logo search
ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

6.4. Культура в годы первой русской революции

Особенности отечественной культуры в начале ХХ века. Культура рубежа столетий и первых десятилетий XX века отразила в своем развитии сложность и противоречивость эпохи, полной острейших социальных конфликтов и политических битв, которые привнесли в общественное и художественное сознание новые черты и особенности. Вместе с тем это время духовного ренессанса, русского "серебряного века", атмосфера которого отмечена необыкновенным взлетом духовности и культуры.

Революция 1905-1907 годов и культура. Революция 1905-1907 годов внесла в общественное сознание гигантскую просветительскую струю, во многом способствовала политическому, и культурному просвещению народа. Манифест 17 октября 1905 года, даровавший ряд политических свобод, ликвидация цензуры и свобода печати несомненно привели к некоторому росту оптимистических настроений в обществе. В среде либеральной интеллигенции активизировалось обсуждение проблем развития и укрепления гражданских основ общественной жизни.      Революция не прошла бесследно для творчества многих деятелей культуры (А.Блок, А.Белый, В.Серов и др.), более четко определила идейные позиции части художественной интеллигенции. В эти годы Д.С.Мережковский писал: "То, что я передумал, а главное пережил в революционные годы 1905-1906, имело для внутреннего хода моего развития значение решающее". В 1918 г. А.Блок в письме к З.Н.Гиппиус писал, что "нас разделил уже 1905 год".      Наступившая в стране политическая реакция после поражения революции 1905-1907 годов способствовала распространению консервативно-охранительных настроений и взглядов в обществе.      В кругах художественной интеллигенции широкое распространение получили идеи "нового религиозного сознания" (богоискательство). Одним из пропагандистов "нового христианства" был Д.С.Мережковский. Истоки его взглядов лежали в философской концепции Вл.Соловьева о возможности синтеза религий, культур и победы всемирной теократии. Новое религиозное сознание основывалось на утопической идее о примате духовного, религиозного начала в нравственном обновлении человека, о том, что новая религия должна была стать главным фактором в нравственном обновлении человека. Увлечение богоискательством испытал в эти годы М. Горький.      Некоторые деятели из среды социал-демократов (А.В.Луначарский, В.А.Базаров) увлеклись богостроительством, пытаясь соединить социализм с религией. В 1908 году Луначарский выпустил книгу "Религия и социализм", в которой утверждал, что "философия Маркса есть философия религиозная" и научный социализм, воспринимаемый как религия, может обрести величайшую силу.      Важнейшей проблемой общественно-культурной жизни этих лет стали взаимоотношения интеллигенции и народа. Многие из деятелей культуры осознавали и глубоко переживали тот факт, что в жизни происходило расхождение, непонимание этих двух сил русского общества. В общественно-культурной широко среде обсуждался вопрос о деятельности и роли интеллигенции в годы революции, о ее отношении к революционным событиям.

К НАЧАЛУ ТЕМЫ