logo search
Конец XX - нач

Преобразование федеративных отношений

Первая крупная инициатива Президента В. В. Путина после инаугурации была связана с преобразованием федеративных отношений. В частности, был приведен в соответствие с Конституцией России порядок формирования Совета Федерации. Ранее в верхнюю палату Федерального собрания входили губернаторы, что противоречило принципу разделения властей. После принятия в августе 2000 года закона о новом порядке формирования Совета Федерации эта палата стала состоять из представителей, избранных региональными парламентами или назначенными губернаторами. Эти изменения существенно улучшили взаимодействие между Президентом и высшей палатой Федерального собрания. Параллельно федеральный Центр стремился наладить конструктивные связи с руководителями регионов. Указом Президента России был создан Государственный совет, в котором губернаторы получили возможность выдвигать общенациональные проекты, а также представлять интересы своих регионов.

В мае 2000 года указом Президента Владимира Путина были образованы 7 федеральных округов: Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный. В каждом из них вводился пост полномочного представителя Президента. На этих представителей возлагалась обязанность обеспечивать реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа, повышать эффективность деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствовать систему контроля за исполнением их решений. В то время многие законы в регионах противоречили российской Конституции. В стране в связи с этим царил правовой хаос, который в том числе угрожал суверенитету России. Достаточно вспомнить принятие рядом регионов во время кризиса 1998 года антиконституционных актов, препятствовавших вывозу продовольствия за пределы регионов и фактически вводивших внутренние таможни. Формирование единого правового пространства, начавшееся в 2000 году, завершилось в своей основе уже на следующий год.       После образования в 2000 г. федеральных округов и введения института полномочных представителей основное внимание руководства страны сконцентрировалось на четком разграничении компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами, пересмотре на этой основе федерального законодательства. В результате масштабной работы, проделанной Комиссией при Президенте Российской Федерации под руководством Д. Н. Козака, поэтапно (в 2003—2004 гг.) были приняты законы, закрепившие концепцию федеративной реформы.       За регионами были закреплены полномочия, которые они обязаны были выполнять за счет своего бюджета и за исполнение которых несли ответственность. Остальные полномочия по предметам совместного ведения оставались за федеральным Центром и могли передаваться субъектам РФ только с соответствующими финансовыми средствами. Такой подход был обусловлен сложившейся практикой, когда руководители регионов, не реализуя свои полномочия, перекладывали ответственность за собственное бездействие на федеральный Центр. Ярким проявлением этого стали массовые нарушения в обеспечении населения теплом и электричеством во многих регионах страны, притом что средства, предусмотренные бюджетом на решение этих проблем, оставались в ведении властей регионов.       Федеральным законом от 4 июля 2003 года № 95-ФЗ был установлен закрытый перечень полномочий 41 регионов. Тем самым снизились риски нецелевого использования средств регионального бюджета. За регионами для финансирования этих расходов были закреплены собственные доходы.      Политическое значение этих реформ состояло в том, что региональным руководителям было предложено вплотную заниматься проблемами своих регионов, а не решать эти проблемы путем давления на федеральную власть.