II половина 1920-х – 1941 гг.
ВОПРОСЫ:
Индустриализация страны. Объективная необходимость и предпосылки. I, II и III пятилетки. Итоги индустриализации. Достижения и издержки
Коллективизация сельского хозяйства. Введение чрезвычайных мер. Политика сплошной коллективизации и ликвидации кулачества как класса. Итоги коллективизации.
Общественно-политическая жизнь страны. Формирование режима личной власти И.В. Сталина. Репрессии 30-х годов. Сопротивление сталинизму.
Вопрос первый. Опираясь на предыдущий материал, следует выяснить, почему индустриализация в середине 20-х годов XX в. встала как практическая задача. В чем заключалась ее объективная необходимость? Изучите резолюцию XIV съезда ВКП(б), где курс на индустриализацию закреплен в качестве главной линии. Особенно обратите внимание на установки, которыми надо было руководствоваться в осуществлении индустриализации (1, С.456-458). На материалах апрельского (1926 г.) пленума ЦК ВКП (б) назовите источники накоплений для индустриализации. При выборе концепции индустриализации возникли разногласия, две альтернативы развития: «бухаринская» и «сталинская». Сравните их.
Поразмышляйте, для чего необходимо планирование в экономике. В чем плюсы и минусы рыночной экономики и планового хозяйства. Первый пятилетний план был рассмотрен и одобрен XVI конференции ВКП (б) в апреле 1929 г., а в мае утвержден V съездом Советов СССР. Надо знать основные задания плана. Почему создавалось два варианта пятилетнего плана развития? Далее необходимо разобраться в сложных вопросах дальнейшего хода индустриализации. Почему план по инициативе Сталина и его окружения был пересмотрен в сторону увеличения? Итоги пятилетки были подведены на январском 1933 г. пленуме ЦК ВКП (б). Расскажите об этом (3, С. 462-463). В чем состояли достижения и издержки промышленного скачка? Был ли он выполнен?
Далее необходимо раскрыть основные задачи второй пятилетки (1933-1937гг.) в области промышленности, ее особенность. Как шло ее выполнение, каковы результаты?
Какие задачи были определены в третьей пятилетке (1938-1942 гг.)? Почему особое внимание было уделено военной индустрии, ускоренному развитию промышленности в восточных районах страны?
В заключение расскажите об итогах индустриализации. Большие изменения в промышленности произошли в результате огромного энтузиазма, героического труда советского народа. Подтвердите это фактическим материалом. Подумайте, чем объяснялся феномен трудового героизма советского народа в годы пятилеток (5, С. 387-390; 10, С. 324-329; 11, С. 289-297). Подумайте, почему в современной России нет стахановского и социалистического соревнования?
Вопрос второй. Составной частью социально-экономического развития страны в конце 20-х – 30-х годов XX в. стала коллективизация. Для ответа на вопрос осветите сначала состояние сельского хозяйства в середине 20-х годов XX в., ее объективную необходимость. XV съезд ВКП (б) (1927 г.) определил курс на коллективизацию, исходя из основных идей ленинского кооперативного плана, изложенного в работе «О кооперации», изученной ранее. Вспомните, в чем он состоял. В 1927-28 гг. возникли трудности в хлебозаготовках. Чем они были вызваны? Какие решения были приняты руководством страны в январе 1928 г. по выходу из этого кризиса? Охарактеризуйте чрезвычайные меры. Как крестьяне отреагировали на их введение? Летом 1929 г. был про возглашен лозунг «Сплошная коллективизация!» Что это означало? Почему 1929 год объявлялся «годом великого перелома»? Затем изучите постановление от 5 января 1930 г. (13, С.72-75). Почему на местах стали ускорять создание колхозов?
Форсирование коллективизации привело к перегибам в колхозном движении. В чем они проявились? Расскажите, как проходило их преодоление. Какую роль в этом сыграло постановление от 14 марта 1930 г. (13, С. 101-104).
В ходе сплошной коллективизации был совершен переход от политики ограничения кулачества до ликвидации его как класса. Какими были формы и методы борьбы с «кулаком» (4, С.463-464).
В 1932-33 гг. был страшный голод в стране, Поволжье, Казахстане, Северном Кавказе, Украине. Каковы причины голода и его последствия?
В заключение приведите итоги коллективизации. Какова цена и оценка коллективизации в исторической литературе (6, С. 391-394; 11, С .297-304; 12, С. 204-218).
Вопрос третий. Итогом политического развития страны в конце 20-х — 30 годы стало формирование тоталитарного государства. Дайте определение термина «тоталитаризм». Затем осветите причины его формирования. В числе основных историки называют монополию РКП (б) – ВКП (б) на власть, ухудшение качественного состава партии при ее количественном росте, уничтожение старой большевистской гвардии, острую борьбу за власть, ослабление коллективности руководства, ослабление коллективности руководства. Осветите их. Способствовали ли становлению этого режима личные качества Сталина, международный фактор, теоретическое обоснование руководством страны курса на форсированный переход к социализму и др. Раскройте подробнее эти предпосылки (10, С. 331-334).
По мнению большинства в стране сложилась политическая система, состоящая из трех блоков: руководство, аппарат, исполнители. Как вы это понимаете? Назовите основные проявления тоталитарной системы в экономической, политической, духовной сферах, национальных отношениях (1, С.228—303; 7, С. 469; 6, С. 397-402).
Теоретической основой этого режима явилась идеология сталинизма. Назовите отличительные черты этой идеологии (10, С. 329-334). Конец 20-х - 30 годы — это период массовых репрессий. Подтвердите это фактическим материалом (9, С. 468-469). Каковы «итоги» репрессий?
Установление сталинской системы и ее встречали сопротивление в различных слоях общества. Назовите причины , формы и методы сопротивления сталинизму (8, С. 466-468; 11, С.304-308).
Вопрос четвертый. Вначале отметьте, что экономические преобразования конца 20-30-х годов вызвали изменения в социальном развитии страны. Как изменился социальный состав населения? Увеличилась ли численность рабочего класса? Изменилась ли структура сельского населения? Какие социальные группы в селе исчезли? Главным мерилом благосостояния трудящихся является заработная плата и отчисления из общественных фондов. Что было сделано в этой области? Была ли решена проблема жилья? Раскройте изменения в области школьного, среднего специального и высшего образования (12, С.218-234).
Коренные изменения, произошедшие в стране, победу социализма закрепила Конституция 1936 года. Охарактеризуйте экономическую, политическую и социальную основы страны.
В главе II определялось государственное устройство СССР. Поясните как. Конституция определила новую структуру высших органов власти. Назовите их. Кому принадлежала законодательная и исполнительная власть? Какая роль в жизни общества отводилась коммунистической партии? Гражданам по Конституции предоставлялся широкий круг прав и свобод. Назовите их. Подумайте, соблюдались ли на практике эти права и могут ли вообще соблюдаться права человека в условиях господства государственной собственности, однопартийной системы. Конституция вводила новую избирательную систему. Расскажите о ней.
В заключение дайте оценку Конституции 1936 г.
- 1. Что изучает «отечественная история»
- 2. Как изучать «отечественную историю»
- Тема I.. Основы теории и методологии исторической науки
- Литература
- Тема II. Древняя Русь и социально-политические изменения в русских землях
- XIII-XV вв.
- Литература
- Тема III. Образование и развитие Московского (Российского) централизованного государства XV-XVII вв.
- Литература
- Тема IV. Российская империя в XVIII веке
- Литература
- Тема V. Становление индустриального общества в России в XIX век: общее и особенное
- Литература
- Тема VI. Россия в начале XX века.
- Литература
- Тема VII. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса.
- Литература
- Литература
- Тема VIII. Формирование и сущность советского строя 1920-е
- Литература
- Тема IX. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия
- II половина 1920-х – 1941 гг.
- Литература
- Тема X. Ссср во II мировой и Великой Отечественной войнах
- Литература
- Тема XI. Ссср в послевоенный период 1946-1985 гг.
- Литература
- Литература
- Тема XII. Советский Союз в 1985-1991 гг.
- Тема XIII. Становление новой российской государственности (1992 г.- начало XXI в.)
- Главное в содержании дисциплины
- 2. Основные этапы формирования древнерусской государственности. Особенности социально-политического строя Древнерусского государства.
- 3. Принятие христианства на Руси и его исторические последствия.
- 4. Предпосылки и исторические последствия политической раздробленности Киевской Руси в хп-хш в., Основные политические центры и пути их развития.
- 5. Борьба русских земель и княжеств с завоевателями в хiii в. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.
- 6. Объединение русских земель вокруг Москвы. Специфика формирования единого русского государства в хгу-ху вв.
- 7. Роль русской православной церкви в становлении и укреплении русского государства /XIV-XVII вв.
- 8. Россия в хvi столетии. Формирование сословно-представительной монархии. Иван Грозный. Реформы 50-60.Гг. XVI в. Опричнина.
- 9. "Смутное время "/начало хvii в./: причины, ход, результаты.
- 10. Социально-экономическое и политическое развитие страны в хvii в. Соборное уложение 1649г.
- 11. Основные тенденции развития культуры допетровской Руси iх-хyп вв.
- 12. Особенности российского абсолютизма в 1-ой пол. XVIII в. Преобразования Петра I.
- 13. Дворцовые перевороты 18 в., расширение привилегий дворянства.
- 14. Просвещённый абсолютизм в России. Деятельность Уложенной комиссии. "Наказ" Екатерины 2 Реформы Екатерины 2.
- 15. Российская империя в системе европейских отношений в хviiIв (внешняя политика России в хviiIв)
- 16. Культура России второй половины хiii в., её вклад в мировую культуру.
- 17. Западная Европа и России в начале XIX в . Внешняя политика России. Отечественная война 1812 г.
- 18. Внутренняя политика России в начале XIX в. План государственных преобразований м.М. Сперанского.
- 19. Движение декабристов. Конституционные проекты первой половины хШв.
- 20. Власть и общество во второй четверти xiХв. Внутренняя и внешняя политика Николая 1.
- 21. Культура России 2-ой половины xiХв.
- 22. Общественно-политические движения середины х1Хв.: состав и основные идейные направления.
- 23. Реформы 60-70-х годов х1Хв. Крестьянская реформа.
- 24. Подъем общественного движения в пореформенной России. Народничество и другие политические течения.
- 25. Правление Александра III и политика “консервативного обновления ” общества.
- 26. Социально- экономическое и политическое развитие России в конце хix в.
- 27. Культура России второй половины хix в., её вклад в мировую культуру.
- 28. Политические партии России в начале XX в. (классификация, программы).
- 29. Эволюция российской государственности на этапе революции 1905-1907гг.
- 30. Реформы п.А.Столыпина.
- 31. “Серебряный век” русской культуры.
- 32. Россия в первой мировой войне. Кризис административно-бюрократической системы самодержавия. Нарастание общенационального кризиса.
- 33. Февраль 1917г. Крах российской монархии. Двоевластие.
- 34. Внутренняя и внешняя политика Временного правительства.
- 35. Развитие революционных событий в России весной, летом и осенью 1917 г.
- 36. Общенациональный системный кризис осенью 1917г. Октябрь1917г. Приход к власти большевиков. Первые декреты Советского правительства.
- II съезд Советов
- 37. Формирование советской государственности.
- 38. Гражданская война и иностранная интервенция. Итоги и уроки гражданской войны. Российская эмиграция.
- 39. Политическая система в начале 20-х гг. И нэп.
- 40. Образование ссср.
- 41. Советская Россия в системе международных отношений (20-40 -е гг).
- 42. Ссср в годы Великой Отечественной войны (основные этапы войны).
- 43. Основные итоги и уроки второй мировой войны.
- 44. Ссср в послевоенное годы ( внутренняя и внешняя политика). Холодная война.
- 45. Основные тенденции развития советского общества в 60-80-е гг.
- 46. Распад ссср и становление новой российской государственности в 90 -е гг. Перестройка.
- 47. Предмет, методы, методология и источники исторического познания.
- 48. Историография отечественной истории: прошлое и настоящее.
- 5.Что готовить к зачету/экзамену по «отечественной истории»
- Проверьте себя (тест)
- 369. Задание {{ 320 }} тз 320 Тема 5-0-0
- 407. Задание {{ 358 }} тз 358 Тема 6-0-0
- 408. Задание {{ 359 }} тз 359 Тема 6-0-0
- 409. Задание {{ 360 }} тз 360 Тема 6-0-0
- 410. Задание {{ 361 }} тз 361 Тема 6-0-0
- 411. Задание {{ 362 }} тз 362 Тема 6-0-0
- 432. Задание {{ 383 }} тз 383 Тема 6-0-0
- 487. Задание {{ 438 }} тз 438 Тема 6-0-0
- 8. Литература и источники по всем разделам и темам, имеющиеяся в фондах библиотеки Барнаульского филиала ноу московской академии предпринимательства при Правительстве г. Москвы