logo
История отечественного права и государства УМК

§ 1. Особенности имперской государственности в России

Форма правления. Россия была провозглашена Империей в 1721 году. Тем не менее в науке начало имперского периода принято относить к концу XVII века, когда царь Петр Алексеевич стал единодержавным правителем страны (1696 г.).

<QUEST1< FONT>С преобразованием Московского царства в Империю принято связывать наступление для России периода абсолютной монархии. Однако если в предшествующую эпоху русский государь обладал широкими внеправовыми (надзаконными) полномочиями и его волеизъявление законодательно ничем не ограничивалось, то в Российской Империи закон формально стоит выше произвола монарха. Император был должен неукоснительно соблюдать законы, изданные им или его предшественниками, а чтобы сделать что-то не предусмотренное законами или им противоречащее, ему надлежало изменить действующее законодательство, издав новый нормативно-правовой акт.

В Московской Руси власть монарха формально не ограничивалась другими органами государства. Ни Боярская Дума, ни Земские Соборы официально никоим образом не связывали царствующего государя: они могли реально властвовать, вынося самостоятельные решения, лишь в краткие периоды междуцарствия или слабости монарха. Напротив, в Российской Империи в отдельные периоды монарх даже не был единственным законодателем. Например, в 1711-1722 годах законодательными полномочиями обладал Правительствующий Сенат, который не только имел право издавать новые узаконения, но мог приостанавливать или отменять императорские указы. Сенат также издавал законы и в царствование Елизаветы Петровны. Законодательными полномочиями наделялись Верховный Тайный Совет (1726-1730гг.) и Кабинет Министров (1731-1741гг.). Указы последнего, подписанные тремя кабинет-министрами, с 1735 года по юридической силе официально приравнивались к императорским указам.

Начиная с XVIII столетия российские монархи постепенно самоустраняются от осуществления высших судебных полномочий. В XIX веке реализация высших судебных полномочий почти целиком сосредоточивается в Правительствующем Сенате. Хотя Император номинально оставался главой судебной системы, он реально осуществлял лишь помилование и амнистию, а также имел право изъятия из подсудности.

После реформ 1905-1906 годов начинается трансформация формы правления Российской Империи в направлении конституционной (дуалистической) монархии. Согласно новой редакции Основных государственных законов от 23 апреля (6 мая) 1906 года законодательную власть должны были осуществлять три органа: Император, Государственный Совет и Государственная Дума. При этом сохраненный в законодательстве термин «самодержавие», ранее считавшийся синонимом «абсолютизма», русские юристы отныне начинают трактовать как обозначение государственного суверенитета России.

В XVIII—начале XX века Россия по форме государственного устройства продолжала оставаться империей: политико-правовой статус отдельных регионов страны — прежде всего ее западных, юго-восточных и дальневосточных окраин — отличался изрядным своеобразием.

Области расселения казаков (Запорожского, Донского и других казачьих войск) обладали значительным своеобразием в управлении на протяжении всего имперского периода.

На особом положении со времени их включения в состав России при Петре I находились Остзейские (прибалтийские) губернии. Их жители в целом имели более привилегированный статус, нежели основное население великорусских областей. Например, верховная власть признала право рыцарей и горожан Лифляндии и Эстляндии на сословное самоуправление еще в 1710 и 1712 годах, тогда как подавляющей части российских дворян и мещан даровала его лишь в последней четверти XVIII века. В Остзейском крае почти на полвека раньше, чем в остальной части Империи, было отменено крепостное право (при Александре I).

Часть Польши, входившая в состав Российской Империи под названием Царства Польского, всегда обладала особым статусом. Александр I даже даровал своим польским подданным октроированную (пожалованную) конституцию — Хартию государственных установлений. Таким образом, в силу унии двух престолов в 1815-1830 годах российский император являлся конституционным монархом одного из своих владений. Впрочем, после подавления польского восстания 1830—1831 годов Николай I лишил Польшу конституции, не ликвидировав, однако, своеобразия в управлении данным регионом.

На финских землях, окончательно отвоеванных Россией у Швеции в 1809 году, по воле Александра I также было создано обособленное государственно-территориальное образование — Великое княжество Финляндское. Оно изначально пользовалось широкой автономией в сфере законодательства и управления, а с 1863 года благодаря регулярному созыву российскими императорами законодательных Сеймов фактически превращается в дуалистическую монархию.

Не меньшим своеобразием и учетом местных особенностей отличалась организация управления многими другими регионами, такими как Закавказье, Туркестан, Сибирь и Дальний Восток. В составе Империи существовали также самостоятельные государства, которые признали себя вассалами России или приняли ее протекторат, например, Бухарский эмират и Хивинское ханство.

Систему высших органов государственной власти Российской Империи возглавлял монарх, имевший пышную титулатуру, центральным элементом которой был титул Императора Всероссийского. Государю принадлежали высшие полномочия в сфере законодательной, исполнительной и судебной власти. Все без исключения остальные государственные органы находились в его подчинении.

Центральными органами отраслевого управления в Российской Империи в XVIII веке стали коллегии. В отличие от приказов московского периода, коллегии образовывались строго по функционально-отраслевому признаку и имели единообразную структуру; в них существовала коллективная форма принятия решений.

В начале XIX столетия коллегии заменяются министерствами, основанными на принципах единоначалия и персональной ответственности министра за деятельность ведомства.

В связи с упразднением института патриаршества для руководства Русской православной церковью Петр I в 1721 году учредил особую коллегию — Святейший Синод, назначаемую монархом. Таким образом, Церковь была окончательно поставлена под контроль светской власти, и Император стал ее номинальным главой.

<QUEST2< FONT>Функции межведомственной координации и контрольно-ревизионные функции на протяжении всего периода Империи в той или иной степени осуществлялись Правительствующим Сенатом (1711-1917 гг.). В разное время эти полномочия также реализовывали: Верховный Тайный Совет; Кабинет Министров; Конференция при Высочайшем Дворе (1756-1761 гг.); Совет при Высочайшем Дворе (1768-1801 гг.); Непременный Совет (1801-1809 гг.); Комитет Министров (1802-1906 гг.); Собственная Его Императорского Величества канцелярия (особенно в царствование Николая I); и, наконец, Совет Министров (1861-1917 гг.). Все перечисленные органы осуществляли также и законосовещательную функцию.

В качестве специализированного законосовещательного учреждения в 1810 году был создан Государственный Совет. Аналогичная роль сугубо законосовещательного собрания отводилась и Государственной Думе, учрежденной законами от 6 (19) августа 1905 года. Однако в этом качестве она никогда не действовала, поскольку в ходе Первой русской революции Государственная Дума и Государственный Совет осенью 1905 — весной 1906 года были преобразованы в законодательные учреждения (палаты).