logo
Методические материалы по истории / Кейс пакет отечественная история

Тема I.. Основы теории и методологии исторической науки

Вопросы:

  1. Сущность, формы и функции исторического знания.

  2. Методы изучения истории.

  3. Понятие и классификация исторического источника.

  4. Историография Отечественной истории.

Первый вопрос. Перед тем как раскрыть сущность и функции исторического знания определитесь с понятием «истории», в каких смыслах рассматривался этот термин. Какое значение вкладывали в этот термин мыслители древности, что понимается в настоящее время под предметом истории. Определите взаимосвязь между всеобщей и отечественной историей, с какими науками связана «отечественная история», в чем проявляется это взаимодействие. Поразмышляйте, зачем необходимо знать и изучать историю. Охарактеризуйте ее значение и функции (11, С.13-18).

Второй вопрос необходимо раскрывать с определения понятия «методы». Какие уровни методов познания объективной реальности вы можете выделить. Что такое «методология». Каково значение метода при получении новых знаний, как соотносятся цели и методы науки. Определите сущность цивилизационного и формационного подходов к изучению истории. Перечислите специальные исторические методы и дайте им краткую характеристику. Что такое принципы изучения истории. Как вы понимаете значение таких принципов как историзм и принцип объективность (1). Подумайте, может ли в истории в качестве метода применяться эксперимент.

Третий вопрос необходимо раскрывать с понятия «информация» и «исторический источник». Определите критерии классификации источников. Дайте характеристику основным историческим источникам. Для чего ученым-историкам необходимо в исследованиях привлекать разнообразные источники? Каково значение источника для изучения истории (1)?

Четвертый вопрос. Познакомьтесь с трудами историков-классиков. Какой вклад в развитие отечественной исторической науки внесли В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин, В.О. Ключевский, П.Н. Милюков, А.А. Кизоветтер, Покровский. Какие проблемы разрабатывали эти ученые (5, С. 25-30). Определите основные тенденции развития исторической науки в настоящее время (6. С. 16-20).