logo
Конспект лекций Историческая эвристика

Распределение баз данных российских предприятий и организаций

по формам собственности

Форма собственности

Доля в %

Федеральная собственность

24,0

Собственность субъектов Федерации

6,1

Муниципальная собственность

10,3

Собственность общественных организаций

0,3

Частная собственность

15,4

Смешанная собственность

43,9

Таблица 4

Среднее количество электронных массивов информации

(в т.ч. баз данных) на предприятиях различных форм собственности

Форма собственности

Среднее количество БД на предприятии

Федеральная собственность

12,1

Собственность субъектов Федерации

8,4

Муниципальная собственность

7,8

Собственность общественных организаций

3,6

Частная собственность

12,9

Смешанная собственность

25,0

Таблица 5

Изменение доли государственных баз данных среди зарегистрированных российских БД в зависимости от их назначения (на середину 1998 г.)

Класс БД по назначению

Доля государственных БД в данном классе БД в %

1994

1996

1997

1998

Архивные БД

100

81

72

70

Учетно-статистические

94

68

50

50

Управленческие

92

62

56

48

НТИ

78

70

56

48

Производственно-технические

45

47

42

45

Справочные

39

42

40

40

Исследовательские

90

65

57

36

Массовой информации

67

44

33

31

Проектно-конструкторские

71

23

24

31

Официальной информации

48

39

31

29

Учебные

80

50

28

22

Финансовые

35

15

13

12

Коммерческие

22

12

11

11

В целом зарегистрированные БД

74

56

49

37

Снижение доли государства в некоторых видах информационных ресур­сов не уменьшает значимости государственных информационных ресурсов в об­щей системе информационных ресурсов страны. Государству принадлежат крупнейшие и уникальные информационные ресурсы во всех сферах жизни общества, в значительной степени формируемые за счет обязательного предоставле­ния информации гражданами и организациями.

На основе этих фундаментальных, играющих инфраструктурную роль государственных информационных ресурсов могут создаваться, прежде всего, быстро реагирующими на изменение конъюнктуры организациями негосударственного сектора, более узко ориентированные информационные ресурсы, ис­пользуемые для производства и широкого распространения информационных продуктов и услуг. Этот путь развития информационных ресурсов страны явля­ется наиболее естественным и подтверждается опытом информационно разви­тых стран.

Развитие государственных информационных ресурсов, их качество, структурная полнота, а также обеспечение их сохранности являются, таким об­разом, исходными условиями для обеспечения возможностей получения гражданами и организациями необходимой информации.

Использование информационных ресурсов для предоставления пользова­телям необходимой информации связано с функционированием различных ка­налов и способов распространения информационных продуктов и предоставления информационных услуг — СМИ, рекламных агентств, библиотек, рынка печатной продукции и электронных изданий, рынка информационно-справочных и информационно-аналитических услуг, компьютерных телекоммуникационных сетей, систем пейджинговой связи и т. д.

Как показывают различные исследования и, в частности, материалы со­циологического исследования, проведенного Институтом гуманитарных комму­никаций по заказу Комиссии по свободе доступа к информации основным источником информации для большинства россиян являются СМИ. Однако СМИ не дают обществу всей необходимой информации. В немалой степени это связано с частными отказами государственных органов и организаций, а в по­следнее время и коммерческих структур, в предоставлении информации. Рядо­вые граждане встречаются с отказами в предоставлении необходимой информа­ции еще чаще.

Причины таких отказов кроются не только в традициях информационной закрытости российского общества и, особенно, привычках ведомственной закрытости ("свою" информацию "чужим" не давать), но и в объективных организационных, технологических и экономических условиях. Большинство государственных органов и организаций, обладающих информационными ресурсами, содержащими интересующие массового пользователя сведения, не специализируются на ведении массового информационного обслуживания и не имеют со­ответствующих технологических, кадровых, организационных и финансовых возможностей.

Необходимо на основе представляющих общественный интерес государ­ственных информационных ресурсов формировать их модифицированные вер­сии, содержащие только открытую, интересную массовому пользователю ин­формацию, технологически и организационно легко доступные для граждан, СМИ и независимых коммерческих информационных служб, использующих их для производства информационных продуктов и услуг. Явная нехватка подоб­ных информационных ресурсов и неразвитость экономических, правовых и ор­ганизационных механизмов их формирования являются серьезным структурным недостатком российских государственных информационных ресурсов.

II. Федеральным законом "Об информации, информатизации и защите ин­формации" библиотечные фонды и информационные продукты библиотек включены в состав государственных общедоступных информационных ресур­сов. Особенность библиотек как хранителей информационных ресурсов состоит в том, что они являются держателями главным образом опубликованной и тиражированной информации, представленной в виде различных отечественных и зарубежных изданий, и обеспечивают фундаментальность хранимой информа­ции: максимальную ретроспективу, все типы, все темы и отрасли.

С помощью библиотек опубликованная информация становится доступной. Федеральными законами "О библиотечном деле" и "Об обязательном экземпляре документов" определены принципы деятельности библиотек, в соот­ветствии с которыми библиотеки обязаны гарантировать "права человека, обще­ственных объединений, народов и этнических общностей на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образователь­ную деятельность". Глобальная информатизация привела к эволюции социаль­ной роли библиотек в обществе. К функциям просветительского характера, со­хранения и приумножения культурного наследия добавились функции общедос­тупных информационных центров, предоставляющих доступ к национальным и мировым информационным сетям.

Библиотечная сеть России насчитывает около 150 тысяч библиотек и включает:

Информационные ресурсы российских библиотек организованы на основе сочетания двух главных принципов: отраслевого и территориального. Практически каждая отрасль знаний имеет основное, центральное книгохранилище на федеральном уровне. Наряду с этим на каждом территориальном уровне есть центральная универсальная общедоступная библиотека.

На федеральном уровне крупнейшими публичными библиотеками России являются:

Две обладающие равным статусом национальных библиотек Российской Федерации - РГБ в Москве (около 38 млн. ед. хр. на 247 языках народов России, СНГ, других стран) И РНБ в Санкт-Петербурге (свыше 30 млн. ед. хр.) имеют универсальный профиль комплектования и относятся к числу мировых библио­течных гигантов.

На региональном и муниципальном уровнях представлены 217 централь­ных библиотек всех 89 субъектов Российской Федерации (универсальных науч­ных, детских, юношеских, специальных библиотек для слепых) и 49,7 тыс. пуб­личных (городских и муниципальных) библиотек, из которых 39,4 тыс. библио­тек находятся в сельских населенных пунктах и 10,3 тыс. в городах.

Меняющаяся роль российских библиотек хорошо отслеживается при анализе их деятельности на региональном уровне, где областные научные библио­теки становятся главными центрами информационного обслуживания регионов, т.к. обладают самой большой информационной базой. Совокупный фонд регио­нальных библиотек составляет 142 млн. ед. хр. Наряду с обслуживанием индиви­дуальных читателей библиотеки ведут абонентское обслуживание региональных администраций, научных, производственных, общественных организаций, предпринимательских структур.

Организационная структура системы научно-технических библиотек имеет трехуровневый характер: непосредственно на ГПНТБ России, выполняющую функции государственного депозитария научно-технической литературы, держателя Российского Сводного каталога научно-технической литературы и методического координационного центра системы, выходят 16 отраслевых ЦНТБ, большинство из которых являются головными центрами соответствую­щих ведомственных (отраслевых) систем научно-технических библиотек, замы­кающих на себя в методическом плане библиотеки предприятий и учреждений отрасли (библиотеки третьего уровня). В сеть научно-технических библиотек этих отраслей входит порядка 7 тыс. библиотек. Общий фонд ЦНТБ (без ГПНТБ России) составляет около 10 млн. ед. хр., количество читателей - более 65 тысяч.

Библиотеки организаций РАН объединены в четыре централизованные библиотечные системы: две региональные и две отраслевые. К региональным относятся система библиотек сибирского региона РАН, возглавляемая ГПНТБ Сибирского отделения РАН и система библиотек Санкт-Петербургского регио­на, возглавляемая Библиотекой академии наук (БАН). Первая система включает 67 библиотек, обслуживает 61 тыс. читателей, имеет фонд около 13,5 млн. ед. хр.; вторая - включает 41 библиотеку, обслуживает 31 тыс. читателей, имеетфонд около 16,5 млн. ед. хр.

Отраслевая система по естественным наукам возглавляется Библиотекой по естественным наукам (БЕН РАН). Система включает более 250 библиотек обслуживает более 76 тыс. читателей. Объем фондов - свыше 13 млн. ед. хр.

Отраслевая система библиотек институтов РАН гуманитарного и общественного направлений возглавляется Институтом научной информации по общественным наукам. Система включает 22 библиотеки, обслуживает около 30 тыс. читателей и располагает фондами около 13 млн. ед. хр.

Библиотеки РАН владеют уникальными фондами зарубежной научной литературы, часто отсутствующими в других библиотеках страны.

Библиотечная сеть вузов России насчитывает более 500 библиотек. Их число постоянно растет с появлением новых высших учебных заведений. Общее количество единиц хранения превзошло 300 млн. экземпляров. Тематика фон­дов вузовских библиотек охватывает все направления науки и техники. По оценкам специалистов ежегодно число читателей за год составляет - 4 млн.

Сеть медицинских библиотек России включает около 1500 специализи­рованных библиотек и возглавляется Государственной центральной научной медицинской библиотекой (ГЦНМБ), являющейся крупнейшей медицинской библиотекой в Европе.

ГЦНМБ выполняет функции центра по каталогизации, предметизации и информационному обслуживанию для сети медицинских библиотек России, а также для крупнейших медицинских библиотек бывшего СССР. Фонд ГЦНМБ содержит более 2 млн. ед. хр.

Сеть сельскохозяйственных библиотек включает 735 библиотек вузов, техникумов, НИИ, опытных станций, школ АПК и возглавляется Центральной научной сельскохозяйственной библиотекой (ЦНСХБ), имеющей отделения в Санкт-Петербурге и Новосибирске. Сеть обслуживает более 1,5 млн. читателей и имеет фонд более 40 млн. ед. хр.

Мировой опыт показывает усиление роли библиотек в развитии демократии и местного самоуправления, рыночной экономики, социальной сферы, фор­мировании глобального информационного пространства. Информационные ресурсы библиотек приобретают значение стратегических, определяющих уровень социально-экономического развития страны.

На фоне усиливающейся децентрализации всех сфер российской жизни, включая средства массовой информации и книгоиздание, библиотеки выдвига­ются в число тех немногих институтов, которые в состоянии и должны взять на себя ответственность за обеспечение информационного и культурного единства в России, ее регионов и центра. Эволюция миссии библиотек происходит за счет резкого развития их информационных функций, аккумулирования сторонних и создания собственных информационных ресурсов, предоставления доступа к национальным и мировым информационным сетям. Отрадно, что эти изменения функций российских библиотек начинают восприниматься и пониматься в российском обществе, государственных и коммерческих структурах.

Ведутся работы в рамках определенных ранее приоритетных направлении политики модернизации библиотечного дела:

Главное внимание при организации работ по информатизации библиотек было сосредоточено на следующих проблемах:

Наибольшие результаты в этой области достигнуты в ГПНТБ России, ГЦНМБ, Научной библиотеке МГУ, БЕН РАН, ГПИБ, ВГБИЛ, ГПНТБ СО РАН, ЦНСХБ, Российской книжной палате (РКП), Тульской, Ивановской, Карель­ской, Ростовской, Екатеринбургской, Кемеровской, Красноярской, Якутской, Омской региональных научных библиотеках.

Степень развития информационных технологий в значительной мере ха­рактеризуется двумя факторами: уровнем технического оснащения библиотек и качеством использованных программных продуктов.

Оснащение техническими средствами в период 1992-1998 гг. осуществлялось на паритетных началах за счет средств федерального и местных бюджетов.

Существенно улучшилась оснащенность региональных библиотек компьютерной техникой. По сравнению с 1993 г., число персональных компьютеров в них выросло в 12 раз, по сравнению с 1996 г. - более чем на 30 %.

Почти во всех центральных библиотеках субъектов Российской Федера­ции созданы локальные вычислительные сети. В половине из них эти сети объе­диняют от 30 до 40, а в Самаре даже более 100 компьютеров.

Созданные в центральных библиотеках городов: Мурманск, Тула, Пермь, Москва, Ставрополь, Челябинск, Омск, Смоленск и Петрозаводск собственные электронные информационные ресурсы превышают 200 тыс. записей в каждой, а в Кемерово и Екатеринбурге они равны 342 и 375 тыс. записей соответствен­но. В совокупности собственные электронные ресурсы региональных библиотек за последние 5 лет выросли в 40 раз и сегодня составляют около 7 млн. записей. Одним из наиболее перспективных путей поддержания и повышения уровня библиотечного обслуживания является активное использование в биб­лиотеках электронных информационных ресурсов, в том числе создаваемых в органах государственной власти. Примером может служить набирающее силу сотрудничество общедоступных (прежде всего крупных федеральных и регио­нальных) библиотек и ФАПСИ по обслуживанию читателей правовой информа­цией. Активизируется использование в библиотеках электронных изданий. На­пример, в РГБ читателям предоставлены свыше 600 CD-ROM 170 наименова­ний, содержащих новейшую мировую информацию по всем отраслям знаний, ГПНТБ России - 500 CD-ROM 80 наименований, ВГБИЛ -100 БД на CD-ROM. РКП, компания "Мир-Диалог" и издательство "K.-G.Saur" выпустили 3-е изда­ние российской национальной библиографии на CD-ROM, включающее 850 тыс. записей о вышедших в СССР и России книгах с 1980 по 1996 г. и БД о дис­сертациях (60 тыс. записей).

На повестке дня - задача максимального представления этих ресурсов в Интернет. Наиболее продвинулись здесь ЦНСХБ и Научная библиотека МГУ, открывшие свои электронные каталоги, но абсолютным лидером является ГПНТБ России. На её сервере находится Сводный каталог научно-технической литературы, отражающий фонды более чем 400 библиотек страны и содержа­щий около 480 тыс. библиографических записей. ГЦНМБ на протяжении последних 10 лет создает базу данных "Российская медицина", которая сегодня включает более 420 тыс. библиографических записей по русскоязычной медицинской литературе (книги, диссертации и статьи из журналов и сборников). Все базы данных "Российская медицина" доступны через WWW-сервер.

Формирование библиотечных информационных ресурсов и обеспечение доступа к ним пользователей сети Интернет составляют важнейшую часть программы "Создание общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети – ЛИБНЕТ".

Основные направления программы ЛИБНЕТ:

• комплексная автоматизация библиотек, развитие действующих и создание новых электронных каталогов библиотек, включая сводные;

• развитие средств доступа пользователей к электронным каталогам отечест­венных и зарубежных библиотек, а также другим российским и зарубежным; информационным ресурсам;

• разработка и внедрение новых технологий доставки документов на базе со­временных средств телекоммуникаций;

• совершенствование библиотечных стандартов, форматов и законодательных актов, связанных с применением компьютерных технологий;

• организация обучения, повышения квалификации и развитие международно­го сотрудничества библиотек по основным направлениям программыЛИБНЕТ.

В центре этой программы — работы, направленные на интеграцию инфор­мационных ресурсов российских библиотек. Так, например:

В настоящее время в российском библиотечном сообществе происходит перераспределение роли библиотек в становлении новой информационно-библиотечной системы России и формировании информационно-библиотечных ресурсов страны, доступных российским и зарубежным пользователям. Для большинства библиотек эта роль будет определяться не существующим официальным статусом, а их постоянными, настойчивыми инициативами и реальными успехами в информатизации. На передний план выдвигается задача консолидации интеллектуальных и финансовых ресурсов как библиотек различного уровня и ведомственной принадлежности, так и органов государственного управле­ния, в велении которых они находятся. Это может стать основой реализаций важнейших общенациональных программ информатизации. Библиотечная сеть должна стать естественным центром некоммерческого информационного обслуживания граждан на основе государственных информационных ресурсов.

Таблица 6