Место XX века в мировой истории
XX век в мировой истории — время великих свершений и великих трагедий человечества. Мир пережил целый ряд кардинальных переворотов: общественно-политических, социально-экономических, ценностных, информационных, научно-технических, демографических. Перед человечеством встала проблема выживания. Глобальный характер приобрела опасность катастроф: термоядерной, экологической, коммуникационной, демографической, биогенетической, культурной. Мир открылся для человечества в своем невиданном многообразии, и люди потерялись в нем. Сняв с себя все ограничения, человек оказался один на один с «Ничто». Философия «потерянного поколения» — экзистенциализм — объявила человека героем за его усилие оставаться жить в бессмысленном мире. Другое популярное направление мысли XX в. — психоанализ — сконцентрировался на поиске устойчивых архетипов, которые смогли бы скрепить шаткое здание человеческой психики. Этика XX в. в лице А. Швейцера, В. Вернадского, Э. Хемингуэя выдвинула идеал всеобщей связи всех со всеми, идеал благоговения перед жизнью.
Человечество вело упорную борьбу за свою человечность. А мир становился все уже. На основе достижений научно-технического прогресса и создания глобальной сети коммуникаций произошло сближение цивилизаций. Жизнь интернационализировалась, типы государственно-политической власти унифицировались. Возросла управленческая роль элит, которые использовали самые разные рычаги воздействия на массы — от насилия до демагогических разглагольствований о демократии. В экономике глобализм проявил себя в создании единых экономических пространств, включающих государства самых разных уровней и типов развития. Политически глобализм выражал себя в мондиализме — стирании государственных границ и перенесении центра тяжести власти на узкий, интернациональный по составу круг лиц, мировую политическую элиту. Принадлежность к ней обусловливалась размером капиталов, а первоочередная задача ее — обеспечить достойную жизнь «золотому миллиарду» избранных землян.
Социокультурный разрез глобализма не менее трагичен, чем политэкономический. Стандартизация жизни, подмена ценностей модой, знания — информацией, серьезных занятий — развлечениями — все это стерло неповторимость национальных культур и тем самым обеднило мировую культуру. Экуменическое движение церквей имело тот же конечный эффект. Посредством этих процессов общество переводится в состояние строго функциональной системы с четко регулируемым и хорошо предсказуемым образом жизни его членов. На первый взгляд может показаться, что это даже хорошо. Но весь вопрос состоит в том, кто, как и в каких целях будет определять для народов ценности, ибо управление осуществляется главным образом через них. Историческая практика XX в. свидетельствует лишь об устойчивой тенденции лидеров мировой политики к гегемонизму, т.е. мировому диктату над странами и народами. Правда, гегемонизм в этом столетии еще был ограничен государственными рамками. Он проявлял себя в виде концепций национальной исключительности (немецкий фашизм, сионизм), в форме стратегий национальной безопасности (США), как мессианизм социалистического (СССР) и демократического (США) толков. Лишь на исходе века гегемонизм приобрел интернациональный характер. Провозглашается благодатность создания на базе либерально-промышленной цивилизации западного образца «мирового государства», которое сотрет всякие границы между странами и народами.
Возможно, реализация такого проекта станет высшим взлетом тоталитаризма мирового масштаба и подведет итог развитию целой серии политических режимов XX века. Пока не видно изменений к лучшему в практике управления массами. Современные политические режимы только наращивают глубину и масштабы контроля над жизнью общества и личности. Параллельно с этим совершенствуется изощренность политической демагогии, которая неизменно апеллирует к низменным инстинктам масс и преследует цель стравливания общественных группировок. За этим древнейшим политическим принципом «разделяй и властвуй», всегда просвечивают интересы далеко не гуманные. Только люди, каждый на своем уровне, воспроизводят этот стереотип жизни-разлада и становятся удобной мишенью, с помощью которой утверждаются чьи-то эгоистические глобалистские интересы.
- Место XX века в мировой истории
- Путь России в XX столетии
- Начало «перестройки»
- Провозглашение гласности
- XIX Всесоюзная партийная конференция
- Становление новой политической системы
- Ключевой поворот перестройки
- Движение за суверенитет союзных республик
- Раскол кпсс
- Назревание политического кризиса в стране
- Август 1991 года
- Конец перестройки
- Ключевой поворот России в начале постперестройки
- Противостояние законодательной и исполнительной власти
- Конституционный кризис в России
- Новая система власти
- Федеративное устройство и его противоречия
- Война в Чечне
- Политические процессы 1994-1995 годов
- Президентские выборы 1996 года
- Обострение политической ситуации в стране во второй половине 1996 года
- Консолидация левых сил общества
- Зигзаги политического курса на исходе эры Ельцина
- Уход б.Н.Ельцина из большой политики
- Смена политического руководства
- Преобразование федеративных отношений
- Налоговая реформа
- Судебная реформа
- Столкновения с олигархами
- Чечня. Борьба с терроризмом
- Экономическая доктрина и развитие экономики
- Выборы 2003-2004 годов и реформа избирательной системы
- Режим «суверенной демократии»
- Реформы управления
- Приоритетные национальные проекты
- Демографическая проблема
- Перемены в духовной жизни общества
- Сдвиги в культурной жизни страны
- Постсоветская массовая культура
- Новые поиски в художественном творчестве
- Современный российский литературный постмодернизм
- Информатизация и реформа системы образования
- Самоорганизация культурной жизни
- Религия и церковь в постсоветском культурном пространстве
- Обращение к культурному наследию
- Заключение