Выборы 2003-2004 годов и реформа избирательной системы
На фоне непростых процессов стабилизации в Российской Федерации в декабре 2003 года прошли парламентские выборы. Больше всего голосов получила партия «Единая Россия». Либеральные партии «Яблоко» и СПС не преодолели пятипроцентный барьер, и их представители не попали в Государственную Думу. Большинство депутатов-одномандатников вошли во фракцию «Единая Россия», получившую в результате этого конституционное парламентское большинство.
24 декабря 2003 года съезд партии «Единая Россия» принял решение о поддержке кандидатуры В. В. Путина на выборах Президента Российской Федерации. 14 марта 2004 года состоялись президентские выборы. Граждане России подтвердили мандат доверия, выданный В. В. Путину в 2000 г.
В 2004 г. были внесены изменения в федеральное законодательство, касающееся выборов в Государственную Думу, а несколько ранее, в 2002 г., — в законодательные органы субъектов РФ. В обоих случаях направление изменений одно — переход от системы выборов в одномандатных округах (мажоритарная избирательная система относительного большинства) к пропорциональной избирательной системе, т. е. избранию депутатов по спискам партий. Политическая наука и политическая практика однозначно утверждают одно: выборы по партийным спискам позволяют отразить нюансы в политических предпочтениях избирателей более точно, чем по мажоритарным округам. Кроме того, выборы по партийным спискам акцентируют внимание избирателей на программах партий, а не на личностях кандидатов. Это делает выборы борьбой идей, что важно с точки зрения проявления избирателями своей политической воли. Наконец, выборы по пропорциональной системе укрепляют политические партии. Вне политической партии доступ к выборным должностям высшего уровня становится невозможен.
На формирование крупных общенациональных партий были направлены и другие меры, осуществленные по инициативе Президента или его политических союзников в парламенте, в частности отмена в избирательных бюллетенях графы «Против всех» и повышение минимального уровня для прохождения партии в Государственную Думу с 5 до 7%.
Какое это имеет значение? Полноценные, крупные политические партии выступают как главные связующие звенья между гражданским обществом и государством и создают механизм обеспечения ответственности власти. К тому же крупные общенациональные партии выступают в качестве механизма обеспечения национального единства страны. Проводимая политика направлена на развитие партийной системы современной России Общая цель этих мер — формирование в России современной политической системы, способной обеспечить необходимое стране руководство в любой ситуации.
- Место XX века в мировой истории
- Путь России в XX столетии
- Начало «перестройки»
- Провозглашение гласности
- XIX Всесоюзная партийная конференция
- Становление новой политической системы
- Ключевой поворот перестройки
- Движение за суверенитет союзных республик
- Раскол кпсс
- Назревание политического кризиса в стране
- Август 1991 года
- Конец перестройки
- Ключевой поворот России в начале постперестройки
- Противостояние законодательной и исполнительной власти
- Конституционный кризис в России
- Новая система власти
- Федеративное устройство и его противоречия
- Война в Чечне
- Политические процессы 1994-1995 годов
- Президентские выборы 1996 года
- Обострение политической ситуации в стране во второй половине 1996 года
- Консолидация левых сил общества
- Зигзаги политического курса на исходе эры Ельцина
- Уход б.Н.Ельцина из большой политики
- Смена политического руководства
- Преобразование федеративных отношений
- Налоговая реформа
- Судебная реформа
- Столкновения с олигархами
- Чечня. Борьба с терроризмом
- Экономическая доктрина и развитие экономики
- Выборы 2003-2004 годов и реформа избирательной системы
- Режим «суверенной демократии»
- Реформы управления
- Приоритетные национальные проекты
- Демографическая проблема
- Перемены в духовной жизни общества
- Сдвиги в культурной жизни страны
- Постсоветская массовая культура
- Новые поиски в художественном творчестве
- Современный российский литературный постмодернизм
- Информатизация и реформа системы образования
- Самоорганизация культурной жизни
- Религия и церковь в постсоветском культурном пространстве
- Обращение к культурному наследию
- Заключение