logo
История отечественного права и государства УМК

§ 13. Учреждение новой системы судоустройства и судопроизводства

Становление советского процессуального права было связано с ликвидацией прежнего гражданского и уголовно-процессуального права и созданием советских судебных органов. Специальных процессуальных актов в это время не издавалось, но процессуальные нормы содержались в тех декретах, постановлениях и инструкциях, которыми проводилась реорганизация судебной и следственной системы.

Судопроизводство осуществлялось по следующим принципам:

Приговоры и решения местных судов считались окончательными и не подлежали обжалованию в апелляционном порядке. Для рассмотрения жалоб на решения местных судов созывались уездные, а в столицах – столичные съезды местных судей.

Приговор по уголовным делам в окружных судах выносился совместно с народными заседателями и председательствующим судьей.

Суды не были стеснены никакими формальными соображениями в отношении доказательств и срока исковой давности. Суд кассационной инстанции имел право отменить решение не только по процессуальным нарушениям, но и в случае, если считал, что обжалуемое решение явно несправедливо.

Предварительное следствие по уголовным делам возлагалось на местных судей единолично, причем их постановления о личном задержании и предании суду должны были подтверждаться постановлением всего местного суда.

По инструкции НКЮ от 19 декабря 1917 г. предварительное следствие по делам о мародерстве, хищениях, саботаже и прочих злоупотреблений торговцев, промышленников, чиновников и прочих лиц производилось особыми следственными комиссиями, которые образовывались при Советах, в составе 3 человек, также были образованы коллегии правозаступников.

В последующем в развитие судебных декретов был принят ряд положений об организации и деятельности местных народных судов, о революционных трибуналах. Так, в постановлении Наркомюста от 23 июля 1918 г. «Об организации и действии местных народных судов»44, в «основных положениях судопроизводства» на постоянных местных народных судей единолично были возложены не только организация деятельности местных народных судов, но и следствие по уголовным делам, подсудным местному народному суду. По более сложным уголовным делам, подсудным местному народному суду, допускалось предварительное следствие, производство которого возлагалось на следственные комиссии, учрежденные по Декрету о суде № 2. Вопрос о направлении дела решался окончательно местным народным судом.

Первое Положение о народном суде РСФСР было утверждено Декретом ВЦИК от 30 ноября 1918 г.45. Устраняя прежнюю судебную систему, Положение регламентировало вопросы учреждения единого районного суда, к подсудности которого были отнесены все гражданские и уголовные дела, за исключением дел о контрреволюционных и иных наиболее опасных для Советской власти преступлениях.

Последующее Положение о народном суде РСФСР ВЦИК утвердил Декретом 21 октября 1920 г.46. В соответствии с новым Положением судьи, избранные уездными и городскими советами, утверждались в должности вышестоящими исполкомами. Коллегиальный порядок ведения следствия упразднялся. Народные следователи учреждались при городских и уездных советах, а по важнейшим делам – при губернских советах юстиции и Наркомюсте. Коллегии защитников и обвинителей были ликвидированы. Для осуществления их функций привлекались лица из числа соответствующих специалистов, списки которых имелись в местных исполкомах.

18 марта 1920 г. ВЦИК, в целях «объединения деятельности органов по борьбе с преступными деяниями, направленными против рабоче-крестьянской власти и установленного революционного порядка и достижения единства в применении мер репрессии», издал Положение о революционных трибуналах47, в котором была уточнена их подсудность (контрреволюционные преступления, должностные преступления, дела о крупной спекуляции, дезертирство). Члены ревтрибуналов стали избираться сроком на три месяца, при этом один из них должен был являться представителем коллегии губернской ЧК. Предварительное следствие стало возлагаться на ЧК. Особенностью процесса создания новых судебных органов в первый период было «широкое местное правотворчество». Оно объяснялось высокой творческой активностью населения, вовлеченного в общественную жизнь революцией, отсутствием юридического опыта, а также медленным поступлением нормативных актов из центра. Лишь Конституция РСФСР 1918 г. отнесла вопросы судоустройства к ведению Всероссийского съезда Советов и ВЦИК.