Ф. Ницше об аполлоническом и дионисическом началах в культуре
В 1872 году вышла первая значительная работа Ницше "Рождение трагедии из духа музыки", в которой идет речь о двух основах и силах человеческого духа. Первую олицетворяет греческий бог Дионис, праздники которого отличались беспредельным восторженным буйством толпы. В дионисических оргиях, по мнению Ницше, утверждала себя та самая Мировая Воля, о которой впервые заговорил Шопенгауэр. И утверждала она себя не только через всеобщее опьянение, естественное на празднике бога виноделия, но и посредством дисгармоничной вакхической музыки, ввергающей человека в экстатическое состояние. Противоположное начало было представлено в пластических искусствах Греции, символом которых стал бог Аполлон. Здесь буйство сдерживалось гармонией, безграничности противостояла ясность форм, народной стихии - человеческая индивидуальность. Склоняясь в пользу Аполлона, греческая культура, по мнению Ницше, осуждала любую чрезмерность. Необузданные титаны в греческой мифологии были побеждены олимпийскими богами, которые, покарали Прометея за чрезмерную любовь к людям, а царя Эдипа - за чрезмерные познания и действия во имя своего спасения. Напряженное сочетание этих двух начал породило, согласно Ницше, греческую трагедию, в которой соединились холод и пламя, страх и радость, мысли и аффекты, народный хор и герой. Античная трагедия, с его точки зрения, явила нам идеал искусства, но ее век был недолгим. После Сократа стремление к рациональности и гармонии становится преобладающим в европейской культуре. А в результате в "романской цивилизации" побеждает "теоретический человек". Его наука расчленяет жизненную стихию на части, а искусство порождает такое явление, как опера, в которой музыка - служанка, а текст - господин. В результате здесь потрясение творческим гением заменяется на наслаждение техникой пения. Выход из сложившейся ситуации в этой ранней работе Ницше видит в возрождении немецкого народного духа, к чему в свое время призывали романтики. В этом духе безусловно присутствует дионисическое начало. "Пришлось бы горько отчаяться в сущности и нашего немецкого народа, - пишет он, - если бы он уже был в такой же степени неразрывно спутан со своей культурой и даже слит с ней воедино, как мы это, к нашему ужасу, можем наблюдать в цивилизованной Франции..."16. Но то, что когда-то казалось достижением французов, отмечает Ницше, сегодня уже выглядит как их недостаток. "И все наши надежды в страстном порыве устремлены скорее к тому, чтобы убедиться, какая чудная, внутренне здоровая и первобытная сила еще скрывается под этой беспокойно мечущейся культурной жизнью, под этими судорогами образования..."17. Итак, поворотный пункт у Ницше уже намечен. Им становится классическая Греция, где началось преобладание аполлонического начала в европейской культуре. И чтобы вернуться к равновесию двух начал, о котором он с восторгом говорит в финале работы, нужно открыть дорогу дионисийству, представленному, как считал Ницше, опять же в творчестве композитора Р. Вагнера. В "Рождении трагедии из духа музыки" Ницше лишь вскользь упоминает о Востоке, где дионисическое начало также имело место. Принципиально иным предстает Восток в прославившем Ницше произведении "Так говорил Заратустра"(1883-1885), в котором Восток оказывается родиной Сверхчеловека. Здесь европейской цивилизации противопоставлено не ее же собственное прошлое в виде классической Греции, а иная восточная культура, которая, тем не менее, имеет с Западом общие корни. Именно Восток, олицетворяемый пророком Заратустрой, оказывается в этом произведении носителем дионисического начала. Причем, в отличие от Гегеля, Ницше уверен, что Восток сохранил верность лучшему началу в культуре, в то время как Запад развивал в себе ее худшие и тупиковые черты. Но "Так говорил Заратустра" предлагает нам не только новый взгляд на соотношение культур. В этом произведении содержится иная оценка индивидуализма, который в первой работе Ницше был отнесен к аполлоническому началу в культуре с его стремлением к разграничению всего и вся в природном и человеческом мире. Критика принципа индивидуации в "Так говорил Заратустра" сменяется гимнами в честь гордого одиночки с его своеволием и себялюбием. Оставаясь поклонником естественности и стихийности первобытной жизни, Ницше парадоксальным образом сочетает их с творческой гениальностью, индивидуализмом и субъективизмом. И этот парадокс будет сопровождать последователей Ницше на протяжении всего XX века.
К НАЧАЛУ ПУНКТА
- Теория культуры Тема 1. Место культурологии в системе знаний
- 1.1. От обыденных представлений к теоретическому пониманию культуры
- От античного к средневековому взгляду на культуру
- Культура и культ в понимании христианских богословов
- Культура с точки зрения Возрождения и Просвещения
- И. Кант и основы классического понимания культуры
- 1.2. Формирование культурологии как науки
- Э.Б.Тайлор и контуры позитивнонаучного подхода к культуре
- Л.А. Уайт как "отец" науки культурологии
- Кто оказал влияние на позицию л.А Уайта?
- Г.В.Ф. Гегель о взаимоотношениях Востока и Запада
- А. Шопенгауэр о противостоянии западной и восточной культуры
- Ф. Ницше: естество выше культуры
- Ф. Ницше об аполлоническом и дионисическом началах в культуре
- Критика Ницше западной цивилизации
- Фрейдизм о культуре как "сублимации" натуры
- Проблема культуры у последователя Фрейда к.Г. Юнга
- Фрейдомарксизм э. Фромма
- Постмодерн как проект "раскультуривания" человека
- О парадоксах понятий "модерн" и "постмодерн"
- О двух трактовках "модерна"
- Р. Барт: культура и "письмо"
- Ж. Делез: тело вместо идеи
- Ж. Делез: цинизм против нравственного закона
- 1.4. О предмете и методе современной культурологии
- Неокантианцы против Дильтея: спор о предмете и методе "наук о духе"
- Герменевтика в. Дильтея
- Современная культурология: на стыке методологий
- Общая классификация подходов в культурологии
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 2. Проблема сущности культуры
- 2.1. Культура как "вторая природа"
- "Хитрость разума" как начало культуры
- Границы мира культуры и соотношение культуры и натуры
- 2.2. Культура как "неорганическое тело" человека
- "Неорганическое тело" человека и проблема антропогенеза
- "Русские космисты" о новых путях эволюции
- Культура и "второе рождение" человека
- О формировании способностей
- Различие между материальной и духовной культурой
- О противоречиях материального и идеального в культуре
- 2.3. Культура и цивилизация
- Рождение понятия "цивилизация" в эпоху Просвещения
- О "культурно-исторических типах" н. Данилевского
- Соотношение культуры и цивилизации в учении о.Шпенглера
- Уроки о. Шпенглера
- Запад и Восток как столкновение цивилизаций
- На пути к единой мировой культуре
- 2.4. Феномен культурной идентичности
- О формах коллективной идентичности (от этноса к нации)
- Нация и своеобразие национальной идентичности
- Национальная идентичность и судьба России
- Парадоксы индивидуальной идентификации (прошлое и современность)
- Космополитизм и культурно-исторические истоки нацизма
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 3. Субъект культуры
- 3.1 Культура как творчество
- Творчество в свете опредмечивания и распредмечивания
- Способы со-творчества в культуре
- "Онтология культур" как антипод историзма
- Проблема творчества и разделение труда
- 3.2. Исторические типы трансляции культуры
- О своеобразии дописьменной культуры
- Трансляция книжной культуры
- О социальных последствиях книжной культуры
- Экранная культура и ее перспективы
- 3.3. О творце культуры
- Путь от анонимного к индивидуальному субъекту культуры
- Вклад Древней Греции в формирования индивидуального субъекта
- Творец культуры - народ или личность?
- Место древнегреческой трагедии в формировании личного выбора
- Индивидуальный субъект и афинская демократия
- Историческая культурология Тема 1. Традиционные общества
- 1.1. Особенности первобытной культуры
- 1.2. Цивилизация Древнего Египта
- 1.3. Цивилизация древней Месопотамии
- 1.4. Древнеиндийские цивилизации
- Типы храмового зодчества в индии
- 1.5. Древнекитайская цивилизация
- 1.6. Древнеяпонская цивилизация
- Выводы:
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 2. Античность как тип культуры
- 2.1. Древнегреческий этап античной культуры
- Материальная культура Древней Греции
- Социально-политическая культура Древней Греции
- Духовная культура Древней Греции
- 2.2. Эллинистический этап античной культуры
- Материально-культурное развитие в эпоху эллинизма
- Социально-политическое развитие в эпоху эллинизма
- Духовная жизнь в эпоху эллинизма
- 2.3. Римский период в развитии античной культуры
- Материально-культурное развитие Древнего Рима
- Социально-политическая культура Древнего Рима
- Духовная жизнь древнего Рима
- Выводы:
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 3. Средневековая европа
- 3.1. Материально-культурное развитие Западной Европы
- 3.2. Социально-политическая культура средневековой Европы
- 3.3. Духовная культура средневековой Европы
- Выводы:
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 4. Византия
- 4.1. Материальная культура Византии
- 4.2. Социально-политическая культура Византии
- 4.3. Духовная культура Византии
- Выводы:
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 5. "рождение запада"
- 5.1. Материально-культурное развитие Западной Европы
- 5.2. Социально-политическая культура европейских стран
- 5.3. Духовная культура Нового времени
- Выводы:
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 6. "модерн": от рассвета к кризису
- 6.1. Материально-культурное развитие Западной Европы
- 6.2. Социально-политическая культура в Новейшее время
- 6.3. Духовная культура европейских стран
- Выводы:
- Список рекомендуемой литературы
- Отечественная культура Тема 1. Геополитические характеристики русской культуры
- 1.1. Противоречия русской культуры
- 1.2. Природно-антропологические факторы и развитие отечественной культуры
- Лес как природный фактор формирования культуры
- Степь как одна из стихий русской природы
- Славянские реки и формирование культуры
- Культурное значение равнинного ландшафта
- Русские ученые о роли природного фактора
- 1.3. Духовные и социально-политические факторы
- Социально-политические факторы
- 1.4. Геополитические, этнографические, лингвистические факторы
- Геополитические факторы
- Норманисты и антинорманисты об истоках русской государственности
- Современный взгляд на проблему
- Д.Лихачев о геополитическом факторе
- Этнографические факторы
- Лингвистические и семиотические факторы
- 1.5. Западничество и славянофильство в истории русской культуры
- Славянофильство: идеи и люди
- Западничество об историческом пути России
- Противостояние западников и славянофилов и русская культура
- 1.6. Евразийцы о путях развития России
- Тема 2. Проблемы специфики социодинамики русской культуры
- 2.1. Циклический характер перемен в политической и культурной жизни России
- 2.2. Н. Бердяев о динамике русской культуры
- Дискретный характер социокультурной истории России
- 2.3. Современный взгляд на особенности социодинамики русской культуры
- Смена культурных парадигм как революционный процесс
- Социокультурные противоречия и социокультурная динамика
- 2.4. Культура периода Древней Руси
- Языческая культура древних славян
- Крещение Руси как смена культурно-исторической парадигмы
- Особенности принятия христианства
- Значение принятия христианства для Киевской Руси
- 2.5. Культура периода золотоордынского ига
- Влияние золотоордынского ига на культуру Руси
- 2.6. Культура периода Московского царства
- Образование централизованного государства
- "Москва-Третий Рим"
- Особенности духовной жизни
- Раскол как "архетипическая модель" развития России
- Особенности церковного раскола на Руси
- Раскол как фактор культурно-исторического развития
- Усложнение социокультурного развития страны
- 2.7. Русская культура в эпоху Нового времени
- Сущность преобразований Петра I
- Культура и государство в эпоху Петра
- Социокультурный смысл реформ Петра
- Старчество и сектантство как явления духовной жизни
- Социокультурные преобразования в XIX веке
- Предреформенная культура
- Пореформенная культура
- 2.8. Культурное развитие России в новейшее время
- Зарождение советской культуры
- Культура 30-х годов: начало тоталитаризма
- Культурная ситуация второй половины XX века
- Современный период в развитии отечественной культуры
- 2.9. Противоречия социокультурного развития современной России
- Межконфессиональные противоречия современного социокультурного пространства
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 3. Православие и русская православная церковь в истории отечественной культуры
- 3.1. Крещение Руси - момент культурно-исторического выбора
- Предпосылки принятия Русью христианства
- Причины принятия восточного христианства
- Значение принятия христианства для отечественной культуры
- 3.2. Социокультурное своеобразие восточного христианства
- 3.3. Государство и церковь в истории России
- Особенности отношений церкви и государства в восточном христианстве
- Православие и особенности духовной культуры
- 3.4. Святые и святость Древней Руси
- Сущность понятия "святость"
- Святость в православии
- Культ святых и духовная культура
- Особенности канонизации святых в православии
- Типы святости в русской православной церкви
- Культ юродивых как принадлежность православия
- 3.5. Раскол как социокультурный конфликт
- 3.6. Православие в Российской империи
- Социокультурный смысл церковной реформы Петра I
- Православная церковь в конце XVIII- XIX веках
- 3.7. Особенности русской религиозной философии
- Основные черты русской религиозной философии
- Основные представители русской религиозной философии
- Важнейшие представители русской религиозной философии
- 3.8. Православная церковь и армия
- 3.9. Русское православие в XX веке
- Православие и Февральская революция
- Положение церкви после Октября 1917 года
- Православная церковь в первые годы Советской власти
- Православная церковь в середине хх века
- Положение церкви в конце хх века
- 3.10. Православие в современной России
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 4. Самодержавие как феномен русской культуры
- 4.1. Христианство и самодержавие как элементы культуры
- 4.2. Централизованная власть как общественный идеал в истории России
- 4.3. Истоки российского самодержавия
- 4.4. Становление русского самодержавия
- 4.5. Российское самодержавие в XVII веке
- 4.6. Абсолютизм - высшая форма российского самодержавия.
- 4.7. Самозванцы и самодержавие в России
- 4.8. Социокультурный смысл русского самодержавия
- Важнейшие термины и понятия
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 5. Интеллигенция и культура россии
- 5.1. Интеллигенция: сущность и социальная природа
- 5.2. Основные функции интеллигенции
- 5.3. Интеллигенция как социокультурный феномен России
- 5.4. Взаимоотношения интеллигенции и власти
- 5.5. Интеллигенция и народ
- 5.6. Интеллигенция и революция
- 5.7. Трагедия русской интеллигенции
- 5.8. Интеллигенция в современной России
- Важнейшие термины и понятия
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 6. Русская культура и революция
- 6.1. Социокультурный ландшафт России на рубеже XIX - XX веков
- 6.2. Кризис классической культуры и "русский культурный ренессанс"
- 6.3. Русская культурологическая мысль на рубеже XIX - XX веков: критика "классических" оснований культуры
- 6.4. Культура в годы первой русской революции
- 6.5. Революция 1917 года и культура
- 6.6. Социокультурная сущность революции 1917 года
- 6.7. Своеобразие художественной культуры в эпоху русских революций.
- Важнейшие термины и понятия
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 7. Советская культура и современная россия
- 7.1. Общая оценка советской культуры
- 7.2. Советская культура в первое послеоктябрьское десятилетие
- 7.3. Культурная революция: содержание и результаты
- 7.4. Русская культура в эмиграции
- 7.5. Отечественная культура в период тоталитаризма
- 7.6. Великая Отечественная война в истории отечественной культуры
- 7.7. Послевоенная культура России
- Словарь терминов и персоналий для раздела "Историческая културология". Мировая культура Тема 1. Традиционные общества
- Тема 2. Античность как тип культуры.
- Словарь персоналий
- Тема з. Средневековая Европа
- Словарь персоналий
- Тема 4. Византия
- Словарь персоналий
- Тема 5. Рождение Запада
- Словарь персоналий
- Тема 6. "Модерн" от рассвета к кризису
- Словарь персоналий