logo
Пособие по Истории России

4. Культура Московского государства

XVI-XVII вв.

На рубеже XV-XVI вв. завершился процесс объединения русских земель вокруг Москвы. Этот процесс опирался не столько на экономические и культурные связи, сколько на военную мощь московских князей. Все это породило специфическую форму самодержавия и особую социально-психологическую атмосферу в стране. Формирующаяся общерусская культура была подчинена задачам служения «государеву делу». На развитие культуры этого периода значительное влияние оказали самодержавие Ивана Грозного, опричнина.

При монастырях и храмах действовали церковные школы. Изготовление рукописных книг уже не удовлетворяло возраставшим потребностям в книгах.

Возникло книгопечатание. Иван Федоров в 1564 г. в Москве напечатал церковную книгу «Апостол». А затем «Часослов». В годы опричнины он покинул Россию, в изгнании выпустил «Азбуку» и другие книги. Появился «Домострой» – энциклопедия патриархальных устоев семейной жизни. Появляется Московский стиль шатровых храмов. На Красной Площади был построен Покровский собор (храм Василия Блаженного) в память о взятии Казани. Он состоит из 9 церквей, объединенных вокруг высокого шатра. Такой архитектурный прием символизировал единство русских земель, объединенных теперь вокруг одного центра. Его создатели – мастера Барма и Постник Яковлев. В литейном деле прославился Андрей Чохов. Он отлил царь-пушку весом 40 тонн и диаметром канала ствола 89 см. Совершенствуется чеканка монет. Строится Московский Кремль. На Спасской башне Московского Кремля установили большие часы с боем (куранты). Эту сложную работу осуществили крестьяне – мастера из Поморья.

В XVI веке складывается целый цикл сказаний и песен, связанных с укреплением Российского государства, с деятельностью царя Ивана Грозного.

XVII век – время крупных перемен в культурной жизни России. Это «бунташный век»: волнения, смута, бунты. В этом веке происходит переход от средневековой культуры к культуре нового времени.

Духовная культура. Наивысший расцвет был в искусстве изготовления рукописных книг. Переплеты покрывались дорогими тканями – бархатом, атласом, в обитые кожей доски. Наряду с рукописными книгами стали распространяться печатные. Работал Московский Печатный двор. С 1621 г. для царя стали изготовляться рукописные «Куранты» – своеобразная газета, состоящая из переводных иностранных известий.

В живописи было распространено «парсунное» письмо (портретные изображения). В «парсунах» передавались, прежде всего, общественное положение, сан, богатство человека. Симон Ушаков возглавлял русскую школу живописи.

Печатались учебники. Был издан «Синопсис» по русской и украинской истории. Появился первый театр. Он возник при царском дворе Алексея Михайловича. Одним из его создателей был Симеон Полоцкий. Церковь добилась официального запрещения выступления скоморохов, а затем и царского театра. Преследовался также и возникший в народе кукольный театр.

Материальная культура. По-прежнему подавляющее большинство построек не только в деревнях, но и в городах возводилось из дерева. Выдающимся произведением деревянного зодчества был знаменитый дворец в Коломенском, построенный в 1667-1678 гг. Большое государственное значение придавалось строительству из камня. Постройки становятся нарядными. В последние два десятилетия XVII века в архитектуре появляется московское (нарышкинское) барокко.

На Красной Площади был построен Казанский собор как памятник освобождения столицы от интервентов. Средства пожертвовал Дмитрий Пожарский.

Изменения произошли в области ремесленного производства. Ремесло превращается в мелкотоварное производство. Возникли первые русские мануфактуры. Высокого технического уровня достигла обработка металлов. Но в XVII веке в России еще не знали месторождений золотых и серебряных руд и пользовались привозным сырьем. Особое место занимало колокололитейное дело. В середине XVII века в течение одного года по царскому заказу был отлит колокол весом 12,5 пудов. Появился первый стекольный завод. В XVII в. в России изготовлялся высококачественный кирпич. В церковное зодчество и живопись, в прикладное искусство проникают светские элементы.