logo
Методические материалы по истории / Кейс пакет отечественная история

Литература

  1. Деникин А.И. Путь русского офицера. М., 1991.

  2. История первой мировой войны 1914-1918. Т.1. М., 1975.

  3. История политических партий России. М., 1994.

  4. Исторический опыт трех российских революций. Кн.2. Свержение са­модержавия. М., 1986.

  5. История России. Учебник. М.-Новосибирск, 2000.

  6. Ленин В.И. Война и российская социал-демократия // Поли.собр.соч.,т.26.

  7. Ленин В.И. О лозунге Соединенных Штатов Европы // Полн.собр.соч.,т.26.

  8. Ленин В.И. Империализм, как высшая стадия капитализма // Полн. собр. соч., т.27.

  9. Ленин В.И. Задачи пролетариата в нашей революции // Полн.собр.соч.,

  10. Ю.Ленин В.И. О двоевластии // Полн.собр.соч., т.31.

  11. Мунчаев Ш.М. Отечественная история. Учебник. М., 1998.

  12. Новая и новейшая история. 1993, №3.

  13. Новая и новейшая история Отечества. XX век. В 2-х томах. T.I. M., 1998.

  14. Очерки истории Алтайского края. Барнаул, 1987.

  15. Первая мировая война. Свержение самодержавия в России (1914 — фев­раль 1917 г.г.). Конспект лекции по курсу «Политическая история Рос­сии». Барнаул, 1992.

  16. Политическая история России/Под ред. В.В.Журавлева. М., 1998.

  17. Поцелуев В.А. История России XX столетия. М., 1997.

  18. Самые знаменитые войны и битвы России. М., 1999.

  19. Степанищев А.Т. История Отечества: преподавание в школе. М., 2001.

  20. Федоров В.А. История России. 1861-1917. М., 1998.

  21. Хрестоматия по истории России. С древнейших времен до наших дней. Учебное пособие / Под ред. А.С.Орлова и др. М., 1999.

Вопрос третий. После победы Февральской революции в партийно-политической структуре общества произошли большие изменения. Какое по­ложение сложилось в лагере правых? Какую эволюцию претерпели буржуаз­ные партии, в частности, кадеты (2, С.10-14; 4, С. 111, 134-141)? Обратите внимание на состояние мелкобуржуазной демократии. Каким было положе­ние в партиях эсеров и меньшевиков (2, С. 15-22; 4, С. 183-188, 253-258)? Очень важно разобраться в ситуации, складывавшейся в партии большевиков после Февраля. Какую позицию занимала значительная часть руководства больше­виков по отношению к Временному правительству до приезда В.И.Ленина в Россию? В чем состояла позиция В.И.Ленина по отношению к революции и ее перспективам, к будущему России (2, С.24-32; 4, С. 291 -295)?

Временное правительство пыталось провести в жизнь свою программу ре­форм. Опираясь на «Декларацию Временного правительства о программе его деятельности» от 3 марта 1917 г., расскажите об основных направлениях преобразования российского общества (10, С.393-394). Подумайте, почему так трудно было проводить заявленные цели в жизнь. Расскажите о причинах и последствиях правительственных кризисов весны — лета 1917 г. (2, С.23-24; 8, С. 244-246).

Следующим значительным этапом развития событий от Февраля к Октяб­рю 1917 года была попытка установления военной диктатуры в августе. Изу­чите, как шла консолидация правых антибольшевистских сил. Выясните роль военных кругов, лично генерала Л.Г.Корнилова в подготовке захвата власти. Какую тактику проводил глава Временного правительства А.Ф.Керенский? Объясните, какие последствия для развития страны сыграл срыв планов по установлению в стране военной диктатуры (8, С. 246-247; 10, С. 398-399).

Проанализируйте социально-экономическую ситуацию в стране в конце лета — начале осени 1917 года. В каком состоянии находились важнейшие от­расли промышленности, транспорт, сельское хозяйство? Как это отражалось на жизни населения, в первую очередь трудящихся слоев (2, С.35-38)? Далее рассмотрите события, связанные с практической подготовкой большевиками вооруженного восстания. Как можно объяснить то, что Временное прави­тельство так легко было сметено большевиками? Расскажите о работе II Все­российского съезда Советов и его решениях (2, С. 38-40; 8, С. 248-252, 260; 10, С. 410-413).

В заключение подумайте, в чем состояла логика развития событий в изу­чаемый период. Почему в конечном итоге верх взяли леворадикальные силы? Были ли альтернативы развития революции?

Прежде всего, вспомните, какие органы власти были созда­ны на II Всероссийском съезде Советов? Как обострилась межпартийная борьба по этому поводу? Как формировалось первое Советское правительст­во? Какое предложение Всероссийского исполнительного комитета Союза железнодорожников привело к конфликту в первом Советском правительст­ве? Как было создано коалиционное Советское правительство в декабре 1917 г. (2, С. 41-44; 5, С.333-334; 8, С. 254-256)?

Россия, как вы знаете, была аграрной, крестьянской страной. От того, за какими политическими силами пойдет основная масса крестьянства, зависела судьба новой власти. Какие меры предпринимало руководство большевиков, чтобы заручиться поддержкой большинства крестьян? Какую роль в этой деятельности сыграл II Всероссийский съезд Советов крестьянских депутатов (2,С. 39)?

Идеей созыва Учредительного собрания революционное движение в Рос­сии жило уже около века, начиная с декабристов. Подумайте, какие цели ста­вили различные политические партии в связи с созывом Учредительного со­брания? Обратите внимание на тот факт, что выборы в первый всенародно избираемый российский парламент проходили под контролем партии боль­шевиков. Рассмотрите итоги выборов в парламент. Объясните, о чем свиде­тельствовали результаты голосования в Учредительное собрание (2, С.44-46; 8, С.258-259). С какими трудностями пришлось столкнуться сторонникам парламентаризма при организации первого заседания Учредительного собра­ния? Как проходила работа собрания? Для того, чтобы лучше разобраться в причинах роспуска Учредительного собрания, вспомните, как высшее руко­водство большевиков относилось к идее парламентской республики. Что го­ворил руководителям большевистской партии В.И. Ленин о политической и классовой сущности Учредительного собрания (2, С.47-48; 7; 10, С.423-424)? Подумайте, возможны ли были подобные репрессивные меры по отношению к законно избранному парламенту без политического союза между больше­виками и левыми эсерами? достойный для России вы­ход из мировой войны.

Россия до октября 1917 г. вела войну против стран Четвертого блока на стороне Антанты. Используя фактический материал, расскажите о соотноше­нии военных сил двух враждебных блоков к концу 1917 г. На чьей стороне к этому времени было заметное преимущество?

В чем суть дискуссий в большевистской партии по вопросу о заключении сепаратного мира со странами германо-австрийской коалиции? Какую пози­цию в этом вопросе занимали «левые коммунисты» и левые эсеры? Почему они так ставили вопрос: «Или мировая революция, или Брестский мир»? Как вы понимаете политический смысл предложения на переговорах о сепарат­ном мире, выдвинутое Л.Д.Троцким: «Ни мира, ни войны, а армию распус­тить» (4, С. 393-396).

Подумайте, почему В.И. Ленин, активно добивавшийся подписания сепа­ратного мира, назвал его «похабным»? Поразмышляйте, что было для боль­шевиков наиболее важным при заключении сепаратного мира с Германией и ее союзниками: национальные интересы или цели сугубо внутрипартийные? Могла ли Россия оказывать сопротивление противнику, если бы Брестский мир не был подписан?

В заключении, опираясь на фактический материал, расскажите о матери­альных потерях страны, которые она понесла в результате подписания Брест­ского мира (10, С. 427- 430).

Вопрос четвертый. Первое, что нужно выяснить, что такое гражданская война, чем она отличается от других войн (9, С. 32-33)? Далее, используя фактический материал, выделите объективные и субъективные факторы, кото­рые способствовали нарастанию в обществе политического и военного про­тивостояния (5, С. 348-350).

Далее необходимо рассмотреть, когда и как на территории России возник­ли крупномасштабные вооруженные очаги гражданской войны. Какие анти­большевистские правительства возникли в различных регионах станы? Ка­кую они проводили социально-экономическую политику (8, С. 284-291; 10, С. 444)? Отдельно остановитесь на роли внешних факторов в разрастании гражданской войны в России. Подумайте, какие военно-политические цели преследовали руководители стран Антанты, начиная интервенцию на терри­тории России.

Важнейшим условием победы любого лагеря гражданской войны была по­литическая позиция самого многочисленного класса общества — крестьянст­ва. Подумайте, почему именно за большевиками пошла большая часть кре­стьянства. Какие политико-организационные решения принимались больше­виками, чтобы привлечь на свою сторону среднее крестьянство (1, С. 88-100; 3, С. 109-111)?

Роль вооруженных сил в противоборстве враждебных политических лаге­рей трудно переоценить. Используя фактический материал, расскажите о том, какие конкретные меры предпринимались советским правительством для усиления военной мощи Красной Армии, дисциплины и единоначалия в ее рядах (3, С. 80-108; 10, С.437-438).

Гражданская война окончательно развела ведущие политические партии России по разным сторонам баррикад. Какую позицию занимали буржуазные и мелкобуржуазные партии в начавшейся гражданской войне (4, С. 298-302, 322-343, 347-367; 8, С. 269-271)?

Гражданская война привела к крайним формам противостояния - массово­му террору. Опираясь на фактический материал, расскажите о «красном» и «белом» терроре и его последствиях (5, С. 358-362; 10, С. 431). Чем закончи­лась гражданская война и интервенция в России? Какие социальные, полити­ческие и психологические последствия она имела? Поразмышляйте, можно ли было в тогдашних условиях России избежать гражданской войны?

Используя фактический материал, расскажите, как происходил переход Со­ветской России в военный коммунизм. Подробно остановитесь на тех мерах, которые советское правительство проводило в промышленности, сельском хозяйстве, торговле. К чему сводилась социальная политика во времена «во­енного коммунизма» (1, С.78-88, 100-117; 5, С.366—369; 10, С.433-434). Обра­тите внимание на то, что большевистское руководство стремилось дать идео­логическое обоснование любому мероприятию, проводимому в рамках поли­тики «военного коммунизма». Типичной иллюстрацией подобного подхода может служить ленинское обоснование необходимости введения трудовой повинности, изложенное им в работе «Очередные задачи Советской власти» (6, С. 183). Подумайте над вопросом: Почему в 1920 г., когда гражданская война, по сути, закончилась на большей территории страны, политика «воен­ного коммунизма» продолжала сохраняться и даже усиливаться? Опираясь на фактический материал, покажите масштабы потерь в народном хозяйстве в результате политики «военного коммунизма» (1, С. 109-117).