Тема VIII. Формирование и сущность советского строя 1920-е
ВОПРОСЫ:
Новая экономическая политика (НЭП): причины, противоречия, кризисы. Формирование однопартийного политического режима.
Образование СССР. Конституция СССР 1924 г. Советская модель национально-государственного устройства.
Советская внешняя политика в 20-е годы XX.
Вопрос первый. Прежде всего, уясните, что ситуация, сложившаяся после окончания гражданской войны и интервенции, характеризовалась как экономический и социально-политический кризис. Ленин говорил, что Россия походила на состояние до полусмерти избитого человека, которого 7 лет колотили, и, дай Бог, ему с костылями двигаться. На фактическом материале покажите положение в промышленности, транспорте, сельском хозяйстве. Самым страшным последствием был голод 1921-1922 гг. вследствие засухи важнейших сельскохозяйственных районов страны. Какие меры помощи оказало государство голодающим?
В стране налицо был политический кризис, суть которого заключалась в недовольстве политикой «военного коммунизма». Вспомните, что представляла собой эта политика. Почему она перестала соответствовать новым условиям? На примере требований участников крестьянской армии Антонова в Тамбовско-Воронежском районе Ишимского уезда Западной Сибири покажите экономические, политические требования рабочих и крестьян. Были ли они неожиданными для руководства страны?
Наибольшую опасность для большевистского руководства представлял Кронштадский мятеж. Почему? Какие они выдвинули требования (17,18, С.444-448)? Почему Ленин оценил восстание кронштадцев как куда более опасное, чем Деникин, Юденич, Колчак, сложенные вместе?
Серьезный кризис переживала и правящая Коммунистическая партия. В ней появились пять группировок, предлагавшие свои пути выхода из кризиса и реализации социалистического идеала. Необходимо их раскрыть. Решающая схватка соперничающих групп произошла во время «дискуссии о профсоюзах», итоги которой были подведены на X съезде РКП(б). Расскажите об этом.
Подумайте, наличие разных позиций, мнений, взглядов в партии усиливает или ослабляет ее?
В заключение подчеркните, что экономический, политический кризис заставлял руководство страны искать выход из него. Поэтому переход от «военного коммунизма» к новой экономической политике был необходим. В подготовке ответа вам поможет учебная литература (2, С.376-377; 3, С.366-371; 14, С.313-318; 15,С. 260-264).
Сначала надо сказать, что X съезд РКП(б) в марте 1921 г. принял принципиальное решение о смене курса внутренней политики. Новый курс состоял в смене «военно-коммунистических» методов командования народным хозяйством и обществом экономическими рычагами руководства. Он был назван Лениным новой экономической политикой (НЭП). На основе доклада Ленина на съезде уясните теоретическое обоснование перехода к НЭПу, ее политическую, социальную, экономическую цель (5, С. 57-84). Первым шагом НЭПа явилась замена продразверстки продналогом. Какими мотивами (экономическими или политическими) руководствовался Ленин, настаивая на этой замене. Назовите главные отличия налога от разверстки (4, С.451-452).
НЭП не ограничивался только заменой продразверстки налогом. НЭП - целый комплекс мер переходного периода: свобода торговли, сдача земли в аренду, применение наемного труда, развитие кооперации. Расскажите подробнее об этом. А что означал НЭП в городе? Что такое концессии? Какая вводилась система управления промышленностью? Какие изменения произошли с введением НЭПа в финансовой, социальной областях?
Подумайте, почему Ленин назвал НЭП временным отступлением? В чем состояла особенность этого отступления? В интересах каких классов был введен НЭП? В чем проявилась двойственная природа НЭПа?
Осуществление НЭПа в первые годы шло с трудностями. Какими? Но уже в 1922-1924 гг. в стране налицо были успехи в государственной промышленности, торговле, сельском хозяйстве. На фактическом материале подтвердите это. Но НЭП не избавил страну от проблем. Возникли кризисы 1923, 1925, 1927, 1928 гг. Обозначьте их причины.
В заключение скажите, что главное противоречие НЭПа между авторитарной политической и плюралистической экономической системами привели к свертыванию НЭПа, утверждению жесткой административно-командной системы, «военно-коммунистической» по своему содержанию. Используйте для подготовки ответов литературу (2, С.377-383; 3, С.371-380; 14, С.264-270).
Вопрос второй. Вначале необходимо вспомнить, каким было положение народов России в начале XX в. Какие пути решения национального вопроса предлагались различными общественно-политическими силами России до октября 1917 г.? Что сделано советским правительством по решению национального вопроса сразу после победы Октября?
В декабре 1922 г. был образован СССР. К этому времени существовали четыре советские республики. Назовите их. Для объединения народов этих республик в единое государство существовали объективные предпосылки, имеющие исторические, экономические и культурные корни. Расскажите об этом (14, с.271-273). В период гражданской войны взаимоотношения независимых республик оформлялись путем специальных договоров, соглашений в областях военной, хозяйственной, дипломатической. Что вы знаете об этом?
Задачи восстановления и развития, укрепления политического строя, обороноспособности требовали совершенствования существовавших договорно-федеративных связей. Для решения этого вопроса была создана специальная комиссия. Когда? В процессе подготовки обнаружились два подхода, проект устройства государства: автономизации и федеративный. Назовите авторов,
раскройте принципиальную разницу между ними (2, С. 385; 13, С. 356-362; 14, С. 334-339; 15,С. 272).
Далее остановитесь на работе I Всесоюзного съезда Советов, проанализируйте принятые им документы (Декларацию и Договор об образовании СССР). Какие принципы объединения провозглашала Декларация? Какую систему союзных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения с республиками определял Договор (1, С.451-452; 17, С. 450-451)?
В январе 1924 г. II съезд Советов принял Конституцию, законодательно закрепившую образование СССР. Какая форма государственного устройства была провозглашена? Какой орган был законодательным? Кому принадлежала исполнительная власть? Их функции, полномочия. Расскажите об избирательной системе. Являлась ли она демократичной? Почему именно такая система была закреплена в первой Конституции СССР?
В заключение дайте оценку образованию СССР. Каковы последствия этого исторического события? Какие идеи, заложенные в фундамент образования СССР, не выдержали испытания временем и почему?
Вопрос третий. Вначале уясните, что окончание I мировой и гражданской войн, иностранной интервенции создали новые условия в международных отношениях. Важнейшим фактором стало существование советского государства как новой общественно-политической системы. Внешняя политика нашего государства руководствовалась принципами пролетарского интернационализма и принципом мирного сосуществования, сформулированными Лениным. Поясните это. Политика Запада по отношению к нам была тоже противоречивой. Скажите об этом. В 1920-1921 гг. был положен конец дипломатической изоляции России, заключением договоров с прибалтийскими республиками, Польшей, Финляндией, Ираном, Афганистаном, Турцией, Монголией. Как вы думаете, почему Советскую Россию признали, прежде всего, граничащие с ней государства? Почему крупные капиталистические страны воздерживались от установления дипломатических отношений? Почему нормализация отношений началась с заключения торговых договоров с Англией, Германией, Италией?
Большим успехом советской дипломатии стало приглашение советской России на международную конференцию по экономическим и финансовым вопросам в Генуе. Какие претензии выдвинули страны бывшей Антанты к России? Содержание контрпретензий с нашей стороны. Чем закончился этот спор? В ходе Генуэзской конференции был подписан между Россией и Германией Рапальский договор на условиях взаимного отказа от всех претензий друг другу. Для ответа требуется вспомнить, в каком положении оказалась Германия после подписания Версальского договора в 1919 г. Какие цели преследовали обе стороны, подписывая его? В чем заключается его значение и значение в целом Генуэзской конференции?
В 1923 г. осложнилась международная обстановка, связанная с так называемым «ультиматумом Керзона». Расскажите об этом. Почему 1924 г. вошел в историю советской внешней политики как год признания?
Заключая вопрос, отметьте двойственность, противоречивость внешнеполитической линии СССР. В чем это проявилось? Дайте оценку внешней политики и международного положения СССР в 20-е годы. Для ответа используйте учебную литературу.
В заключение отметьте, в какой степени концепция Ленина была воплощена в жизнь. Какое значение (теоретическое, практическое) имели последние ленинские работы на начальном этапе строительства социализма? Сохранили ли актуальность ленинские заветы в настоящее время?
- 1. Что изучает «отечественная история»
- 2. Как изучать «отечественную историю»
- Тема I.. Основы теории и методологии исторической науки
- Литература
- Тема II. Древняя Русь и социально-политические изменения в русских землях
- XIII-XV вв.
- Литература
- Тема III. Образование и развитие Московского (Российского) централизованного государства XV-XVII вв.
- Литература
- Тема IV. Российская империя в XVIII веке
- Литература
- Тема V. Становление индустриального общества в России в XIX век: общее и особенное
- Литература
- Тема VI. Россия в начале XX века.
- Литература
- Тема VII. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса.
- Литература
- Литература
- Тема VIII. Формирование и сущность советского строя 1920-е
- Литература
- Тема IX. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия
- II половина 1920-х – 1941 гг.
- Литература
- Тема X. Ссср во II мировой и Великой Отечественной войнах
- Литература
- Тема XI. Ссср в послевоенный период 1946-1985 гг.
- Литература
- Литература
- Тема XII. Советский Союз в 1985-1991 гг.
- Тема XIII. Становление новой российской государственности (1992 г.- начало XXI в.)
- Главное в содержании дисциплины
- 2. Основные этапы формирования древнерусской государственности. Особенности социально-политического строя Древнерусского государства.
- 3. Принятие христианства на Руси и его исторические последствия.
- 4. Предпосылки и исторические последствия политической раздробленности Киевской Руси в хп-хш в., Основные политические центры и пути их развития.
- 5. Борьба русских земель и княжеств с завоевателями в хiii в. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.
- 6. Объединение русских земель вокруг Москвы. Специфика формирования единого русского государства в хгу-ху вв.
- 7. Роль русской православной церкви в становлении и укреплении русского государства /XIV-XVII вв.
- 8. Россия в хvi столетии. Формирование сословно-представительной монархии. Иван Грозный. Реформы 50-60.Гг. XVI в. Опричнина.
- 9. "Смутное время "/начало хvii в./: причины, ход, результаты.
- 10. Социально-экономическое и политическое развитие страны в хvii в. Соборное уложение 1649г.
- 11. Основные тенденции развития культуры допетровской Руси iх-хyп вв.
- 12. Особенности российского абсолютизма в 1-ой пол. XVIII в. Преобразования Петра I.
- 13. Дворцовые перевороты 18 в., расширение привилегий дворянства.
- 14. Просвещённый абсолютизм в России. Деятельность Уложенной комиссии. "Наказ" Екатерины 2 Реформы Екатерины 2.
- 15. Российская империя в системе европейских отношений в хviiIв (внешняя политика России в хviiIв)
- 16. Культура России второй половины хiii в., её вклад в мировую культуру.
- 17. Западная Европа и России в начале XIX в . Внешняя политика России. Отечественная война 1812 г.
- 18. Внутренняя политика России в начале XIX в. План государственных преобразований м.М. Сперанского.
- 19. Движение декабристов. Конституционные проекты первой половины хШв.
- 20. Власть и общество во второй четверти xiХв. Внутренняя и внешняя политика Николая 1.
- 21. Культура России 2-ой половины xiХв.
- 22. Общественно-политические движения середины х1Хв.: состав и основные идейные направления.
- 23. Реформы 60-70-х годов х1Хв. Крестьянская реформа.
- 24. Подъем общественного движения в пореформенной России. Народничество и другие политические течения.
- 25. Правление Александра III и политика “консервативного обновления ” общества.
- 26. Социально- экономическое и политическое развитие России в конце хix в.
- 27. Культура России второй половины хix в., её вклад в мировую культуру.
- 28. Политические партии России в начале XX в. (классификация, программы).
- 29. Эволюция российской государственности на этапе революции 1905-1907гг.
- 30. Реформы п.А.Столыпина.
- 31. “Серебряный век” русской культуры.
- 32. Россия в первой мировой войне. Кризис административно-бюрократической системы самодержавия. Нарастание общенационального кризиса.
- 33. Февраль 1917г. Крах российской монархии. Двоевластие.
- 34. Внутренняя и внешняя политика Временного правительства.
- 35. Развитие революционных событий в России весной, летом и осенью 1917 г.
- 36. Общенациональный системный кризис осенью 1917г. Октябрь1917г. Приход к власти большевиков. Первые декреты Советского правительства.
- II съезд Советов
- 37. Формирование советской государственности.
- 38. Гражданская война и иностранная интервенция. Итоги и уроки гражданской войны. Российская эмиграция.
- 39. Политическая система в начале 20-х гг. И нэп.
- 40. Образование ссср.
- 41. Советская Россия в системе международных отношений (20-40 -е гг).
- 42. Ссср в годы Великой Отечественной войны (основные этапы войны).
- 43. Основные итоги и уроки второй мировой войны.
- 44. Ссср в послевоенное годы ( внутренняя и внешняя политика). Холодная война.
- 45. Основные тенденции развития советского общества в 60-80-е гг.
- 46. Распад ссср и становление новой российской государственности в 90 -е гг. Перестройка.
- 47. Предмет, методы, методология и источники исторического познания.
- 48. Историография отечественной истории: прошлое и настоящее.
- 5.Что готовить к зачету/экзамену по «отечественной истории»
- Проверьте себя (тест)
- 369. Задание {{ 320 }} тз 320 Тема 5-0-0
- 407. Задание {{ 358 }} тз 358 Тема 6-0-0
- 408. Задание {{ 359 }} тз 359 Тема 6-0-0
- 409. Задание {{ 360 }} тз 360 Тема 6-0-0
- 410. Задание {{ 361 }} тз 361 Тема 6-0-0
- 411. Задание {{ 362 }} тз 362 Тема 6-0-0
- 432. Задание {{ 383 }} тз 383 Тема 6-0-0
- 487. Задание {{ 438 }} тз 438 Тема 6-0-0
- 8. Литература и источники по всем разделам и темам, имеющиеяся в фондах библиотеки Барнаульского филиала ноу московской академии предпринимательства при Правительстве г. Москвы