Тема X. Ссср во II мировой и Великой Отечественной войнах
ВОПРОСЫ:
Внешнеполитическая деятельность советского правительства накануне войны.
Военные действия 1941-1945 гг.
Международные отношения в годы Великой Отечественной войны
Тыл в годы Великой Отечественной войны
Вопрос первый. Объясните, чем были вызваны серьезные перемены в политической сфере ведущих капиталистических государств на рубеже 20-х - 30-х гг. XX в., какие глобальные мировые процессы этому способствовали. Где в мире образовались основные очаги международной напряженности. Раскрывая вопрос, надо, прежде всего, вспомнить, что вторая мировая война была развязана гитлеровским руководством фашистской Германии 1 сентября 1939 г. Нападение на Польшу стало первым этапом осуществления на практике фашистских планов мирового господства.
Изучая внешнеполитическую деятельность советского правительства в предвоенный период, обратите внимание на стремление руководства СССР создать систему коллективной безопасности против фашистской агрессии. Объясните, почему она не была создана (3, С.404-406; 4, С. 316-321). Почему советское правительство пошло на заключение «23 августа 1939 г. договора о ненападении с Германией, а 28 сентября 1939 г. договора о дружбе и границах? Дайте оценку этим документам и секретным приложениям к ним (10, С. 477-478).
Вспомните военные планы гитлеровской Германии, ее политические цели в отношении Советского Союза. Обратите внимание на то, что задача ликвидировать нашу страну как государство была поставлена фашистским руководством перед командованием вооруженных сил Германии почти за год до нападения на СССР, а детальный план «молниеносной войны» был одобрен нацистами за полгода до вторжения (10, С. 480). Какие цели преследовал Гитлер, планируя захватить территорию СССР по линии Архангельск-Волга-Астрахань.
Вопрос второй. Какой характер носила война со стороны Советского Союза, почему она была для нас Великой Отечественной войной?
Подумайте, как могло случиться, что за три недели немецко-фашистские войска захватили значительную часть территории СССР? Расскажите о соотношении военно-экономических потенциалов Германии и ее союзников с одной стороны, Советского Союза с другой. Покажите на фактическом материале качественное превосходство немецко-фашистских войск в основных видах вооружения и боевой техники. При этом стоит подчеркнуть, что Германия перевела свою экономику начала производство новейшей техники значительно раньше СССР и использовала огромные производственные мощности завоеванных ей европейских государств (3, С. 410-414; 4, С. 324-325; 5, С. 44-47; 9, С. 224-228).
Далее выясните, какие меры по превращению страны в единый боевой лагерь были осуществлены партией и правительством:
- по укреплению и наращиванию мощи Красной Армии (2, С. 221-223; 8, С. 230).
-по переводу экономики на военные рельсы, укреплению тыла, ускорен ному развитию промышленности в восточных районах СССР (6, С. 212; 10, С. 481-482, 488-489).
- по организации сопротивления в тылу врага и партизанского движения (7, С. 229-230).
Покажите на фактическом материале примеры героического сопротивления захватчикам, которое повсеместно оказывали бойцы и командиры нашей армии и флота.
Уясните причины поражения фашистских войск и значение победы Красной Армии в битве за Москву. Какую роль в этой битве сыграли Сибирские дивизии. Обратите внимание на большую морально-психологическую роль в нашей победе в московской битве, которую сыграл военный парад на Красной площади 7 ноября 1941 г. (4, С.339-340; 5, С.49-50).
Обратите внимание на соотношение военных сил СССР и Германии после московской битвы и краха гитлеровского плана «молниеносной войны». Объясните, почему в военной кампании 1942 г. фашистское командование главную ставку сделало на наступательные операции на южном участке фронта (9, С. 236).
Изучая вопрос о начале Сталинградской битвы, поразмышляйте о значении приказа от 28 июля 1942 г. № 227. Вспомните, войска каких союзных с Германией стран принимали активное участие в наступлении на Сталинград? Объясните, какие факторы позволили советским войскам одержать победу в Сталинградской битве. Какое военно-политическое значение имела победа нашей армии под Сталинградом (4, С. 340-341; 9, С. 236-239)?
Далее сравните военные планы фашистской Германии на 1943 год с ее целями в 1941 и 1942 годах. Докажите на фактическом материале, что после поражения под Москвой и Сталинградом немецко-фашистские войска могли наступать только на одном конкретном участке фронта. Объясните, почему гитлеровское командование планировало нанести главный удар в районе Курского выступа. Какой военный план был разработан советским командованием? Почему Курскую битву считают крупнейшим танковым сражением второй мировой войны (4, С.342-343; 9, С. 239-242)?
Объясните, почему победы советских войск под Сталинградом и Курском означали коренной перелом не только в ходе Великой Отечественной, но и во всей второй мировой войны? Дайте характеристику наступательным действиям советских войск весной-летом 1944 г. по освобождению всей территории СССР от фашистских захватчиков. Расскажите об
открытие союзниками второго фронта в Европе;
освобождение стран Европы от фашистского ига.
В связи с попытками современных политиков стран Восточной Европы исказить роль СССР в освобождении европейских народов от фашизма, следует на фактическом материале показать освободительный характер миссии советских войск, что проявлялось, в частности, в учете национальной специфики каждого государства и тесном взаимодействии с местными борцами с гитлеризмом.
Вопрос третий. На основе идей борьбы с фашизмом и сохранении суверенитета в первые месяцы Великой Отечественной войны начала формироваться антигитлеровская коалиция, в составе СССР, Великобритании и позднее США. Почему западные страны пошли на сближение с идеологическим противником – Советским Союзом. Что такое «ленд-лиз». Каковы были масштабы помощи СССР со стороны союзников. Какие решения принимались на конференциях великих держав в Москве (октябрь 1943 г.), Тегеране (ноябрь - декабрь 1943 г.), Ялте (феврале 1945 г.), Потсдаме (17 июля – 2 августа 1945г.) (9, С. 253-254; 10, С. 495-497).
Выясните причины кризиса фашистского блока, начавшегося во время коренного перелома. Разберитесь, почему США и Великобритания до лета 1944 г. откладывали открытие второго фронта в Европе?
Рассмотрите сотрудничество государств антигитлеровской коалиции по окончательному разгрому Германии и выработке совместной политики по отношению к Германии, Японии и освобожденной Европе (5, С. 56-59).
Объясните, почему соотношение ид, Советского Союза и Германии в начале 1945 г. говорило о скором и неизбежном крахе гитлеровского режима (4, С. 344-349). Выясните, почему СССР начал войну против милитаристской Японии и в короткий срок разгромил ее (4, С. 349-351; 5, С. 59; 9, С. 246-247).
Докажите на фактическом материале, что наша страна сыграла решающую роль в разгроме гитлеровского фашизма и его союзников. Какими были итоги второй мировой войны? Какие потери понесла наша страна в ходе войны (4, С. 351-354; 5, С. 60-62; 9, С. 255-256; 10, с.499-500)? Говоря об итогах войны, подумайте, неизбежными были столь большие потери с нашей стороны. Что необходимо сделать в современных условиях для предотвращения ядерной войны? Может ли всеобъемлющая система международной безопасности предотвратить войну? Можно ли строить свою безопасность за счет других? Является ли политика разоружения наиболее надежным путем к миру? Нужно ли учитывать интересы всех членов мирового сообщества? Продумав эти вопросы, сделайте вывод: в чем же состоит главный урок второй мировой войны.
Вопрос четвертый. На фактическом материале покажите героическую работу советского тыла, позволившего обеспечить нашу армию вооружением и техникой количественно и качественно значительно превосходящей вражескую (9, С. 247-250). Как реально воплощался лозунг «Все для фронта, все для победы!». Какие меры были предприняты государственно-политическим руководством страны для перевода экономики на военные рельсы. Перечислите районы СССР, в которые были эвакуированы промышленные предприятия. Изучив постановления партии и правительства о партизанском движении от 30 мая 1942 г., объясните его значение для создания мощной системы сопротивления врагу на временно оккупированной территории СССР (10, С.490).
Необходимо также обратить внимание на роль ВКП(б) в годы войны, ее место в политической системе государства. Какие методы управления страной использовал партийный аппарат ВКП (б) в годы войны? Было ли в годы войны «единство партии и народа» (1, С.257-283)? Какие изменения произошли в этот период в области идеологии, социальной политики, науки?
- 1. Что изучает «отечественная история»
- 2. Как изучать «отечественную историю»
- Тема I.. Основы теории и методологии исторической науки
- Литература
- Тема II. Древняя Русь и социально-политические изменения в русских землях
- XIII-XV вв.
- Литература
- Тема III. Образование и развитие Московского (Российского) централизованного государства XV-XVII вв.
- Литература
- Тема IV. Российская империя в XVIII веке
- Литература
- Тема V. Становление индустриального общества в России в XIX век: общее и особенное
- Литература
- Тема VI. Россия в начале XX века.
- Литература
- Тема VII. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса.
- Литература
- Литература
- Тема VIII. Формирование и сущность советского строя 1920-е
- Литература
- Тема IX. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия
- II половина 1920-х – 1941 гг.
- Литература
- Тема X. Ссср во II мировой и Великой Отечественной войнах
- Литература
- Тема XI. Ссср в послевоенный период 1946-1985 гг.
- Литература
- Литература
- Тема XII. Советский Союз в 1985-1991 гг.
- Тема XIII. Становление новой российской государственности (1992 г.- начало XXI в.)
- Главное в содержании дисциплины
- 2. Основные этапы формирования древнерусской государственности. Особенности социально-политического строя Древнерусского государства.
- 3. Принятие христианства на Руси и его исторические последствия.
- 4. Предпосылки и исторические последствия политической раздробленности Киевской Руси в хп-хш в., Основные политические центры и пути их развития.
- 5. Борьба русских земель и княжеств с завоевателями в хiii в. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.
- 6. Объединение русских земель вокруг Москвы. Специфика формирования единого русского государства в хгу-ху вв.
- 7. Роль русской православной церкви в становлении и укреплении русского государства /XIV-XVII вв.
- 8. Россия в хvi столетии. Формирование сословно-представительной монархии. Иван Грозный. Реформы 50-60.Гг. XVI в. Опричнина.
- 9. "Смутное время "/начало хvii в./: причины, ход, результаты.
- 10. Социально-экономическое и политическое развитие страны в хvii в. Соборное уложение 1649г.
- 11. Основные тенденции развития культуры допетровской Руси iх-хyп вв.
- 12. Особенности российского абсолютизма в 1-ой пол. XVIII в. Преобразования Петра I.
- 13. Дворцовые перевороты 18 в., расширение привилегий дворянства.
- 14. Просвещённый абсолютизм в России. Деятельность Уложенной комиссии. "Наказ" Екатерины 2 Реформы Екатерины 2.
- 15. Российская империя в системе европейских отношений в хviiIв (внешняя политика России в хviiIв)
- 16. Культура России второй половины хiii в., её вклад в мировую культуру.
- 17. Западная Европа и России в начале XIX в . Внешняя политика России. Отечественная война 1812 г.
- 18. Внутренняя политика России в начале XIX в. План государственных преобразований м.М. Сперанского.
- 19. Движение декабристов. Конституционные проекты первой половины хШв.
- 20. Власть и общество во второй четверти xiХв. Внутренняя и внешняя политика Николая 1.
- 21. Культура России 2-ой половины xiХв.
- 22. Общественно-политические движения середины х1Хв.: состав и основные идейные направления.
- 23. Реформы 60-70-х годов х1Хв. Крестьянская реформа.
- 24. Подъем общественного движения в пореформенной России. Народничество и другие политические течения.
- 25. Правление Александра III и политика “консервативного обновления ” общества.
- 26. Социально- экономическое и политическое развитие России в конце хix в.
- 27. Культура России второй половины хix в., её вклад в мировую культуру.
- 28. Политические партии России в начале XX в. (классификация, программы).
- 29. Эволюция российской государственности на этапе революции 1905-1907гг.
- 30. Реформы п.А.Столыпина.
- 31. “Серебряный век” русской культуры.
- 32. Россия в первой мировой войне. Кризис административно-бюрократической системы самодержавия. Нарастание общенационального кризиса.
- 33. Февраль 1917г. Крах российской монархии. Двоевластие.
- 34. Внутренняя и внешняя политика Временного правительства.
- 35. Развитие революционных событий в России весной, летом и осенью 1917 г.
- 36. Общенациональный системный кризис осенью 1917г. Октябрь1917г. Приход к власти большевиков. Первые декреты Советского правительства.
- II съезд Советов
- 37. Формирование советской государственности.
- 38. Гражданская война и иностранная интервенция. Итоги и уроки гражданской войны. Российская эмиграция.
- 39. Политическая система в начале 20-х гг. И нэп.
- 40. Образование ссср.
- 41. Советская Россия в системе международных отношений (20-40 -е гг).
- 42. Ссср в годы Великой Отечественной войны (основные этапы войны).
- 43. Основные итоги и уроки второй мировой войны.
- 44. Ссср в послевоенное годы ( внутренняя и внешняя политика). Холодная война.
- 45. Основные тенденции развития советского общества в 60-80-е гг.
- 46. Распад ссср и становление новой российской государственности в 90 -е гг. Перестройка.
- 47. Предмет, методы, методология и источники исторического познания.
- 48. Историография отечественной истории: прошлое и настоящее.
- 5.Что готовить к зачету/экзамену по «отечественной истории»
- Проверьте себя (тест)
- 369. Задание {{ 320 }} тз 320 Тема 5-0-0
- 407. Задание {{ 358 }} тз 358 Тема 6-0-0
- 408. Задание {{ 359 }} тз 359 Тема 6-0-0
- 409. Задание {{ 360 }} тз 360 Тема 6-0-0
- 410. Задание {{ 361 }} тз 361 Тема 6-0-0
- 411. Задание {{ 362 }} тз 362 Тема 6-0-0
- 432. Задание {{ 383 }} тз 383 Тема 6-0-0
- 487. Задание {{ 438 }} тз 438 Тема 6-0-0
- 8. Литература и источники по всем разделам и темам, имеющиеяся в фондах библиотеки Барнаульского филиала ноу московской академии предпринимательства при Правительстве г. Москвы