logo
История отечественного права и государства УМК

§ 36. Реформы отраслевой и территориальной системы управления в 1950-1960 гг.

В середине 50-х годов перед страной встала проблема повышения эффективности управления народным хозяйством. Привычная централизованная административно-командная система тормозила развитее промышленности. Качественные изменения в ее структуре потребовали изменения форм и методов руководства индустриальными отраслями.

В мае 1957 г. отраслевой принцип управления заменили территориальным. Отменили прежнюю отраслевую систему руководства, осуществляемую через министерства и ведомства. Вся страна была разделена на 105 экономических административных районов на базе существующего административного деления. Основной организационной формой управления стали советы народного хозяйства (совнархозы), которые руководили предприятиями и стройками расположенными на их территории. Большая часть отраслевых министерств упразднялась. Переход к территориальной системе управления преследовал несколько целей:

Однако эти цели достигнуты не были, а были обнаружены новые недостатки:

Осуществленные по инициативе «сверху» преобразования не принесли ожидаемого эффекта. Ухудшение экономического положения, непоследовательность и непродуманность преобразований в стране вели к росту оппозиционных настроений в обществе.

Одновременно возрастал культ Н. С. Хрущева. С 1958 г. он стал совмещать две должности: Первого секретаря ЦК партии и главы Правительства.

С целью предотвращения опасности волюнтаризма, углубления администрирования по всем направлениям общественно-политической жизни советского общества, возникновения нового «вождизма» Н. С. Хрущев в октябре 1964 г. был смещен со всех постов партийного и государственного руководства. Во главе руководства был поставлен Л. И. Брежнев, который приступил к осуществлению нового курса реформ общественно-политического и социально-экономического характера, но при неизменном сохранении неизменившегося общественно-политического строя.