6. Культура России во второй половине XIX в.
Вторая половина XIX века являлась периодом дальнейшего подъема и расцвета культуры России.
Были выдающиеся достижения в области литературы, имеющие не только национальное, но и мировое значение. Литература представлена именами Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, А.Н. Островского, А.П. Чехова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.А. Некрасова и др. Для произведений русских писателей этих лет было характерно критическое отношение к действительности. Литература не только обличала общественное зло, но и стремилась найти пути борьбы с ним. Правда, эти пути по-разному понимались: одни видели избавление от социальных несправедливостей в нравственном усовершенствовании человека, другие призывали к активной борьбе против них. Но русскую литературу всегда отличали демократизм и гражданственность.
Театр.
В театральной жизни страны ведущее место занимали Малый театр в Москве и Александринский театр в Санкт-Петербурге.
На сцене Малого театра были поставлены практически все пьесы А.Н. Островского, ставшие классикой театрального репертуара. В 1863 г. к повсеместной постановке разрешили «Горе от ума» А.С. Грибоедова. В 80-90-е гг. в репертуар стали входить пьесы Достоевского и Чехова. Из пьес Шекспира чаще всего ставили «Гамлета». Большое место в репертуаре занимали мелодрамы Шиллера, Гюго, Дюма-отца и других иностранных авторов. Критика разносила их пьесы в клочья, но публика буквально ломилась на мелодрамы, и без них бы театр не смог бы сводить концы с концами.
На сцене Малого театра играла Мария Николаевна Ермолова. В 1876 г. в пьесе испанского драматурга Лопе де Вега «Овечий источник» она сыграла роль Лауренсии – простой девушки, поднимающей народ на восстание против угнетателей. Спектакль имел огромный успех, но власти заподозрили в этом политическую демонстрацию. «Овечий источник» был снят с репертуара.
Ермолова, оставшись без главной роли, несколько лет добивалась разрешения на постановку «Орлеанской девы» Ф.Шиллера. В 1884 г. премьера, наконец, состоялась. Ермолова исполнила роль Жанны Д’ Арк. Она играла эту роль 18 лет. Желающих побывать на спектаклях было так много, что его перенесли на сцену Большого театра.
Театр из всех видов искусства стал центром культурной жизни провинции. Во многих губернских городах страны функционировали драматические театры. Признанными театральными центрами считались Казань, Саратов, Астрахань, Воронеж.
Русский театр испытывал много разных трудностей. До 80-х гг. в столицах существовала монополия императорских театров. Частные театры в Петербурге и Москве появились лишь в конце века. Театральная цензура была очень придирчивой: то, что шло в столицах, не всегда разрешалось в провинции.
В 1898 г. был открыт Московский Художественный театр, организованный К.С. Станиславским и В.Н. Немировичем-Данченко.
Музыка.
В число крупнейших мировых центров музыкальной культуры во второй половине XIX в. входили Мариинский театр в Санкт-Петербурге и Большой театр в Москве. Деятельность этих театральных коллективов связана с историей русской музыки.
Во второй половине XIX в. на смену М.И. Глинке пришла целая плеяда крупнейших музыкантов. Появляется содружество талантливых композиторов – «Могучая кучка». В нее вошли: Н.А. Римский-Корсаков, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, М.А. Балакирев, Ц.А. Кюи. Духовным вдохновителем этой группы композиторов был известный критик и теоретик искусства В.В. Стасов, а главным организатором блестящий пианист, композитор, автор романсов и симфонических произведений М.А. Балакирев.
Велик их вклад в развитие камерной и симфонической музыки, национальной оперы.
В 1873 г. была поставлена «Псковитянка» – первая опера Николая Андреевича Римского-Корсакова (1844-1908). Вся музыка «Псковитянки» пронизана народными песенными мелодиями. Многие другие оперы Римского-Корсакова написаны на сказочные сюжеты. «Снегурочка», грустная сказка о весне и первой любви.
Музыкальная драма занимала главное место в творчестве Модеста Петровича Мусоргского (1839-1881). Влечение к музыке он почувствовал с шести лет. Но профессия музыканта считалась недостойной дворянина. Мусоргского отдали в школу гвардейских подпрапорщиков, но он не забывал о музыке, брал частные уроки, а после знакомства с А.С. Даргомыжским и М.А. Балакиревым вышел в отставку и целиком посвятил себя любимому делу. В 1874 г. в петербургском Мариинском театре была поставлена опера «Борис Годунов» (по драме Пушкина). Тогда постановка не имела успеха. Публика, привыкшая к итальянской опере, оказалась не готовой к восприятию русской музыкальной драмы. Критики осыпали насмешками творение Мусоргского, преувеличивая недостатки и замалчивая достоинства. У композитора наступила длительная депрессия, связанная с непризнанием его творчества, одиночеством, бедностью. Умер он в солдатском госпитале.
Мусоргский оставил незаконченной музыкальную драму оперу «Хованщина» (из эпохи стрелецких бунтов при Петре I). Римский-Корсаков привел в порядок рукописи Мусоргского и по возможности доработал его произведение. Оперы «Борис Годунов» и «Хованщина» многие годы не сходят с оперных подмостков в нашей стране и за рубежом. В их основу легла русская национальная тематика.
«Князь Игорь», единственная опера Александра Порфирьевича Бородина (1833-1887), была поставлена после его смерти. Бородин был профессором химии, музыкой же занимался в немногие часы досуга.
Композиторы «Могучей кучки» в своем творчестве развили традиции классической музыки Глинки и Даргомыжского.
В этот период расцветает талант П.И. Чайковского. Петр Ильич Чайковский (1840-1893) не входил в «Могучую кучку». Он тяготел к общеевропейским музыкальным формам, хотя в его музыке чувствуется принадлежность к русской школе. Он создал знаменитые оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама» и др. Его балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» вошли в мировую балетную классику. Чайковский написал более ста романсов, музыкальный цикл «Времена года» и др.
Распространению музыкальных знаний и развитию русского исполнительского искусства способствовало открытие в 1862 г. Санкт-Петербургской и в 1866 г. Московской консерваторий.
Вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?» во второй половине XIX века определяли основную проблематику русской культуры. Художник должен был взять на себя роль общественного судьи и одновременно Учителя. Искусство ориентируется на обличение социальных конфликтов.
Живопись.
60-80-е годы XIX в. были отмечены в изобразительном искусстве России борьбой двух основных направлений: критического реализма и академизма. В 1863 г. в Академии художеств был «бунт 14-ти». Большая группа выпускников Академии художеств отказалась писать дипломные работы на тему из скандинавской мифологии. Во главе бунтарей стоял Николай Иванович Крамской (1837-1887). Они создали своего рода коммуну – Артель художников. Через семь лет она распалась, но к этому времени зародилось (1870 г.) «Товарищество передвижных художественных выставок», профессионально-коммерческое объединение художников, стоявших на близких идейных позициях. В его деятельности большую роль играли критик В.В. Стасов и меценат П.М. Третьяков. К художникам-передвижникам относят: И.Н. Крамского, В.Г. Перова, В.И. Сурикова, А.К. Саврасова, И. Левитана, И.И. Шишкина, В.В. Верещагина, В.М. Васнецова, И.Е. Репина, Н. Ге и др.
«Передвижники» были едины в своем неприятии «академизма» с его мифологией, декоративными пейзажами и напыщенной театральностью. Они хотели изображать живую жизнь, со всеми её острыми социальными проблемами. Ведущее место в их творчестве заняли бытовые сцены. Особой симпатией «передвижников» пользовалось крестьянство. Они показали его нужду, страдания, угнетенное положение. В ту пору – в 60-70-е гг. XIX в. – идейная сторона искусства ценилась выше, чем эстетическая.
Передвижники стали приобщать к искусству провинцию, доставляя свои картины в города, связанные железной дорогой.
Диапазон творчества «передвижников» был чрезвычайно широк. Это и социально-бытовая, историческая живопись, пейзаж, портрет.
В творчестве Крамского главное место занимала портретная живопись.
В картинах И.Е. Репина затрагивалась революционная тематика «Не ждали», «Арест пропагандиста». Ряд его полотен написан на исторические темы: «Иван Грозный и его сын Иван», «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану» и др. Пожалуй, самую большую дань идейности отдал В.Г. Перов. Его перу принадлежат картины «Приезд станового на следствие», «Чаепитие в Мытищах», «Тройка» и др. В.Г. Перов является одним из основоположников критического реализма в живописи.
В.И. Суриков создал знаменитые исторические картины: «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова».
Модным портретистом был В.А. Серов. Перед ним позировали известные писатели, артисты, художники, предприниматели, аристократы.
Картины «передвижников» попали в собрание П.М. Третьякова. В начале 1890-х гг. собрание Третьякова достигло уровня музея, поглотив почти все состояние собирателя. Третьяковская галерея стала всемирно известным музеем русской живописи, графики и скульптуры.
В 1898 г. в Петербурге, в Михайловском дворце был открыт Русский музей. В него поступили произведения русских художников из Эрмитажа, Академии художеств и некоторых императорских дворцов. Открытие этих двух музеев как бы увенчало достижения русской живописи XIX века.
- Министерство образования и науки российской федерации
- Отечественная история
- СодЕрЖание
- Предисловие
- Глава I Процесс становления русской государственности
- 1. Образование Древнерусского государства – Киевская Русь
- 2. Социально-экономический и политический строй Киевской Руси
- 3. Культура Киевской Руси
- Глава II
- 2. Походы монголов на Русь. Установление монголо-татарского ига. Последствия ига
- 1240-1480 Гг. Установилось и было монголо-татарское иго (владычество).
- 3. Образование Московского княжества. Причины возвышения Москвы (XIV в.)
- 4. Культура русских земель в XII – начале XIII вв.
- 5. Культура формирующейся великорусской народности (XIII-XV вв.)
- Глава III Единое Российское государство второй половины XV–XVI вв.
- 1. Московское государство: особенности возникновения и развития (вторая половина XV – начало XVI вв.)
- 2. Иван IV-Грозный – первый российский царь. Реформы в правление Ивана IV
- 3. Укрепление государственной власти при Иване Грозном. Опричнина: ее причины и последствия
- Глава IV Развитие России в XVII веке
- Смутное время в России в начале XVII века. Причины, сущность и периодизация смутного времени
- 2. Борьба с иноземными захватчиками в начале XVII века. К. Минин и д. Пожарский. Воцарение династии Романовых
- 3. Итоги политического и социально-экономического развития России в XVII веке
- 3. Государственные служилые люди: высший слой и низший слой.
- 4. Культура Московского государства
- Глава V
- 2. Внешняя политика и военные реформы Петра I
- Борьба за власть после смерти Петра I. Дворцовые перевороты: их причины и последствия для России
- Императрица Екатерина II. Политика «просвещенного абсолютизма» в России
- Социально-экономическое развитие России во второй половине XVIII века
- 6. Культура, наука и образование в России в первой половине XVIII века
- 7. Культура, наука и образование в России во второй половине XVIII века
- Глава VI
- I период (1801-1812 гг.) – период реформ;
- II период (1812-1825 гг.) – период реакции, получивший название «аракчеевщина».
- Россия в первом мировом конфликте: войны в составе антинаполеоновской коалиции. Отечественная война 1812 года
- Движение декабристов: организации,
- Программные установки. Н. Муравьев,
- П. Пестель. Восстание декабристов и его
- Последствия
- Внутренняя политика Николая I
- 4) Упорядочение законодательства (кодификация законов).
- 5) Борьба с освободительными идеями.
- Россия и Кавказ в первой половине
- XIX века. Кавказская война. Мюридизм. Газават. Имамат Шамиля
- Восточный вопрос» во внешней политике России в первой половине XIX века. Крымская война
- 7. Культура России в первой половине
- XIX века. «Золотой век» русской культуры
- 8. Развитие образования, просвещения и науки в России в первой половине XIX века
- Глава VII Российская империя во второй половине XIX века
- Александр II. Причины, цели и характер буржуазных реформ 60-70-х годов XIX века. Основные буржуазные реформы и их значение
- 2. Отмена крепостного права в России
- 3. Внешняя политика Александра II
- 4. Присоединение к России Средней Азии и Казахстана (вторая половина XIX века)
- 5. Особенности внутренней политики Российского самодержавия в 80–середине
- 6. Культура России во второй половине XIX в.
- Развитие образования, просвещения и науки в России во второй половине XIX века
- Глава VIII
- 2. Пролетариат.
- 3. Дворянство.
- 2. Первая буржуазно-демократическая революция в России (1905-1907 гг.). Причины, характер, движущие силы, итоги
- 4. Субъективный признак (а) или (б):
- 3. Было повышение активности масс.
- 3. Реформы п.А. Столыпина и их влияние на дальнейшее развитие России
- 4. Первая мировая война: причины и характер. Россия в годы Первой мировой войны
- I мировая война (1 августа 1914 – 11 ноября 1918 гг.)
- 5. Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 года в России. Падение самодержавия
- 1) Кризис «верхов»:
- 2) Кризис «низов»:
- 3) Повысилась активность масс.
- 6. Альтернативы осени 1917 года. Приход к власти большевиков в России
- 2) «Кризис низов».
- 3) Повысилась активность масс.
- I точка зрения.
- II точка зрения.
- 7. Выход советской России из Первой мировой войны. Брестский мирный договор
- 8. Гражданская война и военная интервенция в России (1918-1920 гг.)
- 9. Социально-экономическая политика первого советского правительства. «Военный коммунизм»
- 4. Отмена товарно-денежных отношений.
- 5. Отмена налогов.
- 7. Отмена оплаты за жилье.
- 10. «Серебряный век» русской культуры (1890-е – 1917 гг.)
- 11. Развитие образования, просвещения и науки в России на рубеже XIX–XX веков
- Глава IX
- 2. Образование ссср: предпосылки, исторические условия, принципы и правовое оформление. Национальная политика советской власти
- 3. Основные этапы и содержание борьбы за власть в партии большевиков в 1920-е годы. Установление режима личной власти Сталина
- 4. Внешняя политика советского государства в 1920-е годы
- 2. Выход из дипломатической изоляции. Экономическое сотрудничество.
- 3. Отношения с Западом.
- 4. Охрана границ, борьба с экономической контрабандой.
- 5. Отношения с Востоком.
- 5. Развитие образования, просвещения и науки в России после Октябрьской революции и в 1920-е годы
- Деятельность обществ «Долой неграмотность» и «Воинствующих безбожников». Движение «Пролеткульта»
- 7. Отношение к «попутчикам» в литературе и искусстве в 1920 - е годы
- 8. Культура российского зарубежья в 1920-е годы
- Глава X Сталинская модернизация России (1928-1940 гг.)
- 1. Индустриализация в ссср. Основные
- Итоги индустриального развития страны в 1930-е годы
- 2. Коллективизация в ссср и ее последствия. Кризис сталинской аграрной политики
- 3. Формирование тоталитарной системы. Массовый террор в ссср (1934-1938 гг.). Политические процессы 1930-х годов и их последствия для страны
- 4. Внешняя политика советского правительства в 1930-е годы
- 5. Ссср накануне Великой Отечественной войны
- 6. Культурная революция 1930-х годов в ссср
- 7. Подготовка кадров новой советской технической и гуманитарной интеллигенции в 30-е годы в России. Развитие науки, литературы и искусства
- 8. Влияние культа личности, политики массовых репрессий на творческую интеллигенцию
- Глава XI cccр в годы Второй мировой войны и в послевоенные годы (1939-1953 гг.)
- 1. Нападение фашистской Германии на Советский Союз. Причины временных неудач Красной Армии в начальный период войны (летом-осенью 1941 года)
- 2. Достижение коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. Значение Сталинградской и Курской битв
- 3. Создание антигитлеровской коалиции. Открытие второго фронта в годы Второй мировой войны
- 4. Участие ссср в разгроме милитаристской Японии. Конец второй мировой войны
- Итоги Великой Отечественной и второй мировой войны. Цена победы. Значение победы над фашистской Германией и милитаристской Японией
- 6. Проблемы на пути восстановления народного хозяйства после Великой Отечественной войны
- 7. Идеологические кампании и репрессии второй половины 40-х-начале 50-х годов.
- 8. Международное положение ссср после второй мировой войны. Начало «холодной войны», ее причины
- Глава XII Попытки реформирования ссср и нарастание кризисных явлений в советском обществе (1953-1985 гг.)
- Борьба за власть внутри высшего эшелона политического руководства страны после смерти Сталина. Приход к власти н.С. Хрущева
- 2. Политический портрет н.С. Хрущева и его реформы
- I период: март 1953 г. – июнь 1957 г. – этап реформ.
- II период: июнь 1957 г. – октябрь 1964 г. – этап свертывания реформ.
- 3. Хх съезд кпсс. Осуждение культа личности Сталина. Курс на демократизацию общественной жизни страны. Проблемы десталинизации советского общества
- 4. Внешнеполитический курс ссср в
- 1950-Е – первой половине 1960-х годов
- 5. Л.И. Брежнев. Консерватизм брежневского руководства и нарастание негативных процессов во всех сферах жизни советского народа
- 6. Характеристика социально-экономического развития ссср середины
- 7. Внешняя политика ссср середины
- 1960–Середины 1980-х годов
- 2. Распространение влияния на развивающиеся страны (страны «третьего мира»).
- 8. «Оттепель» в духовной жизни советского общества после хх съезда кпсс
- 9. Развитие образования и науки в ссср в середине 1950-х – середине 1960-х годов
- 10. Духовная жизнь советского общества в середине 1960-х – начале 80-х годов
- 11. Достижения и просчеты в системе народного образования, высшей школы в 1970–начале 80-х гг. В России
- 12. Диссидентское и правозащитное движение в ссср
- Глава XIII
- Политика «гласности» (1985-1991 гг.) и ее влияние на раскрепощение духовной жизни общества
- 1. Разрешили публиковать литературные произведения, не допущенные в печать во времена л.И. Брежнева:
- 6. От критики сталинизма перешли к критике кпсс.
- 7. Из Конституции убрали ст. 6 «о руководящей и направляющей роли кпсс». Появилась многопартийность.
- Внешняя политика советского правительства во второй половине 80-х годов. «Новое политическое мышление» м.С. Горбачева: достижения, потери
- 4. Распад ссср: его причины и последствия. Августовский путч 1991 г. Создание снг
- 21 Декабря в Алма-Ате 11 бывших союзных республик поддержали «Беловежское соглашение». 25 декабря 1991 г. Президент Горбачев ушел в отставку. Ссср прекратил свое существование.
- Глава XIV Становление новой российской государственности (1992-2000 гг.). Российская Федерация на пороге и в начале ххi века
- 1. Радикальные преобразования в экономике в 1992-1994 гг. Шоковая терапия и ее последствия для страны
- 2. Б.Н. Ельцин. Проблема взаимоотношений ветвей власти в 1992-1993 гг. Октябрьские события 1993 г. И их последствия
- Принятие новой Конституции рф и выборы в парламент (1993 г.)
- Чеченский кризис в 1990-е годы
- 5. Внешнеполитический курс России в 1990-е годы. Новые черты во внешней политике в начале нового тысячелетия
- 1. Главным направлением «большой» внешней политики по-прежнему оставались российско-американские отношения.
- 3. Россия начала обновлять свою восточную политику – в Азиатско-Тихоокеанском регионе (атр).
- 6. Образование, наука и культура в условиях рынка в 1990-х годах
- Заключение
- Основные события отечественной истории
- Словарь терминов и понятий
- Список использованной литературы Учебники и учебные пособия
- Обобщающие работы, обзоры
- Справочная литература
- Периодические издания
- Низамова Марина Сабировна Отечественная история IX-XX вв.
- 423802, Республика Татарстан, г. Набережные Челны,