logo search
соколов XX hist021_2 / 021_2- Курс советской истории 1941-1991_Соколов А К Тяжельников В С_1999

Сентябрьский пленум 1953 г.

Острота ситуации и общая запущенность положения превратили аграрную политику в один из ключевых вопросов весной — летом 1953 г. Первоочередные меры были сформулированы на сессии Верховного Совета СССР в августе 1953 г. Они сводились к повышению закупочных цен на сельхозпродукцию, увеличению капиталовложений в аграрный сектор экономики и радикальному изменению отношения к подсобным хозяйствам. С подсобных хозяйств были "списаны" недоимки по обязательным госпоставкам, а сельхозналог был уменьшен в 2 раза.

Это было ядром новой хозяйственной политики, окончательно сформулированной на сентябрьском пленуме в 1953 г. Здесь впервые было прямо сказано об ужасающем положении на селе. Был декларирован переход от административно-бюрократического управления сельским хозяйством к экономическим методам. Экономическая заинтересованность должна была стать основным стимулом развития колхозной экономики, опираться на существенное расширение хозяйственной самостоятельности колхозов и совхозов. По сути, впервые после нэпа было признано необходимым повысить материальную заинтересованность крестьян в повышении продуктивности личного подсобного хозяйства. В этом направлении были сделаны практические шаги, сразу же облегчившие положение на селе. Так, в 1952—1958 гг. произошло резкое повышение государственных закупочных цен, которые выросли на пшеницу в 6 раз, а на крупный рогатый скот в 12 раз. В 1954 г. был отменен налог на коров и свиней, находящихся в собственности крестьян, а с 1958 г. прекращалась обязательная сдача сельхозпродукции с личного подсобного хозяйства. Это дало прекрасный результат: сельское хозяйство впервые после проведения коллективизации стало рентабельным, был отмечен исключительно высокий рост объемов производства, валовая продукция которого к 1958 г. выросла более чем на треть. Доходы колхозников продолжали расти до 1957—1958 гг.

Однако намеченная программа была проведена не полностью. Ее реализация проходила крайне противоречиво по нескольким причинам. "Аграрная либерализация", как и изменения в других областях, совпали с борьбой за власть между Маленковым и Хрущевым. В этой ситуации конкретные хозяйственные решения становились средством реализации личных амбиций. Исключительно важное значение для определения типа сельскохозяйственной политики имел январский 1955 г. пленум ЦК, на котором линия Маленкова была подвергнута критике, а сам он обвинен Хрущевым в попытках завоевать "дешевую популярность" в народе. Хрущев одержал верх, но его положение во власти еще не было монопольным. Ему надо было исключительно быстро добиться ощутимых сдвигов, прежде всего в продовольственном вопросе. Ставка на немедленный успех естественным образом привела его к привычному административно-бюрократическому руководству сельским хозяйством. Добившись монопольного положения в определении экономической политики страны, Хрущев, как и большая часть тогдашних руководителей, не был готов к пересмотру общественных отношений и расширению теоретических построений. И если использование экономических механизмов еще как-то вписывалось в привычную социологическую схему, то материальная заинтересованность, тем более как главный рычаг сельскохозяйственной политики, постоянно вступала в противоречие с представлениями о собственности и порождаемой ей психологией. Меры по подъему сельского хозяйства Хрущев сформулировал в январе 1954 г. в докладной записке в ЦК.Он делал ставку на резкое увеличение урожайности, в первую очередь, зерновых культур. С его точки зрения, необходимо было существеннорасширить посевные площади, распахав степи Северного Казахстана, Сибири и Урала, а также изменить структуру посевов за счет увеличения удельного веса кукурузы.