Постсоветская массовая культура
Массовая культура в первые послеперестроечные годы ориентировалась почти исключительно на заимствованные образцы. В кинопрокате успех имели в основном кассовые американские фильмы («Парк юрского периода», «Годзилла», «Звездные войны» и др.). Лидерами книжных продаж стали переводные зарубежные издания, рассчитанные на массовую аудиторию. В молодежной культуре распространилась мода на западные музыкальные стили и модели поведения. Панков и металлистов быстро потеснили рэперы и готы.
Символы западного образа жизни — рестораны быстрого питания «Макдональдс», торговые марки «Кока-кола» и фирменная реклама стали неотъемлемой частью пейзажа российских городов.
Быстро сформировался и рынок продукции масскульта отечественного образца. Первыми заявили о себе глянцевые журналы, рассчитывавшие на приверженность российской аудитории печатному слову. Этот рынок быстро дробился на сегменты развлекательного чтения для всех («Семь дней»), для женской и мужской аудитории («Лиза», «Космополитен» и др.), по интересам (кулинария, садоводство, дизайн, спорт и т. п.). Широкое хождение получили книги легкого жанра, особенно детективы (А. Маринина, Д. Донцова, Б. Акунин и др.), любовные романы, фэнтези (Ник Перумов, А. Бушков и др.).
Размежевание на рок и легкую развлекательную музыку (попсу) происходило на эстраде. Попса заняла значительную часть телевизионного эфирного времени. В отечественном кино появились коммерческие ленты, эксплуатировавшие общие для мировой кассовой кинопродукции приемы (такие, как «Ночной дозор» или «Турецкий гамбит»). Они вступили в конкурентную борьбу за отечественного зрителя. В начале 2000-х гг. аудитория кино составляла около 50 млн. человек, и каждый третий зритель смотрел российские фильмы.
«Расползание» массовой культуры создавало в постсоветском обществе культурное пространство непривычного качества, в котором мерилом творческого успеха оказывался успех коммерческий. Процессы коммерциализации быстро выплеснулись за рамки той сферы, где господствовал масскульт. Они захватили в первую очередь рассчитанные на массового зрителя зрелищные искусства. Впервые постсоветские годы театр и кино потеряли значительную часть своей аудитории ввиду роста цен на билеты и конкуренции теле- и видеопродукции. Театр искал пути вживания в новую реальность. В результате родились театральные антрепризы — временные творческие коллективы, создаваемые под конкретную постановку, экспериментальные студии и разнообразные фестивальные проекты. Появились новые формы общения со зрителем. Спектакли ставились в реальных исторических декорациях (опера «Борис Годунов» М. П. Мусоргского в исполнении труппы Мариинского театра прозвучала на Соборной площади Московского Кремля в мае 2003 года). В театральных постановках стали широко использоваться приемы документального жанра, когда в текст вводились интервью или подслушанные на улице разговоры (в этой технике ставит, например, московский Teaтp.doc). Драматургия спектакля строилась на интенсивном общении со зрителем (как, например, в «Снежном шоу» клоуна-мима В. Полунина).
В кино широко использовались не только дорогостоящие спецэффекты и компьютерные технологии, но и приемы съемки в режиме реального времени («Русский ковчег», реж. А. Сокуров, 2002) и подходы документального кино, в том числе в характерном ироническом ключе («Первые на Луне», реж. А. Федорченко, 2005).
В телевизионной документалистике широко использовался прием «исторической реконструкции» реальных событий. Все эти технологии были призваны вовлечь зрителей в действие, сделать их соучастниками происходящего. Современный театр и кино по-своему интерпретировали шекспировскую мысль о том, что «весь мир — театр, и люди в нем — актеры».
- Место XX века в мировой истории
- Путь России в XX столетии
- Начало «перестройки»
- Провозглашение гласности
- XIX Всесоюзная партийная конференция
- Становление новой политической системы
- Ключевой поворот перестройки
- Движение за суверенитет союзных республик
- Раскол кпсс
- Назревание политического кризиса в стране
- Август 1991 года
- Конец перестройки
- Ключевой поворот России в начале постперестройки
- Противостояние законодательной и исполнительной власти
- Конституционный кризис в России
- Новая система власти
- Федеративное устройство и его противоречия
- Война в Чечне
- Политические процессы 1994-1995 годов
- Президентские выборы 1996 года
- Обострение политической ситуации в стране во второй половине 1996 года
- Консолидация левых сил общества
- Зигзаги политического курса на исходе эры Ельцина
- Уход б.Н.Ельцина из большой политики
- Смена политического руководства
- Преобразование федеративных отношений
- Налоговая реформа
- Судебная реформа
- Столкновения с олигархами
- Чечня. Борьба с терроризмом
- Экономическая доктрина и развитие экономики
- Выборы 2003-2004 годов и реформа избирательной системы
- Режим «суверенной демократии»
- Реформы управления
- Приоритетные национальные проекты
- Демографическая проблема
- Перемены в духовной жизни общества
- Сдвиги в культурной жизни страны
- Постсоветская массовая культура
- Новые поиски в художественном творчестве
- Современный российский литературный постмодернизм
- Информатизация и реформа системы образования
- Самоорганизация культурной жизни
- Религия и церковь в постсоветском культурном пространстве
- Обращение к культурному наследию
- Заключение