Тема IV. Российская империя в XVIII веке
Вопросы:
Россия на рубеже XVII –XVIII вв. Реформы Петра I: цели, содержание, характер, последствия.
Дворцовые перевороты. Правление Екатерины I и Елизаветы Петровны.
Просвещенный абсолютизм. Екатерина II.
Вопрос первый. Начинать изложение вопроса следуете выяснения предпосылок, этапов, петровских реформ (3, С. 157-159). Война, по мнению В.О. Ключевского «была главным движущим рычагом преобразований, а военная реформа - ее начальным моментом» (4, С. 122). Основой создания регулярных вооруженных сил стала рекрутская система. Расскажите о ней. Что было сделано Петром I для обучения солдат и офицеров? Раскройте деятельность Петра по созданию сильного флота (2. С. 148-151). Подумайте, для чего нужны экономические реформы. В чем они состояли? Что такое протекционизм и меркантилизм? Почему Петр I придавал большое значение развитию крупной промышленности, особенно металлургии? Что было сделано в этом направлении? Расскажите о достижениях текстильного (суконного, полотняно-парусного), кожевенного производства. Какие отрасли возникли впервые?
Главным инициатором развития промышленности было государство. Подумайте, почему. Петр I придавал большое значение развитию мелкотоварного производства, предпринимательства. Что вы знаете об этом?
Вновь создаваемая промышленность требовала свободных рабочих рук. Как Петр I решил этот вопрос? Кто такие «приписные», «посессионные» крестьяне? (1, С. 149-151).
В области социальной политики большое значение имели «Указ о единонаследии» (1714 г.), «Табель о рангах» (1722 г.), укрепившее главную основу- сословие дворян. Раскройте их содержание (7, С. 166, 173-174).
Какие изменения при Петре I произошли в положении некрепостного сельского населения? Когда появилось сословие государственных крестьян? Произошли изменения в положении крепостных крестьян. Какие?
Существенной была реформа в отношении жителей городов. Осветите ее. Какой стала система управления городами? (5, С.104-105). Подумайте, какую цель в целом преследовала социальная политика Петра I.
В 1718-1724 гг. была проведена подушная перепись, на ее основе введена подушная подать. Кто обязан был платить ее? Что она означала?
Центральное место в реформах Петра I занимает реформа государственного управления. Почему? Расскажите о реформе Сената (1711 г.). Чем он отличался от Боярской думы? Какие на него возлагались функции? Для чего была введена должность генерал-прокурора? Кто был первым генерал-прокурором? Каковы функции института тайного надзора фискалов-чиновников?
В 1708-1710 гг. была проведена областная или губернская реформа. Поясните ее смысл, значение. Преобразования коснулись и церкви. Что изменилось в ее жизни в результате реформы? Как служители церкви отнеслись к петровским преобразованиям (1, С. 152-155)?
В заключении отметьте, что в результате всех этих реформ укрепилась централизованная административно-бюрократическая система управления, в которой решающую роль играл монарх. Назовите характерные признаки абсолютной монархии. Когда Петру I был преподнесен титул императора? (7, С. 170).
Далее следует остановиться на преобразованиях в области культуры, быта. Особое внимание уделите изменениям в области просвещения. Развитию исторической науки, общественно-политической мысли, естественно-научных и географических знаний и т.д.
Расскажите об изменениях в быту (новое летоисчисление, введение ассамблей, европейских костюмов, обычаев и т.д.). Почему большой популярностью у дворян пользовалось «Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению» (1717 г.) (7, С. 180-185).
Итогом ответа на весь вопрос должна быть оценка петровских реформ. Приведите ее (1, С.156-157, 3, С.164-165).
Вопрос второй. После смерти Петра I (1725 г.) борьба за трон стала характерной для нескольких десятилетий, которые названы эпохой дворцовых переворотов. Назовите их хронологические рамки, причины, особенности, отличие переворотов от революций (3, С. 165-166). Объясните, почему решающей силой переворотов была гвардия. Чьи интересы отражали соперничавшие группировки Меньшикова, Долгорукого и Голицына? Что предопределило победу Екатерины I (1725-1727 гг.)? Для чего был создан Верховный Совет, каковы его полномочия, кто входил в его состав? Как изменилась роль Сената с появлением этого органа?
1730-1740 годы - правление Анны Иоанновны, племянницы Петра I. Почему она представлялась «верховникам» наиболее предпочтительной кандидатурой на престол? Что такое «кондиции»? Какие кондиции подписала Анна Иоанновна (7, С. 192)? Подумайте, как изменился бы характер государственной власти в случае их исполнения. Что позволило императрице отменить их?
Правление Анны Иоанновны получило название «бироновщины». Почему? Как с «бироновщиной» боролось дворянство?
С 1741 по 1761 гг. - период правления дочери Петра I - Елизаветы Петровны. Какие силы помогли ей взойти на престол? При Елизавете были предприняты попытки реставрации некоторых петровских порядков. Раскройте их. Внутренняя политика царицы была направлена на укрепление социально-экономического правового положения дворянства, на закрепощение крестьянства. Подтвердите это на примере Указов 1746, 1754, 1756 гг. и фактическим материалом (1, С. 163; 3, С. 171-172).
Историки по-разному оценивают правление Елизаветы Петровны. Как? Обоснуйте ответ (3, С.170).
Правление Петра III (сына старшей сестры Петра Анны, внука Петра I) длилось 6 месяцев. Среди серии многочисленных указов (192) уделите внимание «Манифесту о вольности дворянской» 1762 (7, С.189-192) секуляризации церковных земель. Что они означали?
В заключение дайте оценку эпохе дворцовых переворотов. Какая социальная группа была их движущей силой. Подумайте над вопросом: есть ли различия, и в чем вы их видите, между деятельностью Петра I и его преемников в эту эпоху?
Вопрос третий. Период правления Екатерины II (1762-1786 гг.) получил название «просвещенного абсолютизма». Что это такое? (2, С.171-175). Екатерина II придавала большое значение законодательству, потому одной из первых реформ была реформа Сената. Осветите ее. Подумайте, способствовала ли она повышению роли Сената.
Для разработки нового свода в 1767 г. была созвана Уложенная комиссия. Почему она так называлась? По какому принципу выбирались в нее депутаты? Была ли сама Екатерина депутатом, и, если да, го кого она представляла? В качестве руководящего документа для комиссии императрица подготовила «наказ» - теоретическое обоснование просвещенного абсолютизма. Какие взгляды на власть и государство выразила в нем Екатерина II (2, С. 175-177)? Каковы результаты деятельности комиссии? Была ли достигнута цель?
Для укрепления власти на местах была проведена губернская реформа в 1775 г. Осветите ее. При Екатерине II произошли изменения в системе судебно-сословных учреждений. Какие?
Время правления Екатерины II называют золотым веком дворянства и закрепощения крестьян. Почему? Какие для этого были основания? Ответ найдите в Указах императрицы 1761, 1765, 1767, 1775, 1783 г.г. В чьих интересах было создано Вольное экономическое общество? Особое внимание уделите анализу «Жалованной грамоты благородному дворянству» (1785 г.). Укажите, какие прежние привилегии дворянам подтверждались и какие новые давались (7, С.211-217). Раскройте содержание одновременно принятой «Жалованной грамоты городам». Охарактеризуйте реформы Екатерины II в области образования.
В заключение оцените итоги екатерининских преобразований. Какова ее роль в русской истории? Какие качества позволили ей добиться успеха в политике (3, С.203).
- 1. Что изучает «отечественная история»
- 2. Как изучать «отечественную историю»
- Тема I.. Основы теории и методологии исторической науки
- Литература
- Тема II. Древняя Русь и социально-политические изменения в русских землях
- XIII-XV вв.
- Литература
- Тема III. Образование и развитие Московского (Российского) централизованного государства XV-XVII вв.
- Литература
- Тема IV. Российская империя в XVIII веке
- Литература
- Тема V. Становление индустриального общества в России в XIX век: общее и особенное
- Литература
- Тема VI. Россия в начале XX века.
- Литература
- Тема VII. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса.
- Литература
- Литература
- Тема VIII. Формирование и сущность советского строя 1920-е
- Литература
- Тема IX. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия
- II половина 1920-х – 1941 гг.
- Литература
- Тема X. Ссср во II мировой и Великой Отечественной войнах
- Литература
- Тема XI. Ссср в послевоенный период 1946-1985 гг.
- Литература
- Литература
- Тема XII. Советский Союз в 1985-1991 гг.
- Тема XIII. Становление новой российской государственности (1992 г.- начало XXI в.)
- Главное в содержании дисциплины
- 2. Основные этапы формирования древнерусской государственности. Особенности социально-политического строя Древнерусского государства.
- 3. Принятие христианства на Руси и его исторические последствия.
- 4. Предпосылки и исторические последствия политической раздробленности Киевской Руси в хп-хш в., Основные политические центры и пути их развития.
- 5. Борьба русских земель и княжеств с завоевателями в хiii в. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.
- 6. Объединение русских земель вокруг Москвы. Специфика формирования единого русского государства в хгу-ху вв.
- 7. Роль русской православной церкви в становлении и укреплении русского государства /XIV-XVII вв.
- 8. Россия в хvi столетии. Формирование сословно-представительной монархии. Иван Грозный. Реформы 50-60.Гг. XVI в. Опричнина.
- 9. "Смутное время "/начало хvii в./: причины, ход, результаты.
- 10. Социально-экономическое и политическое развитие страны в хvii в. Соборное уложение 1649г.
- 11. Основные тенденции развития культуры допетровской Руси iх-хyп вв.
- 12. Особенности российского абсолютизма в 1-ой пол. XVIII в. Преобразования Петра I.
- 13. Дворцовые перевороты 18 в., расширение привилегий дворянства.
- 14. Просвещённый абсолютизм в России. Деятельность Уложенной комиссии. "Наказ" Екатерины 2 Реформы Екатерины 2.
- 15. Российская империя в системе европейских отношений в хviiIв (внешняя политика России в хviiIв)
- 16. Культура России второй половины хiii в., её вклад в мировую культуру.
- 17. Западная Европа и России в начале XIX в . Внешняя политика России. Отечественная война 1812 г.
- 18. Внутренняя политика России в начале XIX в. План государственных преобразований м.М. Сперанского.
- 19. Движение декабристов. Конституционные проекты первой половины хШв.
- 20. Власть и общество во второй четверти xiХв. Внутренняя и внешняя политика Николая 1.
- 21. Культура России 2-ой половины xiХв.
- 22. Общественно-политические движения середины х1Хв.: состав и основные идейные направления.
- 23. Реформы 60-70-х годов х1Хв. Крестьянская реформа.
- 24. Подъем общественного движения в пореформенной России. Народничество и другие политические течения.
- 25. Правление Александра III и политика “консервативного обновления ” общества.
- 26. Социально- экономическое и политическое развитие России в конце хix в.
- 27. Культура России второй половины хix в., её вклад в мировую культуру.
- 28. Политические партии России в начале XX в. (классификация, программы).
- 29. Эволюция российской государственности на этапе революции 1905-1907гг.
- 30. Реформы п.А.Столыпина.
- 31. “Серебряный век” русской культуры.
- 32. Россия в первой мировой войне. Кризис административно-бюрократической системы самодержавия. Нарастание общенационального кризиса.
- 33. Февраль 1917г. Крах российской монархии. Двоевластие.
- 34. Внутренняя и внешняя политика Временного правительства.
- 35. Развитие революционных событий в России весной, летом и осенью 1917 г.
- 36. Общенациональный системный кризис осенью 1917г. Октябрь1917г. Приход к власти большевиков. Первые декреты Советского правительства.
- II съезд Советов
- 37. Формирование советской государственности.
- 38. Гражданская война и иностранная интервенция. Итоги и уроки гражданской войны. Российская эмиграция.
- 39. Политическая система в начале 20-х гг. И нэп.
- 40. Образование ссср.
- 41. Советская Россия в системе международных отношений (20-40 -е гг).
- 42. Ссср в годы Великой Отечественной войны (основные этапы войны).
- 43. Основные итоги и уроки второй мировой войны.
- 44. Ссср в послевоенное годы ( внутренняя и внешняя политика). Холодная война.
- 45. Основные тенденции развития советского общества в 60-80-е гг.
- 46. Распад ссср и становление новой российской государственности в 90 -е гг. Перестройка.
- 47. Предмет, методы, методология и источники исторического познания.
- 48. Историография отечественной истории: прошлое и настоящее.
- 5.Что готовить к зачету/экзамену по «отечественной истории»
- Проверьте себя (тест)
- 369. Задание {{ 320 }} тз 320 Тема 5-0-0
- 407. Задание {{ 358 }} тз 358 Тема 6-0-0
- 408. Задание {{ 359 }} тз 359 Тема 6-0-0
- 409. Задание {{ 360 }} тз 360 Тема 6-0-0
- 410. Задание {{ 361 }} тз 361 Тема 6-0-0
- 411. Задание {{ 362 }} тз 362 Тема 6-0-0
- 432. Задание {{ 383 }} тз 383 Тема 6-0-0
- 487. Задание {{ 438 }} тз 438 Тема 6-0-0
- 8. Литература и источники по всем разделам и темам, имеющиеяся в фондах библиотеки Барнаульского филиала ноу московской академии предпринимательства при Правительстве г. Москвы