§ 15. Милитаризация государственного аппарата
Что касается функционирования государственного механизма, то война не вызвала всеобщего прекращения деятельности высших органов власти и управления. Однако и их коснулись изменения.
В декабре 1919 г. устанавливается сессионный порядок ВЦИК, в связи с чем, изменился характер деятельности его Президиума: он руководил заседаниями ВЦИК, отменял постановления СНК, издавал постановления от имени ВЦИК.
Для укрепления централизма в управлении в военной обстановке требовалось уточнение правового положения местных органов власти и управления. В связи с созданием единой централизованной армии у местных Советов были изъяты функции военного управления. Что касается хозяйственного и финансового управления, то здесь местные органы власти сохранили достаточно широкие права.
Наряду с конституционными органами были сформированы чрезвычайные органы. Декретом ВЦИК от 30 ноября 1918 г.48 был учрежден Совет Рабоче-Крестьянской Обороны (СРКО)49, который сосредоточил в своих руках всю полноту власти в области обороны. В апреле 1920 г. Совет Рабоче-Крестьянской Обороны преобразовался в Совет Труда и Обороны (СТО), действующий на правах комиссии при СНК, возглавляемой председателем СНК.
Для руководства всеми вооруженными силами страны в 2 сентября 1918 г. Постановлением ВЦИК был образован Революционный Военный Совет Республики (РВСР)50, который для координации действиями армиями и флотами сформировал реввоенсоветы и назначил командующих ими. Использование старых военных кадров и привлечение в Красную Армию широких масс населения ставил вопрос о необходимости контроля за их деятельностью и политического руководства ими. Для решения этих задач весной 1918 г. был введен институт военных комиссаров51.
Наряду с местными советами создавались и функционировали революционные комитеты (ревкомы) для организации обороны и поддержания Советской власти. Существовало три вида революционных комитетов:
-
революционный комитет местности, освобожденной от неприятеля, образованный решением Реввоенсовета;
-
революционный комитет прифронтовой полосы, исполняющий функции исполкомов Советов;
-
революционный комитет тыла, действующий совместно с исполкомами местных советов.
Как чрезвычайным органам, действующим временно, им принадлежала вся полнота власти на местах.
В октябре 1918 г. усиливается роль ВЧК и ее местных органов, а также их взаимосвязь с революционными трибуналами, о чем говорилось ранее.
12 апреля 1919 г. ВЦИК РСФСР принял Положение о революционных трибуналах, определившее организацию и порядок деятельности всех революционных трибуналов. Революционные трибуналы учреждались во всех губернских городах Республики, по одному на губернию с целью «рассмотрения дел о контрреволюционных всяких иных деяниях, идущих против всех завоеваний Октябрьской революции и направленных к ослаблению силы и авторитета Советской власти». Революционные трибуналы состояли из председателя суда и двух членов, избираемых местными Советами или их исполкомами из числа ответственных политических работников. Следственные действия и судебный процесс проходил в ускоренном порядке, что не создавало условий для всестороннего и глубокого рассмотрения дел. По своим полномочиям, организации, формам процессуальной деятельности революционные трибуналы преобразовались в чрезвычайные специальные судебные органы. Параллельно с революционными трибуналами действовали революционные военные трибуналы и революционные военные железнодорожные трибуналы.
Согласно Положению о народном суде РСФСР от 30 ноября 1918 г. на всей территории республики был учрежден единый народный суд, рассматривавший уголовные дела в составе постоянного народного судьи и двух или шести (в зависимости от категории дела) народных заседателей. К компетенции народного суда были отнесены все гражданские и уголовные дела, за исключением дел о контрреволюционных деяниях и выступлениях, дискредитации Советской власти и шпионаже, рассматривавшихся революционным трибуналом.
Система органов охраны общественного порядка начала возникать еще до Октябрьских событий в виде рабочей милиции, входящей в структуру Петроградского ВРК. В октябре 1918 г. НКВД и Наркомюст по поручению СНК издает Инструкцию об организации советской рабоче-крестьянской милиции. Центральным органом управления стало ее Главное управление, в составе НКВД РСФСР. Органы милиции на местах строились на основе двойного подчинения – местным Советам и вышестоящему органу милиции. К 1920 г. система милицейских органов сложилась окончательно; руководство ей осуществлял НКВД. Основными обязанностями милиции были охрана правопорядка, соблюдение закона всеми гражданами, а также проведение розыска и дознания по уголовным преступлениями и содействие исполнению судебных приговоров.
9 апреля 1919 г. ВЦИК принял Декрет «О государственном контроле»52. В соответствии с Декретом ВЦИК от 8 февраля 1920 г. государственный контроль реорганизовывался в Рабоче-крестьянскую инспекцию (РКИ), которая должна была действовать на основе Декрета ВЦИК от 9 апреля 1919 г.. РКИ осуществляла контроль за работой государственного аппарата, надзор за соблюдением революционной законности в управлении и имела право вносить конструктивные предложения по совершенствованию государственного аппарата.
- § 1. Образование Древнерусского государства
- § 2. Государственное устройство Древней Руси
- 3.1. Источники права Древней Руси
- 3.2. Уголовное право Древней Руси
- 3.3. Гражданское право Древней Руси
- 3.4. Судебный процесс в Древней Руси
- Тема 2. Государство и право удельной Руси
- § 1. Предпосылки политической раздробленности на Руси1
- § 2. Политическое устройство русских земель в удельный период
- § 3. Правовое развитие Удельной Руси
- Тема 3. Гоcударство и право советского периода
- § 1. Октябрьский государственный переворот
- § 2. Военно-революционный комитет
- § 3. II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов: формирование высших органов власти и управления
- § 4. Совет Народных Комиссаров
- § 5. Первые декреты Советской власти
- § 6. Всероссийская чрезвычайная комиссия (вчк)
- § 7. Учредительное собрание
- § 8. Третий съезд Советов и «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа»
- § 9. Становление советской власти на местах
- § 10. Изменение формы государственного устройства: распад империи и возникновение новых независимых республик, создание Российской Федерации
- § 11. Конституция рсфср 1918 г.
- § 12. Создание основ советского права
- § 13. Учреждение новой системы судоустройства и судопроизводства
- § 14. Эволюция советского государства и права в годы Гражданской войны
- § 15. Милитаризация государственного аппарата
- § 16. Политика «военного коммунизма»
- 17. Эволюция права в период Гражданской войны
- § 18. Развитие Советского государства и права в период нэПа. Перестройка государственно аппарата в условиях послевоенного мира и введения «новой экономической политики»
- § 19. Взаимоотношения советских республик в 1921–1922 гг.
- 20. Методы партийного руководства в области национально-государственного строительства
- § 21. Конституция ссср 1924 г. Декларация и договор об образовании ссср
- § 22. Кодификация российского законодательства в 1922-1924 гг.
- § 23. Создание Основ общесоюзного законодательства
- § 24. Деспотические черты советской государственности: установление режима личной власти партийного вождя и насаждение культа личности
- § 25. Отступление от принципов нэПа
- § 26. Переход к административно-командной системе регулирования экономики в условиях индустриализации и сплошной коллективизации сельского хозяйства
- § 27. Колхозное право
- § 28. Политика террора и механизм его осуществления
- § 29. Конституция ссср 1936 г.
- Глава XI Конституции была посвящена избирательной системе ссср. Она закрепила всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании.
- § 30. Советское государство и право в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.)
- § 31. Государственный Комитет Обороны. Ставка Верховного главнокомандования
- § 32. Милитаризация государственного аппарата
- § 33. Особенности правового регулирования в годы Великой Отечественной войны
- § 34. Частичная либерализация политического режима после смерти и. В. Сталина («оттепель»)
- § 35. Государственные преобразования н. С. Хрущева
- § 36. Реформы отраслевой и территориальной системы управления в 1950-1960 гг.
- § 37. Экономические реформы 1965-1983 гг.
- § 38. Кодификация и развитие советского права
- § 39. Основы гражданского законодательства Союза сср и союзных республик 1961 г.
- § 40. Основы уголовного законодательства Союза сср и союзных республик 1958 г.
- § 41. Основы уголовного судопроизводства Союза сср и союзных республик 1958 г.
- § 42. Основы гражданского судопроизводства Союза ссср и союзных республик 1961 г.
- § 43. Основы законодательства ссср и союзных республик о труде 1970 г.
- § 44. Основы законодательства ссср и союзных республик о браке и семье 1968 г.
- § 45. Подготовка, принятие и основные особенности Конституции ссср 1977 г.
- Раздел VIII определяет герб, флаг, гимн и столицу ссср. При этом порядок утверждения Государственного гимна устанавливается впервые.
- § 46. Развитие советского государственного аппарата в период «перестройки». Государственные реформы м. С. Горбачева
- Тема 4. Государство и право Российской Империи
- § 1. Особенности имперской государственности в России
- § 2. Право Российской Империи
- § 3. Развитие основных отраслей права в имперский период
- § 4. Семейное и наследственное право
- § 5. Уголовное право
- § 6. Суд и процесс в Российской Империи
- Тема 5. Московское царство: государственно-правовое развитие
- § 1. Государственность Московской Руси
- § 2. Право Московского государства. Источники права Московской Руси
- § 3. Развитие основных отраслей права в московский период. Гражданское и семейное право
- § 4. Уголовное право
- § 5. Гражданский и уголовный процесс