logo
История отечественного права и государства УМК

§ 22. Кодификация российского законодательства в 1922-1924 гг.

Для дальнейшего укрепления Советской власти нужно было реформирование не только государственного аппарата, но и законодательства. Основной источник права – «революционное правосознание» – уже не отвечал требованиям проводимой властью экономической политики. Для восполнения пробелов в праве нужно было установить во всех областях жизни строгие начала революционной законности. Об этом говорилось в постановлении IX Всероссийского съезда Советов и в решении XI конференции РКП (б). В соответствии с указанием партии развернулись работы по кодификации важнейших отраслей советского законодательства. Работа над Гражданским, Уголовным, Уголовно-процессуальным и Гражданско-процессуальным кодексами РСФСР велась в Наркомате юстиции, Земельный и Лесной кодексы разрабатывались в Наркомате земледелия, Кодекс законов о труде – в Наркомате труда. Общее руководство осуществлял СНК. За необычайно короткий срок была проведена кодификация. Были приняты и вступили в действие Уголовный, Гражданский, Земельный, Гражданско-процессуальный, Уголовно-процессуальный кодексы и Кодекс законов о труде.

Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. содержал нормы определительные, декларативные, истолковательные и организационные. Это давало возможность судьям толковать закон довольно свободно. ГК РСФСР исходил из наличия многоукладной экономики, проведения НЭПа, товарно-денежных отношений, хотя и отдавал предпочтение социалистическому укладу, выполнял задачу преимущественного развития социалистических отношений на базе государственной собственности на средства производства.

ГК состоял из четырех разделов: общая часть, вещное право, обязательственное право, наследственное право. ГК был одним из самых больших кодексов не только по количеству статей (435), но и по кругу регулируемых отношений. Кодексом предусматривалась следующие виды собственности – государственная, кооперативная и частная. Кодекс стимулировал развитие первых двух (неограниченное право истребования, неограниченная исковая давность, презумпция государственной собственности и др.) и ограничивал частную собственность61.  <QUEST4< FONT>Право собственности определялось как право владения, пользования и распоряжения имуществом, но только в установленных законом пределах. Ограничениями прав собственности были реквизиция и конфискация.

Законодатель различал две категории субъектов гражданско-правовых отношений: правоспособных граждан и юридические лица.

ГК устанавливал равенство в гражданских правоотношениях независимо от пола, вероисповедания, национальности, социального происхождения. Права физических лиц охранялись лишь в случае признания их государством и соответствия его интересам. Государство имело исключительное право расторгать все виды сделок, если находило, что они противоречат его интересам. Конкретизировалось понятие «сделка», под которой понимались действия, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских правоотношений.

Кодексом также были определены порядок, условия и формы заключения договорных обязательств и последствия их нарушения. Одной из особенностей обязательственного права явилось применение статей Уголовного кодекса в качестве санкций за нарушение ГК.

Обязательственное право регулировало систему договорных обязательств (договоры имущественного найма, купли-продажи, мены, займа, подряда, товарищества, страхования); прядок создания товариществ (полных товариществ, товариществ на вере, товариществ с ограниченной ответственностью); порядок, условия, формы заключения договоров, их сроки и последствия договорных обязательств.

ГК РСФСР ввел понятие концессии как разрешения, особого исключения из общего порядка. Договор возлагал на концессионера ряд обязанностей: вложение в предприятие определенного капитала, поддержка предприятия на современном техническом уровне. Договор предусматривал преимущественную продажу продукции государству по обусловленным ценам. Близким по характеру к договору концессии был арендный договор на государственные промышленные предприятия. ГК предусматривал ответственность арендатора государственного имущества за его расточение.

ГК установил право наследования как по закону, так и по завещанию. Наследственное право было ограничено суммой оценки наследства не более 10 тыс. руб. Вводился прогрессивный налог на наследуемое имущество, оцениваемое в размерах свыше 1 тыс. руб. Законными наследниками признавались супруг, нисходящие прямые родственники, нетрудоспособные и неимущие лица, находившиеся на иждивении умершего.62 Допускалось возложение завещанием на наследника исполнения определенных обязанностей. Наследование по закону осуществлялось равными долями из наследственного имущества. Срок принятия наследства устанавливался в 6 месяцев со дня открытия. Если имущество не принималось, то оно объявлялось выморочным и переходило к государству.

Земельный кодекс РСФСР 1922 г. подтвердил, что право частной собственности на землю, недра, воды и леса в пределах РСФСР «отменено навсегда». Право пользования землей из единого государственного земельного фонда предоставлялось трудовым земледельцам и их объединениям, городским поселениям, государственным учреждениям и предприятиям. Землю крестьяне получали в бессрочное пользование. Допускались различные формы землепользования: общинный, участковый и товарищеский. Покупка, продажа, завещание, дарение, залог земли запрещались, а нарушители подвергались уголовным наказаниям. Сдача земли в аренду разрешалась на срок не более одного севооборота. Никто не мог получить по договору аренды в свое пользование земли больше того количеств, какое он в состоянии обработать. Использование наемного труда допускалось, если все трудоспособные члены хозяйства, имеющиеся в наличии, наравне с наемными рабочими принимают участие в работе хозяйства. Субаренда законом запрещалась. Образующиеся коллективные хозяйства имели право требовать у сельского общества компактного выделения им земли и сохранения устойчивых границ этого землевладения.

Вполне закономерным явлением новой экономической политики стало принятие нового Кодекса законов о труде РСФСР 1922 г. В отличие от политики «военного коммунизма» новый КЗоТ провозгласил договорной принцип привлечения к труду и тем самым стал проявлением перехода государства к новой политике в регулировании экономических отношений. От методов принуждения в регулировании трудовых отношений государство переходит к методам свободного найма рабочей силы с заключением добровольного трудового договора. Трудовой договор заключался как при наличии коллективного договора, так и без него. В Кодексе 1922 г. появились положения о коллективных договорах. В условиях безработицы была отменена всеобщая трудовая повинность, вводится облегченный порядок при переходе с одного предприятия на другое. Размер вознаграждения за труд не мог быть меньше обязательного минимума оплаты. В отличие от КЗоТ РСФСР 1918 г., предусматривавшего порядок государственного социального обеспечения (из централизованного страхового фонда), новый КЗоТ РСФСР 1922 г. вводил порядок социального страхования на предприятиях, в учреждениях, хозяйствах и для частных лиц. Социальное страхование охватило все виды выплат (по болезни, беременности, инвалидности и т. д.), которые осуществлялись из денежных средств данного предприятия или лица (нанимателя).

Уголовный кодекс РСФСР 1922 г. состоял из Общей и Особенной частей. В Общей части были сформулированы задачи и принципы советского уголовного права, определены его основные институты и понятия. Особенная часть содержала нормы о конкретных преступлениях и наказании за них. Общая часть состояла из 5 разделов:

  1. Пределы действия Уголовного кодекса.

  2. Общие начала применения наказания.

  3. Определение меры наказания.

  4. Роды и виды наказаний и других мер социальной защиты.

  5. Порядок отбывания наказаний.

Под преступлением Кодекс понимал «всякое общественно опасное действие или бездействие, угрожающее основам советского строя и правопорядку, установленному рабоче-крестьянской властью на переходный к коммунистическому строю период времени». Уголовная ответственность наступала с 14 лет. Преступными в соответствии с законом считались только виновные действия, то есть умышленные и неосторожные. К смягчающим обстоятельствам относились преступления, совершенные вследствие угроз и принуждения. Кодекс включил норму о крайней необходимости, сохранил определение оконченного преступления и дал четкое определение оконченного и неоконченного покушения. При добровольном отказе от преступления лицо от уголовной ответственности освобождалось.

Преступления были разделены на 2 категории:

Целью наказания было предупреждение новых правонарушений, приспособление нарушителя к условиям общежития, лишение преступника возможности совершать новые преступления. При отсутствии в Кодексе прямых указаний на отдельные виды преступлений наказания применялись согласно статьям УК, предусматривающим «наиболее сходные по важности и роду преступления», то есть использовался принцип аналогии. Система наказания варьировалась от общественного порицания до изгнания из пределов РСФСР. По делам, находившимся в производстве у ревтрибуналов, в качестве исключительной меры применялся расстрел. Расстрел объявлялся высшей мерой наказания, имеющей временный характер, и не включался в общий перечень наказаний. После принятия УК ОГПУ было предоставлено право применять наказание не только к лицам, совершившим преступления, но и просто признанным социально опасными.

Кроме перечисленных в Общей части УК наказаний судом могли применяться меры социальной защиты: удаление из определенной местности и воспрещение занимать определенные должности. В соответствии с УК уголовный закон имел обратную силу.

Особенная часть УК состояла из 8 глав:

  1. Государственные преступления (контрреволюционные преступления и преступления против порядка управления).

  2. Должностные (служебные) преступления.

  3. Нарушение правил отделения церкви от государства.

  4. Хозяйственные преступления.

  5. Преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности.

  6. Имущественные преступления.

  7. Воинские преступления.

  8. Нарушение правил, охраняющих общественную безопасность и публичный порядок.

При сравнении системы преступлений с той, которая существовала в дореволюционной России, можно увидеть сходство.

УК РСФСР ввел понятие воинского преступления, определив круг его субъектов военнослужащими, служащими Вооруженных Сил, лицами, подлежащими призыву на военную службу. Совершение преступления в военное время относилось к отягчающим обстоятельствам, а в боевой обстановке к особо отягчающим.

В УК были предусмотрены меры, направленные на борьбу с незаконным частным предпринимательством. УК выделял группу преступлений, направленных против социальных устоев, установленных властью. Для таких преступлений закон установил твердый минимум наказаний. УК вводил также понятие «экономическая контрреволюция». До 1921 г. почти всякая форма частной торговли определялась как спекуляция. По Декрету СНК (июль 1921 г.) признаком спекуляции стали сговор с целью повышения цен, злостный невыпуск товаров на рынок и скупка-сбыт запрещенных к продаже товаров. Из прежнего понятия спекуляции выделились новые составы: контрабанда, нарушение торговых монополий, фальсификация товаров, ростовщичество. Судебная практика давала довольно широкое толкование УК (о должностных преступлениях). В число субъектов этих преступлений включались не только должностные лица, но и частные лица («нэпманы») в качестве соучастников. Судебная практика зафиксировала несколько форм уклонения от налогов: по сговору, сокрытие источников доходов под чужой вывеской и за подставным лицом, путем использования двойной бухгалтерии, в форме организации лжекооператива.

Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1922 г. закреплял принципы производства по уголовным делам: публичность и гласность, за исключением дел, содержащих военную, дипломатическую или государственную тайну или сведения об интимной стороне жизни граждан. По делам с участием прокурора требовалось обязательное участие защиты. Суд не был ограничен никакими формальными доказательствами, и от него зависело, по обстоятельствам дела допускать или нет те или иные доказательства. При вынесении приговора все вопросы решались простым большинством. Кодекс подробно определял порядок дознания и следствия.

Согласно Гражданско-процессуальному кодексу РСФСР 1923 г. процесс основывался на началах гласности и публичности с делопроизводством на языке большинства населения данного района. Суд должен был стремиться к выяснению всех обстоятельств дела и не ограничиваться доказательствами, представленными сторонами. Суд приступал к рассмотрению дела лишь по заявлению заинтересованной в том стороны. Прокурор был вправе начать дело, а также вступить в него в любой стадии процесса. Стороны по ходу процесса могли изменять основание иска, увеличивать или уменьшать свои исковые требования. Стороны могли вести дело в суде лично или через своих законных представителей. От суда зависело признание необходимым участие прокурора, в таком случае его участие являлось обязательным.

И в уголовном, и в гражданском процессе действовал только кассационный порядок пересмотра судебных решений.