Литература
Деникин А.И. Путь русского офицера. М., 1991.
История первой мировой войны 1914-1918. Т.1. М., 1975.
История политических партий России. М., 1994.
Исторический опыт трех российских революций. Кн.2. Свержение самодержавия. М., 1986.
История России. Учебник. М.-Новосибирск, 2000.
Ленин В.И. Война и российская социал-демократия // Поли.собр.соч.,т.26.
Ленин В.И. О лозунге Соединенных Штатов Европы // Полн.собр.соч.,т.26.
Ленин В.И. Империализм, как высшая стадия капитализма // Полн. собр. соч., т.27.
Ленин В.И. Задачи пролетариата в нашей революции // Полн.собр.соч.,
Ю.Ленин В.И. О двоевластии // Полн.собр.соч., т.31.
Мунчаев Ш.М. Отечественная история. Учебник. М., 1998.
Новая и новейшая история. 1993, №3.
Новая и новейшая история Отечества. XX век. В 2-х томах. T.I. M., 1998.
Очерки истории Алтайского края. Барнаул, 1987.
Первая мировая война. Свержение самодержавия в России (1914 — февраль 1917 г.г.). Конспект лекции по курсу «Политическая история России». Барнаул, 1992.
Политическая история России/Под ред. В.В.Журавлева. М., 1998.
Поцелуев В.А. История России XX столетия. М., 1997.
Самые знаменитые войны и битвы России. М., 1999.
Степанищев А.Т. История Отечества: преподавание в школе. М., 2001.
Федоров В.А. История России. 1861-1917. М., 1998.
Хрестоматия по истории России. С древнейших времен до наших дней. Учебное пособие / Под ред. А.С.Орлова и др. М., 1999.
Вопрос третий. После победы Февральской революции в партийно-политической структуре общества произошли большие изменения. Какое положение сложилось в лагере правых? Какую эволюцию претерпели буржуазные партии, в частности, кадеты (2, С.10-14; 4, С. 111, 134-141)? Обратите внимание на состояние мелкобуржуазной демократии. Каким было положение в партиях эсеров и меньшевиков (2, С. 15-22; 4, С. 183-188, 253-258)? Очень важно разобраться в ситуации, складывавшейся в партии большевиков после Февраля. Какую позицию занимала значительная часть руководства большевиков по отношению к Временному правительству до приезда В.И.Ленина в Россию? В чем состояла позиция В.И.Ленина по отношению к революции и ее перспективам, к будущему России (2, С.24-32; 4, С. 291 -295)?
Временное правительство пыталось провести в жизнь свою программу реформ. Опираясь на «Декларацию Временного правительства о программе его деятельности» от 3 марта 1917 г., расскажите об основных направлениях преобразования российского общества (10, С.393-394). Подумайте, почему так трудно было проводить заявленные цели в жизнь. Расскажите о причинах и последствиях правительственных кризисов весны — лета 1917 г. (2, С.23-24; 8, С. 244-246).
Следующим значительным этапом развития событий от Февраля к Октябрю 1917 года была попытка установления военной диктатуры в августе. Изучите, как шла консолидация правых антибольшевистских сил. Выясните роль военных кругов, лично генерала Л.Г.Корнилова в подготовке захвата власти. Какую тактику проводил глава Временного правительства А.Ф.Керенский? Объясните, какие последствия для развития страны сыграл срыв планов по установлению в стране военной диктатуры (8, С. 246-247; 10, С. 398-399).
Проанализируйте социально-экономическую ситуацию в стране в конце лета — начале осени 1917 года. В каком состоянии находились важнейшие отрасли промышленности, транспорт, сельское хозяйство? Как это отражалось на жизни населения, в первую очередь трудящихся слоев (2, С.35-38)? Далее рассмотрите события, связанные с практической подготовкой большевиками вооруженного восстания. Как можно объяснить то, что Временное правительство так легко было сметено большевиками? Расскажите о работе II Всероссийского съезда Советов и его решениях (2, С. 38-40; 8, С. 248-252, 260; 10, С. 410-413).
В заключение подумайте, в чем состояла логика развития событий в изучаемый период. Почему в конечном итоге верх взяли леворадикальные силы? Были ли альтернативы развития революции?
Прежде всего, вспомните, какие органы власти были созданы на II Всероссийском съезде Советов? Как обострилась межпартийная борьба по этому поводу? Как формировалось первое Советское правительство? Какое предложение Всероссийского исполнительного комитета Союза железнодорожников привело к конфликту в первом Советском правительстве? Как было создано коалиционное Советское правительство в декабре 1917 г. (2, С. 41-44; 5, С.333-334; 8, С. 254-256)?
Россия, как вы знаете, была аграрной, крестьянской страной. От того, за какими политическими силами пойдет основная масса крестьянства, зависела судьба новой власти. Какие меры предпринимало руководство большевиков, чтобы заручиться поддержкой большинства крестьян? Какую роль в этой деятельности сыграл II Всероссийский съезд Советов крестьянских депутатов (2,С. 39)?
Идеей созыва Учредительного собрания революционное движение в России жило уже около века, начиная с декабристов. Подумайте, какие цели ставили различные политические партии в связи с созывом Учредительного собрания? Обратите внимание на тот факт, что выборы в первый всенародно избираемый российский парламент проходили под контролем партии большевиков. Рассмотрите итоги выборов в парламент. Объясните, о чем свидетельствовали результаты голосования в Учредительное собрание (2, С.44-46; 8, С.258-259). С какими трудностями пришлось столкнуться сторонникам парламентаризма при организации первого заседания Учредительного собрания? Как проходила работа собрания? Для того, чтобы лучше разобраться в причинах роспуска Учредительного собрания, вспомните, как высшее руководство большевиков относилось к идее парламентской республики. Что говорил руководителям большевистской партии В.И. Ленин о политической и классовой сущности Учредительного собрания (2, С.47-48; 7; 10, С.423-424)? Подумайте, возможны ли были подобные репрессивные меры по отношению к законно избранному парламенту без политического союза между большевиками и левыми эсерами? достойный для России выход из мировой войны.
Россия до октября 1917 г. вела войну против стран Четвертого блока на стороне Антанты. Используя фактический материал, расскажите о соотношении военных сил двух враждебных блоков к концу 1917 г. На чьей стороне к этому времени было заметное преимущество?
В чем суть дискуссий в большевистской партии по вопросу о заключении сепаратного мира со странами германо-австрийской коалиции? Какую позицию в этом вопросе занимали «левые коммунисты» и левые эсеры? Почему они так ставили вопрос: «Или мировая революция, или Брестский мир»? Как вы понимаете политический смысл предложения на переговорах о сепаратном мире, выдвинутое Л.Д.Троцким: «Ни мира, ни войны, а армию распустить» (4, С. 393-396).
Подумайте, почему В.И. Ленин, активно добивавшийся подписания сепаратного мира, назвал его «похабным»? Поразмышляйте, что было для большевиков наиболее важным при заключении сепаратного мира с Германией и ее союзниками: национальные интересы или цели сугубо внутрипартийные? Могла ли Россия оказывать сопротивление противнику, если бы Брестский мир не был подписан?
В заключении, опираясь на фактический материал, расскажите о материальных потерях страны, которые она понесла в результате подписания Брестского мира (10, С. 427- 430).
Вопрос четвертый. Первое, что нужно выяснить, что такое гражданская война, чем она отличается от других войн (9, С. 32-33)? Далее, используя фактический материал, выделите объективные и субъективные факторы, которые способствовали нарастанию в обществе политического и военного противостояния (5, С. 348-350).
Далее необходимо рассмотреть, когда и как на территории России возникли крупномасштабные вооруженные очаги гражданской войны. Какие антибольшевистские правительства возникли в различных регионах станы? Какую они проводили социально-экономическую политику (8, С. 284-291; 10, С. 444)? Отдельно остановитесь на роли внешних факторов в разрастании гражданской войны в России. Подумайте, какие военно-политические цели преследовали руководители стран Антанты, начиная интервенцию на территории России.
Важнейшим условием победы любого лагеря гражданской войны была политическая позиция самого многочисленного класса общества — крестьянства. Подумайте, почему именно за большевиками пошла большая часть крестьянства. Какие политико-организационные решения принимались большевиками, чтобы привлечь на свою сторону среднее крестьянство (1, С. 88-100; 3, С. 109-111)?
Роль вооруженных сил в противоборстве враждебных политических лагерей трудно переоценить. Используя фактический материал, расскажите о том, какие конкретные меры предпринимались советским правительством для усиления военной мощи Красной Армии, дисциплины и единоначалия в ее рядах (3, С. 80-108; 10, С.437-438).
Гражданская война окончательно развела ведущие политические партии России по разным сторонам баррикад. Какую позицию занимали буржуазные и мелкобуржуазные партии в начавшейся гражданской войне (4, С. 298-302, 322-343, 347-367; 8, С. 269-271)?
Гражданская война привела к крайним формам противостояния - массовому террору. Опираясь на фактический материал, расскажите о «красном» и «белом» терроре и его последствиях (5, С. 358-362; 10, С. 431). Чем закончилась гражданская война и интервенция в России? Какие социальные, политические и психологические последствия она имела? Поразмышляйте, можно ли было в тогдашних условиях России избежать гражданской войны?
Используя фактический материал, расскажите, как происходил переход Советской России в военный коммунизм. Подробно остановитесь на тех мерах, которые советское правительство проводило в промышленности, сельском хозяйстве, торговле. К чему сводилась социальная политика во времена «военного коммунизма» (1, С.78-88, 100-117; 5, С.366—369; 10, С.433-434). Обратите внимание на то, что большевистское руководство стремилось дать идеологическое обоснование любому мероприятию, проводимому в рамках политики «военного коммунизма». Типичной иллюстрацией подобного подхода может служить ленинское обоснование необходимости введения трудовой повинности, изложенное им в работе «Очередные задачи Советской власти» (6, С. 183). Подумайте над вопросом: Почему в 1920 г., когда гражданская война, по сути, закончилась на большей территории страны, политика «военного коммунизма» продолжала сохраняться и даже усиливаться? Опираясь на фактический материал, покажите масштабы потерь в народном хозяйстве в результате политики «военного коммунизма» (1, С. 109-117).
- 1. Что изучает «отечественная история»
- 2. Как изучать «отечественную историю»
- Тема I.. Основы теории и методологии исторической науки
- Литература
- Тема II. Древняя Русь и социально-политические изменения в русских землях
- XIII-XV вв.
- Литература
- Тема III. Образование и развитие Московского (Российского) централизованного государства XV-XVII вв.
- Литература
- Тема IV. Российская империя в XVIII веке
- Литература
- Тема V. Становление индустриального общества в России в XIX век: общее и особенное
- Литература
- Тема VI. Россия в начале XX века.
- Литература
- Тема VII. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса.
- Литература
- Литература
- Тема VIII. Формирование и сущность советского строя 1920-е
- Литература
- Тема IX. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия
- II половина 1920-х – 1941 гг.
- Литература
- Тема X. Ссср во II мировой и Великой Отечественной войнах
- Литература
- Тема XI. Ссср в послевоенный период 1946-1985 гг.
- Литература
- Литература
- Тема XII. Советский Союз в 1985-1991 гг.
- Тема XIII. Становление новой российской государственности (1992 г.- начало XXI в.)
- Главное в содержании дисциплины
- 2. Основные этапы формирования древнерусской государственности. Особенности социально-политического строя Древнерусского государства.
- 3. Принятие христианства на Руси и его исторические последствия.
- 4. Предпосылки и исторические последствия политической раздробленности Киевской Руси в хп-хш в., Основные политические центры и пути их развития.
- 5. Борьба русских земель и княжеств с завоевателями в хiii в. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.
- 6. Объединение русских земель вокруг Москвы. Специфика формирования единого русского государства в хгу-ху вв.
- 7. Роль русской православной церкви в становлении и укреплении русского государства /XIV-XVII вв.
- 8. Россия в хvi столетии. Формирование сословно-представительной монархии. Иван Грозный. Реформы 50-60.Гг. XVI в. Опричнина.
- 9. "Смутное время "/начало хvii в./: причины, ход, результаты.
- 10. Социально-экономическое и политическое развитие страны в хvii в. Соборное уложение 1649г.
- 11. Основные тенденции развития культуры допетровской Руси iх-хyп вв.
- 12. Особенности российского абсолютизма в 1-ой пол. XVIII в. Преобразования Петра I.
- 13. Дворцовые перевороты 18 в., расширение привилегий дворянства.
- 14. Просвещённый абсолютизм в России. Деятельность Уложенной комиссии. "Наказ" Екатерины 2 Реформы Екатерины 2.
- 15. Российская империя в системе европейских отношений в хviiIв (внешняя политика России в хviiIв)
- 16. Культура России второй половины хiii в., её вклад в мировую культуру.
- 17. Западная Европа и России в начале XIX в . Внешняя политика России. Отечественная война 1812 г.
- 18. Внутренняя политика России в начале XIX в. План государственных преобразований м.М. Сперанского.
- 19. Движение декабристов. Конституционные проекты первой половины хШв.
- 20. Власть и общество во второй четверти xiХв. Внутренняя и внешняя политика Николая 1.
- 21. Культура России 2-ой половины xiХв.
- 22. Общественно-политические движения середины х1Хв.: состав и основные идейные направления.
- 23. Реформы 60-70-х годов х1Хв. Крестьянская реформа.
- 24. Подъем общественного движения в пореформенной России. Народничество и другие политические течения.
- 25. Правление Александра III и политика “консервативного обновления ” общества.
- 26. Социально- экономическое и политическое развитие России в конце хix в.
- 27. Культура России второй половины хix в., её вклад в мировую культуру.
- 28. Политические партии России в начале XX в. (классификация, программы).
- 29. Эволюция российской государственности на этапе революции 1905-1907гг.
- 30. Реформы п.А.Столыпина.
- 31. “Серебряный век” русской культуры.
- 32. Россия в первой мировой войне. Кризис административно-бюрократической системы самодержавия. Нарастание общенационального кризиса.
- 33. Февраль 1917г. Крах российской монархии. Двоевластие.
- 34. Внутренняя и внешняя политика Временного правительства.
- 35. Развитие революционных событий в России весной, летом и осенью 1917 г.
- 36. Общенациональный системный кризис осенью 1917г. Октябрь1917г. Приход к власти большевиков. Первые декреты Советского правительства.
- II съезд Советов
- 37. Формирование советской государственности.
- 38. Гражданская война и иностранная интервенция. Итоги и уроки гражданской войны. Российская эмиграция.
- 39. Политическая система в начале 20-х гг. И нэп.
- 40. Образование ссср.
- 41. Советская Россия в системе международных отношений (20-40 -е гг).
- 42. Ссср в годы Великой Отечественной войны (основные этапы войны).
- 43. Основные итоги и уроки второй мировой войны.
- 44. Ссср в послевоенное годы ( внутренняя и внешняя политика). Холодная война.
- 45. Основные тенденции развития советского общества в 60-80-е гг.
- 46. Распад ссср и становление новой российской государственности в 90 -е гг. Перестройка.
- 47. Предмет, методы, методология и источники исторического познания.
- 48. Историография отечественной истории: прошлое и настоящее.
- 5.Что готовить к зачету/экзамену по «отечественной истории»
- Проверьте себя (тест)
- 369. Задание {{ 320 }} тз 320 Тема 5-0-0
- 407. Задание {{ 358 }} тз 358 Тема 6-0-0
- 408. Задание {{ 359 }} тз 359 Тема 6-0-0
- 409. Задание {{ 360 }} тз 360 Тема 6-0-0
- 410. Задание {{ 361 }} тз 361 Тема 6-0-0
- 411. Задание {{ 362 }} тз 362 Тема 6-0-0
- 432. Задание {{ 383 }} тз 383 Тема 6-0-0
- 487. Задание {{ 438 }} тз 438 Тема 6-0-0
- 8. Литература и источники по всем разделам и темам, имеющиеяся в фондах библиотеки Барнаульского филиала ноу московской академии предпринимательства при Правительстве г. Москвы