logo search
соколов XX hist021_2 / 021_2- Курс советской истории 1941-1991_Соколов А К Тяжельников В С_1999

Внутренние проблемы

Новое "коллективное руководство" оказалось перед лицом больших трудностей, которые множились последние годы и усугублялись в результате непродуманных административных действий. Внутренние проблемы требовали первоочередного решения. Первые шаги нового руководства были предприняты под девизом "исправления волюнтаризма" в управленческой области и в сельском хозяйстве.

На ноябрьском пленуме 1964 г. был заслушан доклад Подгорного "Об объединении промышленных и сельских областных, краевых партийных организаций и советских органов". Основные аргументы в пользу объединения сводились к тому, что разделение сфер деятельности сельских и промышленных партийных организаций носило искусственный характер, в результате район как базовая управленческая единица перестал существовать. С декабря 1964 г. восстанавливалась вертикаль партийной власти, основными звеньями которой были ЦК — республиканский ЦК — обком — райком.

Следующим шагом стало обращение к сельскому хозяйству, которому был посвящен мартовский пленум ЦК 1965 г. Брежнев выступил с программным докладом о сельскохозяйственной политике, резко критиковал хрущевские преобразования, ставшие основной причиной "развала сельского хозяйства". Это обстоятельство имело также политический смысл: "окончательный разгром" Хрущева произошел именно в той сфере, которой он занимался постоянно и где пытался реализовать свои личные идеи. Эстафета "первого аграрника страны" переходила теперь к Брежневу, что усиливало его личные позиции внутри "коллективного руководства". Важно отметить, что кроме стандартного обвинения в "волюнтаризме", речь также шла о непродуманности в политике Хрущева вопросов экономического стимулирования, неподкрепленности решений экономическими мерами и прежде всего ценовой политикой.

Вновь обозначился поворот к некоторой поддержке личных подсобных хозяйств: разрешалось восстановить их прежний размер, а позже даже увеличить его в 2 раза (до 0,5 га). Был также отменен налог с лиц, имеющих скот и разрешена продажа кормов владельцам скота. Однако повторить "экономическое чудо" Маленкова по быстрому насыщению рынка продукцией личных хозяйств новому руководству не удалось. Социальный слой связанных с землей рабочих и служащих, а также колхозников, желающих в свободное время работать еще и в личном хозяйстве, был почти полностью размыт в результате резких колебаний политического курса в отношении крестьянского подворья. Ни о каком экономическом стимулировании личных хозяйств речь в то время не шла.

Новая стратегия в отношении колхозов и совхозов сводилась к отказу от необоснованных административных решений и всемерной материальной поддержке. Прежде всего был существенноснижен план государственных закупок зернана 1965 г.: с 4 млрд до 3 млрд 400 млн пудов. План был объявлен "твердым", то есть не подлежащим пересмотру в течение предстоящих десяти лет. С этого момента все сверхплановое продовольствие оставалось в колхозах, а его сдача государству приобретала строго добровольный характер. Кроме того, были существенноповышены закупочные цены на все основные виды сельхозпродукции, а за сдачу сверхплановой устанавливались дополнительные надбавки до 50%. Материальная поддержка колхозов выражалась в увеличении капиталовложений и укреплении материально-технической базы, развитии энергетической системы села и мелиорации. Финансовая поддержка колхозной экономики сводилась к списанию задолженностей; был введен новый принцип налогообложения — не с валового, а с чистого дохода. Можно сказать, что в целом сельскохозяйственный курс "коллективного руководства" стал попыткой применить экономические методы на макроуровне — к сельскому хозяйству страны в целом.