logo
Методические материалы по истории / Кейс пакет отечественная история

Тема XII. Советский Союз в 1985-1991 гг.

ВОПРОСЫ:

  1. Перестройка.

  2. Попытка государственного переворота и ее провал.

  3. Распад СССР. Беловежские соглашения.

Вопрос первый. Вопрос первый. Начало политической перестройки и выработка курса на ускорение социально-экономического развития страны связаны с избранием М.С.Горбачева Генеральным секретарем ЦК КПСС (март 1985 г.). На апрель­ском (1985 г.) пленуме ЦК КПСС намечаются первые шаги по демократиза­ции советского общества, которые нашли отражение в работе XXVII съезда КПСС (1986 г.), принятии новой редакции Программы партии и провозгла­шении курса на совершенствование социализма, преодолении «механизма торможения». (1, С. 11 - 52; 7, С. 356 - 358; 9, С. 5 - 11).

Январский (1987 г.) пленум ЦК КПСС коснулся преобразований в самой партии, которые заключались в развитии гласности, росте общественно-политической активности населения страны, духовном раскрепощение обще­ства, возникновении неформальных групп и организаций. Важное место в концепции перестройки заняло новое политическое мышление, заключаю­щееся в переходе от конфронтации к компромиссам и сотрудничеству в от­ношениях со странами Запада. (1, С. 101 - 124; 2, С. 164 - 167; 7, С. 385 - 389)

Июньский пленум ЦК КПСС (1987 г.) выработал основные направлений экономической реформы в стране, наметил переход от административных к экономическим методам управления народным хозяйством. (1, С. 81 - 100; 7, С. 356-365)

Внимательно ознакомьтесь с перечисленными документами, выделите основные элементы политики перестройки и дайте их характеристику. (1, С.141-146; 6, С. 316-319; 8, С. 289-291; 9, С. 22-31). Реформирование политической системы советского об­щества было вызвано процессами демократизации и гласности. Они привели к росту общественной активности, появлению в КПСС различных платформ и группировок, предлагающих различные пути вывода страны и партии из кризиса. Основные направления решения этой проблемы наметила XIX пар­тийная конференция (1988 г.). Среди них были следующие: выработка курса на создание правового государства, восстановление функций советов, соеди­нение элементов либерализма с социалистическими ценностями. Важную роль сыграло принятие закона об изменении структуры высших органов го­сударственной власти и о выборах народных депутатов СССР, изменение из­бирательной системы и созыв Съезда народных депутатов СССР. Останови­тесь подробнее на их работе и основных итогах. ( I — V съезды народных де­путатов СССР май 1989 г.- сентябрь 1991 г.). Охарактеризуйте введение должности Президента СССР (III съезд народных депутатов СССР) и возро­ждение многопартийности, остановитесь подробнее на программах, деятель­ности основных политических партии и движениях. (Демократический союз, «Саюдис», Народные фронты Латвии, Эстонии, Демократическая партия, ЛДПР, общество «Память» и др.). (2, С. 167 - 179; 4, С. 79 - 91; 6, С. 318 - 324; 7, С. 359 - 363; 8, С. 292 - 299).

Вопрос второй. Вопрос третий. Рассмотрите основные итоги политики перестройки. По-^ чему многие перемены оказались половинчатыми и непоследовательными, почему это привело к ухудшению социально-экономической ситуации? Ка­кую роль в демократизации политической системы сыграли I съезд народных депутатов РСФСР и избрание Председателем Верховного Совета Б.Н. Ельцина (май 1990 г.)? Остановитесь подробнее на взаимоотношениях союзного руководства и республик СССР.

Как повлияли расширение внутрипартийной демократии, учредитель­ный съезд компартии РСФСР (1990 г.) и XXVIII съезд КПСС (1990 г.) на об­становку в КПСС и стране, на раскол в рядах партии?

Рассмотрите ход экономических реформ, курс на создание рыночной экономики и его результаты. Каковы были последствия антиалкогольной кампании и аварии на Чернобыльской АЭС (28 апреля 1986 г.)?

Какое решение народно-хозяйственных проблем предлагали альтерна­тивные экономические программы Н.И. Рыжкова и «500 дней» С. Шаталина и Г. Явлинского? Что можно сказать о развитии кооперативного движения, по­явлении в стране частных фирм и отечественных предпринимателей? Что привело к обострению продовольственной проблемы и социальных конфлик­тов в стране? Чем вызвана попытка смены руководства страной, предпринятая членами ГКЧП? Каково ваше отношение к действиям государственного комитета по чрезвычайной ситуации?

Вопрос третий. Распад огромного и мощного государства имел далеко идущие последствия как для нашей страны, так и для мира в целом. Какие? Охарактеризуйте проблемы межнациональных отношений в СССР, при­чины кризиса унитарного государства. Остановитесь на провозглашении су­веренитета России и избрании Б.Н. Ельцина президентом РФ. Как «парад су­веренитетов» в союзных республиках, борьба демократических и консерва­тивных сил страны, подготовка нового союзного договора связаны с попыт­кой государственного переворота 19-21 августа 1991 г? Что Вы знаете о «Бе­ловежском соглашении», о роспуске СССР, создание Содружества Незави­симых Государств? Каковы были последствия отставки М.С. Горбачева с поста Президента СССР (25 декабря 1991 г.)? (2, с. 182 - 186; 6, с. 324 - 327; 7, с. 366 - 385; 8, с. 299 - 307; 9, с. 12 – 17). Кто, по-вашему, виновен в распаде союза?

Литература

  1. Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и всего мира. — М.: Политиздат, 1987. - 271 с.

  2. Горииов М.М., Данилов А.А. Дмитренко В.П. История России. Часть III: выбор моделей общественного развития. - М.: Знание, 1994.

  3. Данилов А.А. История России, XX век: Справочные материалы. - М.: Владос, 1996.

  4. Из истории партий и общественно-политических движений России и СССР. Многопартийность в России.../ Под ред. А.А.Данилова. - М: На боевом посту, 1992. - С. 79 - 95.

  5. История России: Новейшее время, 1945-1999. Учебник для студентов вузов / Под ред. А.Б.Безбородова. - М.: АСТ. Апрель, 1999. - С. 255 - 323.

  6. История России (Россия в мировой цивилизации). Учебное пособие / Под ред. А.А.Радугина. - М.: Центр, 1997. - С. 311 - 326.

7. Новейшая история Отечества. XX век: Учебник для студентов вузов: в 2-х т./ Под ред. А.Ф. Киселева, Э.М.Щагина. — 2-е изд., испр. и доп. - М.: Гуманит. изд.центр Владос, 2002. - Т. 2. - С. 352 - 390.

  1. Пятецкий Л.М. История России XX века. Для старшеклассников и аби­туриентов. — М.: Московский лицей. 1999. - С. 307 - 370.

  2. Селезнев Г.К. Политическая история современной России: 1991 - 2001: Практ. пособие для учителей. - М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.-С. 5-32.

10. Хрестоматия по отечественной истории (1946- 1995 гг.) — М.: ВЛА­ДОС, 1996.-С. 103-118, 217-247, 307-384, 513-519, 570-595.