logo
Методические материалы по истории / Кейс пакет отечественная история

II половина 1920-х – 1941 гг.

ВОПРОСЫ:

  1. Индустриализация страны. Объективная необходимость и предпосылки. I, II и III пятилетки. Итоги индустриализации. Достижения и издержки

  2. Коллективизация сельского хозяйства. Введение чрез­вычайных мер. Политика сплошной коллективизации и ликвидации кулаче­ства как класса. Итоги коллективизации.

  3. Общественно-политическая жизнь страны. Формирование режима личной власти И.В. Сталина. Репрессии 30-х годов. Сопротивление сталинизму.

Вопрос первый. Опираясь на предыдущий материал, следует выяснить, по­чему индустриализация в середине 20-х годов XX в. встала как практическая зада­ча. В чем заключалась ее объективная необходимость? Изучите резолюцию XIV съезда ВКП(б), где курс на индустриализацию закреплен в качестве главной линии. Особенно обратите внимание на установки, которыми надо было руководствоваться в осуществлении индустриализации (1, С.456-458). На материалах апрельского (1926 г.) пленума ЦК ВКП (б) назовите источники накоплений для индустриализации. При выборе концепции индустриализа­ции возникли разногласия, две альтернативы развития: «бухаринская» и «сталинская». Сравните их.

Поразмышляйте, для чего необходимо планирование в экономике. В чем плюсы и минусы рыночной экономики и планового хозяйства. Первый пятилетний план был рассмотрен и одобрен XVI конференции ВКП (б) в апреле 1929 г., а в мае утвержден V съездом Советов СССР. Надо знать ос­новные задания плана. Почему создавалось два варианта пятилетнего плана развития? Далее необходимо разобраться в сложных вопросах дальнейшего хода ин­дустриализации. Почему план по инициативе Сталина и его окружения был пересмотрен в сторону увеличения? Итоги пятилетки были подведены на ян­варском 1933 г. пленуме ЦК ВКП (б). Расскажите об этом (3, С. 462-463). В чем состояли достижения и издержки промышленного скачка? Был ли он вы­полнен?

Далее необходимо раскрыть основные задачи второй пятилетки (1933-1937гг.) в области промышленности, ее особенность. Как шло ее выполне­ние, каковы результаты?

Какие задачи были определены в третьей пятилетке (1938-1942 гг.)? По­чему особое внимание было уделено военной индустрии, ускоренному разви­тию промышленности в восточных районах страны?

В заключение расскажите об итогах индустриализации. Большие измене­ния в промышленности произошли в результате огромного энтузиазма, ге­роического труда советского народа. Подтвердите это фактическим материа­лом. Подумайте, чем объяснялся феномен трудового героизма советского на­рода в годы пятилеток (5, С. 387-390; 10, С. 324-329; 11, С. 289-297). Подумайте, почему в современной России нет стахановского и социалистического соревнования?

Вопрос второй. Составной частью социально-экономического развития страны в конце 20-х – 30-х годов XX в. стала коллективизация. Для ответа на вопрос осветите сначала состояние сельского хозяйства в середине 20-х годов XX в., ее объективную необходимость. XV съезд ВКП (б) (1927 г.) определил курс на коллективизацию, исходя из основных идей ленинского кооперативного плана, изложенного в работе «О кооперации», изученной ранее. Вспомните, в чем он состоял. В 1927-28 гг. возникли трудности в хлебозаготовках. Чем они были вызваны? Какие решения были приняты руководством страны в январе 1928 г. по выходу из этого кризиса? Охарактеризуйте чрезвычайные меры. Как крестьяне отреагировали на их введение? Летом 1929 г. был про­ возглашен лозунг «Сплошная коллективизация!» Что это означало? Почему 1929 год объявлялся «годом великого перелома»? Затем изучите постановление от 5 января 1930 г. (13, С.72-75). Почему на местах стали ускорять созда­ние колхозов?

Форсирование коллективизации привело к перегибам в колхозном движе­нии. В чем они проявились? Расскажите, как проходило их преодоление. Какую роль в этом сыграло постановление от 14 марта 1930 г. (13, С. 101-104).

В ходе сплошной коллективизации был совершен переход от политики ог­раничения кулачества до ликвидации его как класса. Какими были формы и методы борьбы с «кулаком» (4, С.463-464).

В 1932-33 гг. был страшный голод в стране, Поволжье, Казахстане, Север­ном Кавказе, Украине. Каковы причины голода и его последствия?

В заключение приведите итоги коллективизации. Какова цена и оценка коллективизации в исторической литературе (6, С. 391-394; 11, С .297-304; 12, С. 204-218).

Вопрос третий. Итогом политического развития страны в конце 20-х — 30 годы стало формирование тоталитарного государства. Дайте определение термина «тоталитаризм». Затем осветите причины его формирования. В чис­ле основных историки называют монополию РКП (б) – ВКП (б) на власть, ухудшение качественного состава партии при ее количественном росте, уничтожение старой большевистской гвардии, острую борьбу за власть, ос­лабление коллективности руководства, ослабление коллективности руково­дства. Осветите их. Способствовали ли становлению этого режима личные качества Сталина, международный фактор, теоретическое обоснование руко­водством страны курса на форсированный переход к социализму и др. Рас­кройте подробнее эти предпосылки (10, С. 331-334).

По мнению большинства в стране сложилась политическая система, со­стоящая из трех блоков: руководство, аппарат, исполнители. Как вы это по­нимаете? Назовите основные проявления тоталитарной системы в экономи­ческой, политической, духовной сферах, национальных отношениях (1, С.228—303; 7, С. 469; 6, С. 397-402).

Теоретической основой этого режима явилась идеология сталинизма. На­зовите отличительные черты этой идеологии (10, С. 329-334). Конец 20-х - 30 годы — это период массовых репрессий. Подтвердите это фактическим мате­риалом (9, С. 468-469). Каковы «итоги» репрессий?

Установление сталинской системы и ее встречали сопротивление в раз­личных слоях общества. Назовите причины , формы и методы сопротивления сталинизму (8, С. 466-468; 11, С.304-308).

Вопрос четвертый. Вначале отметьте, что экономические преобразования конца 20-30-х годов вызвали изменения в социальном развитии страны. Как изменился социальный состав населения? Увеличилась ли численность рабо­чего класса? Изменилась ли структура сельского населения? Какие социаль­ные группы в селе исчезли? Главным мерилом благосостояния трудящихся является заработная плата и отчисления из общественных фондов. Что было сделано в этой области? Была ли решена проблема жилья? Раскройте изме­нения в области школьного, среднего специального и высшего образования (12, С.218-234).

Коренные изменения, произошедшие в стране, победу социализма закре­пила Конституция 1936 года. Охарактеризуйте экономическую, политиче­скую и социальную основы страны.

В главе II определялось государственное устройство СССР. Поясните как. Конституция определила новую структуру высших органов власти. Назовите их. Кому принадлежала законодательная и исполнительная власть? Какая роль в жизни общества отводилась коммунистической партии? Гражданам по Конституции предоставлялся широкий круг прав и свобод. Назовите их. По­думайте, соблюдались ли на практике эти права и могут ли вообще соблю­даться права человека в условиях господства государственной собственно­сти, однопартийной системы. Конституция вводила новую избирательную систему. Расскажите о ней.

В заключение дайте оценку Конституции 1936 г.