Режим «суверенной демократии»
Помощник Президента В. Ю. Сурков предложил термин «суверенная демократия» для обозначения политического режима, к которому следует стремиться. По его мнению, «допустимо определить суверенную демократию как образ политической жизни общества, при котором власти, их органы и действия выбираются, формируются и направляются исключительно российской нацией во всем ее многообразии и целостности ради достижения материального благосостояния, свободы и справедливости всеми гражданами, социальными группами и народами, ее образующими». Развивая свою мысль, Сурков добавляет: «Краткими определениями суверенной демократии способны служить почти буквальные переводы этого термина на старомодный (самодержавие народа) и современный (правление свободных людей) русский язык». Суверенитет, будучи полнотой и независимостью власти нации над своей судьбой, не подлежит отчуждению.
Термин «суверенная демократия» встречал и встречает много возражений, в основном сводящихся к тому, что демократия не нуждается в дополнительных определениях — либо она есть, либо ее нет. Между тем дополнительных определений демократии существует немало; например, А. Лейпхарт ввел разграничение мажоритарной (основанной на большинстве) и консенсусной (основанной на максимально широком согласии) демократии. Подобные определения подчеркивают, на какой именно аспект демократического режима ставится акцент. Демократична ли политическая система, если выбранные народом руководители государства неспособны принимать политических решений без утверждения их извне? Очевидно, что такую систему демократической назвать нельзя. Поэтому без государственного суверенитета не может быть демократии — именно эта сторона проблемы и подчеркивается в определении «суверенная демократия». Суверенная демократия — политический режим, отвечающий следующим восьми условиям:
1. Контроль за решениями государства Конституция возлагает на выборных официальных лиц.
2. Эти официальные лица периодически избираются в ходе честно проводимых выборов, исключающих всякое принуждение.
3. Практически все взрослое население имеет право выбирать официальных лиц.
4. Практически все взрослое население имеет право претендовать на выборные должности.
5. Граждане имеют право выражать свое мнение, не опасаясь преследования по политическим мотивам.
6. Граждане имеют право получать информацию из альтернативных источников. Альтернативные источники информации находятся под защитой закона.
7. Граждане имеют право создавать независимые ассоциации и организации, включая политические партии и группировки по интересам.
8. Государство располагает всей полнотой суверенитета. Оно имеет монополию на легитимное насилие и налогообложение, контролирует территорию и обеспечивает безопасность, т. е. является в полном смысле слова государством.
Государство контролирует национальную экономику, стратегически важные отрасли, объекты, коммуникации. Значимость отраслей со временем может меняться — в прошлом ключевой коммуникацией были железные дороги, а в будущем, возможно, станут космодромы, но требование национального контроля остается неизменным. Если национальная экономика находится в зависимости от иностранного капитала, импорта или конъюнктуры мирового рынка, страна-потребитель не способна защищать свои интересы.
Таким образом, суверенность демократии — это еще и наличие собственной инновационной экономики, производства стратегически значимого для всего мира продукта, от которого зависят другие страны. Реальный суверенитет означает способность государства на деле (а не декларативно) самостоятельно проводить свою внутреннюю, внешнюю и оборонную политику, заключать и расторгать договоры, вступать или не вступать в отношения стратегического партнерства и т. п.
Суверенитет и демократия в рамках продвигаемой руководством России концепции должны стать теми ценностями, вокруг которых сплотятся элиты и массы. При этом особую важность имеет консолидация элит. «Если мы не сумеем консолидировать элиты, Россия может исчезнуть как единое государство. С географических карт были смыты целые империи, когда их элиты лишились объединяющей идеи и вступили в смертельную схватку. Консолидация российской элиты возможна только на одной платформе — для сохранения эффективной государственности в пределах существующих границ. Все остальные идеологемы вторичны», — отмечает первый заместитель председателя правительства России Д. А. Медведев.
- Место XX века в мировой истории
- Путь России в XX столетии
- Начало «перестройки»
- Провозглашение гласности
- XIX Всесоюзная партийная конференция
- Становление новой политической системы
- Ключевой поворот перестройки
- Движение за суверенитет союзных республик
- Раскол кпсс
- Назревание политического кризиса в стране
- Август 1991 года
- Конец перестройки
- Ключевой поворот России в начале постперестройки
- Противостояние законодательной и исполнительной власти
- Конституционный кризис в России
- Новая система власти
- Федеративное устройство и его противоречия
- Война в Чечне
- Политические процессы 1994-1995 годов
- Президентские выборы 1996 года
- Обострение политической ситуации в стране во второй половине 1996 года
- Консолидация левых сил общества
- Зигзаги политического курса на исходе эры Ельцина
- Уход б.Н.Ельцина из большой политики
- Смена политического руководства
- Преобразование федеративных отношений
- Налоговая реформа
- Судебная реформа
- Столкновения с олигархами
- Чечня. Борьба с терроризмом
- Экономическая доктрина и развитие экономики
- Выборы 2003-2004 годов и реформа избирательной системы
- Режим «суверенной демократии»
- Реформы управления
- Приоритетные национальные проекты
- Демографическая проблема
- Перемены в духовной жизни общества
- Сдвиги в культурной жизни страны
- Постсоветская массовая культура
- Новые поиски в художественном творчестве
- Современный российский литературный постмодернизм
- Информатизация и реформа системы образования
- Самоорганизация культурной жизни
- Религия и церковь в постсоветском культурном пространстве
- Обращение к культурному наследию
- Заключение