральное, тарифные соглашения. Коллективный договор.
- 4. Коллективно-договорная практика в странах с рыночной экономикой.
- 5. Участие профсоюзов в рассмотрении коллективных трудовых споров.
- Тема 7. Основные принципы организационного
- Создание профсоюзов, принципы их построения, структура,
- 2. Структура, функции первичной профсоюзной организации.
- 3. Финансовые средства профсоюзов. Членские взносы.
- 4. Финансовые средства профсоюзов с развитой рыночной экономикой.
- 5. Мотивация профсоюзного членства.
- 6. Новая концепция развития профсоюзов – социальное партнерство.
- Конвенция 87 Конвенция о свободе ассоциации и защите права на организацию (вступила в силу 4 июля 1950 г.)
- Раздел I. Свобода ассоциации. Статья 1
- Статья 2
- Статья 3
- Статья 4
- Статья 5
- Статья 6
- Статья 7
- Статья 8
- Статья 9
- Статья 10
- Раздел II. Защита права на организацию Статья 11
- Раздел III. Различные положения Статья 12
- Статья 13
- Раздел IV. Заключительные положения Статья 14
- Статья 15
- Статья 16
- Статья 17
- Статья 18
- Статья 19
- Статья 20
- Статья 21
- Конвенция 98
- Статья 1
- Статья 2
- Статья 3
- Статья 4
- Статья 5
- Статья 6
- Статья 7
- Статья 8
- Статья 9
- Статья 10
- Статья 11
- Статья 12
- Статья 13
- Статья 14
- Статья 15
- Статья 1
- Статья 2
- Статья 3
- Статья 4
- Статья 5
- Статья 6
- Статья 7
- Статья 12
- Статья 13
- Статья 14
- Статья 18
- Статья 19
- Статья 20
- Статья 21
- Статья 22
- Статья 23
- Статья 24
- Статья 25
- Статья 26
- Статья 27
- 3. Практический раздел.
- Тематический план дисциплины
- Тематический план дисциплины
- Тематический план дисциплины
- 3.2.Программа семинаров
- 3.3. Программа семинаров
- 4. Блок контроля знаний:
- 4.1. Задания для самостоятельной управляемой работы студентов и
- 4.2. Тестовые задания для самопроверки студентов. Тест – а по дисциплине «История, теория и практика профсоюзного движения»
- Тест – б по дисциплине «История, теория и практика профсоюзного движения»
- Тест – в по дисциплине «История, теория и практика профсоюзного движения»
- Тест –г по дисциплине «История, теория и практика профсоюзного движения»
- Вопросы к дифференцированному зачёту по дисциплине “История, теория и практика профсоюзного движения”
- 5. Список использованной литературы:
- Список литературы, имеющейся в библиотеке университета: