XIII-XV вв.
Вопросы:
Проблема этногенеза восточных славян. Восточные славяне в VI - IX вв.
Этапы развития Киевской Руси в IX - XIII вв.
Нашествие монголо-татарских завоевателей на Русь. Борьба русского народа за независимость со шведскими и немецкими агрессорами.
Начало объединения русских земель в конце XIII - начале XIV вв. вокруг Москвы.
Вопрос первый. Раскрывая вопрос, надо, прежде всего, остановиться на происхождении и расселении восточнославянских племен (1,С.16-17;2, С. 6-10; 3, С.8-10; 5, С. 93-102, 7, С. 62-66). Известно, что уровень развития производительных сил характеризует степень цивилизованности конкретных племен, народностей и наций. Исходя из этого, определите роль и место земледелия, скотоводства, ремесла и торговли в экономике восточных славян в VI - IX вв. (3, 10-12; 5, С. 103-117; 7, С. 66-73). Восточные славяне не обособлялись от своих соседей, они вели активную торговлю. Подумайте, какие были у них в то время основные экспортные товары. Как у восточных славян исчислялись единицы обмена? (1, С.17). Иностранные путешественники и купцы, побывавшие в землях восточных славян, всегда с особым интересом рассказывали об их верованиях и обычаях. Что представляла из себя религия восточнославянских племен? Какую роль играла религия в их хозяйственной жизни, в быту? (4, С. 8-9; 5, С. 108-110).
В VI - VIII веках в экономической жизни восточных славян произошли значительные перемены. Проанализируйте факторы, благодаря которым родовая община стала распадаться, уступая свое место территориальной (соседской). (3, С. 12-13; 7, С.70-71). Перемены в экономическом укладе вели и к изменениям социальной структуры восточнославянского общества. Вместо патриархального объединения родичей появляются общественные классы. Расскажите о процессе становления в феодализирующемся древнерусском обществе основных классов (3, С. 13-14; 7, С.72-73). Под действием объективно существовавших законов социально-экономического развития раннефеодального общества начали складываться предпосылки для образования феодального государства на Руси. Подумайте, представители каких классов были первыми носителями государственной власти у восточных славян. Какие главные задачи призвано было решать возникающее государство? (2, С.13-15. 5,С.135).
В исторической науке до сих пор продолжается дискуссия по вопросу о возникновении древнерусского государства. Главными действующими лицами этой дискуссии являются сторонники норманнской теории происхождения Российского государства и их противники - антинорманнисты. Объясни, в чем сущность норманнской теории. Расскажите о точке зрения антинорманнистов на возникновение древнерусского государства (3, С. 16-23; 4. С.9-11; 6, С.17-23; 7,С.74-78).
Вопрос второй. Киевская Русь - первое устойчивое крупное государственное объединение восточных славян периода становления феодализма. Расскажите о развитии феодальных отношений в древнерусском государстве. Объясните, как происходил процесс возникновения и роста феодальной собственности на землю (2, С.30-34; 3, С.26). Почему Киевскую Русь считают раннефеодальной монархией? Как можно охарактеризовать политический строй древнерусского государства? (4, С.24-26; 6, С.25-28). Письменным памятником феодальных отношений в Киевской Руси считается «Русская правда». Основываясь на своде законов, назовите основные категории населения древнерусского государства. Какие данные свидетельствуют о большом социальном неравенстве в Киевской Руси? Какие из этих категорий населения можно отнести к классам эксплуатируемых и эксплуататоров? (8, С.24-25).
Огромное значение в укреплении древнерусской государственности и культурном развитии народа имело принятие христианства в 988 г. Подумайте, какие объективные и субъективные факторы предопределили выбор князя Владимира в пользу христианства? Расскажите об основных символах христианской веры. Как проходил процесс крещения Руси? Объясните, какие изменения благодаря принятию христианства произошли в образовании, искусстве, каменном зодчестве. (1, С. 27-29; 2, С.25-30;4, С.14-17; 6, С.30-33; 8, С. 33-37).
Завершение объединения восточных славян вокруг Киева способствовало развитию ремесла, торговли, росту городов. Но в древнерусском обществе зрели социально-экономические и политические предпосылки для перехода от централизованного государства к феодальной раздробленности. Назовите эти предпосылки. Объясните их влияние на процесс образования самостоятельных княжеств и земель на территории Киевской Руси. Обоснуйте отрицательное влияние феодальной раздробленности на экономику и обороноспособность древнерусского государства (1, С. 41-42; 2, С. 34-36; 3, С.73-74; 4, С. 31-35; 5, С.165-180; 6, С. 41-45).
Вопрос третий. Период феодальной раздробленности на Руси совпал со временем образования централизованного государства у монголов во главе с Чингисханом. Государство монголов проводило агрессивную политику в отношении своих соседей. Вспомните, когда и где произошла первая битва между русским и монгольским войсками. (1, С.52-53; 3, С.108-109; 8, С. 66-67). Расскажите о подготовке похода монголо-татар против Руси. Какие силы монголов предполагалось использовать для покорения Руси? Какие княжества первыми встретили удар монголо-татар? Остановитесь подробнее на примерах героического сопротивления русского народа агрессии монгольских захватчиков. Подумайте, почему не удалось организовать общерусское войско для борьбы с монголо-татарами? Опишите масштаб людских и материальных потерь Руси в результате монголо-татарского нашествия (1, С. 53-56; 3, С.112-123; 4, С.77-78; 6, С.45-50; 8, С. 67-74), Аргументировано обоснуйте всемирно-историческое значение борьбы Руси с монголо-татарскими завоевателями.
Не менее грозная опасность в первой половине XIII века для Руси исходила с Запада. Римский папа организовал крестовый поход против русского народа с целью его окатоличивания. Объектом экспансии стала Северо-Западная Русь. Ударной силой осуществления замыслов римского папы стали шведские и немецкие крестоносцы. Расскажите об организации отпора агрессии шведских агрессоров. Какую роль играл в этой освободительной борьбе князь Александр Невский? Объясните, в чем было значение победы русских дружин над немецкими рыцарями на льду Чудского озера. (1, С.56-59; 3, С.123-131; 4, С.59-60; 6, С.37-38; 8, С.75-79).
Вопрос четвертый. После опустошительного похода в Европу монголо-татарские завоеватели создали в степях Причерноморья и Прикаспия государство, получившее название Золотая Орда. Прокомментируйте отношения между покоренными русскими князьями и золотоордынскими ханами. Какие формы и методы угнетения Руси использовали монголо-татарские угнетатели? Приведите наиболее яркие примеры вооруженной борьбы русского народа против иноземного ига. (1, С.59-62; 3, С.138-142; 4, С.60-65; 5, С.378-379; 6, С.51-55;7,С.122-126).
В конце XIII в. главным политико-экономическим центром Северо-Восточной Руси стала Тверь. Ее князья получили ярлык на великое княжение Владимирское. Но уже с начала XIV в. в борьбу за великое княжение вступили московские князья. Подумайте, какие объективные факторы (географические, экономические, религиозные) влияли на усиление роли Москвы как объединительного центра русского народа. Большую роль в накоплении сил Руси вокруг Москвы для последующего свержения монголо-татарского ига играла дальновидная политика московских князей. На примере деятельности Ивана Калиты проиллюстрируйте главные направления такой политики. (1, С.67-72; 3, С.142-155; 4, С.80-87). Политику собирания русских княжеств вокруг Москвы продолжил внук Ивана Калиты князь Дмитрий Иванович. Проанализируйте ход борьбы за лидерство на Руси между Москвой и Тверью. Какие факторы способствовали успеху Москвы? Как татарские ханы реагировали на усиление Москвы? Почему к 1380 году князю Дмитрию удалось собрать общерусское войско? Какую роль в мобилизации русских войск сыграл настоятель Троице-Сергиевого монастыря Сергий Радонежский? Расскажите о ходе Куликовской битвы. Объясните, в чем состоит значение победы русских войск на Куликовом поле. (1, С.71-76; 3, С.157-174; 6, С.55-58; 8, С.89-95).
- 1. Что изучает «отечественная история»
- 2. Как изучать «отечественную историю»
- Тема I.. Основы теории и методологии исторической науки
- Литература
- Тема II. Древняя Русь и социально-политические изменения в русских землях
- XIII-XV вв.
- Литература
- Тема III. Образование и развитие Московского (Российского) централизованного государства XV-XVII вв.
- Литература
- Тема IV. Российская империя в XVIII веке
- Литература
- Тема V. Становление индустриального общества в России в XIX век: общее и особенное
- Литература
- Тема VI. Россия в начале XX века.
- Литература
- Тема VII. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса.
- Литература
- Литература
- Тема VIII. Формирование и сущность советского строя 1920-е
- Литература
- Тема IX. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия
- II половина 1920-х – 1941 гг.
- Литература
- Тема X. Ссср во II мировой и Великой Отечественной войнах
- Литература
- Тема XI. Ссср в послевоенный период 1946-1985 гг.
- Литература
- Литература
- Тема XII. Советский Союз в 1985-1991 гг.
- Тема XIII. Становление новой российской государственности (1992 г.- начало XXI в.)
- Главное в содержании дисциплины
- 2. Основные этапы формирования древнерусской государственности. Особенности социально-политического строя Древнерусского государства.
- 3. Принятие христианства на Руси и его исторические последствия.
- 4. Предпосылки и исторические последствия политической раздробленности Киевской Руси в хп-хш в., Основные политические центры и пути их развития.
- 5. Борьба русских земель и княжеств с завоевателями в хiii в. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.
- 6. Объединение русских земель вокруг Москвы. Специфика формирования единого русского государства в хгу-ху вв.
- 7. Роль русской православной церкви в становлении и укреплении русского государства /XIV-XVII вв.
- 8. Россия в хvi столетии. Формирование сословно-представительной монархии. Иван Грозный. Реформы 50-60.Гг. XVI в. Опричнина.
- 9. "Смутное время "/начало хvii в./: причины, ход, результаты.
- 10. Социально-экономическое и политическое развитие страны в хvii в. Соборное уложение 1649г.
- 11. Основные тенденции развития культуры допетровской Руси iх-хyп вв.
- 12. Особенности российского абсолютизма в 1-ой пол. XVIII в. Преобразования Петра I.
- 13. Дворцовые перевороты 18 в., расширение привилегий дворянства.
- 14. Просвещённый абсолютизм в России. Деятельность Уложенной комиссии. "Наказ" Екатерины 2 Реформы Екатерины 2.
- 15. Российская империя в системе европейских отношений в хviiIв (внешняя политика России в хviiIв)
- 16. Культура России второй половины хiii в., её вклад в мировую культуру.
- 17. Западная Европа и России в начале XIX в . Внешняя политика России. Отечественная война 1812 г.
- 18. Внутренняя политика России в начале XIX в. План государственных преобразований м.М. Сперанского.
- 19. Движение декабристов. Конституционные проекты первой половины хШв.
- 20. Власть и общество во второй четверти xiХв. Внутренняя и внешняя политика Николая 1.
- 21. Культура России 2-ой половины xiХв.
- 22. Общественно-политические движения середины х1Хв.: состав и основные идейные направления.
- 23. Реформы 60-70-х годов х1Хв. Крестьянская реформа.
- 24. Подъем общественного движения в пореформенной России. Народничество и другие политические течения.
- 25. Правление Александра III и политика “консервативного обновления ” общества.
- 26. Социально- экономическое и политическое развитие России в конце хix в.
- 27. Культура России второй половины хix в., её вклад в мировую культуру.
- 28. Политические партии России в начале XX в. (классификация, программы).
- 29. Эволюция российской государственности на этапе революции 1905-1907гг.
- 30. Реформы п.А.Столыпина.
- 31. “Серебряный век” русской культуры.
- 32. Россия в первой мировой войне. Кризис административно-бюрократической системы самодержавия. Нарастание общенационального кризиса.
- 33. Февраль 1917г. Крах российской монархии. Двоевластие.
- 34. Внутренняя и внешняя политика Временного правительства.
- 35. Развитие революционных событий в России весной, летом и осенью 1917 г.
- 36. Общенациональный системный кризис осенью 1917г. Октябрь1917г. Приход к власти большевиков. Первые декреты Советского правительства.
- II съезд Советов
- 37. Формирование советской государственности.
- 38. Гражданская война и иностранная интервенция. Итоги и уроки гражданской войны. Российская эмиграция.
- 39. Политическая система в начале 20-х гг. И нэп.
- 40. Образование ссср.
- 41. Советская Россия в системе международных отношений (20-40 -е гг).
- 42. Ссср в годы Великой Отечественной войны (основные этапы войны).
- 43. Основные итоги и уроки второй мировой войны.
- 44. Ссср в послевоенное годы ( внутренняя и внешняя политика). Холодная война.
- 45. Основные тенденции развития советского общества в 60-80-е гг.
- 46. Распад ссср и становление новой российской государственности в 90 -е гг. Перестройка.
- 47. Предмет, методы, методология и источники исторического познания.
- 48. Историография отечественной истории: прошлое и настоящее.
- 5.Что готовить к зачету/экзамену по «отечественной истории»
- Проверьте себя (тест)
- 369. Задание {{ 320 }} тз 320 Тема 5-0-0
- 407. Задание {{ 358 }} тз 358 Тема 6-0-0
- 408. Задание {{ 359 }} тз 359 Тема 6-0-0
- 409. Задание {{ 360 }} тз 360 Тема 6-0-0
- 410. Задание {{ 361 }} тз 361 Тема 6-0-0
- 411. Задание {{ 362 }} тз 362 Тема 6-0-0
- 432. Задание {{ 383 }} тз 383 Тема 6-0-0
- 487. Задание {{ 438 }} тз 438 Тема 6-0-0
- 8. Литература и источники по всем разделам и темам, имеющиеяся в фондах библиотеки Барнаульского филиала ноу московской академии предпринимательства при Правительстве г. Москвы