logo
ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

Православная церковь в первые годы Советской власти

Для Русской православной церкви наступило тяжелое время. Единственное, что было разрешено, - это совершать богослужения в храме. Все остальное - обучение детей, помощь бедным и больным, церковные школы, миссионерская работа, всякое участие церкви в жизни страны - было запрещено. Епископов, священников, монахов и монахинь, да и вообще деятельных православных людей арестовывали, ссылали на тяжелые работы, в лагеря, тюрьмы. Храмы разрушались, закрывались, превращались в склады, в кинематографы или музеи атеизма.      В январе 1918 г. патриарх Тихон выпустил открытое послание, в котором он осуждал всех тех, кто преследовал веру, осквернял святыни, казнил невинных. Часть православного духовенства, учитывая сложившуюся обстановку, потребовали изменения курса церкви, лояльного отношения к власти. Это внутрицерковное движение, возглавляемое протоиереем А. Введенским (1888-1946), получило название "обновленчество". Обновленцы хотели приспособить политику церкви к новым историческим условиям. В апреле -мае 1923 г. они созвали Собор отклонившихся от остальной церкви групп "Живая церковь", "Союз общин древнеапостольской церкви" и других, "лишили" патриарха Тихона сана и высказались в поддержку Советской власти.      Учитывая сложившееся положение, руководство православной церкви приняло решение об изменении своей позиции по отношению к государству. Патриарх Тихон в июне 1923 г. обратился с заявлением к духовенству, в котором призвал, не допуская никаких компромиссов в области веры, в гражданском отношении быть искренними по отношению к Советской власти и работать на общее благо, осуждая всякую агитацию против нового государственного строя.

К НАЧАЛУ ПУНКТА