logo
Методические материалы по истории / Кейс пакет отечественная история

Тема X. Ссср во II мировой и Великой Отечественной войнах

ВОПРОСЫ:

  1. Внешнеполитическая деятельность советского правительства накануне войны.

  2. Военные действия 1941-1945 гг.

  3. Международные отношения в годы Великой Отечественной войны

  4. Тыл в годы Великой Отечественной войны

Вопрос первый. Объясните, чем были вызваны серьезные перемены в политической сфере ведущих капиталистических государств на рубеже 20-х - 30-х гг. XX в., какие глобальные мировые процессы этому способствовали. Где в мире образовались основные очаги международной напряженности. Раскрывая вопрос, надо, прежде всего, вспомнить, что вто­рая мировая война была развязана гитлеровским руководством фашистской Германии 1 сентября 1939 г. Нападение на Польшу стало первым этапом осуществления на практике фашистских планов мирового господства.

Изучая внешнеполитическую деятельность советского правительства в предвоенный период, обратите внимание на стремление руководства СССР создать систему коллективной безопасности против фашистской агрессии. Объясните, почему она не была создана (3, С.404-406; 4, С. 316-321). Почему советское правительство пошло на заключение «23 августа 1939 г. договора о ненападении с Германией, а 28 сентября 1939 г. договора о дружбе и грани­цах? Дайте оценку этим документам и секретным приложениям к ним (10, С. 477-478).

Вспомните военные планы гитлеровской Германии, ее политические цели в отношении Советского Союза. Обратите внимание на то, что задача ликви­дировать нашу страну как государство была поставлена фашистским руково­дством перед командованием вооруженных сил Германии почти за год до нападения на СССР, а детальный план «молниеносной войны» был одобрен нацистами за полгода до вторжения (10, С. 480). Какие цели преследовал Гитлер, планируя захватить территорию СССР по линии Архангельск-Волга-Астрахань.

Вопрос второй. Какой характер носила война со стороны Советского Сою­за, почему она была для нас Великой Отечественной войной?

Подумайте, как могло случиться, что за три недели немецко-фашистские войска захватили значительную часть территории СССР? Расскажите о соот­ношении военно-экономических потенциалов Германии и ее союзников с од­ной стороны, Советского Союза с другой. Покажите на фактическом мате­риале качественное превосходство немецко-фашистских войск в основных видах вооружения и боевой техники. При этом стоит подчеркнуть, что Гер­мания перевела свою экономику начала производство новейшей техники значи­тельно раньше СССР и использовала огромные производственные мощности завоеванных ей европейских государств (3, С. 410-414; 4, С. 324-325; 5, С. 44-47; 9, С. 224-228).

Далее выясните, какие меры по превращению страны в единый боевой ла­герь были осуществлены партией и правительством:

- по укреплению и наращиванию мощи Красной Армии (2, С. 221-223; 8, С. 230).

-по переводу экономики на военные рельсы, укреплению тыла, ускорен­ ному развитию промышленности в восточных районах СССР (6, С. 212; 10, С. 481-482, 488-489).

- по организации сопротивления в тылу врага и партизанского движения (7, С. 229-230).

Покажите на фактическом материале примеры героического сопротив­ления захватчикам, которое повсеместно оказывали бойцы и командиры нашей армии и флота.

Уясните причины поражения фашистских войск и значение победы Красной Армии в битве за Москву. Какую роль в этой битве сыграли Сибирские дивизии. Обратите внимание на большую мо­рально-психологическую роль в нашей победе в московской битве, кото­рую сыграл военный парад на Красной площади 7 ноября 1941 г. (4, С.339-340; 5, С.49-50).

Обратите внимание на соотношение во­енных сил СССР и Германии после московской битвы и краха гитлеров­ского плана «молниеносной войны». Объясните, почему в военной кампа­нии 1942 г. фашистское командование главную ставку сделало на наступа­тельные операции на южном участке фронта (9, С. 236).

Изучая вопрос о начале Сталинградской битвы, поразмышляйте о зна­чении приказа от 28 июля 1942 г. № 227. Вспомните, войска каких союзных с Германией стран принимали активное участие в наступлении на Сталин­град? Объясните, какие факторы позволили советским войскам одержать победу в Сталинградской битве. Какое военно-политическое значение имела победа нашей армии под Сталинградом (4, С. 340-341; 9, С. 236-239)?

Далее сравните военные планы фашистской Германии на 1943 год с ее целями в 1941 и 1942 годах. Докажите на фактическом материале, что по­сле поражения под Москвой и Сталинградом немецко-фашистские войска могли наступать только на одном конкретном участке фронта. Объясните, почему гитлеровское командование планировало нанести главный удар в районе Курского выступа. Какой военный план был разработан советским командованием? Почему Курскую битву считают крупнейшим танковым сражением второй мировой войны (4, С.342-343; 9, С. 239-242)?

Объясните, почему победы советских войск под Сталинградом и Кур­ском означали коренной перелом не только в ходе Великой Отечествен­ной, но и во всей второй мировой войны? Дайте характеристику наступательным действиям советских войск весной-летом 1944 г. по освобождению всей территории СССР от фашистских захватчиков. Расскажите об

В связи с попытками современных политиков стран Восточной Европы исказить роль СССР в освобождении европейских народов от фашизма, следует на фактическом материале показать освободительный характер миссии советских войск, что проявлялось, в частности, в учете националь­ной специфики каждого государства и тесном взаимодействии с местными борцами с гитлеризмом.

Вопрос третий. На основе идей борьбы с фашизмом и сохранении суверенитета в первые месяцы Великой Отечественной войны начала формироваться антигитлеровская коалиция, в составе СССР, Великобритании и позднее США. Почему западные страны пошли на сближение с идеологическим противником – Советским Союзом. Что такое «ленд-лиз». Каковы были масштабы помощи СССР со стороны союзников. Какие решения принимались на конференциях великих держав в Москве (октябрь 1943 г.), Тегеране (ноябрь - декабрь 1943 г.), Ялте (феврале 1945 г.), Потсдаме (17 июля – 2 августа 1945г.) (9, С. 253-254; 10, С. 495-497).

Выясните причины кризиса фашистского блока, начавшегося во время коренного перелома. Разберитесь, почему США и Великобритания до лета 1944 г. откладывали открытие второго фронта в Европе?

Рассмотрите сотрудничество государств антигитлеровской коалиции по окончательному разгрому Германии и выработке совместной политики по отношению к Германии, Японии и освобожденной Европе (5, С. 56-59).

Объясните, почему соотношение ид, Советского Союза и Германии в начале 1945 г. говорило о скором и неизбежном крахе гитлеровского режима (4, С. 344-349). Выясните, почему СССР начал войну против милитаристской Японии и в короткий срок разгромил ее (4, С. 349-351; 5, С. 59; 9, С. 246-247).

Докажите на фактическом материале, что наша страна сыграла решаю­щую роль в разгроме гитлеровского фашизма и его союзников. Какими были итоги второй мировой войны? Какие потери понесла наша страна в ходе войны (4, С. 351-354; 5, С. 60-62; 9, С. 255-256; 10, с.499-500)? Говоря об итогах войны, подумайте, неизбежными были столь большие потери с нашей стороны. Что необходимо сделать в современных условиях для предотвращения ядерной войны? Может ли всеобъемлющая система международной безопасности предотвратить войну? Можно ли строить свою безопасность за счет других? Является ли политика разоружения наиболее надежным путем к миру? Нужно ли учитывать интересы всех членов мирового сообщества? Продумав эти вопросы, сделайте вывод: в чем же состоит главный урок второй мировой войны.

Вопрос четвертый. На фактическом материале по­кажите героическую работу советского тыла, позволившего обеспечить нашу армию вооружением и техникой количественно и качественно зна­чительно превосходящей вражескую (9, С. 247-250). Как реально воплощался лозунг «Все для фронта, все для победы!». Какие меры были предприняты государственно-политическим руководством страны для перевода экономики на военные рельсы. Перечислите районы СССР, в которые были эвакуированы промышленные предприятия. Изучив постановления партии и правительства о партизанском движении от 30 мая 1942 г., объ­ясните его значение для создания мощной системы сопротивления врагу на временно оккупированной территории СССР (10, С.490).

Необходимо также обратить внимание на роль ВКП(б) в годы войны, ее место в политической системе государства. Какие методы управления страной использовал партийный аппарат ВКП (б) в годы войны? Было ли в годы войны «единство партии и народа» (1, С.257-283)? Какие изменения произошли в этот период в области идеологии, социальной политики, науки?