logo
Пособие по Истории России

Развитие образования, просвещения и науки в России во второй половине XIX века

Вторая половина XIX века являлась периодом дальнейшего подъема и расцвета образования, просвещения и науки в России. На развитии образования в стране благотворно сказались отмена крепостного права и развитие капитализма.

В 60-е годы XIX века правительство провело реформы в области просвещения. Заметно вырос уровень грамотности населения. К концу XIX века в стране было 21% грамотных. При этом высшее и среднее образование имели чуть более 1% населения. Таким образом, общий уровень образованности во второй половине XIX века определяла начальная школа. Начальное образование давали земские школы, церковноприходские школы, епархиальные училища.

Среднее образование давали гимназии, которые подразделялись на классические и реальные с семилетним сроком обучения. Также были прогимназии, программа которых соответствовала четырем классам гимназии. Среднее образование давали духовные семинарии. Стали открываться женские гимназии.

В 1860-х годах в России насчитывалось 8 университетов, Практический технологический институт, Институт гражданских инженеров, Институт инженеров путей сообщения, Высшее техническое училище и Петровская земледельческая и лесная академия в Москве. К концу XIX века в России насчитывалось 63 высших учебных заведения, в которых обучалось 30 тысяч студентов. В университетах страны сосредоточились лучшие научные кадры (А.М. Бутлеров, Д.И. Менделеев, К.А. Тимирязев, И.М. Сеченов и др.). Казанский университет и Казанская духовная академия входили в число крупнейших высших учебных заведений страны. Женщины в университеты не допускались, однако начиная с 60-х годов, в России начали открываться высшие женские курсы с университетской программой.

Во второй половине XIX века начинается становление системы внешкольного образования: воскресные школы, народные чтения, библиотеки. В 1862 году была открыта первая Публичная библиотека в Москве (позже – Ленинская, а ныне РГБ). Увеличивается издание книг.

Выдающиеся успехи были достигнуты в науке и технике. И.М. Сеченов заложил основы отечественной физиологии. И.И. Мечников открыл первую в России бактериологическую станцию, разработал учение о защитных факторах организма. К.А. Тимирязев, исследовал явления фотосинтеза – процесса превращения неорганических веществ в органические в зеленом листе растения за счет солнечной энергии. Д.И. Менделеев установил Периодический закон химических элементов (1869 г.), ставший величайшим достижением мировой науки. А.М. Бутлеров – профессор Казанского университета – работал в области органической химии. Новая физическая школа была основана Столетовым. А.Г. Столетов открыл электромагнитную теорию света. А.Н. Лодыгин создал лампочку накаливания, а П.Н. Яблочков изобрел дуговую лампу, что положило начало электроосвещению. А.С. Попов изобрел беспроволочный телеграф, открывший эру мирового радиовещания.

Российская наука вышла на передовые позиции в области воздухоплавания и кораблестроения. В 1882 г. близ Санкт-Петербурга состоялся пробный полет первого в мире самолета, сконструированного А.Ф. Можайским. Примерно в это же время в России разрабатывались и первые проекты аэростатов. С.О. Макаровым был спроектирован и построен самый мощный в мире ледокол «Ермак».

Проводились крупные географические экспедиции П.П. Семенова-Тянь-Шанского, Н.М. Пржевальского, Н.Н. Миклухо-Маклая.

Больших успехов достигла историческая наука. С.М. Соловьев написал 29 томов «Истории России с древнейших времен». В 80-е годы появились первые работы одного из наиболее выдающихся и самых ярких русских историков – В.О. Ключевского. Сын С.М. Соловьева Вл. Соловьев развил религиозную теорию философии.