logo
История отечественного права и государства УМК

§ 2. Право Российской Империи

Источники права Российской Империи

Реформаторская деятельность Петра I затронула все важнейшие сферы общественной жизни России и, в частности, на столетия предопределила главнейшие направления развития правовой системы страны.

При Петре Великом Россия вступила в континентальную, или романо-германскую, правовую семью: закон стал не только главенствующим, но и основным по распространенности источником права, а правовой обычай, судебный прецедент оказались вытесненными на периферию правовой сферы. В 1722 году судьям было запрещено произвольно толковать законы. Их задача ограничивалась лишь реализацией воли законодателя, зафиксированной в тексте законодательного акта. Это стимулировало совершенствование юридической техники, законы стали яснее, их пытались писать более доступным языком. Одновременно в XVIII веке наблюдается усложнение структуры законодательного акта за счет «толкований» — поясняющих дополнений к статьям закона.

С 1714 года важнейшие законодательные акты подлежали обязательному опубликованию в печатном виде. В XIX веке стали печататься все законы. Обязанность хранить и публиковать закон была возложена на Правительствующий Сенат. В XVIII столетии появились новые формы законодательных актов: инструкции, манифесты, наказы, регламенты, уставы и т. д. В XIX веке этот перечень пополнился Высочайше утвержденными мнениями Государственного Совета; всеподданнейшими докладами, удостоенными Высочайшего утверждения, и др.

Имперский законодатель XVIII века стремясь регламентировать как можно более широкий круг общественных отношений, вторгается даже в самые мелочные, бытовые сферы жизни своих подданных. Издаются законы, указывающие, кому какого фасона носить одежду, из какого сукна, сколько на ней иметь пуговиц; на скольких лошадях и как кому ездить; сколько кому слуг иметь в сопровождении; какие дома строить; когда зажигать огни в домах и когда их гасить и т. д., и т. п. В правовой жизни негласно провозглашается принцип «запрещено все, что не разрешено законом». Только со второй половины XIX века право Российской Империи получает более либеральный характер.

К наиболее важным законодательным актам первой половины XVIII века относятся: Указ о наследовании в движимых и недвижимых имуществах 1714 года (указ о единонаследии); Артикулы воинские 1715 года; Устав воинский 1716 года; Морской устав 1720 года; Генеральный регламент 1720 года; Духовный регламент 1721 года; Регламент Главного магистрата 1721 года; Табель о рангах всех чинов 1722 года; Регламент Адмиралтейства 1722 года; Устав о векселях 1729 года и др. Этими законами определялись структура, компетенция и функционирование государственных учреждений, взаимоотношения чиновников на государственной службе; регулировались товарно-денежные отношения, право собственности, землевладение и т. д.

Во второй половине XVIII века в ходе преобразований Екатерины Великой, в частности, были утверждены: Учреждение о губерниях 1775 года, Жалованная грамота дворянству и Жалованная грамота городам 1785 года. Издание этих законодательных актов завершило процесс консолидации и законодательного оформления правового статуса высшего и среднего сословий Российской Империи — дворянства и мещанства. Им были предоставлены права по сословному самоуправлению на местном уровне, установлена новая более четкая система сословных судов, просуществовавшая с незначительными изменениями вплоть до второй половины XIX века.

На протяжении всего XVIII и в начале XIX веков в Империи неоднократно предпринимались попытки кодификации. Однако работы по глобальной систематизации законодательства обрели результат лишь во второй четверти XIX века, когда повелением императора Николая I их передали в ведение Второго отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии под кураторство М.М.Сперанского.

<QUEST3< FONT>На основе Полного собрания законов Российской Империи был составлен 15-томный Свод законов Российской Империи. Государственная типография отпечатала его в 1832 году, в январе 1833 года он был утвержден Императором и с 1 января 1835 года вступил в действие. В отличие от Полного собрания Свод законов содержал только действующие нормы права, которые группировались по предметно-отраслевому принципу. Каждый том был посвящен соответствующей отрасли права или предмету законодательного регулирования. Например, том I содержал нормы о политическом устройстве государства (об императорской власти, о престолонаследии, о правах и обязанностях членов императорской фамилии, о высших органах государственной власти и управления); том II — нормы о деятельности губернских учреждений; том III — нормы о порядке прохождения гражданской службы; в томе IX определялся юридический статус представителей сословий Империи; том X содержал нормы гражданского права; том XI — нормы судебного процесса; том XV — нормы уголовного права. Отдельные структурные части томов Свода законов нередко представляли собой кодифицированные акты, а в целом его можно определить как генеральную официальную консолидацию с элементами кодификации.

Текущие изменения в законодательстве отражались в периодически издаваемых Продолжениях к каждому тому Свода законов. Дважды Свод законов обновлялся полностью (1842 и 1857 гг.). Кроме того, по мере устаревания их содержания неоднократно редактировались и переиздавались отдельные тома Свода.

Так, в 1845 году был принят новый кодифицированный уголовный закон — Уложение о наказаниях уголовных и исправительных, который вступил в действие с 1 (13) мая 1846 года. Включенное в XV том Свода законов Российской Империи издания 1845 года Уложение о наказаниях было весьма объемистым: оно состояло из 12 разделов, 81 главы, 98 отделений и 2224 статей. Установленная Уложением система наказаний отличалась чрезвычайной сложностью: она простиралась от внушения до смертной казни и подразделялась на 11 «родов» и 35 «ступеней». Кроме того, различались главные, дополнительные и заменяющие наказания. Подобная система оказалась неоправданно громоздкой, и в 1885 году Уложение о наказаниях подверглось существенной переработке и сокращению.

Наиболее ярким явлением в развитии отечественного права во второй половине XIX века стала Судебная реформа 1864 года. Она последовала за отменой крепостного права и стала важнейшим звеном в цепи предпринятых правительством Императора Александра II мероприятий, имевших целью либерализацию России. Необходимость в реформировании судебной системы осознавалась уже давно. Однако реально изменить старый суд оказалось возможным лишь после проведения в жизнь крестьянской реформы и только в результате отказа сохранения преемственности с прежним судоустройством.

В 1862 году были выработаны и утверждены Императором основные начала судебной реформы. После этого, основываясь на новейших достижениях юридической науки, спешно приступили к составлению судебных уставов. Грандиозная по своему объему работа завершилась в достаточно короткий срок. 20 ноября (2 декабря) 1864 года, для того чтобы «водворить в России суд скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных», «возвысить судебную власть» и утвердить в народе «то уважение к закону, без коего невозможно общественное благосостояние», Александр II подписал четыре закона: Учреждение судебных установлений, Устав уголовного судопроизводства, Устав гражданского судопроизводства и Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. В 1892 году эти акты, поначалу включенные в различные тома Свода законов Российской Империи, были консолидированы в его новом, XVI томе.

В результате проведения реформы 1864 года в России была создана оригинальная и самая эффективная за всю отечественную историю судебная система, функционирование которой оказало значительное влияние на дальнейшее развитие отечественной правовой и политической системы в целом.

После реформ 60-70-х годов XIX столетия особенно быстро прогрессировало торговое и коммерческое законодательство. Во второй половине XIX — начале XX века издаются или существенно обновляются Ремесленный, Торговый, Биржевой и Вексельный уставы, Устав о торговой несостоятельности, Устав о промышленности заводской и фабричной. Крупнейшей новацией в развитии отечественного права стало появление фабричного законодательства. Законы 1882, 1886, 1897 годов ограничили произвол работодателей при найме и увольнении рабочих, регламентировали систему штрафов, установили максимальный размер взысканий ('/3 заработка) и т.д. Фабричной инспекции поручалось следить за условиями труда рабочих и соблюдением установленной законом максимальной продолжительности рабочего дня (до 11,5 часов в сутки). Трудовое законодательство императорской России выработало такие нормы и институты, которые использовались и в советское время, а частью — дошли до наших дней (виды трудовых договоров, правила внутреннего распорядка, сверхурочные работы, порядок выдачи заработной платы и т. д.).

В начале XX столетия последний русский Император Николай II утвердил новый уголовный кодекс России, созданный на высоком уровне юридической техники, — Уголовное уложение 1903 года. Однако по политическим причинам до 1917 года вступили в силу лишь отдельные его главы: о государственных преступлениях, о смуте, о религиозных преступлениях, о контрабанде, о нарушении авторских прав.

Переход к новой форме правления ознаменовался изданием в 1906 году новой редакции Основных государственных законов. Этот акт стал первой общероссийской конституцией, которая фиксирует переход к наиболее примитивной форме конституционализма — дуалистической монархии. Все основные черты последней были ярко представлены в Основных законах: двухпалатный парламент ограничивал законодательные полномочия монарха, но тот располагал правом абсолютного вето и даже правом издавать нормативные указы, имеющие силу закона; Император мог распустить парламент досрочно; глава государства также сохранял полную независимость от Государственной Думы и Государственного Совета в области администрации, внешних сношений и военного командования. Первая русская конституция не знала разделения властей. Из ее одиннадцати глав пять трактовали о статусе монарха, его титуле, порядке престолонаследия и т. п. Зато это единственная в истории России конституция, содержавшая специальные главы «О вере» и «О законах». Восьмая глава Основных законов содержала 15 статей о правах и обязанностях российских подданных. Правда, 13 из них были отсылочными («условия пользования этой свободою определяются законом»), так что подлинный объем прав и свобод определялся прежним массивом законодательства, который лишь постепенно заменялся новыми актами, принимаемыми совместно Государственной Думой, Государственным Советом и Императором.