logo search
EUMK_Istoria_teoria_i_praktika_profsoyuznogo_dv

4. Профсоюзы в политической системе советского общества

(1941-1990 гг.)

В годы Великой Отечественной войны профсоюзы практически взяли на себя огромную работу по перебазированию предприятий и эвакуации миллионов рабочих и их семей в восточные районы, оказанию помощи в их обустройстве, налаживании производственной жизни, по развитию соревнования тружеников тыла под лозунгом: "Все для фронта. Все для победы!" В восточные районы страны были вывезены станкостроительные заводы имени Кирова и "Коминтерн", швейная фабрика "Знамя индустриализации", трикотажные фабрики имени Клары Цеткин и "КИМ" из Витебска, "Гомсельмаш", станкостроительный завод имени Кирова, паровозовагоноремонтный и судоремонтный заводы, обувная фабрика "Труд" - из Гомеля, Могилевская фабрика искусственного волокна, Оршанский льнокомбинат, Добрушская бумажная фабрика, Кричевский цементный и Быховский ацетоновый заводы, Речицкая спичечная фабрика, оборудование БелГРЭС и много других крупных заводов и фабрик - всего 109 предприятий союзно-республиканского значения. Оставшиеся на оккупированной территории рабочие и служащие активно участвовали в партизанском движении и подполье, всеми средствами саботировали выполнение приказов немецкого командования и оккупационных властей. Рабочие всячески уклонялись от принудительного труда, выпускали бракованную продукцию, портили станки и оборудование. Для заигрывания с рабочими гитлеровские оккупационные власти в августе 1942 г. попытались создать свои профсоюзы; рабочих, насильно привлеченных к работе, «зачислили» в эти профсоюзы и взимали с них взносы. Было даже создано Центральное бюро профсоюзов. Подпольщики Минска в ноябре 1943 г. привели в исполнение приговор руководителю «лжепрофсоюзов».

После войны профсоюзы включились в решение задач восстановления и развития народного хозяйства, боролись за улучшение условий труда и быта рабочих и служащих, за налаживание социальной сферы. Большую помощь в работе возрождающимся белорусским профсоюзам оказали ВЦСПС и ЦК отраслевых профсоюзов СССР и России. По решению секретариата ВЦСПС в Беларусь были направлены бригады ЦК профсоюзов по оказанию организационной и методической помощи белорусским профсоюзам. К примеру, бригада ЦК профсоюзов рабочих промышленности строительных материалов Российской Федерации оказала помощь не только в организации рабочих Белорусского республиканского комитета, но и в работе низовых профорганизаций. К 1 января 1946 г. в Беларуси было создано 34 республиканских, дорожных и бассейновых комитетов, 49 областных комитетов профсоюзов и 7678 первичных профсоюзных организаций. Они объединяли 334623 члена профсоюза, или 64,6% общего числа рабочих и служащих БССР. В 1949 г. после 17-летнего перерыва состоялся X съезд профсоюзов СССР. После этого съезды стали созываться через 5 лет. Важную роль в организационном укреплении профсоюзов сыграло принятие съездом нового Устава профсоюзов СССР. В новом Уставе было закреплено организационное построение советских профсоюзов, начиная от первичных организаций до высших органов профсоюзов. В Уставе указывалось, что профсоюзы строят свою работу на основе демократического централизма, по производственному принципу. Были также четко определены права и обязанности членов профсоюзов.

В мае 1958 г. состоялся VIII съезд профсоюзов Беларуси - первый съезд профсоюзов республики в послевоенный период. С этого времени была вновь восстановлена практика созыва профсоюзных съездов. До того проводились межсоюзные конференции. В эти годы, участвуя в управлении производством, профсоюзы совершенствовали свои формы экономической работы - из производственных комиссий и ячеек постепенно вырастала система постоянно действующих производственных совещаний (ПДПС). В 1958 г. Совет Министров СССР и ВЦСПС утвердили Положение о ПДПС, а Президиум Верховного Совета - Положение о правах фабричного, заводского, местного комитетов профсоюза. Это значительно расширило и укрепило правовые основы деятельности профсоюзов, одновременно закрепив их широкие права по участию в управлении производством, регулировании социально-трудовых вопросов.

В 50 - 80-е годы профсоюзы Беларуси (как и все профсоюзы СССР), копируя партийные органы, занимаются всеми проблемами. В различные периоды в центре внимания профсоюзов Беларуси находились вопросы технического прогресса, рационализаторство и изобретательство, охрана труда, заключение коллективных договоров и соглашений, управление производством (через постоянно действующие совещания, общественные конструкторские и технологические бюро и т.п.), охрана общественного порядка, товарищеские суды, социальное страхование, санаторно-курортное дело, жилищное строительство и его распределение, физкультура и спорт, туризм и многое другое. В деятельности профсоюзов, особенно в 70 - 80-е годы все явственнее проступают такие негативные явления как тотальное огосударствление. Происходил зажим любых проявлений демократической мысли, все шире утверждаются административно-командные методы организации труда как организации самого производства. Постепенно профсоюзы утрачивали свою суть организации трудящихся, объединяемых профессионально либо по отраслевому принципу. На руководящие посты в профсоюзы все чаще выдвигаются партийные и хозяйственные руководители, включая даже министров и их заместителей. На практике это привело к «огосударствлению» профсоюзов как массовых добровольных организаций. Более того, хозяйственные руководители как представители государства на предприятиях, в объединениях, отраслях, имея административную власть, постепенно усиливают свое влияние на руководящие структуры профсоюзов всех уровней. Стало обычным явлением, когда председатель профкома зачастую «назначался» директором, как правило, из числа лично преданных сотрудников. Выборы профсоюзных лидеров, даже тайным голосованием, превращались в формальное мероприятие. Имели место и отклонения от подобной практики особенно в производственных коллективах, где зависимость от администрации была не такой сильной. Представители администраций зачастую возглавляли также и постоянные комиссии профкомов. Встречалось, что начальники отделов охраны труда, организации соцсоревнования возглавляли одноименные комиссии. Нередко представители администрации возглавляли комиссии профкомов, подготавливающие коллективные договоры, что было явным нарушением профсоюзной демократии. Постепенно это привело к тому, что колдоговоры превратились в перечень положений, переписанных из законодательных актов, служебных инструкций и общих фраз типа: «способствовать», «поднять уровень», «совершенствовать», исполнение которых невозможно проконтролировать. Лишь незначительная часть положений коллективных договоров непосредственно касалась улучшения условий труда, жизни и быта трудящихся. Основная же часть бралась из планов экономического и социального развития предприятий и учреждений. Конкретные предложения трудящихся, направленные на улучшение условий труда и быта в коллективные договоры попадали редко.

Вплоть до средины 80-х годов профсоюзам не удалось реанимироваться от сталинских погромов, в период хрущевской «оттепели», а также во времена брежневско-суславского застоя и андроповско-горбачевской перестройки. Тоталитарная система декларировала, что профсоюзы и государство – едины, профсоюзы – соучастники власти и управления, что у государства и профсоюзов должен быть один авангард и арбитр – коммунистическая партия. Профсоюзам отводилось соответствующее место в системе политической организации диктатуры пролетариата – между партией и государством для связи с массами. Основное предназначение профсоюзов – защита интересов трудящихся – сводилось лишь к функции защиты трудящихся от бюрократических перекосов государства. Стратегическими для профсоюзов были определены организационно-производственные функции: неуклонное участие во всех начинания советской власти. Часть функций государства было передано профсоюзам. Профсоюзы организационно строились в соответствии с государственными структурами управления, схожими стали и методы их работы – принуждение, нажим, недооценка убеждения. Соответственно роли профсоюзов подбирались и кадры профработников.

Вместе с тем, в профсоюзах был заложен значительный позитивный потенциал, который проявился в тех сложных и противоречивых условиях административно-командной системы. Среди профсоюзных работников было много людей творческих, инициативных, авторитетных. Благодаря их неподатливости, принципиальности делались полезные дела в интересах рядовых тружеников.

Изменение роли и места профсоюзов в жизни общества

в конце 80-х - 90-х годах. Создание Федерации профсоюзов Беларуси.

Выросшие масштабы экономики, сложность вызванных научно-техническим прогрессом в промышленности 60-70-х годов новых задач требовали решительного обновления форм и методов работы профсоюзов. Всё яснее становилась необходимость преодоления бюрократизма и отрыва профсоюзов от масс, огосударствления, четкого определения их роли в обществе, повышения самостоятельности и независимости.

Начиная с 1929 г. наряду со стереотипом единства профдвижения успешно создавались мифы об отсутствии эксплуатации, наемного труда, обнищания масс и обогащения номенклатуры. В условиях плановой, административной экономики, отсутствия рынка мифическими стали и профсоюзы. То есть организация под названием “профсоюзы” были, но выполняла она далеко не профсоюзные функции.

Меньшевики, эсеры и другие антибольшевистские партии, отстаивавшие самостоятельность и независимость профсоюзов от партии и государства, были репрессированы и уничтожены. Классические профсоюзы действовавшие в России, Беларуси с дореволюционных времен и не согласившиеся с ролью «приводных ремней» компартии, были распущены или вытеснены из общественно-политической жизни специально созданными пробольшевистскими профсоюзами. В 1929 г. от руководства профсоюзами были отстранены М.Томский и его единомышленники, отстаивавшие защитные функции профсоюзов и их независимость от ВКП(б). Из уставов профсоюзов было изъято право на забастовку. Профсоюзы на долгие годы утратили свою самостоятельность и истинное предназначение. Тем самым был уничтожен механизм нормального сопротивления неограниченной власти, сформировалась питательная среда для создания стереотипа ложного тотального единства. Как уже отмечалось, профсоюзы в странах бывшей коммунистической системы («лагеря социализма») работали под непосредственным руководством правящих коммунистических партий, в СССР – под руководством КПСС. В уставных и программных документах партии декларировалась о том, что она работает в профсоюзах через своих членов, избранных в их руководящие органы. Однако по существу отношения носили характер директивных указаний и подчинения. На профсоюзы была возложена ответственность и за рост производительности и интенсификации почти бесплатного труда (ибо размер зарплаты устанавливался с помощью механизмов централизованного планирования и зачастую уравнивал рабочего-мастера с бездельником-бракоделом), и за соцкультбыт на производстве, и выполнение отдельных функций государства – управление государственным социальным страхованием, и за многое другое, часто опосредованно связанное с изначальными функциями профсоюзов.

В дальнейшем партийная концепция развитого социализма, понимавшаяся многими профсоюзными деятелями как полностью исключающая социальные диспропорции, послужила основанием для утверждения о происходившем чуть ли не автоматически повышении значения профсоюзов, росте их авторитета в трудовых коллективах, усилении их воздействия на экономику и социальную сферу. Между тем это не соответствовало действительности и только мешало видеть недостатки в профсоюзной деятельности. На съездах КПСС тех лет звучала фарисейская критика в адрес профсоюзов, которая извращала суть профсоюзного движения. Самокритика на профсоюзных съездах была, зачастую, не более чем данью моде, пустой фразой. В результате – положение не менялось, застойные явления накапливались. Профсоюзные органы все чаще выступали в роли послушных исполнителей партийной и государственной власти. Вместо опоры на массы они обрастали бюрократическим аппаратам. В итоге структура профсоюзов – организаций по своей природе деятельных – стала напоминать хозяйственное министерство с его разветвленной вертикальной структурой, приказной системой, отчетностью и единоначалием. Мощный штатный аппарат, призванный заниматься исполнением постановлений выборных профсоюзных органов, стал сковывать инициативу и самостоятельность профсоюзных организаций. В свою очередь, профсоюзный аппарат фактически подчинялся аппарату партийному. Следует добавить, что основой деятельности официальных советских профсоюзов с момента их появления и до конца 80-х годов неизменно провозглашались ленинские принципы: демократического централизма, производственно-отраслевого, партийного руководства профсоюзами. Они были зафиксированы в уставах отраслевых профсоюзов и в Уставе профсоюзов СССР.

Несмотря на то, что перестройка в СССР началась в 1985 г., реальные перемены в профдвижении стали ощущаться лишь в 1989 г. Этому способствовали объективные условия, которые потребовали коренного обновления всех сфер общественно-политической и экономической деятельности.

Летом 1989 г. страну потрясли шахтерские забастовки. И в прежние годы забастовки в нашей стране были явлением не столь уж редким. Но тогда они носили, как правило, локальный характер, т.е. происходили в пределах одной бригады, цеха, предприятия, поэтому довольно легко и оперативно подавлялись. Статистика забастовочной борьбы бала закрыта для общественности. И даже о такой трагической забастовке, как новочеркасская 1962 года, приведшей к жертвам и расстрелу её организаторов, до недавнего времени мало кто знал. Шахтерские забастовки 1989 г. приобрели массовый характер. Их уже нельзя было незаметно подавить или нейтрализовать. И когда сотни тысяч советских шахтеров вышли на площади своих городов и заявили о нежелании и невозможности жить и работать по-старому, оказалось, что в стране нет организаций, способных возглавить массовые выступления рабочих. Профкомы советских профсоюзов были деморализованы, растеряны и не знали, что делать, поэтому совершенно естественно, как это не раз было в истории рабочего движения, возникли забастовочные комитеты – предвестники свободных, независимых профсоюзов. И когда глава правительства СССР Н.И. Рыжков был вынужден сесть за стол переговоров с забастовщиками, Председатель ВЦСПС С.А.Шалаев занял место с правительственной стороны, тем самым, показав, на чьей стороне лидеры советских профсоюзов. Шахтерские забастовки показали, что в нашей стране рядовой труженик никак не защищен перед лицом государства- эксплуататора. В 1989-1990 гг. первичные организации профсоюза автотракторного и сельскохозяйственного машиностроения по инициативе профкома ПО «Гомсельмаша» (председатель профкома - А.И.Бухвостов) организовали чернобыльское забастовочное движение в г.Гомеле и области. Забастовочные комитеты, созданные на базе профсоюзных комитетов предприятий Гомельской области, заставили Правительство СССР принять и выполнять их требования по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы. Ещё ранее в 1986 г. в Беларуси в ответ на новую реформу заработной платы прошли забастовки на Витебском «Эвисторе», Минском часовом заводе «Луч», Барановичской птицефабрике, автопредприятиях Гродненской области и др. Шахтерские забастовки, другие выступления трудящихся по всем странам, в т.ч. и в Беларуси недвусмысленно поставили перед существующими профсоюзами альтернативу: либо они начнут реально перестраиваться, либо будут не востребованы трудящимися.Профсоюзы выбрали первое.

К середине 80-х годов сама жизнь сделала неотложными ликвидацию многолетних наслоений командно-административной системы, решительный поворот профсоюзов к интересам человека труда, устранение всего того, что сдерживало возможности профсоюзов по защите и представительству людей труда. В 1985 г. КПСС был провозглашен курс на перестройку общества. Это стало началом глубоких реформ и в жизни профсоюзов. Практическим вопросам работы в условиях перестройки был посвящен XVIII съезд профсоюзов, который проходил в феврале 1987 г. После этого Пленумы ВЦСПС в августе и декабре рассмотрели вопросы развития демократии в профсоюзах, обновления системы выборов, передачи полномочий нижестоящим профорганам, развития самостоятельности первичных организаций. В 1987 г. создается единая правозащитная служба профсоюзов. Профсоюзы активно стали работать в Верховном Совете, сначала союзном, затем в республиканском.

Современный, пятый период профсоюзного движения начался в 1990 г. с создания республиканских отраслевых профсоюзов и образования Федерации профсоюзов Беларуси, появления и новых Свободных профсоюзов. В настоящее время (данные на 2007 г.) в составе ФПБ и в сфере её влияния действуют 28 отраслевых профсоюзов, 6 межсоюзных областных и Минское городское объединений, 93 областных комитета (советов), 553 районных (городских) комитетов, 23880 первичных организаций, 11613 цеховых организаций и 67114 профсоюзных групп общей численностью свыше 4 миллионов человек. Буквально с первого дня своего рождения ФПБ столкнулась с нестандартными условиями, в которых не приходилось работать ни одному из ее профсоюзных предшественников. Это – постоянный спад производства, рост безработицы, инфляция, рост цен, неплатежи, конверсия, структурно-неэффективная экономика, задолженность по зарплате, разрыв экономических связей, резкое падение реальных доходов и уровня жизни, незащищенность и свертывание социальной сферы - науки, образования, культуры, здравоохранения. Это – резкое падение конкурентоспособности отечественной продукции и свертывание потребительского рынка отечественных товаров и продуктов и насыщение его импортом. Это – и неизвестная до сих пор проблема приватизации. И все эти проблемы усугублялись постоянно растущим масштабом нарушений, как правительством, так и работодателями законодательства о труде и игнорирования профсоюзов. ФПБ вынуждена была провести в январе 1995 г. широкомасштабные коллективные действия – акции протеста – по защите прав и интересов трудящихся, в которых приняло участие свыше 900 тыс. человек, в том числе на митинге в Минске – 35 тыс. человек. Попытки властей запретить, сорвать акцию протеста ни к чему не привел: трудящиеся поддержали профсоюзы.

За время существования в республике самостоятельных профсоюзов, их национального центра – ФПБ – получили подтверждение выбранные приоритеты, основные направления стратегии и тактики профсоюзного движения в Беларуси.

Во-первых, профсоюзы самое пристальное внимание обратили на законотворческую работу. С момента создания суверенной Республики Беларусь у профсоюзов не было сомнения в том, что им надо быть там, где вырабатываются и принимаются законы и решения, затрагивающие социально-трудовые вопросы. Участие в законотворческой работе потребовало и новой организации дела: обеспечение отслеживания состояния социально-трудового законодательства, анализ и подготовка встречных проектов. Проекты всех законодательных и нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются профсоюзами на предмет их социальных последствий и предложения по ним передаются соответственно органам законодательной или исполнительной власти, или органам местного самоуправления. С 1984 г. профсоюзы Беларуси лишены права законодательной инициативы, и это побуждает их самим выступать с конкретными соответствующими предложениями перед законодателями, либо непосредственно, через выдвижение в парламент своих депутатов. Итогом этой работы стало практическое создание правовой основы деятельности профсоюзов. В Конституции Республики Беларусь закреплено право на труд, защиту экономических и социальных интересов через объединение в профессиональные союзы, на заключение коллективных договоров и соглашений, забастовку. Приняты законы "О профессиональных союзах", "О коллективных договорах и соглашениях", "О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)", "О занятости населения Республики Беларусь", указы президента «О развитии социального партнерства», «О взаимодействии органов государственного управления и профсоюзов», постановление правительства об осуществлении профсоюзами общественного контроля за соблюдением законодательства о труде и другие. Предложения профсоюзов были частично учтены Верховным Советом при принятии законов о предприятиях, о социальной защите пострадавших от аварии на ЧАЭС, о ветеранах, о пенсионном обеспечении, при изменении и дополнении в КЗоТ, другие нормативные акты.

Во-вторых, профсоюзы выбрали идеологию социального партнерства как взаимовыгодного взаимодействия предпринимателей, наемных работников и государства для достижения баланса по реализации их социально-экономических интересов в условиях становления рыночных отношений. В условиях формирующегося рынка труда только профсоюзы по своей социальной природе, принципам и организации, исходным целям и массовости на деле осуществляют (или могут осуществлять) представительство и защиту интересов человека как носителя рабочей силы. Именно профсоюз является коллективным организатором оптимально выгодной продажи рабочей силы и обеспечения ее носителям - работникам наемного труда достойных условий жизни. Зарождающаяся в республике система социального партнерства нуждается в старательном, бережном и терпеливом формировании, во всемерной поддержке всех заинтересованных сторон, утверждении ее философии, основанной на идеях справедливого социального договора, а не социальной конфронтации. На это направлены и Генеральные соглашения, впервые заключенные с правительством и объединениями нанимателей, отраслевые тарифные и региональные соглашения. В практику работы ФПБ, профсоюзов вошли постоянные трехсторонние консультации и переговоры для выработки взаимоприемлемых решений по экономическим и социальным проблемам. По инициативе президиума Совета ФПБ принят Указ Президента Республики Беларусь "О развитии социального партнерства в Республике Беларусь".

В-третьих, профсоюзы, ФПБ в новых условиях еще более целенаправленно стали работать по усилению социальной и правовой защиты работников в области социального страхования, охраны здоровья, социального, пенсионного обеспечения, улучшения жилищных условий, других видов социальной защиты. Возросло участие профсоюзов в формировании социальных программ, направленных на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в разработке мер по социальной защите работников; определении основных критериев жизненного уровня (или социальных норм, индикаторов), размеров индексации заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и компенсаций в зависимости от изменения индексации цен; а также в осуществлении профсоюзного контроля за соблюдением законодательства в указанной сфере. Федерация профсоюзов добилась введения 40-часовой рабочей недели, «провалила» законодательное внедрения локаута, постоянно инициирует повышение заработной платы, принятие концепции реформы оплаты труда и занятости. Профсоюзы выступили и отстояли права работающих пенсионеров на получение пенсии в полном размере.

Однако наряду с положительными результатами деятельности профсоюзов в деле социальной защиты трудящихся имеют место и определенные сложности. На протяжении всей истории профдвижения СССР, БССР, РБ профсоюзы отстаивали и выполняли достаточно много важных функций в обществе. Одной из них было управление бюджетом государственного социального страхования, оздоровление детей и взрослых; создание комплекса санаторно-курортных, туристических, спортивных и культурно-просветительных учреждений. В 1990 г. введении профсоюзов республики было 328 оздоровительных учреждений – санаториев, пансионатов, санаториев-профилакториев, домов отдыха – с числом отдыхающих в них 500-550 тысяч человек. Профсоюзы управляли 18 туристическими учреждениями; а 34 экскурсионных бюро профсоюзов ежегодно обслуживали почти 9 млн. экскурсантов. В 1990 г. в 5916 оздоровительных детских и молодежных лагерях ежегодно отдыхало по 350-400 тысяч детей; почти 60 тысяч ребят занимались в 197 детских и юношеских спортивных школах. Во введении профсоюзов, как уже отмечалось, находилась государственная инспекция охраны труда и техники безопасности. Профсоюзной инспекцией по охране труда (и штатными работниками и общественными инспекторами) ежегодно пресекалось сотни нарушений правил охраны труда и техники безопасности. В связи с такими нарушениями только в 1989 г. приостановлена эксплуатация 198 машин, станков, 66 цехов и участков предприятий; привлечены к различным формам ответственности 3373 должностных лица. В результате принятых мер только за 1989-1994 гг. число производственных травм сократилось на 25,5%, травм с летальным исходом на 11,1%, по требованию профсоюзов работникам было выплачено почти 430 миллионов рублей, не выданных ранее по вине администрации предприятий, организаций.

Этот огромный комплекс работ в социальной сфере выполнялся профсоюзами в основном на общественных началах, хотя и под контролем государства. Естественно, что конкретная работа и забота о людях придавала профсоюзам большой авторитет и значимость. Но одновременно вызывала зависть и раздражение у определенных политических сил и властных структур. В переходный период в условиях кризиса экономики и политики правительство привлекали огромные средства внебюджетного фонда государственного социального страхования, которыми можно было бы при необходимости «залатать» огромную дыру госбюджета. Все это предопределило решение государства вначале ограничить, а затем и отстранить профсоюзы от участия в управлении государственным социальным страхованием. Тем не менее, сегодня профсоюзы добровольно осуществляют общественный контроль за охраной труда, оздоровлением, соблюдением трудового законодательства, помогая и людям и государству в условиях кризиса экономики. И то, что государство вернуло, взяло на себя функцию оздоровления граждан – это его, государства, право, а не потеря нынешних профсоюзов.

В-четвертых, профсоюзы, ФПБ стали более предметно заниматься проблемами своего организационно-финансовое укрепления, единства и солидарности. Произошло формирование каждого профсоюза как единого целостного организма: все его органы и структуры действуют в основном строго в соответствии с Уставом профсоюза. Максимально учитывая интересы отдельных профсоюзов, ФПБ решает общие задачи, реализовать которые сегодня сложно отдельным профсоюзам. Сегодня, когда интегрируется экономика, переплетаются межхозяйственные связи, объединяются капиталы в межнациональном масштабе, создаются транснациональные компании, формируется международный рынок труда, идет создание экономических советов, международных банковских систем, валютных фондов, интегрируются политические структуры, парламенты, формируются органы межгосударственного регулирования – проблема профсоюзного единства, организационного и финансового укрепления стала для профсоюзов Беларуси реальной неизбежностью.

История организованного рабочего движения убедительно свидетельствует о том, что профсоюзы не могут существовать и действовать в интересах трудящихся без работы с кадрами и активом, без опоры на прессу, без гласности в работе. Профсоюзы смогли сохранить сеть учебно-методических центров в областях, создать свой Международный институт трудовых и социальных отношений, а сегодня это Международный университет «МИТСО». Создается и профсоюзная печать: выходит республиканская газета "Беларускi час", работает FM «Новое радио», отдельные профсоюзы и профобъединения стали выпускать свои многотиражные газеты и бюллетени. Дальнейшее развитие получила международная деятельность профсоюзов. ФПБ является одним из учредителей создания Всеобщей Конфедерации Профсоюзов стран СНГ. Более тесным стало взаимодействие с Международной Организацией Труда (МОТ) и ее региональными отделениями, Международной конфедерацией свободных профсоюзов, Национальными профцентрами стран Европы, с Израилем и Китаем. Проводится работа по привлечению зарубежных профцентров и организаций к решению проблем Чернобыльской катастрофы и оказанию помощи жителям Беларуси.