Тема VI. Россия в начале XX века.
Вопросы:
Особенности социально-экономического развития российской империи на рубеже XIX-XX вв.
Революция 1905-1907 г.г. Причины, движущие силы, характер и особенности.
Образование основных политических партий: генезис, классификация, программы и тактика.
Реформы П.А. Столыпина: содержание, результаты, значение.
Вопрос первый. Характеристику вопроса целесообразней начать с обоснования объективной потребности индустриальной модернизации России. Почему Российская империя входила в состав государств с «догоняющим» типом экономического развития? Что такое глобализация? Как этот процесс проявился на рубеже веков. Дайте общую характеристику развития России по отраслям экономики: сельское хозяйство, промышленность, транспорт, торговля, финансы. Какие обстоятельства препятствовали развитию капитализма, прежде всего в сельском хозяйстве. Как на развитие экономики повлияли реформы С.В. Витте (введение золотой основы рубля 1897 г., строительство Сибирской и железнодорожной магистрали 1891-1905 гг. и КВЖД 1897-1901 гг.) конце XIX - нач. XX в. Рубеж веков – это время перехода к монополистической стадии развития капитализма в России. Что такое монополии. Каковы их виды. Оцените влияние монополизации на социально-экономическую, общественно-политическую ситуацию в стране. В 1900-1903 гг. период экономического кризиса. Назовите его причины и определите последствия.
Второй вопрос. Первая российская буржуазно-демократическая революция занимает особое место в историческом развитии России. Почему В.И. Ленин назвал ее «генеральной репетицией» октябрьской социалистической революции? Выделите социально-экономические и политические причины революции. Покажите, какие социально-классовые противоречия, политические события привели к дальнейшему обострению антагонизмов в общественной жизни России. Что явилось поводом к началу революции? Какие главные вопросы призвана была решить российская революция? Отметьте основные моменты глобальных противоречий, приведших к острейшей классовой борьбе в деревне. Переплетение в русской деревне двух направлений этой борьбы: противостояние крестьян и помещиков, деревенского пролетариата и сельской буржуазии создавало путаницу аграрных отношений и делало исключительно трудным для политических партии решение аграрного вопроса. Почему? Что способствовало общности интересов пролетариата и крестьянства России в революционной борьбе?
Определяя характер, особенности, движущие силы, этапы российской революции, проанализируйте интересы, цели, место и роль различных и социальных групп в революционной борьбе. Докажите, что главной политической задачей явилось свержение самодержавия. Что определяло характер революции в стратегическом смысле (3, С. 265-270)?
Революция эпохи империализма протекала в условиях борьбы двух противоборствующих сил с одной стороны, борьбы всего народа против самодержавия, дворянства и помещиков. С другой стороны - борьба между пролетариатом и буржуазией. Как это отразилось на характере революции, ее движущих силах и перспективах развития?
Эти разнородные социальные войны, сложившиеся социально-классовые противоречия в обществе привели к особенностям революции. Каким? Покажите значение участия крестьянства в революции, широкого крестьянского движения, использования пролетарских методов борьбы в характеристике особенных черт российской революции.
Уместно определить этапы революционного движения 1905-1907 г.г., значение событий, соответствующих каждому из них (8, С. 216-227).
Вопрос третий. В силу объективных, исторических условий, характера и особенностей революции сложилась определенная расстановка классовых сил на политической арене. Покажите, какие три политических лагеря боролись в революции. Дайте краткую характеристику каждому из них. Следует отметить, что политическим направлениям соответствовали и политические партии. Какие были образованны до и в ходе революции. На какие группы делились все политические партии в зависимости от их социально-классовой принадлежности? От чего зависел процесс складывания партии? В силу, каких причин первую политическую организацию в масштабах российской империи создал пролетариат? Проследите, каким образом классификация существовавших политических партий определяет стратегию и тактику в революции 1905-1907 гг. политических партий, степень их сплоченности, организационного влияния на массы (4, С.39-190; 10, С. 29-33).
Особое место в определении позиций социалистических партий в революции занимает расхождение в стратегии и тактике большевиков и меньшевиков. В чем заключалась сущность принципиальных разногласий социал-демократов? В силу каких причин их позиции носили противоположный характер? Можно ли определить установки большевиков революционными, а меньшевиков оппортунистическими? На каких исторических совещаниях были закреплены главные политические линии их партийной деятельности? Целесообразно подчеркнуть гибкость тактики большевиков, умение их использовать соглашение и компромиссы с мелкобуржуазными партиями в революции для достижения главной цели - свержение самодержавия и уничтожение помещичьего землевладения (6, С. 10-52, 61 - 68). Покажите, что преобладание крестьянского населения в России и острота аграрного вопроса обусловили «левоблокистскую» тактику большевиков. В чем состоит сущность этой тактики? Приведите конкретные примеры. Почему данная партийная линия стала объективной необходимостью и непременным условием успешного исхода буржуазно-демократической революции? Решительную роль в утверждении «левоблокистской тактики» сыграл В.И. Ленин. В чем состояли принципиальные подходы в определении задач тактики? Идя на «левый блок» с другими партиями большевики ни отказывались от классовых целей пролетариата, не исключали идейной борьбы и критики своих союзников. Докажите правомерность такой деятельности. Объясните ленинскую фразу: «Врозь идти, вместе бить», подчеркните се классовый смысл. Против каких политических партий она была направлена и почему? В каких формах осуществлялось политическое сотрудничество большевиков с демократическими партиями? Уместно отметить, что в сплочении левых сил значительную роль сыграли Советы, стачечные комитеты, профсоюзы. Почему?
В период спада революции центральным вопросом партийной деятельности ведущих политических партий стал вопрос о выработке новой политической линии - работа в Государственной думе. Почему?
В отличие от западноевропейских стран история российского парламентаризма берет начало в 1906 г. Покажите основные периоды деятельности думы разных созывов, вплоть до падения самодержавия. В чем состояли наиболее важные стороны деятельности Государственной Думы (10, С. 35-39)? Особого внимания требует анализ положений агарной программы партии эсеров, которые включали идеи социализации и национализации земли, экономической кооперации, общинного начала и уравнительного принципа. Каким образом, по мнению эсеров, возможно, было их осуществление на практике? Ответьте на вопрос, насколько демократична или исторически органична, в мелкобуржуазном понимании, эта программа?
Дайте краткую характеристику представленной на IV съезде РСДРП программы муниципализации земли меньшевиков. Что означала она для дальнейшего подъема крестьянского хозяйства, развития сельскохозяйственных производственных отношений в деревне? Остановитесь на анализе программы большевистской партии по аграрному вопросу. Подчеркните, что обсуждение ее впервые состоялось на II съезде РСДРП и вызвало серьезные дискуссии и разногласия среди социал-демократов. Какие положения, по вашему мнению, были наиболее проблемными? Покажите, какую общественно-политическую значимость имела, по мнению В.И. Ленина, конфискация помещичьих, монастырских, удельных, церковных земель даже на этапе буржуазно-демократической революции. Насколько приемлема для исторических условий России идея последующей национализации земли и передача ее в собственность крестьян (11, С. 200-206)?
Укажите, как изменялись некоторые положения программы большевиков в соответствии с требованиями исторического процесса. Определите главные лозунги большевиков по отношению к крестьянскому освободительному движению. С программой какой партии переплетаются условия вывода аграрной программы большевиков? Выявите суть. Свяжите изложенный материал с проблемами развития сельского хозяйства, решения агарного вопроса на современном этапе развития России.
Программы основных политических партий серьезное внимание уделяют и решению национального вопроса. Покажите, в силу каких объективных и субъективных обстоятельств конец XIX - начало XX в.в. характеризуется обострением национальной проблемы. Проанализируйте политику царизма в отношении национальных меньшинств с позиции великодержавного шовинизма. Как предлагали решить национальный вопрос политические партии и каковы этапы его решения? Сравните позиции ведущих партий и выделите наиболее приемлемые пути преодоления национальных противоречий (7).
Вопрос четвертый. Характеризуя общественно-политическое развитие России после поражения революции, следует учитывать глобальные моменты, определяющие альтернативные пути дальнейшего развития страны, особенности формирования общественной мысли, сущность политического режима и его главного звена - Государственной думы. В этом случае необходимо проанализировать принципиальную суть третьеиюньской монархии и изменения тактики большинства политических партий в сложившихся условиях. Почему правительство, с одной стороны, стремилось сохранить и упрочить существующий монархический режим, а с другой - способствовало появлению новых государственных структур? В чем состоит значение деятельности Государственной думы как органа народного представительства? Покажите, каков смысл деятельности политических партий, что определяло направления их работы, каковы партийные оценки происходящих в стране событий?
Сложные и противоречивые процессы проходили в партиях революционно-демократического направления. Какие именно? Как оценивал факт численного сокращения РСДРП В.И. Ленин? На какие идейно-теоретические течения разделились большевики и меньшевики? Осветите перспективы их политической деятельности.
Покажите, какие организационные изменения выявились в партиях народнического типа (эсеры). Какие взгляды характеризовали деятельность различных групп социалистов - революционеров? Острый организационный кризис переживала партия либеральной буржуазии — кадеты. В чем смысл «веховского» движения конституционных демократов? Целесообразно отметить, что наметилась тенденция на сближение позиций кадетов и октябристов. В силу, каких обстоятельств? В чем это выразилось? Осветите основные позиции прогрессистов.
Практически вся политическая деятельность партии октябристов сосредоточилась в рамках думы. Дайте оценку их работы в этом представительном органе.
В отличие от западноевропейских стран история российского парламентаризма берет начало в 1906 г. Покажите основные периоды деятельности думы разных созывов. В чем состояли наиболее яркие моменты в работе Государственной думы?
Изменения претерпели и крайне правые монархические партии. Почему и они столкнулись с идейно-организационными проблемами (4, С. 200-286)?
Революция 1905-1907 гг., как всякая социальная революция, явилась высшей точкой классовой борьбы. Выделите главные причины поражения революции. Опыт первой революции имеет огромное историческое значение. Целесообразно отметить основные уроки революционных событий. Это главный вывод о том, что к революции следует тщательно готовиться, четко определяя цели. Гегемоном революции, как центра притяжения всех революционных сил, является пролетариат, союзником его становится крестьянство.
Докажите, что революция показала все классы и партии в их непосредственных действиях, способствовала обнажению истинного лица каждой политической организации, правильности определения их стратегии и тактики.
Российская революция имела и международное значение: она явилась катализатором развития общественно-политических движений, активизации классовой борьбы в других странах, роста национально-освободительных процессов. Уместно привести конкретные примеры (9, С. 313-331).
Одним из направлений аграрной политики явилось переселение крестьянских семей за Урал. Какова мотивация данного процесса? К каким последствиям и конечным результатам привели эти меры? Подведите итоги, выявите положительные и отрицательные стороны переселения (8, С. 190-204; 10, С. 39-44). Охарактеризуйте комплекс мер по совершенствованию системы местного самоуправления, образования, вероисповедания. Проследите за влиянием его на общественно-политическую жизнь России. В контексте сравнения с программой П.А. Столыпина уместно охарактеризовать решение агарного вопро
- 1. Что изучает «отечественная история»
- 2. Как изучать «отечественную историю»
- Тема I.. Основы теории и методологии исторической науки
- Литература
- Тема II. Древняя Русь и социально-политические изменения в русских землях
- XIII-XV вв.
- Литература
- Тема III. Образование и развитие Московского (Российского) централизованного государства XV-XVII вв.
- Литература
- Тема IV. Российская империя в XVIII веке
- Литература
- Тема V. Становление индустриального общества в России в XIX век: общее и особенное
- Литература
- Тема VI. Россия в начале XX века.
- Литература
- Тема VII. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса.
- Литература
- Литература
- Тема VIII. Формирование и сущность советского строя 1920-е
- Литература
- Тема IX. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия
- II половина 1920-х – 1941 гг.
- Литература
- Тема X. Ссср во II мировой и Великой Отечественной войнах
- Литература
- Тема XI. Ссср в послевоенный период 1946-1985 гг.
- Литература
- Литература
- Тема XII. Советский Союз в 1985-1991 гг.
- Тема XIII. Становление новой российской государственности (1992 г.- начало XXI в.)
- Главное в содержании дисциплины
- 2. Основные этапы формирования древнерусской государственности. Особенности социально-политического строя Древнерусского государства.
- 3. Принятие христианства на Руси и его исторические последствия.
- 4. Предпосылки и исторические последствия политической раздробленности Киевской Руси в хп-хш в., Основные политические центры и пути их развития.
- 5. Борьба русских земель и княжеств с завоевателями в хiii в. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.
- 6. Объединение русских земель вокруг Москвы. Специфика формирования единого русского государства в хгу-ху вв.
- 7. Роль русской православной церкви в становлении и укреплении русского государства /XIV-XVII вв.
- 8. Россия в хvi столетии. Формирование сословно-представительной монархии. Иван Грозный. Реформы 50-60.Гг. XVI в. Опричнина.
- 9. "Смутное время "/начало хvii в./: причины, ход, результаты.
- 10. Социально-экономическое и политическое развитие страны в хvii в. Соборное уложение 1649г.
- 11. Основные тенденции развития культуры допетровской Руси iх-хyп вв.
- 12. Особенности российского абсолютизма в 1-ой пол. XVIII в. Преобразования Петра I.
- 13. Дворцовые перевороты 18 в., расширение привилегий дворянства.
- 14. Просвещённый абсолютизм в России. Деятельность Уложенной комиссии. "Наказ" Екатерины 2 Реформы Екатерины 2.
- 15. Российская империя в системе европейских отношений в хviiIв (внешняя политика России в хviiIв)
- 16. Культура России второй половины хiii в., её вклад в мировую культуру.
- 17. Западная Европа и России в начале XIX в . Внешняя политика России. Отечественная война 1812 г.
- 18. Внутренняя политика России в начале XIX в. План государственных преобразований м.М. Сперанского.
- 19. Движение декабристов. Конституционные проекты первой половины хШв.
- 20. Власть и общество во второй четверти xiХв. Внутренняя и внешняя политика Николая 1.
- 21. Культура России 2-ой половины xiХв.
- 22. Общественно-политические движения середины х1Хв.: состав и основные идейные направления.
- 23. Реформы 60-70-х годов х1Хв. Крестьянская реформа.
- 24. Подъем общественного движения в пореформенной России. Народничество и другие политические течения.
- 25. Правление Александра III и политика “консервативного обновления ” общества.
- 26. Социально- экономическое и политическое развитие России в конце хix в.
- 27. Культура России второй половины хix в., её вклад в мировую культуру.
- 28. Политические партии России в начале XX в. (классификация, программы).
- 29. Эволюция российской государственности на этапе революции 1905-1907гг.
- 30. Реформы п.А.Столыпина.
- 31. “Серебряный век” русской культуры.
- 32. Россия в первой мировой войне. Кризис административно-бюрократической системы самодержавия. Нарастание общенационального кризиса.
- 33. Февраль 1917г. Крах российской монархии. Двоевластие.
- 34. Внутренняя и внешняя политика Временного правительства.
- 35. Развитие революционных событий в России весной, летом и осенью 1917 г.
- 36. Общенациональный системный кризис осенью 1917г. Октябрь1917г. Приход к власти большевиков. Первые декреты Советского правительства.
- II съезд Советов
- 37. Формирование советской государственности.
- 38. Гражданская война и иностранная интервенция. Итоги и уроки гражданской войны. Российская эмиграция.
- 39. Политическая система в начале 20-х гг. И нэп.
- 40. Образование ссср.
- 41. Советская Россия в системе международных отношений (20-40 -е гг).
- 42. Ссср в годы Великой Отечественной войны (основные этапы войны).
- 43. Основные итоги и уроки второй мировой войны.
- 44. Ссср в послевоенное годы ( внутренняя и внешняя политика). Холодная война.
- 45. Основные тенденции развития советского общества в 60-80-е гг.
- 46. Распад ссср и становление новой российской государственности в 90 -е гг. Перестройка.
- 47. Предмет, методы, методология и источники исторического познания.
- 48. Историография отечественной истории: прошлое и настоящее.
- 5.Что готовить к зачету/экзамену по «отечественной истории»
- Проверьте себя (тест)
- 369. Задание {{ 320 }} тз 320 Тема 5-0-0
- 407. Задание {{ 358 }} тз 358 Тема 6-0-0
- 408. Задание {{ 359 }} тз 359 Тема 6-0-0
- 409. Задание {{ 360 }} тз 360 Тема 6-0-0
- 410. Задание {{ 361 }} тз 361 Тема 6-0-0
- 411. Задание {{ 362 }} тз 362 Тема 6-0-0
- 432. Задание {{ 383 }} тз 383 Тема 6-0-0
- 487. Задание {{ 438 }} тз 438 Тема 6-0-0
- 8. Литература и источники по всем разделам и темам, имеющиеяся в фондах библиотеки Барнаульского филиала ноу московской академии предпринимательства при Правительстве г. Москвы