Тема VII. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса.
Вопросы:
Причины и характер первой мировой войны. Вступление России в войну. Отношение к войне классов и партий в России.
Февральская революция 1917 года. Свержение самодержавия. Значение революции.
Нарастание общенационального кризиса после победы Февральской революции. Подготовка и осуществление большевиками вооруженного захвата власти.
Гражданская война и интервенция: причины, ход, итоги.
Вопрос первый. Прежде всего, надо отметить, что в начале XX века происходило дальнейшее обострение международной обстановки, что в итоге и привело к мировой войне. Затем рассмотреть причины войны, ее экономические и социально-политические предпосылки. Раскрывая экономические причины, следует показать неравномерность развития крупнейших мировых держав. Важно подчеркнуть, что если в условиях раннего капитализма они развивались неравномерно, то в эпоху образования монополий развитие пошло еще и скачкообразно (2, С. 33; 7, С. 353-354; 8, С. 377-378, 395-396).
Следует отметить, что скачкообразное и неравномерное развитие ведущих стран мира резко обострило противоречия между ними и усилило борьбу за сферы влияния, колонии и гегемонию на морях. Соперничество стран привело к образованию в начале XX века двух враждующих группировок: с одной стороны Англия, Франция, Россия, Сербия, Япония, позднее Италия, Румыния и США, с другой – Германия, Австро-Венгрия, Турция и Болгария (19, С. 413).
Рассматривая социально-политические причины войны, нужно подчеркнуть, что война потребовала огромного напряжения сил, колоссальных затрат на военные нужды. Она дестабилизировала экономическую жизнь, породила товарный голод, дороговизну, спекуляцию, недостаток продовольствия. Повсеместно усиливалась социальная напряженность: росли рабочее движение в промышленных городах Европы и национально-освободительная борьба народов на Балканах (11, С. 210-211; 15, С. 4; 5, С. 314-316).
Важно раскрыть характер войны, ее мировой масштаб. Война явилась следствием обострения всех противоречий капитализма. Она была захватнической, несправедливой, поскольку воюющие государства вели ее за передел мира. По своим масштабам и последствиям первая мировая война не имела себе равных во всей истории человечества. Она длилась более четырех лет, охватив 38 государств с населением свыше 1,5 млрд. человек (2/3 населения планеты). Число мобилизованных составило 70 млн. человек. В годы войны погибло около 6 млн. человек, из них 1200000 человек потеряла Россия, общая стоимость уничтоженных материальных ценностей составила 58 млрд. рублей (11, С. 210; 12, С.56; 21, С. 383-384).
Излагая вторую часть вопроса, надо, прежде всего, назвать дату объявления Германией о «состоянии войны с Россией» (1 августа 1914 г.). Затем, не вдаваясь в подробности военных событий, кратко остановиться на основных боевых операциях России на Восточном фронте в 1914-1916 г.г. (18, С.414-440).
Рассматривая боевые действия России на различных фронтах следует обратить внимание на то, что ее армии нередко приходилось принимать на себя мощные удары противника, оказывая тем самым помощь союзникам. В то же время недостаточность вооружения и снабжения войск не только снижали их боеспособность, но и приводили к отступлениям и значительным потерям (18, С. 444; 1, С. 234-235; 13, С.153; 21, С.383).
В заключении вопроса надо подчеркнуть, что мировая война усиливала системный кризис, усугубляла экономическое положение и приближала революцию в России.
Характеризуя вторую часть вопроса, важно отметить, что отношение к войне в русском обществе было разное. Имелись как сторонники, так и ее противники. Затем показать цели, которые преследовало царское правительство, вступая в войну. Надо выяснить, почему самодержавие, зная о незавершенности перевооружения армии, все-таки выполняло свой союзнический долг. Именно оно, обманывая народ, пыталось доказать справедливый и даже отечественный характер войны. Следует подчеркнуть единство интересов и солидарность с правительством черносотенно-монархических и буржуазно-консервативных партий (3, С.84-87; 4, С. 80-83).
Необходимо обратить внимание на позицию либеральной буржуазии и ее основной политической партии — партии кадетов. Вначале следует сказать, что теоретики русского либерализма рассматривали мировую войну как следствие предельно обострившихся противоречий капитализма. В то же время они выступали не за ликвидацию частной собственности, а за более совершенные формы организации капиталистического хозяйства. Затем надо показать и объяснить, как и почему либералы изменили свои взгляды на войну с началом боевых действий. В связи с этим целесообразно раскрыть территориальные притязания кадетов, для чего использовать статью М.Н.Милюкова «Территориальные приобретения России» (16, С.328-329).
Следует также подчеркнуть, что проблему мировой войны либералы тесно увязывали с проблемами революции. Отметить при этом, что они явились приверженцами политики «внутреннего мира» и призывали поэтому к безоговорочной поддержке правительства. Затем остановиться на усилиях либеральной буржуазии по мобилизации сил для ведения войны (3, С.127-129; 16, С. 329-330). Важно показать отношение к войне мелкой буржуазии и ее партий. Отметить ее «оборонческие» настроения, непоследовательность и противоречивость поведения в условиях затягивания войны, объяснить причины этого. Следует остановиться на идейном и организационном кризисе, который переживали меньшевики и эсеры. Для этого раскрыть течения, образовавшиеся в этих партиях и рассмотреть их платформы (3, С.176-182, 244-250; 4, С.83-89).
В завершении вопроса надо раскрыть отношение к мировой войне рабочего класса России и партии большевиков. Следует показать состояние рабочего движения в стране, отметить подъем патриотизма в его рядах в начале войны, подчеркнуть верность большинства рабочих идеям интернационализма. Для этого необходимо изложить антивоенную программу большевиков, их тактику и изучить основные положения и лозунги, выдвинутые в Манифесте ЦК РСДРП «Война и российская социал-демократия». Далее нужно рассмотреть деятельность большевистской фракции в IV Государственной Думе по разоблачению грабительского характера мировой войны (4, С.89-104; 6, С.15-23, 331-335).
Подводя итог вопросу, можно отметить, что отношение к мировой войне в России было различное. Основные политические партии выражали интересы определенных классовых сил. Самыми последовательными противниками войны явились большевики, выступавшие защитниками интересов трудового народа.
Вопрос второй. Начиная вопрос, следует, прежде всего, отметить значимость Февральской Революции 1917 года для России и подчеркнуть, что ее история длительное время искажалась. Затем раскрыть причины революции, указав, что она явилась результатом глубокого социально-экономического, политического и нравственного кризиса, породившего недовольство и противостояние в обществе (21, С. 385-386).
Важно рассмотреть характер, задачи революции и показать расстановку противоборствующих сил. Излагая задачи, отметить, что они имели демократический характер, и что Февральская революция была буржуазно-демократической. Надо показать оппозицию, выступавшей инициатором борьбы с царским правительством, раскрыть ее деятельность. Следует обратиться к новым оценкам степени «подготовленности» революции. Подчеркнуть, что революция разразилась стихийно и внезапно и что ни одна политическая партия не проявила себя ее организатором и руководителем (4, С. 129-134, 138-151; 17,С. 55;20, С. 312-313).
Подробнее можно остановиться на начале революции, ее событиях в Петрограде, ставших поводом для революционного взрыва. Показать участие в них революционно настроенных рабочих и солдат городского гарнизона, приведшее к падению царской монархии. Затем остановиться на создании Временного комитета Государственной Думы и его попытках приостановить развитие революции. Далее рассказать о создании и составе Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов, о формировании Временного правительства и его первых мерах. Завершить вопрос следует выяснением классовой сущности двоевластия, сложившегося в стране (20, С.313-323; 10, С.145-148; 9, С.113-118; 21, С.390-393). В этом же вопросе рекомендуется рассмотреть февральские события 1917 года на Алтае (14, С. 215-224).
В заключении следует подвести итог и отметить, что с победой Февральской революции 1917 года завершился период многолетней и упорной борьбы народов России против самодержавия. Перед страной открылись перспективы развития на демократических началах.
- 1. Что изучает «отечественная история»
- 2. Как изучать «отечественную историю»
- Тема I.. Основы теории и методологии исторической науки
- Литература
- Тема II. Древняя Русь и социально-политические изменения в русских землях
- XIII-XV вв.
- Литература
- Тема III. Образование и развитие Московского (Российского) централизованного государства XV-XVII вв.
- Литература
- Тема IV. Российская империя в XVIII веке
- Литература
- Тема V. Становление индустриального общества в России в XIX век: общее и особенное
- Литература
- Тема VI. Россия в начале XX века.
- Литература
- Тема VII. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса.
- Литература
- Литература
- Тема VIII. Формирование и сущность советского строя 1920-е
- Литература
- Тема IX. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия
- II половина 1920-х – 1941 гг.
- Литература
- Тема X. Ссср во II мировой и Великой Отечественной войнах
- Литература
- Тема XI. Ссср в послевоенный период 1946-1985 гг.
- Литература
- Литература
- Тема XII. Советский Союз в 1985-1991 гг.
- Тема XIII. Становление новой российской государственности (1992 г.- начало XXI в.)
- Главное в содержании дисциплины
- 2. Основные этапы формирования древнерусской государственности. Особенности социально-политического строя Древнерусского государства.
- 3. Принятие христианства на Руси и его исторические последствия.
- 4. Предпосылки и исторические последствия политической раздробленности Киевской Руси в хп-хш в., Основные политические центры и пути их развития.
- 5. Борьба русских земель и княжеств с завоевателями в хiii в. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.
- 6. Объединение русских земель вокруг Москвы. Специфика формирования единого русского государства в хгу-ху вв.
- 7. Роль русской православной церкви в становлении и укреплении русского государства /XIV-XVII вв.
- 8. Россия в хvi столетии. Формирование сословно-представительной монархии. Иван Грозный. Реформы 50-60.Гг. XVI в. Опричнина.
- 9. "Смутное время "/начало хvii в./: причины, ход, результаты.
- 10. Социально-экономическое и политическое развитие страны в хvii в. Соборное уложение 1649г.
- 11. Основные тенденции развития культуры допетровской Руси iх-хyп вв.
- 12. Особенности российского абсолютизма в 1-ой пол. XVIII в. Преобразования Петра I.
- 13. Дворцовые перевороты 18 в., расширение привилегий дворянства.
- 14. Просвещённый абсолютизм в России. Деятельность Уложенной комиссии. "Наказ" Екатерины 2 Реформы Екатерины 2.
- 15. Российская империя в системе европейских отношений в хviiIв (внешняя политика России в хviiIв)
- 16. Культура России второй половины хiii в., её вклад в мировую культуру.
- 17. Западная Европа и России в начале XIX в . Внешняя политика России. Отечественная война 1812 г.
- 18. Внутренняя политика России в начале XIX в. План государственных преобразований м.М. Сперанского.
- 19. Движение декабристов. Конституционные проекты первой половины хШв.
- 20. Власть и общество во второй четверти xiХв. Внутренняя и внешняя политика Николая 1.
- 21. Культура России 2-ой половины xiХв.
- 22. Общественно-политические движения середины х1Хв.: состав и основные идейные направления.
- 23. Реформы 60-70-х годов х1Хв. Крестьянская реформа.
- 24. Подъем общественного движения в пореформенной России. Народничество и другие политические течения.
- 25. Правление Александра III и политика “консервативного обновления ” общества.
- 26. Социально- экономическое и политическое развитие России в конце хix в.
- 27. Культура России второй половины хix в., её вклад в мировую культуру.
- 28. Политические партии России в начале XX в. (классификация, программы).
- 29. Эволюция российской государственности на этапе революции 1905-1907гг.
- 30. Реформы п.А.Столыпина.
- 31. “Серебряный век” русской культуры.
- 32. Россия в первой мировой войне. Кризис административно-бюрократической системы самодержавия. Нарастание общенационального кризиса.
- 33. Февраль 1917г. Крах российской монархии. Двоевластие.
- 34. Внутренняя и внешняя политика Временного правительства.
- 35. Развитие революционных событий в России весной, летом и осенью 1917 г.
- 36. Общенациональный системный кризис осенью 1917г. Октябрь1917г. Приход к власти большевиков. Первые декреты Советского правительства.
- II съезд Советов
- 37. Формирование советской государственности.
- 38. Гражданская война и иностранная интервенция. Итоги и уроки гражданской войны. Российская эмиграция.
- 39. Политическая система в начале 20-х гг. И нэп.
- 40. Образование ссср.
- 41. Советская Россия в системе международных отношений (20-40 -е гг).
- 42. Ссср в годы Великой Отечественной войны (основные этапы войны).
- 43. Основные итоги и уроки второй мировой войны.
- 44. Ссср в послевоенное годы ( внутренняя и внешняя политика). Холодная война.
- 45. Основные тенденции развития советского общества в 60-80-е гг.
- 46. Распад ссср и становление новой российской государственности в 90 -е гг. Перестройка.
- 47. Предмет, методы, методология и источники исторического познания.
- 48. Историография отечественной истории: прошлое и настоящее.
- 5.Что готовить к зачету/экзамену по «отечественной истории»
- Проверьте себя (тест)
- 369. Задание {{ 320 }} тз 320 Тема 5-0-0
- 407. Задание {{ 358 }} тз 358 Тема 6-0-0
- 408. Задание {{ 359 }} тз 359 Тема 6-0-0
- 409. Задание {{ 360 }} тз 360 Тема 6-0-0
- 410. Задание {{ 361 }} тз 361 Тема 6-0-0
- 411. Задание {{ 362 }} тз 362 Тема 6-0-0
- 432. Задание {{ 383 }} тз 383 Тема 6-0-0
- 487. Задание {{ 438 }} тз 438 Тема 6-0-0
- 8. Литература и источники по всем разделам и темам, имеющиеяся в фондах библиотеки Барнаульского филиала ноу московской академии предпринимательства при Правительстве г. Москвы