logo
Методические материалы по истории / Кейс пакет отечественная история

XIII-XV вв.

Вопросы:

  1. Проблема этногенеза восточных славян. Восточные славяне в VI - IX вв.

  2. Этапы развития Киевской Руси в IX - XIII вв.

  3. Нашествие монголо-татарских завоевателей на Русь. Борьба русского наро­да за независимость со шведскими и немецкими агрессорами.

  4. Начало объединения русских земель в конце XIII - начале XIV вв. вокруг Москвы.

Вопрос первый. Раскрывая вопрос, надо, прежде всего, остановиться на происхождении и расселении восточнославянских племен (1,С.16-17;2, С. 6-10; 3, С.8-10; 5, С. 93-102, 7, С. 62-66). Известно, что уровень развития произво­дительных сил характеризует степень цивилизованности конкретных племен, народностей и наций. Исходя из этого, определите роль и место земледелия, скотоводства, ремесла и торговли в экономике восточных славян в VI - IX вв. (3, 10-12; 5, С. 103-117; 7, С. 66-73). Восточные славяне не обособлялись от своих соседей, они вели активную торговлю. Подумайте, какие были у них в то время основные экспортные товары. Как у восточных славян исчисля­лись единицы обмена? (1, С.17). Иностранные путешественники и купцы, по­бывавшие в землях восточных славян, всегда с особым интересом рассказы­вали об их верованиях и обычаях. Что представляла из себя религия восточ­нославянских племен? Какую роль играла религия в их хозяйственной жизни, в быту? (4, С. 8-9; 5, С. 108-110).

В VI - VIII веках в экономической жизни восточных славян произошли значительные перемены. Проанализируйте факторы, благодаря которым ро­довая община стала распадаться, уступая свое место территориальной (со­седской). (3, С. 12-13; 7, С.70-71). Перемены в экономическом укладе вели и к изменениям социальной структуры восточнославянского общества. Вместо патриархального объединения родичей появляются общественные классы. Расскажите о процессе становления в феодализирующемся древнерусском обществе основных классов (3, С. 13-14; 7, С.72-73). Под действием объектив­но существовавших законов социально-экономического развития раннефео­дального общества начали складываться предпосылки для образования фео­дального государства на Руси. Подумайте, представители каких классов были первыми носителями государственной власти у восточных славян. Какие главные задачи призвано было решать возникающее государство? (2, С.13-15. 5,С.135).

В исторической науке до сих пор продолжается дискуссия по вопросу о возникновении древнерусского государства. Главными действующими лица­ми этой дискуссии являются сторонники норманнской теории происхожде­ния Российского государства и их противники - антинорманнисты. Объясни, в чем сущность норманнской теории. Расскажите о точке зрения антинорманнистов на возникновение древнерусского государства (3, С. 16-23; 4. С.9-11; 6, С.17-23; 7,С.74-78).

Вопрос второй. Киевская Русь - первое устойчивое крупное государствен­ное объединение восточных славян периода становления феодализма. Рас­скажите о развитии феодальных отношений в древнерусском государстве. Объясните, как происходил процесс возникновения и роста феодальной соб­ственности на землю (2, С.30-34; 3, С.26). Почему Киевскую Русь считают раннефеодальной монархией? Как можно охарактеризовать политический строй древнерусского государства? (4, С.24-26; 6, С.25-28). Письменным па­мятником феодальных отношений в Киевской Руси считается «Русская прав­да». Основываясь на своде законов, назовите основные категории населения древнерусского государства. Какие данные свидетельствуют о большом со­циальном неравенстве в Киевской Руси? Какие из этих категорий населения можно отнести к классам эксплуатируемых и эксплуататоров? (8, С.24-25).

Огромное значение в укреплении древнерусской государственности и культурном развитии народа имело принятие христианства в 988 г. Подумай­те, какие объективные и субъективные факторы предопределили выбор князя Владимира в пользу христианства? Расскажите об основных символах хри­стианской веры. Как проходил процесс крещения Руси? Объясните, какие изменения благодаря принятию христианства произошли в образовании, ис­кусстве, каменном зодчестве. (1, С. 27-29; 2, С.25-30;4, С.14-17; 6, С.30-33; 8, С. 33-37).

Завершение объединения восточных славян вокруг Киева способствовало развитию ремесла, торговли, росту городов. Но в древнерусском обществе зрели социально-экономические и политические предпосылки для перехода от централизованного государства к феодальной раздробленности. Назовите эти предпосылки. Объясните их влияние на процесс образования самостоя­тельных княжеств и земель на территории Киевской Руси. Обоснуйте отри­цательное влияние феодальной раздробленности на экономику и обороно­способность древнерусского государства (1, С. 41-42; 2, С. 34-36; 3, С.73-74; 4, С. 31-35; 5, С.165-180; 6, С. 41-45).

Вопрос третий. Период феодальной раздробленности на Руси совпал со временем образования централизованного государства у монголов во главе с Чингисханом. Государство монголов проводило агрессивную политику в от­ношении своих соседей. Вспомните, когда и где произошла первая битва ме­жду русским и монгольским войсками. (1, С.52-53; 3, С.108-109; 8, С. 66-67). Расскажите о подготовке похода монголо-татар против Руси. Какие силы монголов предполагалось использовать для покорения Руси? Какие княжест­ва первыми встретили удар монголо-татар? Остановитесь подробнее на при­мерах героического сопротивления русского народа агрессии монгольских захватчиков. Подумайте, почему не удалось организовать общерусское вой­ско для борьбы с монголо-татарами? Опишите масштаб людских и материальных потерь Руси в результате монголо-татарского нашествия (1, С. 53-56; 3, С.112-123; 4, С.77-78; 6, С.45-50; 8, С. 67-74), Аргументировано обоснуйте всемирно-историческое значение борьбы Руси с монголо-татарскими завое­вателями.

Не менее грозная опасность в первой половине XIII века для Руси исходи­ла с Запада. Римский папа организовал крестовый поход против русского на­рода с целью его окатоличивания. Объектом экспансии стала Северо-Западная Русь. Ударной силой осуществления замыслов римского папы ста­ли шведские и немецкие крестоносцы. Расскажите об организации отпора аг­рессии шведских агрессоров. Какую роль играл в этой освободительной борьбе князь Александр Невский? Объясните, в чем было значение победы русских дружин над немецкими рыцарями на льду Чудского озера. (1, С.56-59; 3, С.123-131; 4, С.59-60; 6, С.37-38; 8, С.75-79).

Вопрос четвертый. После опустошительного похода в Европу монголо-татарские завоеватели создали в степях Причерноморья и Прикаспия госу­дарство, получившее название Золотая Орда. Прокомментируйте отношения между покоренными русскими князьями и золотоордынскими ханами. Какие формы и методы угнетения Руси использовали монголо-татарские угнетате­ли? Приведите наиболее яркие примеры вооруженной борьбы русского наро­да против иноземного ига. (1, С.59-62; 3, С.138-142; 4, С.60-65; 5, С.378-379; 6, С.51-55;7,С.122-126).

В конце XIII в. главным политико-экономическим центром Северо-Восточной Руси стала Тверь. Ее князья получили ярлык на великое княжение Владимирское. Но уже с начала XIV в. в борьбу за великое княжение вступи­ли московские князья. Подумайте, какие объективные факторы (географиче­ские, экономические, религиозные) влияли на усиление роли Москвы как объединительного центра русского народа. Большую роль в накоплении сил Руси вокруг Москвы для последующего свержения монголо-татарского ига играла дальновидная политика московских князей. На примере деятельности Ивана Калиты проиллюстрируйте главные направления такой политики. (1, С.67-72; 3, С.142-155; 4, С.80-87). Политику собирания русских княжеств во­круг Москвы продолжил внук Ивана Калиты князь Дмитрий Иванович. Про­анализируйте ход борьбы за лидерство на Руси между Москвой и Тверью. Какие факторы способствовали успеху Москвы? Как татарские ханы реаги­ровали на усиление Москвы? Почему к 1380 году князю Дмитрию удалось собрать общерусское войско? Какую роль в мобилизации русских войск сыг­рал настоятель Троице-Сергиевого монастыря Сергий Радонежский? Расска­жите о ходе Куликовской битвы. Объясните, в чем состоит значение победы русских войск на Куликовом поле. (1, С.71-76; 3, С.157-174; 6, С.55-58; 8, С.89-95).