Тема V. Становление индустриального общества в России в XIX век: общее и особенное
Вопросы:
Россия в первой половине XIX века. Завершение развития феодальных отношений и назревание кризиса.
Формирование основ буржуазного общества во второй половине XIX века. Реформы 60-70-х и контрреформы 80-х - начала 90-х годов XIX в.: сущность, содержание, результаты.
Идейные течения и общественно-политические движения: дворянско-консервативное, либерально-буржуазное, революционно-демократическое.
Российская культура XIX в. и ее вклад в мировую культуру.
XIX век - огромный пласт истории, насыщенный такими событиями, которые во многом определили дальнейшее развитие человеческого общества, стали истоками бурного XX века. События, протекавшие в этот период в крупнейших странах Европы и Америки - становление и развитие новой капиталистической общественно-экономической формации, появление на исторической сцене новых классов, политических структур, общественных движений — имели всеобщий, закономерный, интернациональный характер. При этом, конечно, каждая имела свои особенности перехода от феодализма к капитализму, которые и определили национальную специфику их общественно-политического и экономического развития. Встав на этот путь первыми, европейские государства продемонстрировали в общих чертах направление и формы социально-экономического развития других стран, в том числе и России. Под этим углом зрения и нужно рассматривать характерные черты развития России в XIX веке (1, С. 6 ).
Вопрос первый. Условно можно выделить два основных периода в истории России XIX века: первая половина века - завершающий этап развития феодальных отношений и назревание кризиса; вторая половина - период реформ и контрреформ, своеобразная «революция сверху», складывание основ буржуазного (капиталистического, индустриального) развития (7; 8, С. 3 - 6, С. 13 -23).
Охарактеризуйте правление Александра I (1801-1825 гг.). Это время было заполнено бурными событиями, ожиданием перемен в жизни страны. В начале своего царствования он шокировал окружение либеральными высказываниями, поисками путей достаточно решительного реформирования системы государственного управления, а заканчивал жизненный путь с репутацией гонителя либеральных идей, религиозного мистика и «энтузиаста» общеевропейской политической реакции (7, С. 142 - 145).
Рассмотрите влияние идей Великой Французской революции, деятельность Негласного комитета, вклад в совершенствование системы управления страной М.М. Сперанского (1772-1839) (6; 8, с. 26 - 33).
Как отразились Отечественная война 1812 г. и европейские походы русской армии на положении на стране? Остановитесь на причинах возникновения политической оппозиции, движении декабристов и его результатах (8).
Какие изменения происходили в стране при Николае I (1825-1855 г.г.)? Что изменилось в положении крепостных крестьян в 1841-1837 гг. (реформы генерала П.Д. Киселева), в финансовых вопросах в 1939-1943 (реформа под управлением графа Е.Ф. Канкрина, добившегося существенного снижения инфляции и укрепившего российский рубль)? Остановитесь на проблемах деятельности госаппарата (бюрократизация, рост взяточничества, казнокрадства и вопиющей некомпетентности бесконтрольного чиновничества), изменениях в социально-классовой структуре общества (разложение дворянского сословия, рост влияния разночинной интеллигенции, формирование буржуазии), укрепления рыночных отношений (6; 8, С. 34 39).
Для понимания причин кризисного состояния страны необходимо подробнее остановиться на основных итогах развития российской экономики к середине XIX века: увеличении количества мануфактур, промышленном перевороте 1830-1840 г.г.? начале перехода от мануфактуры к фабрике, вытеснении крестьянской мануфактуры вольнонаемными отношениями, сворачивании вотчинного производства промышленных товаров в ряде губерний, увеличении производства хлеба на экспорт и др. (7, С. 146 -149).
Покажите, как огромные военные расходы (Отечественная война 1812 г., войны с Турцией и Персией, изнурительная Крымская война 1853-1856 гг.), и традиционное нежелания власти отказаться от содержания непосильной для экономики страны многотысячной, отсталой в военном и техническом отношении армии, просчеты во внешней политике привели к крайнему расстройству финансовой системы империи, хронической инфляции, бесконечному бюджетному дефициту и внутреннему кризису (7, С.7).
Вопрос второй. В середине XIX века в России проходило осознание господствующим классом необходимости реформ.
Либеральные взгляды Александра II (1855-1881 г.г.) были весьма умеренными, но он осознал необходимость глубоких перемен и осуществлял их на протяжении всего царствования. Опереться в своих первых реформах император мог только на представителей высшей бюрократии, слывших сторонниками преобразований. Виднейшую роль в подготовке реформ играли младший брат царя великий князь Константин Николаевич (военно-морской министр), Николай Алексеевич Милютин (товарищ министра внутренних дел), Дмитрий Алексеевич Милютин (военный министр), тетка царя великая княгиня Елена Павловна. Изучите содержание, ход и результаты ликвидации крепостного права, судебной, военной, земской реформ, преобразований в области образования и городского самоуправления (7, С. 150— 158).
Далее изучите особенности капиталистического развития России. Выясните, почему в аграрном секторе при наличии условий как американского, так и прусского пути развития Россия не пошла по американскому пути (2, 4, 6, 7). И еще одну особенность российского капитализма надо уяснить - развитие не «вглубь», а «вширь». Что этому способствовало? (8, С. 9)
Охарактеризуйте социально-классовую структуру общества (2, 4, 6, 7). Выясните, почему российская буржуазия была неоднородной по политической ориентации. Сложилась ли буржуазия к началу XX века в класс? Почему российский пролетариат по своему социальному составу был неоднородным, почему среди пролетариата насчитывался незначительный слой рабочей аристократии с европейским пролетариатом? Обратите внимание на расслоение крестьянства, его особое политическое поведение, на противоречия в деревне. Далее дайте характеристику самого привилегированного господствующего класса-сословия - дворянства. В чем была его сила и слабость? Важную роль в общественной и культурной жизни страны играли интеллигенция и духовенство (7, С. 13 -23; 9, С. 34 - 42).
Поворотным моментом в истории России второй половины XJX века становится 1 марта 1881 г.: Александр II подписал бумаги, предложенные М.Т. Лорис-Меликовым о введении конституционных основ, но в этот же день он был убит революционерами-террористами.
Время правления Александра III (1881-1894 гг.) вошло в историю как «контрреформаторство». Покажите, в чем оно выразилось и как повлияло на обстановку в стране в целом? (7, С. 155; 8, С. 56 - 60)
В 1894 г. на престол вступил Николай II (царствовал до 1917 г.) - последний российский император. В 90-х годах XIX в. был принят ряд экономических мер, связанных с именем выдающегося государственного деятеля, министра финансов Сергея Юльевича Витте (1849-1915 гг.), благодаря которым Россия делает экономический рывок (денежная реформа, введение винной монополии, строительство Транс-Сибирской магистрали и др.) напрягая все силы, стремясь догнать ушедшие вперед развитые страны мира. Но диспропорции в развитии экономики были очень велики, и эта погоня не удалась.
Вопрос третий. В XIX веке в России родилось необычайно богатое по содержанию и методам действия общественное движение, во многом определившее дальнейшую судьбу страны. XIX век принес с собой ощущение уникальности, самобытности российского национально-исторического бытия, трагического (у П.Я Чаадаева) и горделивого (у славянофилов) осознания своей несхожести с Европой. История впервые стала для образованных людей своеобразным «зеркалом», взглянув в которое можно было узнать себя, почувствовать собственное своеобразие и неповторимость.
Изучите три складывающиеся общественно-политические течения России во второй половине XIX века: дворянско-консервативное, буржуазно-либеральное и революционно-демократическое (1, 3, 6; 7, С. 158 - 170).
В характеристике консервативного течения, уясните «теорию официальной народности», призванную идеологически укрепить незыблемость самодержавия. Не упустите из виду правительственный либерализм. Какой вклад в осуществление реформ 60-70-х годов XIX в. внесли К.Д. Кавелин, Д.А. Милютин, П.А. Валуев, другие государственные деятели (8, С. 61 - 70)?
Какие идеи составляют основу буржуазного либерализма? Выясните, чем было вызвано возникновение либерализма в период подготовки реформ, и какие цели ставило это течение в пореформенный период. Какие этапы оно прошло в своем развитии? За счет каких сил расширилась база либерального движения? Остановитесь на характеристике земского движения в России, его наиболее ярких представителях (Д.И. Шаховский, Ф.И. Родичев, К.К. Арсеньев, М.М. Родичев и др.). Попытайтесь разобраться, почему в начале 90-х годов XIX века это направление раскалывается на радикальное (конституционное) во главе с И.И. Летрункевичем и умеренное, представленное сторонниками Д.Н. Шипова (3,4, 5, 6, 7).
Изучая революционно-демократическое движение, обратите внимание на то, что зародилось оно не в среде буржуазии, а среди дворянства (декабристы). За что мы чтим декабристов? Почему они потерпели поражение (1, 3, 5, 6 7; 8 С. 73 - 80; 8)? Когда начался второй этап (разночинский) революционно-демократического движения? Какие два центра революционного движения сложились к 60-м годам (1, 3, 4, 5, 6, 7, 12)? Вспомните, что вы знаете о революционных демократах 60-х годов XIX в А.И. Герцене, Н.П. Огареве, Н.Г. Чернышевском, Н.А. Добролюбове? Изучите идеологию, практическую деятельность народников 70-х годов XIX в.. Какие направления революционного народничества, отражавшие взгляды М.А. Бакунина, П.Л. Лаврова, П.Н. Ткачева вы знаете? Что такое анархизм? Почему они предлагали построить социализм на базе крестьянской общины, минуя капиталистическую стадию общественного развития? Что было общего и разного в их взглядах? В чем они заблуждались? Какие народнические организации действовали в 70-х годах? Почему революционное народничество к началу 80-х годов XIX века выродилось в либеральное? Как можно оценить вклад народников в освободительное движение России? Какова Ваша точка зрения на пути решения насущных проблем в XIX в.
Изучение истории формирования социал-демократии в России требует обстоятельного рассмотрения проблемы социального и политического развития российского пролетариата, предпосылок и особенностей распространения марксистской идеологии, борьбы за создание политической партии рабочего класса.
При изучении рабочего движения обратите внимание на особенности формирования российского рабочего класса. Почему он занял ведущую место в освободительном движении России (2, 4, 5, 6, 7, 8, 9)? Когда пролетариат выступил на арену политической борьбы, какие формы он использовал в стихийной борьбе? Чем отличалась борьба рабочего класса 60-х от 70-х и 80-х годов? Какие основные этапы ее развития можно выделить? Затем рассмотрите деятельность первых рабочих организаций. Какую роль сыграли «Северный союз русских рабочих» и «Южнороссийский союз рабочих»? Охарактеризуйте их задачи и тактику, вклад в рабочее движение. Почему идеология и тактика народничества оказались неприемлемы для рабочего движения (8, С. 94 - 97; 9, С.55 - 73)?
Поиски революционной теории привели к тому, что российское рабочее движение, как и рабочее движение западно-европейских стран, начало приобщаться к марксизму. Остановитесь на характеристике основных положений марксизма. Чем можно объяснить его влияние на международное рабочее движение? Рассмотрите основные этапы распространения марксизма в России. Какой вклад внесли в этот процесс члены русской секции I Интернационала, группа «Освобождение труда» во главе с Г.В. Плехановым (5, 6, 7, 8)? Какой вклад в этот процесс внесли первые социал-демократические организации и группы в России: Д. Благоева (Партия русских социал-демократов»), П.Л. Точисского («Товарищество Санкт-петербургских мастеровых»), М. Бруснева («Рабочий союз»), Федосеева (5, С. 6)?
В становление и развитие российского социал-демократизма как идейно-политического течения внес значительный вклад В.И.Ленин. Какие идеи в революционной теории разработал В.И. Ленин в 90-х годах XIX в. (10, С. 10)? С какими течениями ему пришлось вести борьбу в это время? Остановитесь на таких направлениях, как «экономизм» (Е.Д. Кускова, C.H. Прокопович), «легальный марксизм» (П.Б. Струве, М.И.Туган-Барановский, Н.А. Бердяев), либеральное народничество (Н.К. Михайловский, В.П. Воронцов, С.Н. Кривенко). Покажите вклад в рабочее движение петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». Чем эта организация отличалась от других кружков и групп?
Далее изучите практическую деятельность В.И.Ленина и его соратников по созданию пролетарской партии. Обратите внимание на развернувшуюся дискуссию между представителями революционного и реформистского направлений в рядах социал-демократии. Затем изучите, как решалась революционной социал-демократией задача создания пролетарской партии. Дайте оценку решениям I съезда РСДРП.
Дайте оценку состояния социал-демократического движения к концу XX века в целом.
Вопрос четвертый. Культура – это вся совокупность ценностей, накопленных человечеством. В первой половине XIX в. происходит поистине грандиозный взлет русской культуры. Поэтому вполне оправдано называть XIX столетие ее «золотым» веком. Какие факторы способствовали росту культурного потенциала, а что препятствовало его усилению? Как цензура и крепостное право отразились на развитии культуры (4, С. 237).
Одним из важных показателей культурного развития общества является уровень его образованности. Какие реформы в сфере образования были проведены в годы царствования Александра I. Какое образовательное учреждение, основанное в 1811 году стало образцовым. Что было сделано для создания системы государственного образования? Как отразилась политика Николая I на системе образования? Как проявилось «контреформаторство» Александра III в образовательной сфере? О чем свидетельствует документ «Циркуляр о переменах в составе учеников гимназий и прогимназий, известный как «циркуляр о кухаркиных детях» 1887 г. Познакомьтесь с его содержанием (11, С.308-309). Расскажите о системе женского образования, что нового появилось в ней в первой половине XIX в. Какие тенденции наблюдались в высшем образовании на протяжении XIX столетия (4, С. 238 - 239). Что было характерно для развития научной сферы. Назовите основные достижения ученой мысли в XIX в. в области естественных и гуманитарных наук (4, С. 238 – 239; 321-324). В литературе первой половины XIX в. были заложены основополагающие принципы, которые определили ее дальнейшее развитие: народность, высокие гуманистические идеалы, гражданственность и чувство национального самосознания, патриотизм и поиски социальной справедливости. Какие тенденции в развитии литературы вы можете назвать (4, С. 242-244; 323-324) .
В середине XIX в. основными противоборствующими направлениями в живописи были академизм (классицизм) и реализм. Как вы думаете, какие общественно-политические и социально-экономические факторы способствовали утверждению во второй половине XIX в реализма. Кто такие «передвижники».
Охарактеризуйте основные достижения культуры в области музыки, архитектуры и театра.
- 1. Что изучает «отечественная история»
- 2. Как изучать «отечественную историю»
- Тема I.. Основы теории и методологии исторической науки
- Литература
- Тема II. Древняя Русь и социально-политические изменения в русских землях
- XIII-XV вв.
- Литература
- Тема III. Образование и развитие Московского (Российского) централизованного государства XV-XVII вв.
- Литература
- Тема IV. Российская империя в XVIII веке
- Литература
- Тема V. Становление индустриального общества в России в XIX век: общее и особенное
- Литература
- Тема VI. Россия в начале XX века.
- Литература
- Тема VII. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса.
- Литература
- Литература
- Тема VIII. Формирование и сущность советского строя 1920-е
- Литература
- Тема IX. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия
- II половина 1920-х – 1941 гг.
- Литература
- Тема X. Ссср во II мировой и Великой Отечественной войнах
- Литература
- Тема XI. Ссср в послевоенный период 1946-1985 гг.
- Литература
- Литература
- Тема XII. Советский Союз в 1985-1991 гг.
- Тема XIII. Становление новой российской государственности (1992 г.- начало XXI в.)
- Главное в содержании дисциплины
- 2. Основные этапы формирования древнерусской государственности. Особенности социально-политического строя Древнерусского государства.
- 3. Принятие христианства на Руси и его исторические последствия.
- 4. Предпосылки и исторические последствия политической раздробленности Киевской Руси в хп-хш в., Основные политические центры и пути их развития.
- 5. Борьба русских земель и княжеств с завоевателями в хiii в. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.
- 6. Объединение русских земель вокруг Москвы. Специфика формирования единого русского государства в хгу-ху вв.
- 7. Роль русской православной церкви в становлении и укреплении русского государства /XIV-XVII вв.
- 8. Россия в хvi столетии. Формирование сословно-представительной монархии. Иван Грозный. Реформы 50-60.Гг. XVI в. Опричнина.
- 9. "Смутное время "/начало хvii в./: причины, ход, результаты.
- 10. Социально-экономическое и политическое развитие страны в хvii в. Соборное уложение 1649г.
- 11. Основные тенденции развития культуры допетровской Руси iх-хyп вв.
- 12. Особенности российского абсолютизма в 1-ой пол. XVIII в. Преобразования Петра I.
- 13. Дворцовые перевороты 18 в., расширение привилегий дворянства.
- 14. Просвещённый абсолютизм в России. Деятельность Уложенной комиссии. "Наказ" Екатерины 2 Реформы Екатерины 2.
- 15. Российская империя в системе европейских отношений в хviiIв (внешняя политика России в хviiIв)
- 16. Культура России второй половины хiii в., её вклад в мировую культуру.
- 17. Западная Европа и России в начале XIX в . Внешняя политика России. Отечественная война 1812 г.
- 18. Внутренняя политика России в начале XIX в. План государственных преобразований м.М. Сперанского.
- 19. Движение декабристов. Конституционные проекты первой половины хШв.
- 20. Власть и общество во второй четверти xiХв. Внутренняя и внешняя политика Николая 1.
- 21. Культура России 2-ой половины xiХв.
- 22. Общественно-политические движения середины х1Хв.: состав и основные идейные направления.
- 23. Реформы 60-70-х годов х1Хв. Крестьянская реформа.
- 24. Подъем общественного движения в пореформенной России. Народничество и другие политические течения.
- 25. Правление Александра III и политика “консервативного обновления ” общества.
- 26. Социально- экономическое и политическое развитие России в конце хix в.
- 27. Культура России второй половины хix в., её вклад в мировую культуру.
- 28. Политические партии России в начале XX в. (классификация, программы).
- 29. Эволюция российской государственности на этапе революции 1905-1907гг.
- 30. Реформы п.А.Столыпина.
- 31. “Серебряный век” русской культуры.
- 32. Россия в первой мировой войне. Кризис административно-бюрократической системы самодержавия. Нарастание общенационального кризиса.
- 33. Февраль 1917г. Крах российской монархии. Двоевластие.
- 34. Внутренняя и внешняя политика Временного правительства.
- 35. Развитие революционных событий в России весной, летом и осенью 1917 г.
- 36. Общенациональный системный кризис осенью 1917г. Октябрь1917г. Приход к власти большевиков. Первые декреты Советского правительства.
- II съезд Советов
- 37. Формирование советской государственности.
- 38. Гражданская война и иностранная интервенция. Итоги и уроки гражданской войны. Российская эмиграция.
- 39. Политическая система в начале 20-х гг. И нэп.
- 40. Образование ссср.
- 41. Советская Россия в системе международных отношений (20-40 -е гг).
- 42. Ссср в годы Великой Отечественной войны (основные этапы войны).
- 43. Основные итоги и уроки второй мировой войны.
- 44. Ссср в послевоенное годы ( внутренняя и внешняя политика). Холодная война.
- 45. Основные тенденции развития советского общества в 60-80-е гг.
- 46. Распад ссср и становление новой российской государственности в 90 -е гг. Перестройка.
- 47. Предмет, методы, методология и источники исторического познания.
- 48. Историография отечественной истории: прошлое и настоящее.
- 5.Что готовить к зачету/экзамену по «отечественной истории»
- Проверьте себя (тест)
- 369. Задание {{ 320 }} тз 320 Тема 5-0-0
- 407. Задание {{ 358 }} тз 358 Тема 6-0-0
- 408. Задание {{ 359 }} тз 359 Тема 6-0-0
- 409. Задание {{ 360 }} тз 360 Тема 6-0-0
- 410. Задание {{ 361 }} тз 361 Тема 6-0-0
- 411. Задание {{ 362 }} тз 362 Тема 6-0-0
- 432. Задание {{ 383 }} тз 383 Тема 6-0-0
- 487. Задание {{ 438 }} тз 438 Тема 6-0-0
- 8. Литература и источники по всем разделам и темам, имеющиеяся в фондах библиотеки Барнаульского филиала ноу московской академии предпринимательства при Правительстве г. Москвы