logo
соколов XX hist021_2 / 021_2- Курс советской истории 1941-1991_Соколов А К Тяжельников В С_1999

"Отец народа"

Именно в послевоенные годы культ Сталина достиг своего апогея. Вождь находился на верху своего величия, а его прославление пронизывало все сферы жизни общества. Празднование 70-летия Сталина в 1949 г. придало ему поистине черты "отца народа" и земного бога. Образ вождя увековечивали все искусства, его теоретические достижения составляли методологическую основу всех наук. Сталин становился мифологической всемогущей фигурой, соединявшей в себе всю силу и разум народа, все его достижения и лучшие качества.

Главный вопрос, который возникает в связи с отношением общества к культу личности, сводится к выявлению той питательной среды в общественных настроениях, системе воспитания и идеологической обработки, сделавшей возможным это явление в тех исторических условиях. Важное значение для создания атмосферы культа личности и ее поддержания имела победа в Великой Отечественной войне. Именно в военные годы образ Сталина слился с образом победителя, в сознании людей формировалось устойчивое положение, что если бы не гений Сталина, еще неизвестно, чем бы война закончилась. Газеты и журналы были переполнены материалами, возвеличивающими вождя, по радио с утра до вечера исполнялись песни о Сталине. Вот, например, назойливый припев из самой известной, наверное, в то время песни:

Сталин — наша слава боевая,

Сталин — наша юность и полет.

С песнями, борясь и побеждая,

Наш народ за Сталиным идет.

Культ личности стал после войны неотъемлемой частью духовной жизни. После войны культовая идеология сливается с патриотизмом, а позже переходит к открытому великорусскому шовинизму. На этом фоне между Сталиным и народом исчезает партия как лишнее промежуточное звено. Так, 24 мая 1945 г. в своем знаменитом тосте "за здоровье русского народа" не было ни слова сказано о руководящей роли партии. Снижение роли и значения партии выражается в открытом пренебрежительном отношении к принятым формам партийного руководства, полному отказу от таких организационных механизмов функционирования, как проведение заседаний Политбюро, пленумов ЦК и др.