logo
Методические материалы по истории / Кейс пакет отечественная история

Тема V. Становление индустриального общества в России в XIX век: общее и особенное

Вопросы:

  1. Россия в первой половине XIX века. Завершение развития феодальных от­ношений и назревание кризиса.

  2. Формирование основ буржуазного общества во второй половине XIX века. Реформы 60-70-х и контрреформы 80-х - начала 90-х годов XIX в.: сущность, со­держание, результаты.

  3. Идейные течения и общественно-политические движения: дворянско-консервативное, либерально-буржуазное, революционно-демократическое.

  4. Российская культура XIX в. и ее вклад в мировую культуру.

XIX век - огромный пласт истории, насыщенный такими событиями, кото­рые во многом определили дальнейшее развитие человеческого общества, стали истоками бурного XX века. События, протекавшие в этот период в крупнейших странах Европы и Америки - становление и развитие новой ка­питалистической общественно-экономической формации, появление на ис­торической сцене новых классов, политических структур, общественных движений — имели всеобщий, закономерный, интернациональный характер. При этом, конечно, каждая имела свои особенности перехода от феодализма к капитализму, которые и определили национальную специфику их общест­венно-политического и экономического развития. Встав на этот путь первы­ми, европейские государства продемонстрировали в общих чертах направле­ние и формы социально-экономического развития других стран, в том числе и России. Под этим углом зрения и нужно рассматривать характерные черты развития России в XIX веке (1, С. 6 ).

Вопрос первый. Условно можно выделить два основных периода в истории России XIX века: первая половина века - завершающий этап развития фео­дальных отношений и назревание кризиса; вторая половина - период реформ и контрреформ, своеобразная «революция сверху», складывание основ бур­жуазного (капиталистического, индустриального) развития (7; 8, С. 3 - 6, С. 13 -23).

Охарактеризуйте правление Александра I (1801-1825 гг.). Это время было заполнено бурными событиями, ожиданием перемен в жизни страны. В нача­ле своего царствования он шокировал окружение либеральными высказыва­ниями, поисками путей достаточно решительного реформирования системы государственного управления, а заканчивал жизненный путь с репутацией гонителя либеральных идей, религиозного мистика и «энтузиаста» общеев­ропейской политической реакции (7, С. 142 - 145).

Рассмотрите влияние идей Великой Французской революции, деятельность Негласного комитета, вклад в совершенствование системы управления стра­ной М.М. Сперанского (1772-1839) (6; 8, с. 26 - 33).

Как отразились Отечественная война 1812 г. и европейские походы рус­ской армии на положении на стране? Остановитесь на причинах возникнове­ния политической оппозиции, движении декабристов и его результатах (8).

Какие изменения происходили в стране при Николае I (1825-1855 г.г.)? Что изменилось в положении крепостных крестьян в 1841-1837 гг. (реформы генерала П.Д. Киселева), в финансовых вопросах в 1939-1943 (реформа под управлением графа Е.Ф. Канкрина, добившегося существенного снижения инфляции и укрепив­шего российский рубль)? Остановитесь на проблемах деятельности госаппа­рата (бюрократизация, рост взяточничества, казнокрадства и вопиющей не­компетентности бесконтрольного чиновничества), изменениях в социально-классовой структуре общества (разложение дворянского сословия, рост влияния разночинной интеллигенции, формирование буржуазии), укрепления рыночных отношений (6; 8, С. 34 39).

Для понимания причин кризисного состояния страны необходимо подроб­нее остановиться на основных итогах развития российской экономики к се­редине XIX века: увеличении количества мануфактур, промышленном пере­вороте 1830-1840 г.г.? начале перехода от мануфактуры к фабрике, вытесне­нии крестьянской мануфактуры вольнонаемными отношениями, сворачива­нии вотчинного производства промышленных товаров в ряде губерний, уве­личении производства хлеба на экспорт и др. (7, С. 146 -149).

Покажите, как огромные военные расходы (Отечественная война 1812 г., войны с Турцией и Персией, изнурительная Крымская война 1853-1856 гг.), и традиционное нежелания власти отказаться от содержания непосильной для экономики страны многотысячной, отсталой в военном и техническом отно­шении армии, просчеты во внешней политике привели к крайнему расстрой­ству финансовой системы империи, хронической инфляции, бесконечному бюджетному дефициту и внутреннему кризису (7, С.7).

Вопрос второй. В середине XIX века в России проходило осознание гос­подствующим классом необходимости реформ.

Либеральные взгляды Александра II (1855-1881 г.г.) были весьма умерен­ными, но он осознал необходимость глубоких перемен и осуществлял их на протяжении всего царствования. Опереться в своих первых реформах импе­ратор мог только на представителей высшей бюрократии, слывших сторон­никами преобразований. Виднейшую роль в подготовке реформ играли младший брат царя великий князь Константин Николаевич (военно-морской министр), Николай Алексеевич Милютин (товарищ министра внутренних дел), Дмитрий Алексеевич Милютин (военный министр), тетка царя великая княгиня Елена Павловна. Изучите содержание, ход и результаты ликвидации крепостного права, судебной, военной, земской реформ, преобразований в области образования и городского самоуправления (7, С. 150— 158).

Далее изучите особенности капиталистического развития России. Выясни­те, почему в аграрном секторе при наличии условий как американского, так и прусского пути развития Россия не пошла по американскому пути (2, 4, 6, 7). И еще одну особенность российского капитализма надо уяснить - развитие не «вглубь», а «вширь». Что этому способствовало? (8, С. 9)

Охарактеризуйте социально-классовую структуру общества (2, 4, 6, 7). Выясните, почему российская буржуазия была неоднородной по политиче­ской ориентации. Сложилась ли буржуазия к началу XX века в класс? Поче­му российский пролетариат по своему социальному составу был неоднород­ным, почему среди пролетариата насчитывался незначительный слой рабочей аристократии с европейским пролетариатом? Обратите внимание на расслое­ние крестьянства, его особое политическое поведение, на противоречия в де­ревне. Далее дайте характеристику самого привилегированного господ­ствующего класса-сословия - дворянства. В чем была его сила и слабость? Важную роль в общественной и культурной жизни страны играли интелли­генция и духовенство (7, С. 13 -23; 9, С. 34 - 42).

Поворотным моментом в истории России второй половины XJX века ста­новится 1 марта 1881 г.: Александр II подписал бумаги, предложенные М.Т. Лорис-Меликовым о введении конституционных основ, но в этот же день он был убит революционерами-террористами.

Время правления Александра III (1881-1894 гг.) вошло в историю как «контрреформаторство». Покажите, в чем оно выразилось и как повлияло на обстановку в стране в целом? (7, С. 155; 8, С. 56 - 60)

В 1894 г. на престол вступил Николай II (царствовал до 1917 г.) - послед­ний российский император. В 90-х годах XIX в. был принят ряд экономических мер, связанных с именем выдающегося государственного деятеля, министра фи­нансов Сергея Юльевича Витте (1849-1915 гг.), благодаря которым Россия делает экономический рывок (денежная реформа, введение винной монопо­лии, строительство Транс-Сибирской магистрали и др.) напрягая все силы, стремясь догнать ушедшие вперед развитые страны мира. Но диспропорции в развитии экономики были очень велики, и эта погоня не удалась.

Вопрос третий. В XIX веке в России родилось необычайно богатое по со­держанию и методам действия общественное движение, во многом опреде­лившее дальнейшую судьбу страны. XIX век принес с собой ощущение уни­кальности, самобытности российского национально-исторического бытия, трагического (у П.Я Чаадаева) и горделивого (у славянофилов) осознания своей несхожести с Европой. История впервые стала для образованных лю­дей своеобразным «зеркалом», взглянув в которое можно было узнать себя, почувствовать собственное своеобразие и неповторимость.

Изучите три складывающиеся общественно-политические течения России во второй половине XIX века: дворянско-консервативное, буржуазно-либеральное и революционно-демократическое (1, 3, 6; 7, С. 158 - 170).

В характеристике консервативного течения, уясните «теорию официальной народности», призванную идеологически укрепить незыблемость самодер­жавия. Не упустите из виду правительственный либерализм. Какой вклад в осуществление реформ 60-70-х годов XIX в. внесли К.Д. Кавелин, Д.А. Милютин, П.А. Валуев, другие государственные деятели (8, С. 61 - 70)?

Какие идеи составляют основу буржуазного либерализма? Выясните, чем было вызвано возникновение либерализма в период подготовки реформ, и ка­кие цели ставило это течение в пореформенный период. Какие этапы оно прошло в своем развитии? За счет каких сил расширилась база либерального движения? Остановитесь на характеристике земского движения в России, его наиболее ярких представителях (Д.И. Шаховский, Ф.И. Родичев, К.К. Арсеньев, М.М. Родичев и др.). Попытайтесь разобраться, почему в начале 90-х годов XIX века это направление раскалывается на радикальное (кон­ституционное) во главе с И.И. Летрункевичем и умеренное, представленное сторонниками Д.Н. Шипова (3,4, 5, 6, 7).

Изучая революционно-демократическое движение, обратите внимание на то, что зародилось оно не в среде буржуазии, а среди дворянства (декабри­сты). За что мы чтим декабристов? Почему они потерпели поражение (1, 3, 5, 6 7; 8 С. 73 - 80; 8)? Когда начался второй этап (разночинский) революцион­но-демократического движения? Какие два центра революционного движе­ния сложились к 60-м годам (1, 3, 4, 5, 6, 7, 12)? Вспомните, что вы знаете о революционных демократах 60-х годов XIX в А.И. Герцене, Н.П. Огареве, Н.Г. Чернышевском, Н.А. Добролюбове? Изучите идеологию, практическую деятельность народников 70-х годов XIX в.. Какие направления революционного народничества, отражавшие взгляды М.А. Бакунина, П.Л. Лаврова, П.Н. Ткачева вы знаете? Что такое анархизм? Почему они предлагали постро­ить социализм на базе крестьянской общины, минуя капиталистическую ста­дию общественного развития? Что было общего и разного в их взглядах? В чем они заблуждались? Какие народнические организации действовали в 70-х годах? Почему революционное народничество к началу 80-х годов XIX ве­ка выродилось в либеральное? Как можно оценить вклад народников в осво­бодительное движение России? Какова Ваша точка зрения на пути решения насущных проблем в XIX в.

Изучение истории формирования социал-демократии в России требует обстоятельного рассмотрения проблемы социального и поли­тического развития российского пролетариата, предпосылок и особенностей распространения марксистской идеологии, борьбы за создание политической партии рабочего класса.

При изучении рабочего движения обратите внимание на особенности фор­мирования российского рабочего класса. Почему он занял ведущую место в освободительном движении России (2, 4, 5, 6, 7, 8, 9)? Когда пролетариат вы­ступил на арену политической борьбы, какие формы он использовал в сти­хийной борьбе? Чем отличалась борьба рабочего класса 60-х от 70-х и 80-х годов? Какие основные этапы ее развития можно выделить? Затем рассмот­рите деятельность первых рабочих организаций. Какую роль сыграли «Се­верный союз русских рабочих» и «Южнороссийский союз рабочих»? Оха­рактеризуйте их задачи и тактику, вклад в рабочее движение. Почему идео­логия и тактика народничества оказались неприемлемы для рабочего движе­ния (8, С. 94 - 97; 9, С.55 - 73)?

Поиски революционной теории привели к тому, что российское рабочее движение, как и рабочее движение западно-европейских стран, начало при­общаться к марксизму. Остановитесь на характеристике основных положе­ний марксизма. Чем можно объяснить его влияние на международное рабо­чее движение? Рассмотрите основные этапы распространения марксизма в России. Какой вклад внесли в этот процесс члены русской секции I Интерна­ционала, группа «Освобождение труда» во главе с Г.В. Плехановым (5, 6, 7, 8)? Какой вклад в этот процесс внесли первые социал-демократические организации и группы в России: Д. Благоева (Партия русских социал-демократов»), П.Л. Точисского («Товарищество Санкт-петербургских масте­ровых»), М. Бруснева («Рабочий союз»), Федосеева (5, С. 6)?

В становление и развитие российского социал-демократизма как идейно-политического течения внес значительный вклад В.И.Ленин. Какие идеи в революционной теории разработал В.И. Ленин в 90-х годах XIX в. (10, С. 10)? С какими течениями ему пришлось вести борьбу в это время? Остановитесь на таких направлениях, как «экономизм» (Е.Д. Кускова, C.H. Прокопович), «легальный марксизм» (П.Б. Струве, М.И.Туган-Барановский, Н.А. Бердяев), либеральное народничество (Н.К. Михайловский, В.П. Воронцов, С.Н. Кривенко). Покажи­те вклад в рабочее движение петербургского «Союза борьбы за освобожде­ние рабочего класса». Чем эта организация отличалась от других кружков и групп?

Далее изучите практическую деятельность В.И.Ленина и его соратников по созданию пролетарской партии. Обратите внимание на развернувшуюся дис­куссию между представителями революционного и реформистского направ­лений в рядах социал-демократии. Затем изучите, как решалась революцион­ной социал-демократией задача создания пролетарской партии. Дайте оценку решениям I съезда РСДРП.

Дайте оценку состояния социал-демократического движения к концу XX века в целом.

Вопрос четвертый. Культура – это вся совокупность ценностей, накопленных человечеством. В первой половине XIX в. происходит поистине грандиозный взлет русской культуры. Поэтому вполне оправдано называть XIX столетие ее «золотым» веком. Какие факторы способствовали росту культурного потенциала, а что препятствовало его усилению? Как цензура и крепостное право отразились на развитии культуры (4, С. 237).

Одним из важных показателей культурного развития общества является уровень его образованности. Какие реформы в сфере образования были проведены в годы царствования Александра I. Какое образовательное учреждение, основанное в 1811 году стало образцовым. Что было сделано для создания системы государственного образования? Как отразилась политика Николая I на системе образования? Как проявилось «контреформаторство» Александра III в образовательной сфере? О чем свидетельствует документ «Циркуляр о переменах в составе учеников гимназий и прогимназий, известный как «циркуляр о кухаркиных детях» 1887 г. Познакомьтесь с его содержанием (11, С.308-309). Расскажите о системе женского образования, что нового появилось в ней в первой половине XIX в. Какие тенденции наблюдались в высшем образовании на протяжении XIX столетия (4, С. 238 - 239). Что было характерно для развития научной сферы. Назовите основные достижения ученой мысли в XIX в. в области естественных и гуманитарных наук (4, С. 238 – 239; 321-324). В литературе первой половины XIX в. были заложены основополагающие принципы, которые определили ее дальнейшее развитие: народность, высокие гуманистические идеалы, гражданственность и чувство национального самосознания, патриотизм и поиски социальной справедливости. Какие тенденции в развитии литературы вы можете назвать (4, С. 242-244; 323-324) .

В середине XIX в. основными противоборствующими направлениями в живописи были академизм (классицизм) и реализм. Как вы думаете, какие общественно-политические и социально-экономические факторы способствовали утверждению во второй половине XIX в реализма. Кто такие «передвижники».

Охарактеризуйте основные достижения культуры в области музыки, архитектуры и театра.