logo
История отечественного права и государства УМК

§ 1. Государственность Московской Руси

Процесс преодоления политической раздробленности на Руси имел существенные особенности по сравнению с государствами Западной Европы.

В 1480 году после «стояния на Угре» русские земли, объединившиеся вокруг Москвы, окончательно порвали более чем двухвековую вассальную связь с Ордой. Таким образом, было устранено решающее препятствие для возникновения независимого Русского (Московского) государства.

<QUEST1< FONT>В собирании русских земель особую идеологическую роль сыграла Православная церковь. Оказавшись к XV веке в состоянии внешней изоляции, перед лицом экспансии католицизма с запада и ислама с востока, Русская православная церковь приложила все усилия, чтобы преодолеть политическую разобщенность территорий, находящихся под ее юрисдикцией. Активное содействие, оказанное национальной Церковью в создании Московского государства, предопределило то место, которое она занимала в нем вплоть до конца XVII столетия: власть церковного главы (митрополита, с 1589 года — патриарха) считалась равновеликой власти монаршей.

Напротив, экономическое развитие и политическое значение городов Руси (в отличие от западноевропейских) было недостаточным для того, чтобы они сыграли сколько-нибудь видную роль в «собирании» государства.

Однако если в деле объединения страны великокняжеская власть не имела стольких союзников, как короли на Западе, ей не пришлось столкнуться и со столь ожесточенным сопротивлением внутренней оппозиции.

Отсутствие на Руси майората привело к тому, что из поколения в поколение происходило дробления вотчин. В результате к XV веку крупные феодалы — бояре фактически исчезают с исторической сцены, а на смену им приходят их многочисленные обедневшие потомки — дети боярские (аналог западноевропейского рыцарства), к которым со временем примыкают выходцы из менее привилегированных в прошлом слоев. Эти средние и мелкие феодалы, обязанные государю службой и получающие за нее жалованье в виде условного поместного землевладения, в Московском государстве поголовно включаются в войско (феодальное ополчение) и чиновничий аппарат. Иными словами, отношения между князем и боярами, основанные на договорных началах сюзеренитета-вассалитета, сменяются отношениями подданства монарху всех слоев населения, в том числе и класса феодалов.

Таким образом, к концу удельного периода на Руси не имелось влиятельных социальных слоев, которые, будучи объективно незаинтересованными в ее объединении, могли бы оказать существенное сопротивление великокняжеской власти. Если не учитывать династические конфликты, то в основном борьба велась лишь между великими князьями за право возглавить объединительный процесс.

<QUEST2< FONT>В Московском государстве монаршая власть изначально проявила сильную тенденцию к абсолютизации и черпала свой жесткий деспотический характер в традициях Византии и Орды. Она обозначалась понятием «самодержавие», которое, в свою очередь, являлось переводом греко-византийского термина «автократия». С 1547 года московские государи официально приняли царский титул. Русское слово «царь» этимологически восходит к имени Гая Юлия Цезаря, которое еще в Римской империи стало нарицательным и использовалось для обозначения носителей высшей власти. Иван IV и его преемники вплоть до Петра Великого рассматривали царский титул как аналог императорского.

В конце XV—первой трети XVI веков формируется Боярская Дума. Формально она являлась высшим законосовещательным и исполнительно-распорядительным органом при государе. Однако фактически во время малолетства или слабости монарха Дума обычно брала в свои руки все бразды правления, а в периоды междуцарствия временно становилась высшим органом государства, наделенным законодательными полномочиями, превращаясь, таким образом, в коллегиального регента.

В состав Думы входили по «должности» два высших государственных чина — бояре и окольничие, а по назначению монарха также лица, имевшие более низкий чин, — думные дворяне. Следует обратить внимание, что в московский период слово «боярин» меняет свое значение: боярство становится государственным чином, жалуемым монархом за заслуги и не передаваемым по наследству.

С середины XVI до второй половины XVI века в Московском государстве периодически созывался представительный орган — Земский Собор. С этим связаны определенные изменения в форме правления. Поэтому в научной литературе московский период отечественной государственности принято называть сословно-представительной монархией (по аналогии с западноевропейской моделью развития). В странах Западной Европы сословно-представительная монархия утвердилась в результате политического компромисса между социальными слоями, сотрудничающими и противоборствующими в процессе создания единого государства. На Руси сложилась иная расстановка социальных сил, да и основные сословия окончательно оформились лишь в XVIII столетии. Поэтому этап «сословного представительства» имел в нашем Отечестве слабовыраженный, «сглаженный» характер, а Земские Соборы лишь с очень большой долей условности можно назвать органами сословного представительства.

Соборы XVI и XVII веков сильно отличаются по составу. В XVI веке Земские Соборы формировались преимущественно по должностному принципу и только отчасти, возможно, по назначению государя. Участниками Соборов в этот период являлись высшие сановники (члены Боярской Думы), верхушка чиновничьего государственного аппарата (дворяне московские, которые не имели в момент проведения Собора других поручений и поэтому находились в столице), а также высшие иерархи Русской православной церкви.

Задача участников Соборов сводилась к единогласному одобрению продиктованных им сверху решений. Царь созывал Собор, когда хотел создать видимость «всенародного» признания особо важных, но непопулярных решений и разделить ответственность с наиболее влиятельными в государстве лицами.

В XVII столетии к участию в Соборах привлекается выборный элемент — представители уездных детей боярских и верхушки посадского населения некоторых российских городов, а участникам предоставили право высказывать некоторые пожелания и рекомендации при обсуждении вопросов, внесенных правительством. Но реально решения по-прежнему принимались высшими чиновниками государства. В «верхней палате» Собора под председательством царя заседали члены Боярской Думы и Освященного Собора (епископат, архиереи Русской православной церкви). Принятые ими решения затем подписывались всеми участниками Собора.

По форме государственного устройства Московское царство являлось империей. Огромные размеры царства при относительно низком уровне развития средств транспорта и связи приводили к тому, что органы власти и управления его отдельных составных частей (например, Сибири) зачастую мало соприкасались с верховной властью.

В центральных областях страны полное преодоление политической децентрализации выразилось в окончательной ликвидации уделов к концу XVI века. В процессе централизации государства дворцово-вотчинная система управления в XVI столетии сменяется приказной. В Москве возникают новые центральные органы управления отдельными отраслями и территориями — приказы. К последним следует относить и так называемые Чети (Четверти), являвшиеся разновидностью областных (территориальных) приказов.

Приказ размещался в приказной избе, его глава именовался приказным судьей и имел высокий государственный чин — боярина, окольничего или иной. В столице в распоряжении приказного судьи находился штат профессиональных канцеляристов — дьяков, подьячих и писцов, а на местах приказ имел своих представителей.

В приказах и четях сосредоточилась основная практическая деятельность по управлению государством на центральном уровне. В них существовало упорядоченное письменное делопроизводство. Они являлись судебными органами для своих чиновников и в сфере своей подведомственности. Общий контроль над приказами осуществляла Боярская дума