Реформы управления
Захват террористами школы в Беслане в сентябре 2004 года продемонстрировал критическое состояние управления регионами и неготовность исполнительной власти эффективно действовать в кризисных ситуациях. Президент России выступил 13 сентября 2004 года с предложениями по новому порядку избрания губернаторов, по новой системе избрания депутатов Государственной Думы и по созданию Общественной палаты. В конце 2004 года эти предложения стали законами.
По новому закону региональные законодательные собрания по представлению Президента избирают нового главу региона. Президент получил право отзывать губернатора за ненадлежащее исполнение обязанностей. Свое недоверие губернатору вправе выразить и законодательное собрание. Таким образом, Президент взял на себя ответственность за работу губернаторов. Были отменены выборы депутатов Госдумы по одномандатным округам. Основной аргумент в пользу перехода к сугубо партийным выборам состоял в том, чтобы стимулировать развитие партийной системы в стране. Выборы по новой системе позволяют также исключить «внутрипартийную коррупцию», поскольку партии будут вынуждены включать в свои региональные списки кандидатов, действительно способных привлечь голоса избирателей. Создание Общественной палаты Российской Федерации активизировало становление гражданского общества и ускорило формирование его институтов. Общественная палата дополнила работу парламентариев. Одним из основных направлений административно-территориальной реформы стало укрупнение регионов в основном за счет присоединения по итогам референдумов экономически несостоятельных автономных округов к областям и краям. В начале 2005 года законодательно закреплен процесс объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в Пермский край. Успешно для сторонников укрупнения завершились референдумы по объединению Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа, Эвенкийского автономного округа и Красноярского края, Корякского автономного округа и Камчатской области, а также Усть-Ордынского Бурятского округа и Иркутской области.
На 2004—2005 гг. пришелся первый этап административной реформы, связанный с конкретизацией и разделением функций органов исполнительной власти. В итоге возникла новая структура федеральной исполнительной власти, состоящая из подразделений трех типов: министерств, служб и агентств.
Министерство — федеральный орган исполнительной власти, несущий полную ответственность за состояние подведомственной сферы управления. Именно федеральные министерства должны стать в точном соответствии с Конституцией РФ опорными элементами системы исполнительной власти во главе с Правительством Российской Федерации, политически ответственными за эффективное проведение государственной политики в определенных для них сферах управления. Федеральная служба — федеральный орган исполнительной власти, создаваемый для непосредственного осуществления специализированных правоприменительных функций и функций надзора. Федеральное агентство — федеральный орган исполнительной власти, отвечающий за предоставление определенных видов общественных благ и услуг населению или другим органам власти.
Борьба с коррупцией — одно из ключевых направлений повышения эффективности государственной власти в современной России. Сегодня в России предпринимаются меры, чтобы сделать правовое поле адекватным для борьбы с этим социальным злом. Россия подписала и ратифицировала в 2006 г. Международную конвенцию по борьбе с коррупцией, принятую ООН в 2003 г., которая предусматривает полный комплекс мер по борьбе с коррупцией: меры по ее предупреждению, обязательства об установлении уголовной ответственности, в том числе за подкуп и взятки, направления межгосударственного взаимодействия.
- Место XX века в мировой истории
- Путь России в XX столетии
- Начало «перестройки»
- Провозглашение гласности
- XIX Всесоюзная партийная конференция
- Становление новой политической системы
- Ключевой поворот перестройки
- Движение за суверенитет союзных республик
- Раскол кпсс
- Назревание политического кризиса в стране
- Август 1991 года
- Конец перестройки
- Ключевой поворот России в начале постперестройки
- Противостояние законодательной и исполнительной власти
- Конституционный кризис в России
- Новая система власти
- Федеративное устройство и его противоречия
- Война в Чечне
- Политические процессы 1994-1995 годов
- Президентские выборы 1996 года
- Обострение политической ситуации в стране во второй половине 1996 года
- Консолидация левых сил общества
- Зигзаги политического курса на исходе эры Ельцина
- Уход б.Н.Ельцина из большой политики
- Смена политического руководства
- Преобразование федеративных отношений
- Налоговая реформа
- Судебная реформа
- Столкновения с олигархами
- Чечня. Борьба с терроризмом
- Экономическая доктрина и развитие экономики
- Выборы 2003-2004 годов и реформа избирательной системы
- Режим «суверенной демократии»
- Реформы управления
- Приоритетные национальные проекты
- Демографическая проблема
- Перемены в духовной жизни общества
- Сдвиги в культурной жизни страны
- Постсоветская массовая культура
- Новые поиски в художественном творчестве
- Современный российский литературный постмодернизм
- Информатизация и реформа системы образования
- Самоорганизация культурной жизни
- Религия и церковь в постсоветском культурном пространстве
- Обращение к культурному наследию
- Заключение