logo search
Пособие по Истории России

6. Культура России во второй половине XIX в.

Вторая половина XIX века являлась периодом дальнейшего подъема и расцвета культуры России.

Были выдающиеся достижения в области литературы, имеющие не только национальное, но и мировое значение. Литература представлена именами Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, А.Н. Островского, А.П. Чехова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.А. Некрасова и др. Для произведений русских писателей этих лет было характерно критическое отношение к действительности. Литература не только обличала общественное зло, но и стремилась найти пути борьбы с ним. Правда, эти пути по-разному понимались: одни видели избавление от социальных несправедливостей в нравственном усовершенствовании человека, другие призывали к активной борьбе против них. Но русскую литературу всегда отличали демократизм и гражданственность.

В театральной жизни страны ведущее место занимали Малый театр в Москве и Александринский театр в Санкт-Петербурге.

На сцене Малого театра были поставлены практически все пьесы А.Н. Островского, ставшие классикой театрального репертуара. В 1863 г. к повсеместной постановке разрешили «Горе от ума» А.С. Грибоедова. В 80-90-е гг. в репертуар стали входить пьесы Достоевского и Чехова. Из пьес Шекспира чаще всего ставили «Гамлета». Большое место в репертуаре занимали мелодрамы Шиллера, Гюго, Дюма-отца и других иностранных авторов. Критика разносила их пьесы в клочья, но публика буквально ломилась на мелодрамы, и без них бы театр не смог бы сводить концы с концами.

На сцене Малого театра играла Мария Николаевна Ермолова. В 1876 г. в пьесе испанского драматурга Лопе де Вега «Овечий источник» она сыграла роль Лауренсии – простой девушки, поднимающей народ на восстание против угнетателей. Спектакль имел огромный успех, но власти заподозрили в этом политическую демонстрацию. «Овечий источник» был снят с репертуара.

Ермолова, оставшись без главной роли, несколько лет добивалась разрешения на постановку «Орлеанской девы» Ф.Шиллера. В 1884 г. премьера, наконец, состоялась. Ермолова исполнила роль Жанны Д’ Арк. Она играла эту роль 18 лет. Желающих побывать на спектаклях было так много, что его перенесли на сцену Большого театра.

Театр из всех видов искусства стал центром культурной жизни провинции. Во многих губернских городах страны функционировали драматические театры. Признанными театральными центрами считались Казань, Саратов, Астрахань, Воронеж.

Русский театр испытывал много разных трудностей. До 80-х гг. в столицах существовала монополия императорских театров. Частные театры в Петербурге и Москве появились лишь в конце века. Театральная цензура была очень придирчивой: то, что шло в столицах, не всегда разрешалось в провинции.

В 1898 г. был открыт Московский Художественный театр, организованный К.С. Станиславским и В.Н. Немировичем-Данченко.

В число крупнейших мировых центров музыкальной культуры во второй половине XIX в. входили Мариинский театр в Санкт-Петербурге и Большой театр в Москве. Деятельность этих театральных коллективов связана с историей русской музыки.

Во второй половине XIX в. на смену М.И. Глинке пришла целая плеяда крупнейших музыкантов. Появляется содружество талантливых композиторов – «Могучая кучка». В нее вошли: Н.А. Римский-Корсаков, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, М.А. Балакирев, Ц.А. Кюи. Духовным вдохновителем этой группы композиторов был известный критик и теоретик искусства В.В. Стасов, а главным организатором блестящий пианист, композитор, автор романсов и симфонических произведений М.А. Балакирев.

Велик их вклад в развитие камерной и симфонической музыки, национальной оперы.

В 1873 г. была поставлена «Псковитянка» – первая опера Николая Андреевича Римского-Корсакова (1844-1908). Вся музыка «Псковитянки» пронизана народными песенными мелодиями. Многие другие оперы Римского-Корсакова написаны на сказочные сюжеты. «Снегурочка», грустная сказка о весне и первой любви.

Музыкальная драма занимала главное место в творчестве Модеста Петровича Мусоргского (1839-1881). Влечение к музыке он почувствовал с шести лет. Но профессия музыканта считалась недостойной дворянина. Мусоргского отдали в школу гвардейских подпрапорщиков, но он не забывал о музыке, брал частные уроки, а после знакомства с А.С. Даргомыжским и М.А. Балакиревым вышел в отставку и целиком посвятил себя любимому делу. В 1874 г. в петербургском Мариинском театре была поставлена опера «Борис Годунов» (по драме Пушкина). Тогда постановка не имела успеха. Публика, привыкшая к итальянской опере, оказалась не готовой к восприятию русской музыкальной драмы. Критики осыпали насмешками творение Мусоргского, преувеличивая недостатки и замалчивая достоинства. У композитора наступила длительная депрессия, связанная с непризнанием его творчества, одиночеством, бедностью. Умер он в солдатском госпитале.

Мусоргский оставил незаконченной музыкальную драму оперу «Хованщина» (из эпохи стрелецких бунтов при Петре I). Римский-Корсаков привел в порядок рукописи Мусоргского и по возможности доработал его произведение. Оперы «Борис Годунов» и «Хованщина» многие годы не сходят с оперных подмостков в нашей стране и за рубежом. В их основу легла русская национальная тематика.

«Князь Игорь», единственная опера Александра Порфирьевича Бородина (1833-1887), была поставлена после его смерти. Бородин был профессором химии, музыкой же занимался в немногие часы досуга.

Композиторы «Могучей кучки» в своем творчестве развили традиции классической музыки Глинки и Даргомыжского.

В этот период расцветает талант П.И. Чайковского. Петр Ильич Чайковский (1840-1893) не входил в «Могучую кучку». Он тяготел к общеевропейским музыкальным формам, хотя в его музыке чувствуется принадлежность к русской школе. Он создал знаменитые оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама» и др. Его балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» вошли в мировую балетную классику. Чайковский написал более ста романсов, музыкальный цикл «Времена года» и др.

Распространению музыкальных знаний и развитию русского исполнительского искусства способствовало открытие в 1862 г. Санкт-Петербургской и в 1866 г. Московской консерваторий.

Вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?» во второй половине XIX века определяли основную проблематику русской культуры. Художник должен был взять на себя роль общественного судьи и одновременно Учителя. Искусство ориентируется на обличение социальных конфликтов.

60-80-е годы XIX в. были отмечены в изобразительном искусстве России борьбой двух основных направлений: критического реализма и академизма. В 1863 г. в Академии художеств был «бунт 14-ти». Большая группа выпускников Академии художеств отказалась писать дипломные работы на тему из скандинавской мифологии. Во главе бунтарей стоял Николай Иванович Крамской (1837-1887). Они создали своего рода коммуну – Артель художников. Через семь лет она распалась, но к этому времени зародилось (1870 г.) «Товарищество передвижных художественных выставок», профессионально-коммерческое объединение художников, стоявших на близких идейных позициях. В его деятельности большую роль играли критик В.В. Стасов и меценат П.М. Третьяков. К художникам-передвижникам относят: И.Н. Крамского, В.Г. Перова, В.И. Сурикова, А.К. Саврасова, И. Левитана, И.И. Шишкина, В.В. Верещагина, В.М. Васнецова, И.Е. Репина, Н. Ге и др.

«Передвижники» были едины в своем неприятии «академизма» с его мифологией, декоративными пейзажами и напыщенной театральностью. Они хотели изображать живую жизнь, со всеми её острыми социальными проблемами. Ведущее место в их творчестве заняли бытовые сцены. Особой симпатией «передвижников» пользовалось крестьянство. Они показали его нужду, страдания, угнетенное положение. В ту пору – в 60-70-е гг. XIX в. – идейная сторона искусства ценилась выше, чем эстетическая.

Передвижники стали приобщать к искусству провинцию, доставляя свои картины в города, связанные железной дорогой.

Диапазон творчества «передвижников» был чрезвычайно широк. Это и социально-бытовая, историческая живопись, пейзаж, портрет.

В творчестве Крамского главное место занимала портретная живопись.

В картинах И.Е. Репина затрагивалась революционная тематика «Не ждали», «Арест пропагандиста». Ряд его полотен написан на исторические темы: «Иван Грозный и его сын Иван», «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану» и др. Пожалуй, самую большую дань идейности отдал В.Г. Перов. Его перу принадлежат картины «Приезд станового на следствие», «Чаепитие в Мытищах», «Тройка» и др. В.Г. Перов является одним из основоположников критического реализма в живописи.

В.И. Суриков создал знаменитые исторические картины: «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова».

Модным портретистом был В.А. Серов. Перед ним позировали известные писатели, артисты, художники, предприниматели, аристократы.

Картины «передвижников» попали в собрание П.М. Третьякова. В начале 1890-х гг. собрание Третьякова достигло уровня музея, поглотив почти все состояние собирателя. Третьяковская галерея стала всемирно известным музеем русской живописи, графики и скульптуры.

В 1898 г. в Петербурге, в Михайловском дворце был открыт Русский музей. В него поступили произведения русских художников из Эрмитажа, Академии художеств и некоторых императорских дворцов. Открытие этих двух музеев как бы увенчало достижения русской живописи XIX века.