logo
Пособие по Истории России

11. Развитие образования, просвещения и науки в России на рубеже XIX–XX веков

Образование и просвещение. Экономика все в большей степени предъявляла спрос на относительно образованного работника. Это обусловило определенный рост грамотности и увеличение различных видов учебных заведений.

Перед первой мировой войной Дума рассматривала законопроект «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи». Однако силу закона проект не получил. Этот вопрос так и не был решен в дореволюционной России. В 1914 г., спустя 50 лет после школьной реформы (1864), начальным обучением была охвачена едва половина детей. В России не было обязательного начального образования. Больше половины населения, в основном крестьянство, оставалось неграмотным.

Продолжало сохраняться различие в распространении грамотности среди городских и сельских жителей. Среди рабочих грамотность была выше.

Стремление к знаниям в среде рабочих было примечательной чертой культурной жизни России тех лет.

К 1914 г. в стране насчитывалось более 200 коммерческих училищ. Были основаны Московский и Киевский коммерческие институты. Всего в стране к 1914 г. было около 100 вузов со 130 тыс. студентов.

Примечательным явлением было распространение частных учебных заведений (Психоневрологический институт В.М. Бехтерева, Вольная высшая школа П.Ф. Лесгафта и др.). В этих институтах преподавали видные русские ученые, многие из которых работали безвозмездно.

В начале ХХ в. в стране заметно расширилось высшее женское образование. К этому времени насчитывалось около 30 высших женских учебных заведений. Возникли высшие женские курсы в ряде провинциальных городов (Саратов, Одесса, Ростов, Харьков и др.). Все они содержались на частные или общественные средства.

Правительство было вынуждено признать право женщин на получение высшего образования. Закон 1911 г. о высшем женском образовании распространял на женщин права, которые давал диплом об окончании высшего учебного заведения.

В начале ХХ в. учителей начальной школы продолжали готовить учительские семинарии. К 1917 г. было чуть более 170 таких семинарий. Учительских институтов в стране было 47. Зарплата народного учителя была ниже средней зарплаты промышленного рабочего.

В просвещении народа играло роль внешкольное образование. Это: воскресные школы; рабочие курсы. С 90-х годов получила распространение такая форма культурно-просветительной работы – народные дома. Это были своеобразные клубы с библиотекой, читальней, театрально-лекционным залом и даже чайной и торговой лавкой.

Большое влияние на просвещение оказало развитие периодической печати и книгоиздательства. Выпускались газеты, журналы, книги. В начале ХХ в. выходило 125 легальных газет, а в 1913 г. – более 1000. Книжная торговля приобретала в России в начале ХХ века характер крупного капиталистического предпринимательства. По количеству издаваемых книг Россия в первое десятилетие ХХ в. занимала третье место в мире после Германии и Японии. Крупнейшими книгоиздателями были: А.С. Суворин (до 1912 г.) в Санкт-Петербурге и И.Д. Сытин (до 1934 г.) в Москве. Они выпускали книги по доступным ценам. Выходила «Дешевая библиотека» А.С. Суворина. Она включала сочинения русских писателей конца XVIII-первой половины XIX в. Широкие слои населения приобщались к произведениям отечественной классики.

Серия «Библиотека для самообразования» И.Д. Сытина включала научно-популярные книги по истории, политической экономии, философии, географии. Он издавал буквари, учебники, календари, детские книги.

Многое сделало для развития библиотечного дела земство.

Но в целом система образования не соответствовала нуждам страны. Больше половины населения страны оставалось неграмотным.

Наука.

Число университетов в стране практически не изменилось, в 1909 г. появился еще один университет – в Саратове.

Россия рубежа XIX – ХХ вв. внесла весомый вклад в мировой научно-технический прогресс, который был назван «революцией в естествознании». Сделанные в этот период научные открытия привели к пересмотру устоявшихся представлений на окружающий мир. Русским ученым принадлежат выдающиеся открытия в области физики, математики, биологии, химии и других отраслях науки. Наука выдвинула всемирно известных ученых.

Физик П.Н. Лебедев сделал открытия в области физики волн. Он является создателем первой в России физической школы.

Выдающийся русский ученый В.И. Вернадский получил мировую известность энциклопедическими трудами, которые послужили основой для появления новых направлений в геохимии, биохимии, радиологии. Его учения о биосфере и ноосфере заложили основу современной экологии. Новаторство его идей в полной мере осознается только теперь, когда мир очутился на пороге экологической катастрофы.

Русский физиолог И.П. Павлов создал учение о высшей нервной деятельности, об условных рефлексах. В 1904 г. ему была присуждена Нобелевская премия за исследования в области физиологии пищеварения. В 1908 г. Нобелевскую премию получил И.И. Мечников за труды по иммунологии и инфекционным заболеваниям.

К.А. Тимирязев создал русскую школу физиологии растений.

Ряд выдающихся открытий в теории и практике самолетостроения сделал Н.Е. Жуковский. В 1904 г. он участвовал в основании под Москвой Аэродинамического института.

У истоков современной космонавтики стоял самородок, учитель калужской гимназии К.Э. Циолковский. Он развил теорию практической космонавтики. В 1903 г. он опубликовал ряд блестящих трудов, обосновавших возможность космических полетов.

В начале ХХ в. Россия переживает научно-технический бум. Появляется множество научно-технических обществ: географических, ботанических, астрономический и др., объединяющих ученых, практиков, любителей-энтузиастов. Эти общества не только были центрами научно-исследовательской работы, но и широко пропагандировали научно-технические знания среди населения.